Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — обществознание
Задания
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Рез­кие из­ме­не­ния ин­фор­ма­ци­он­ной среды не могут не ока­зы­вать вли­я­ния на раз­ви­тие со­вре­мен­но­го ре­бен­ка, ста­нов­ле­ние его лич­но­сти. На­сы­щен­ная ин­фор­ма­ци­он­ная среда, воз­дей­ствуя уже с са­мо­го ран­не­го воз­рас­та, со­став­ля­ет опре­де­лен­ный фон, обо­лоч­ку, в ко­то­рой раз­ви­ва­ет­ся ре­бе­нок.

Бур­ные пе­ре­ме­ны, ко­то­рые идут во всем мире в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия, при­ве­ли к тому, что в на­чаль­ную школу при­хо­дит «новый» ре­бе­нок. Боль­шое вли­я­ние на него ока­зы­ва­ют взры­во­об­раз­ный рост ко­ли­че­ства и вы­со­кая ско­рость по­то­ка ин­фор­ма­ции. Те­ле­ви­де­ние, радио, филь­мы, пе­чат­ная про­дук­ция, ком­пью­тер­ное про­грамм­ное обес­пе­че­ние, Ин­тер­нет дают воз­мож­ность на­коп­ле­ния раз­но­об­раз­ной ин­фор­ма­ции уже в до­школь­ном и ран­нем школь­ном воз­расте. Под вли­я­ни­ем из­ме­не­ний ин­фор­ма­ци­он­ной внут­ри­се­мей­ной среды и об­ще­ства в целом дети часто быст­рее со­зре­ва­ют и по­сту­па­ют в школу с бо­га­тым ба­га­жом зна­ний.

Од­на­ко про­цесс по­ступ­ле­ния к ре­бен­ку ин­фор­ма­ции носит бес­си­стем­ный, сти­хий­ный, фраг­мен­тар­ный, не­со­от­вет­ству­ю­щий воз­рас­ту ха­рак­тер; со­дер­жа­ние по­доб­ной ин­фор­ма­ции часто про­ти­во­ре­чи­во и не­до­сто­вер­но. Осо­бен­но­сти пси­хи­ки ре­бен­ка до­школь­но­го и млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та не поз­во­ля­ют ему адек­ват­но и кри­тич­но пе­ре­ра­ба­ты­вать по­сту­па­ю­щий ин­фор­ма­ци­он­ный поток, что фор­ми­ру­ет ис­ка­жен­ную кар­ти­ну мира в дет­ском со­зна­нии. Рань­ше учи­тель был ос­нов­ным и под­час един­ствен­ным ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции, те­перь он по­те­рял это по­ло­же­ние в кон­ку­рен­ции со сред­ства­ми мас­со­вой ин­фор­ма­ции. По-преж­не­му оста­ва­ясь ис­точ­ни­ком на­деж­ных на­уч­ных фак­тов, те­перь он дол­жен на­прав­лять вни­ма­ние уче­ни­ков и на ис­поль­зо­ва­ние дру­гих средств ин­фор­ма­ции, раз­ви­вая кри­ти­че­ское от­но­ше­ние к ин­фор­ма­ции, по­сту­па­ю­щей из окру­жа­ю­щей среды.

Учи­те­ля уже не могут ра­бо­тать по-ста­ро­му, ведь на смену книж­ной ци­ви­ли­за­ции при­хо­дят элек­трон­ные ин­фор­ма­ци­он­ные сред­ства: те­ле­ви­де­ние, видео, ком­пью­те­ры, те­ле­ком­му­ни­ка­ции, муль­ти­ме­диа. Ак­тив­но раз­ви­ва­ю­щи­е­ся сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции в своих пе­ре­да­чах, осо­бен­но дет­ских, по­да­ют ин­фор­ма­цию с ис­поль­зо­ва­ни­ем спе­ци­аль­ных, очень при­вле­ка­тель­ных, кра­соч­ных ме­то­дов с целью при­влечь вни­ма­ние детей, бро­са­ют об­ра­зо­ва­нию вызов и вы­нуж­да­ют школу сде­лать пре­по­да­ва­ние и обу­че­ние ме­то­ди­че­ски и тех­ни­че­ски более бо­га­тым и раз­но­об­раз­ным, рас­ши­рять па­лит­ру ин­фор­ма­ци­он­ных, и в част­но­сти ком­пью­тер­ных, тех­но­ло­гий обу­че­ния.

 

По ма­те­ри­а­лам ра­бо­ты С. А. Ко­то­вой, О. А. Гра­ни­чи­ной, Л. Ю. Са­ви­но­вой «На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние в кон­тек­сте про­грам­мы ЮНЕ­СКО «Об­ра­зо­ва­ние для всех»: рос­сий­ское ви­де­ние», Санкт-Пе­тер­бург, 2007

Как в тек­сте оха­рак­те­ри­зо­ва­на роль учи­те­ля в не­да­ле­ком про­шлом? Как, по мне­нию ав­то­ров, из­ме­не­ния ин­фор­ма­ци­он­ной внут­ри­се­мей­ной среды и об­ще­ства в целом вли­я­ют на детей? По­че­му ав­то­ры счи­та­ют, что со­вре­мен­ные учи­те­ля не могут ра­бо­тать по-ста­ро­му?