№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Задания
Задание 22 № 8466

Какой про­цесс, ха­рак­тер­ный для раз­ви­тия граж­дан­ско­го об­ще­ства за­пад­ных стран, на­зван в тек­сте? Какое пре­пят­ствие может встре­тить­ся, по мне­нию ав­то­ра, на пути этого про­цес­са в ФРГ? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «граж­дан­ское об­ще­ство».


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Продуктивный диалог между гражданскими объединениями и властью в продвинутой форме может вести к тому, что граждане добиваются права участвовать в принятии решения по вопросам, имеющим важное общественное значение. Но получить такое право могут лишь те, кто действительно отстаивает значимые общественные, гражданские интересы, кто вступает в диалог с властью, вооружённый всей полнотой информации по интересующему и граждан, и власть вопросу, кто имеет по нему проект согласованного и реалистического решения.

Вместе с тем важно отметить, что в некоторых развитых демократических странах наметился процесс законодательного оформления гражданского участия. Так, например, принятый в ФРГ Закон «О содействии городскому планированию» устанавливает, что любые инновации в городах должны проводиться при непременном согласовании с горожанами и гражданскими объединениями с тем, чтобы не ущемлялись интересы собственников, арендаторов и пользователей (земли, домов или строений). Конечно, сам процесс согласования может быть выхолощен бюрократией или крупными предпринимателями, заинтересованными в инновациях. Но законом именно признаётся легитимность гражданского участия в этих процессах; более того, никакие новационные проекты градостроительства не утверждаются вышестоящими органами власти без соответствующей санкции гражданских организаций.

Одна из идеологем демократического общества заключается в представлении, что это – общество активных лояльных граждан, поддерживающих существующую политическую систему, имеющих право и политические средства влиять на её функционирование и принятие политических решений. В целом эта идеологема, безусловно, отражает реальность. Однако одно дело, что граждане имеют право реальным участием воздействовать на политические процессы в обществе, и другое – в какой мере они желают воспользоваться этим правом и, что более существенно, чувствуют себя компетентными им пользоваться.

Многочисленные конкретные исследования в США с убеждающим постоянством показывают, что большинство граждан довольствуется сознанием, что они могут воздействовать на политические решения, но мало, кто действительно стремится оказывать такое воздействие. Так, если взять такую форму гражданского участия, как голосование на выборах, то индивидуально-типические мотивы электорального поведения весьма вариативны. Скорее голосуют те, кто чувствует себя более укоренённым в обществе и в местном сообществе и реже голосуют люди со слабой социальной или локальной идентификацией, молодёжь, безработные, работники неквалифицированного труда, малообразованные.

(По Р. Г. Апресяну)

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) Ответ на пер­вый во­прос:

— про­цесс за­ко­но­да­тель­но­го оформ­ле­ния граж­дан­ско­го уча­стия.

2) Ответ на вто­рой во­прос:

— про­цесс со­гла­со­ва­ния может быть вы­хо­ло­щен бю­ро­кра­ти­ей или круп­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми в ин­но­ва­ци­ях.

3) Объ­яс­нен смысл по­ня­тия, на­при­мер:

— граж­дан­ское об­ще­ство — со­во­куп­ность не­го­су­дар­ствен­ных об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, вы­ра­жа­ю­щих раз­но­об­раз­ные част­ные (ин­ди­ви­ду­аль­ные и груп­по­вые) ин­те­ре­сы и по­треб­но­сти граж­дан в раз­лич­ных сфе­рах жизни.

· ·