№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Задания
Задание 23 № 9406

Какие функ­ции кон­ку­рен­ции рас­смот­рел автор? Ука­жи­те две функ­ции и про­ил­лю­стри­руй­те ре­а­ли­за­цию каж­дой из них кон­крет­ным при­ме­ром.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Своеобразие конкуренции заключается в том, что в конкретных ситуациях, когда она значима, её действие не может быть проверено, а может быть лишь засвидетельствовано тем фактом, что рынок будет выигрывать при сравнении с любыми альтернативными социальными механизмами.

Какие блага являются редкими или какие предметы являются благами? И какова их редкость или ценность? Именно это и призвана выявлять конкуренция. Предварительные результаты рыночного процесса на каждой отдельной стадии указывают индивидуумам направление поиска. Чтобы использовать знания, широко рассеянные в обществе с развитым разделением труда, недостаточно полагаться на людей, которым досконально известно, на какие конкретные цели могут быть употреблены хорошо знакомые предметы из их привычного окружения. Какая именно информация относительно предлагаемых рынком разнообразных товаров и услуг может представлять интерес, подсказывают индивидуумам цены. Это означает, что рынок находит применение личным знаниям и умениям, образующим всегда уникальные в том или ином отношении индивидуальные сочетания и основанным не только и даже не столько на усвоении таких фактов, которые можно было бы перечислить и сообщить по требованию некоей власти.

В прямом смысле слова «хозяйство» — это организация или социальное устройство, где некто сознательно размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. В создаваемом рынком спонтанном порядке ничего этого нет: он функционирует принципиально иначе, чем собственно «хозяйство». Он отличается, в частности, тем, что не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка. В самом деле, весь социализм есть не что иное, как требование превратить рыночный порядок в «хозяйство» в узком смысле, в котором общая шкала приоритетов определяла бы, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие — нет.

С этим социалистическим замыслом сопряжены трудности двоякого рода. Как и в любой сознательной организации, проект собственно «хозяйства» может отражать только знания самого организатора, а все участники такого, понимаемого как сознательная организация, «хозяйства» должны руководствоваться в своих действиях единой иерархией целей, которой оно подчинено. Соответственно, у спонтанного рыночного порядка есть два преимущества. В нём используются знания всех его членов. Цели, которым он служит, являются частными целями индивидуумов во всём их разнообразии и противоречивости.

Решающее значение для понимания функционирования рыночного порядка имеет то обстоятельство, что высокая степень совпадения ожиданий с реальностью прямо зависит от систематического расхождения с нею у определённой их части. Но взаимоприспособление планов — не единственное достижение рынка. Он гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.

Если даже в высокоразвитых экономических системах конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям, то в ещё большей степени это справедливо по отношению к неразвитым обществам.

 

(Ф. А. фон Хайек)

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать функ­ции и со­от­вет­ству­ю­щие при­ме­ры:

1) опре­де­ле­ние цен­но­сти эко­но­ми­че­ских благ (на­при­мер, на рынке труда наи­бо­лее вос­тре­бо­ва­ны пред­ста­ви­те­ли ра­бо­чих про­фес­сий, а спе­ци­а­ли­стам с юри­ди­че­ским и эко­но­ми­че­ским об­ра­зо­ва­ни­ем труд­но найти ра­бо­ту);

2) поиск не­ис­поль­зо­ван­ных воз­мож­но­стей (на­при­мер, пред­при­ни­ма­тель про­ана­ли­зи­ро­вал рынок услуг быст­ро­го пи­та­ния в го­ро­де М., уста­но­вил, что боль­шин­ство пред­при­я­тий пред­ла­га­ют блюда аме­ри­кан­ской, ки­тай­ской и ита­льян­ской кухни, и от­крыл сеть за­ку­соч­ных c блю­да­ми рус­ской кухни).

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие при­ме­ры

· · Видеокурс ·