№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Социальные отношения
1.

К какой тен­ден­ции раз­ви­тия меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний можно от­не­сти про­ве­де­ние меж­ду­на­род­но­го фе­сти­ва­ля мо­ло­де­жи? При­ве­ди­те любые два дру­гих при­ме­ра этой тен­ден­ции раз­ви­тия меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

2.

После окон­ча­ния тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа мо­ло­дой че­ло­век устро­ил­ся кон­суль­тан­том в фирму по про­из­вод­ству ком­пью­те­ров. Спу­стя не­ко­то­рое время он по­сту­пил на курсы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции. Из­ме­не­ния про­изо­шли и в его лич­ной жизни: он же­нил­ся на до­че­ри со­вла­дель­ца ком­па­нии. За­вер­ше­ние учебы на кур­сах сов­па­ло с его на­зна­че­ни­ем глав­ным ме­не­дже­ром пред­при­я­тия. Ил­лю­стра­ци­ей ка­ко­го со­ци­аль­но­го про­цес­са может слу­жить дан­ный сюжет? Какие фак­то­ры сыг­ра­ли здесь ре­ша­ю­щую роль? (Ука­жи­те два фак­то­ра). Как они на­зы­ва­ют­ся в со­цио­ло­гии?

3.

Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.

4.

Воз­ник­шая в глу­бо­кой древ­но­сти семья пер­во­на­чаль­но со­сре­до­то­чи­ва­ла в себе все ос­нов­ные функ­ции по обес­пе­че­нию жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка. По­сте­пен­но она стала раз­де­лять свои от­дель­ные функ­ции с дру­ги­ми ин­сти­ту­та­ми об­ще­ства. Ука­жи­те три такие функ­ции. На­зо­ви­те со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ко­то­рые стали их вы­пол­нять.

5.

В одной из се­ве­ро­аф­ри­кан­ских стран на­чал­ся во­ору­жен­ный кон­фликт между вла­стью и оп­по­зи­ци­ей. Мно­гие мир­ные жи­те­ли из опа­се­ния за свою жизнь по­ки­ну­ли свои дома и на­ча­ли по­ки­дать стра­ну, по­пол­няя ла­ге­ря бе­жен­цев в со­сед­них стра­нах, ста­ра­ясь до­брать­ся до Ев­ро­пы, найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти.

Какое со­ци­аль­ное яв­ле­ние пред­став­ля­ет дан­ный при­мер?

Ука­жи­те две ха­рак­те­ри­зу­ю­щие его, при­ме­ни­тель­но к дан­но­му при­ме­ру, раз­но­вид­но­сти. Объ­яс­ни­те Ваш выбор.

6.

В одном из учеб­ни­ков это яв­ле­ние рас­кры­ва­ет­ся так: «Со­во­куп­ность средств и приёмов, с по­мо­щью ко­то­рых об­ще­ство га­ран­ти­ру­ет, что по­ве­де­ние его чле­нов, от­дель­ных субъ­ек­тов управ­ле­ния, со­ци­аль­ных групп будет осу­ществ­лять­ся в со­от­вет­ствии с уста­нов­лен­ны­ми об­ще­ствен­ны­ми нор­ма­ми и цен­но­стя­ми». На­зо­ви­те со­ци­аль­ное яв­ле­ние, о ко­то­ром го­во­рит­ся в тек­сте. Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, при­ве­ди­те два его эле­мен­та и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром один (любой) из них.

 

7.

В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.

8.

В одном из учеб­ни­ков это яв­ле­ние рас­кры­ва­ет­ся так: «Со­во­куп­ность средств и приёмов, с по­мо­щью ко­то­рых об­ще­ство га­ран­ти­ру­ет, что по­ве­де­ние его чле­нов, от­дель­ных субъ­ек­тов управ­ле­ния, со­ци­аль­ных групп будет осу­ществ­лять­ся в со­от­вет­ствии с уста­нов­лен­ны­ми об­ще­ствен­ны­ми нор­ма­ми и цен­но­стя­ми». На­зо­ви­те со­ци­аль­ное яв­ле­ние, о ко­то­ром го­во­рит­ся в тек­сте. Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, при­ве­ди­те два его эле­мен­та и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром один (любой) из них.

9.

В стра­не Н. со­хра­нил­ся ста­рин­ный сва­деб­ный обы­чай упла­ты ка­лы­ма за не­ве­сту. Как пра­ви­ло, ре­ше­ние о за­клю­че­нии брака при­ни­ма­ет­ся ро­ди­те­ля­ми же­ни­ха и не­ве­сты, а сами мо­ло­дые люди впер­вые могут уви­деть друг друга толь­ко на сва­дьбе. Жен­щи­на пе­ре­ез­жа­ет в дом мужа, не имея воз­мож­но­сти в даль­ней­шем стро­ить ка­рье­ру, по­лу­чать об­ра­зо­ва­ние.

К ка­ко­му типу семьи от­но­сит­ся дан­ная семья? Обос­нуй­те свой ответ. На­зо­ви­те любые две ха­рак­тер­ные черты семьи, при­ведённой в за­да­нии.

10.

Ан­глий­ский со­цио­лог Эн­то­ни Гид­денс это яв­ле­ние опре­де­ля­ет как про­цесс обу­че­ния и вос­пи­та­ния, в ходе ко­то­ро­го бес­по­мощ­ный мла­де­нец по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в об­ла­да­ю­щее са­мо­со­зна­ни­ем ра­зум­ное су­ще­ство, по­ни­ма­ю­щее суть куль­ту­ры, в ко­то­рой он ро­дил­ся. На­зо­ви­те со­ци­аль­ное яв­ле­ние, смысл ко­то­ро­го рас­крыл Э. Гид­денс. Ука­жи­те любые два субъ­ек­та, ока­зы­ва­ю­щих наи­боль­шее вли­я­ние на этот про­цесс и вли­я­ние од­но­го из них про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром.

11.

При устрой­стве на ра­бо­ту граж­дан­ка А. за­пол­ня­ла анкету, в ко­то­рой указала, что она спе­ци­а­лист с выс­шим образованием, про­ис­хо­дит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. На­зо­ви­те один пред­пи­сан­ный и два до­стиг­ну­тых ста­ту­са граж­дан­ки А., ко­то­рые она от­ме­ти­ла в анкете. На при­ме­ре од­но­го из на­зван­ных до­стиг­ну­тых ста­ту­сов ука­жи­те ста­тус­ные права и обязанности.

12.

Театральная ак­три­са дол­гое время не могла найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти и вы­нуж­де­на была стать офи­ци­ант­кой в кафе. Здесь её за­ме­тил из­вест­ный режиссёр и при­гла­сил на глав­ную роль в своём новом фильме, став­шем впо­след­ствии очень популярным. О каком со­ци­аль­ном про­цес­се сви­де­тель­ству­ют приведённые факты? Какие два вида этого про­цес­са нашли от­ра­же­ние в этом примере? Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из них приведёнными в усло­вии за­да­ния фактами.

13.

В семье Н. нет чёткого раз­де­ле­ния до­маш­них обя­зан­но­стей на муж­ские и жен­ские. Если муж при­хо­дит домой рань­ше жены, то он го­то­вит ужин, кор­мит детей, укла­ды­ва­ет их спать. Каж­дый вечер все члены семьи со­би­ра­ют­ся вме­сте, рас­ска­зы­ва­ют о со­бы­ти­ях дня, об­суж­да­ют воз­ник­шие про­бле­мы. К ка­ко­му типу можно от­не­сти семью Н.? Ука­жи­те два при­зна­ка, по ко­то­рым Вы это опре­де­ли­ли, и на­зо­ви­те любой при­знак семьи этого типа, не ука­зан­ный в усло­вии за­да­ния.

14.

В семье Н. нет чёткого раз­де­ле­ния до­маш­них обя­зан­но­стей на муж­ские и жен­ские. Если муж при­хо­дит домой рань­ше жены, то он го­то­вит ужин, кор­мит детей, укла­ды­ва­ет их спать. Каж­дый вечер все члены семьи со­би­ра­ют­ся вме­сте, рас­ска­зы­ва­ют о со­бы­ти­ях дня, об­суж­да­ют воз­ник­шие про­бле­мы. К ка­ко­му типу можно от­не­сти семью Н.? Ука­жи­те два при­зна­ка, по ко­то­рым Вы это опре­де­ли­ли, и на­зо­ви­те любой при­знак семьи этого типа, не ука­зан­ный в усло­вии за­да­ния.

15.

Семья Ру­са­ко­вых живет в де­рев­не. Муж ра­бо­та­ет на соб­ствен­ной ферме, ему по­мо­га­ют стар­шие сы­но­вья. Жена за­ни­ма­ет­ся ве­де­ни­ем до­маш­не­го хо­зяй­ства и вос­пи­та­ни­ем детей. Если жене не­об­хо­ди­мо от­лу­чить­ся в город, то муж за­ни­ма­ет­ся до­маш­ни­ми де­ла­ми и по­мо­га­ет детям с уче­бой. Если мужу не­об­хо­ди­мо от­лу­чить­ся в город, то жена берет на себя управ­ле­ние фер­мой.

Со­глас­но опи­са­нию, ука­жи­те тип семьи Ру­са­ко­вых и два при­зна­ка, по ко­то­рым Вы это опре­де­ли­ли. Ука­жи­те еще один при­знак дан­но­го типа семьи.

16.

В го­су­дар­стве N. семья А. со­сто­ит из мужа, жены и двух детей. у них есть не­боль­шая се­мей­ная фирма, де­ла­ми на ко­то­рой су­пру­ги за­ни­ма­ют­ся вме­сте, но боль­шую часть ра­бо­ты ведет муж, так как жена за­ни­ма­ет­ся еще и се­мьей и вос­пи­та­ни­ем детей. Но если муж уез­жа­ет по делам в бли­жай­ший го­ро­док, жена берёт на себя его обя­зан­но­сти.

Когда жене не­об­хо­ди­мо уехать, муж берёт на себя обя­зан­но­сти жены, по­мо­га­ет детям с уро­ка­ми.

Опре­де­лить и на­пи­сать тип дан­ной семьи, вы­пи­сать из тек­ста за­дач­ки два ее при­зна­ка, до­пол­нить еще один при­знак.

17.

Ар­ка­дий пред­ло­жил Егору свою по­мощь с ре­мон­том квар­ти­ры, но был вы­нуж­ден уехать в ко­ман­ди­ров­ку. Егор оби­дел­ся и не от­ве­чал на те­ле­фон­ные звон­ки. Дру­зья тя­же­ло пе­ре­жи­ва­ли слу­чив­ше­е­ся. Какой спо­соб по­ве­де­ния B меж­лич­ност­ном кон­флик­те ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер? Объ­яс­ни­те, по­че­му этот спо­соб нель­зя на­звать эф­фек­тив­ным. Каков, по Ва­ше­му мне­нию, наи­бо­лее эф­фек­тив­ный спо­соб раз­ре­ше­ния этого кон­флик­та?

18.

В по­пу­ляр­ном ток-шоу об­суж­дал­ся кри­зис семьи в со­вре­мен­ном об­ще­стве. В част­но­сти про­зву­ча­ло мне­ние, что для укреп­ле­ния семьи и брака сле­ду­ет пре­дель­но услож­нить про­це­ду­ру рас­тор­же­ния брака. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, пред­по­ло­жи­те, ка­ко­вы плюсы и ми­ну­сы такой си­ту­а­ции (при­ве­ди­те два плюса и два

ми­ну­са).

19.

В по­пу­ляр­ном ток-шоу об­суж­да­лась тема за­ня­то­сти жен­щин в сфере об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства. В част­но­сти, было вы­ска­за­но мне­ние, что есть сферы де­я­тель­но­сти, в ко­то­рых жен­ский труд в прин­ци­пе не дол­жен ис­поль­зо­вать­ся. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те по два воз­мож­ных ар­гу­мен­та сто­рон­ни­ков и про­тив­ни­ков этого мне­ния.

20.

При­ня­тие в 1722 г. Та­бе­ли о ран­гах на­нес­ло по­след­ний удар по пе­ре­жит­кам мест­ни­че­ства и при­ве­ло к тому, что дво­рян­ство пе­ре­ста­ло быть за­мкну­тым со­сло­ви­ем. Любой про­сто­лю­дин, до­слу­жив­ший­ся до офи­цер­ско­го чина в армии или до чина кол­леж­ско­го асес­со­ра на граж­дан­ской служ­бе, по­лу­чал потом­ствен­ное дво­рян­ство. Среди бли­жай­ших спо­движ­ни­ков Петра Ве­ли­ко­го было не­ма­ло людей весь­ма низ­ко­го про­ис­хож­де­ния: А.Д. Мен­ши­ков, П.И. Ягу­жин­ский, П.П. Ша­фи­ров. Вче­раш­ние кре­стья­не, по­по­ви­чи, дети ма­сте­ро­вых ста­но­ви­лись кня­зья­ми, ба­ро­на­ми, гра­фа­ми. К 1725 г. среди офи­це­ров более 30 % имели нед­во­рян­ское про­ис­хож­де­ние. На­про­тив, мно­гие от­прыс­ки знат­ных родов, не найдя себе до­стой­но­го места в новой си­сте­ме рас­пре­де­ле­ния вла­сти и ре­сур­сов, бед­не­ли, не­ко­гда бле­стя­щие фа­ми­лии на­все­гда ис­че­за­ли из при­двор­но­го мира. К 1850 г. каж­дый четвёртый кня­же­ский род утра­тил свой титул, на­про­тив, дво­рян­ское до­сто­ин­ство по­лу­чи­ли более 120 тысяч че­ло­век из дру­гих со­сло­вий. Указ о еди­но­на­сле­дии при­во­дил к об­ра­зо­ва­нию про­слой­ки бес­по­мест­ных дво­рян­ских детей, мно­гие из ко­то­рых были не в со­сто­я­нии до­стой­но обес­пе­чить себя и, чтобы по­пра­вить своё по­ло­же­ние, же­ни­лись на ку­пе­че­ских до­че­рях. Спу­стя сто­ле­тие рус­ское дво­рян­ство пред­став­ля­ло собой при­чуд­ли­вую смесь по­том­ков дер­жав­ных кня­зей, бояр и слу­жи­лых людей с одной сто­ро­ны и от­прыс­ков куп­цов, кре­стьян, мещан, при­ход­ских свя­щен­ни­ков и ино­зем­ных ис­ка­те­лей при­клю­че­ний с дру­гой.

Какая сфера об­ще­ствен­ной жизни нашла от­ра­же­ние в тек­сте?

Какое яв­ле­ние от­ра­жа­ют при­ведённые в тек­сте дан­ные?

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те любые три кри­те­рия клас­си­фи­ка­ции со­ци­аль­ных групп.

21.

В 2010 г. из об­ще­го числа се­мей­ных до­мо­хо­зяйств в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции 52% при­хо­ди­лось на семьи, со­сто­я­щие из двух су­пру­гов и их детей либо толь­ко двух су­пру­гов, 17% — на семьи, со­сто­я­щие из обоих су­пру­гов, их детей и ро­ди­те­лей су­пру­гов, 15,4% — на семьи с одним ро­ди­те­лем и детьми, 5,6% со­став­ля­ли се­мей­ные до­мо­хо­зяй­ства, в ко­то­рые вхо­ди­ли один ро­ди­тель с детьми, а также его ро­ди­те­ли(-ль).

Какая сфера об­ще­ствен­ной жизни нашла своё от­ра­же­ние в этих ста­ти­сти­че­ских дан­ных? На ос­но­ва­нии при­ведённых дан­ных сде­лай­те вывод о том, какой тип семьи пре­об­ла­да­ет в со­вре­мен­ной Рос­сии. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те любые три кри­те­рия клас­си­фи­ка­ции семьи.

22.

На школь­ном кон­цер­те, по­свящённом го­дов­щи­не ос­но­ва­ния школы, вы­сту­пи­ли стар­ше­класс­ни­ки, ко­то­рые не­дав­но ор­га­ни­зо­ва­ли свою му­зы­каль­ную груп­пу. На кон­цер­те при­сут­ство­ва­ли уча­щи­е­ся, их ро­ди­те­ли, учи­те­ля. Они долго ап­ло­ди­ро­ва­ли ре­бя­там, вы­зы­ва­ли их на бис.

Какой со­ци­аль­ный ме­ха­низм про­явил­ся в этой си­ту­а­ции? Какой вид дан­но­го со­ци­аль­но­го яв­ле­ния отражён здесь?

На­зо­ви­те два любых со­ци­аль­ных ин­сти­ту­та, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся для осу­ществ­ле­ния дан­но­го ме­ха­низ­ма.

23.

Студент технологического вуза решил открыть собственную мастерскую по ремонту гаджетов, которая постепенно стала приносить хорошую прибыль. Через 10 лет он уже был собственником сети мастерских, однако вследствие экономического кризиса разорился и вынужден был устроиться техником в ДЭЗ.

Какое социальное явление иллюстрирует данный пример?

Назовите два вида данного явления, которое иллюстрирует данная ситуация.

Какой фактор оказал решающее влияние на ситуацию, описанную в примере?

24.

40-лет­ний Пётр за­ни­мал пост ме­не­дже­ра в одном из бан­ков. Од­на­ко, до­стиг­нув 40-летия, он решил по­ме­нять род за­ня­тий, пе­ре­ехал с семьёй в сель­скую мест­ность и за­нял­ся фер­мер­ством. Как на­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ное яв­ле­ние, опи­сан­ное в этом при­ме­ре? Какой вид этого яв­ле­ния нашёл от­ра­же­ние в опи­сан­ном при­ме­ре? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, на­зо­ви­те два любых дру­гих вида этого со­ци­аль­но­го яв­ле­ния.

25.

Семья Пет­ро­вых со­сто­ит из четырёх че­ло­век: Анна, Фёдор и двое их сы­но­вей. Су­пру­ги ра­бо­та­ют, дети учат­ся в школе. Сред­ства рас­хо­ду­ют­ся в первую оче­редь на при­об­ре­те­ние еды, одеж­ды, ле­карств, опла­ту транс­порт­ных и ком­му­наль­ных услуг. Остав­ши­е­ся сред­ства вкла­ды­ва­ют­ся на де­по­зит в банке.

Какую функ­цию семьи ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер? По­че­му семья Пет­ро­вых от­но­сит­ся к нук­ле­ар­но­му типу? Какая ин­фор­ма­ция Вам не­об­хо­ди­ма для того, чтобы уста­но­вить, яв­ля­ет­ся семья Пет­ро­вых пат­ри­ар­халь­ной или де­мо­кра­ти­че­ской? (Сфор­му­ли­руй­те два во­про­са, не­об­хо­ди­мых для по­лу­че­ния дан­ной ин­фор­ма­ции.) Ка­ко­вы ис­точ­ни­ки до­хо­дов се­мей­но­го бюд­же­та семьи Пет­ро­вых? (На­зо­ви­те два типа ис­точ­ни­ков.)

26.

15-лет­ний Саша по­спо­рил с ро­ди­те­ля­ми о том, как ему про­ве­сти бли­жай­шие вы­ход­ные. Ро­ди­те­ли на­ста­и­ва­ли на се­мей­ной по­езд­ке к род­ствен­ни­кам, Саша хотел весь день про­ве­сти с дру­зья­ми. После бур­ной дис­кус­сии было ре­ше­но, что Саша часть дня про­ве­дет с ро­ди­те­ля­ми у род­ствен­ни­ков, а потом встре­тит­ся с дру­зья­ми. На­зо­ви­те со­ци­аль­ное яв­ле­ние, ко­то­рое ил­лю­стри­ру­ет дан­ная си­ту­а­ция. Ука­жи­те спо­соб раз­ре­ше­ния, ко­то­рый был при­ме­нен

участ­ни­ка­ми дан­ной си­ту­а­ции. При­ве­ди­те ещё два любых спо­со­ба ре­ше­ния, ко­то­рые могут при­ме­нять участ­ни­ки по­доб­ной си­ту­а­ции.