№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Познание и духовная жизнь. Виды знаний, истина
1.

Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется

 

1) критерием истины

2) объективной истиной

3) относительной истиной

4) абсолютной истиной

2.

Мышление образами — обязательная составляющая познания

 

1) художественного

2) научного

3) мифологического

4) житейского

3.

Какой вид знания включает в себя законы, принципы, понятия, концепции?

 

1) повседневный опыт

2) теоретические знания

3) народная мудрость

4) художественный образ

4.

Относительная истина — это знание

 

1) ложное

2) неполное

3) непроверенное

4) необоснованное

5.

Какой вид знания представляет собой своеобразный свод рецептов поведения, выработанных жизнью многих поколений?

 

1) повседневный опыт

2) теоретические знания

3) народная мудрость

4) художественный образ

6.

Абсолютная истина, в отличие от относительной

 

1) добывается только научным путем

2) является исчерпывающим знанием о предмете

3) требует усилий для своего понимания

4) содержит объективное знание о предмете

7.

Истинное знание отличается от ложного тем, что оно

 

1) опирается на здравый смысл

2) использует понятия и суждения

3) создается в результате познавательной деятельности

4) соответствует предмету познания

8.

Несомненное, раз и навсегда установленное знание — это

 

1) научное понятие

2) относительная истина

3) народная мудрость

4) абсолютная истина

9.

И абсолютная, и относительная истина

 

1) содержит объективное знание о предмете

2) добывается только научным путем

3) никогда не может быть опровергнута

4) является исчерпывающим знанием о предмете

10.

Относительная истина, в отличие от абсолютной

 

1) содержит объективное знание о предмете

2) всегда опирается на здравый смысл

3) может быть со временем опровергнута

4) является результатом чувственного и рационального познания

11.

Практика как критерий истины включает

 

1) научный эксперимент

2) научные понятия

3) теоретические обобщения

4) статистические методы

12.

Истинное знание

 

1) обычно практически применимо

2) может получить только наука

3) соответствует предмету познания

4) всегда представлено в форме теории

13.

Относительную истину отличает то, что она

 

1) имеет определённые ограничения

2) не подтверждена эмпирически

3) не была теоретически обоснована

4) получена ненаучным путем

14.

Относительная истина, в отличие от абсолютной

 

1) является продуктом познавательной деятельности человека

2) включает в себя только эмпирически проверенные данные

3) отличается теоретической обоснованностью и доказательностью

4) представляет собой неполное достоверное знание

15.

Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен опытно-экспериментальным путем?

 

1) моделирование при помощи компьютера последствий высадки на Землю инопланетного корабля

2) определение степени загрязненности водоемов при помощи химического анализа проб воды

3) разработка философами-футурологами теории глобального управления современным миром

4) выдвижение астрономами гипотезы о происхождении «черных дыр» в галактиках

16.

Относительная истина представляет собой знание

 

1) недостоверное

2) ложное, ошибочное

3) достоверное, но неполное

4) разделяемое большинством

17.

Рационально-логическое познание выступает в качестве высшего этапа процесса познания человеком окружающего мира. Для него характерно

 

1) постижение на основе ощущений некоторых внешних признаков и свойств предметов и явлений

2) формирование представлений о сходных и различных внешних признаках предметов и явлений

3) проникновение в суть познаваемых предметов и явлений, установление общих закономерностей их развития

4) восприятие целостного внешнего облика предмета объективного мира и его удержание в памяти

18.

Художественное (эстетическое) познание основано на

 

1) выдвижении научных гипотез

2) обобщении данных, полученных экспериментальным путем

3) накоплении и обобщении жизненного опыта

4) отображении мира в художественных образах

19.

Знание, опирающееся на здравый смысл, повседневную практику и социальный опыт, являющееся важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей. О каком виде знаний идет речь?

 

1) художественное

2) научное

3) житейское

4) личностное

20.

Относительная истина отличается от заблуждения тем, что она

 

1) может быть получена эмпирическим путем

2) не противоречит предыдущим знаниям о познаваемом объекте

3) представляет собой достоверное знание об объекте

4) совпадает с моральными нормами, устоявшимися в обществе

21.

Относительная истина отличается от истины абсолютной тем, что

 

1) она объективна, не зависит от воли и желаний участвующих в познавательной деятельности субъектов

2) в её достижении применяются специальные научные методы и эксперименты

3) она соответствует познаваемым предметам и явлениям природного и социального миров

4) её выводы могут быть дополнены новыми данными, часть положений может устареть

22.

Опора на практический опыт и здравый смысл свойственны для познания

 

1) научного

2) эстетического

3) обыденного

4) религиозного

23.

Мышление посредством художественных образов свойственно познанию

 

1) научному

2) обыденному

3) эстетическому

4) религиозному

24.

Полное, исчерпывающее достоверное знание об объекте, которое не может быть изменено, — это

 

1) объективная истина

2) заблуждение

3) относительная истина

4) абсолютная истина

25.

Опора на здравый смысл, повседневный опыт, социальную практику является основой для познания

 

1) эстетического

2) религиозного

3) научного

4) житейского

26.

О каком характере истины свидетельствует высказывание:

 

«Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок»?

 

1) о научном

2) об абсолютном

3) об относительном

4) об очевидном

27.

Истинным можно считать лишь то знание, которое

 

1) очевидно и его нельзя представить иначе

2) достаточно для успешного ведения дел

3) основано на доверии к авторитету великих учёных

4) соответствует объекту познания

28.

Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой

 

1) теоретически обоснованное знание

2) исчерпывающее знание о предмете

3) вывод, подтверждённый историческим опытом

4) знание, меняющееся по мере развития возможностей познания

29.

Научное познание непосредственно направлено на

 

1) формирование практических навыков

2) выявление закономерностей существования и развития мира

3) раскрытие смысла жизни

4) создание новых материальных ценностей

30.

Абсолютная истина, в отличие от относительной, представляет собой

 

1) обоснованную гипотезу

2) конкретное знание

3) исчерпывающее знание

4) объективное знание

31.

Что из перечисленного характеризует теоретический уровень познания?

 

1) проведение научного эксперимента

2) описание научных фактов

3) обобщение полученных данных

4) наблюдение отдельных фактов и явлений

32.

Истинное знание, в отличие от ложного,

 

1) основывается на доверии к авторитету великих учёных

2) является результатом наблюдения

3) соответствует предмету познания

4) описывает предмет и явления

33.

Исполнение классической музыки на концерте симфонического оркестра является примером культуры

 

1) народной

2) массовой

3) элитарной

4) традиционной

34.

Гастроли передвижного цирка являются примером культуры

 

1) народной

2) массовой

3) элитарной

4) эстрадной

35.

Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, — это

 

1) факты, установленные путём наблюдений

2) знание, которое невозможно опровергнуть

3) отсутствие субъективизма в оценивании

4) выводы, полученные экспериментальным путём

36.

Исчерпывающим, окончательным знанием о предмете является

 

1) научная гипотеза

2) экспериментальный факт

3) абсолютная истина

4) критерий истины

37.

Что из перечисленного относится к формам рационального познания?

 

1) суждение

2) память

3) представление

4) ощущение

38.

Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой

 

1) теоретически обоснованное знание

2) исчерпывающее знание о предмете

3) вывод, подтверждённый историческим опытом

4) знание, меняющееся по мере развития возможностей познания

39.

Форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности

 

1) проблема

2) гипотеза

3) факт

4) теория

40.

Назовите вид знания, основанного на здравом смысле, являющегося основой повседневного поведения людей, констатирующего и описывающего факты.

 

1) житейское

2) научное

3) художественное

4) иррациональное

41.

На что направлено научное знание?

 

1) раскрытие смысла жизни

2) выработку нравственных норм

3) выявление закономерностей развития мира

4) создание материальных ценностей

42.

Какой метод получения знаний используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?

 

1) аргументация тезиса

2) построение теории

3) выдвижение гипотезы

4) осуществление эксперимента

43.

Элитарная культура, в отличие от массовой,

 

1) предполагает высокий уровень эстетической культуры потребителей

2) использует систему художественных образов

3) обладает жанровым разнообразием

4) создаётся профессионалами

44.

Что из перечисленного отличает искусство как форму (область) духовной культуры?

 

1) отражение мира в художественных образах

2) объяснение социальных явлений

3) теоретическое обоснование гипотез

4) логичность доказательств