№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 3698115

1.

Запишите словосочетание, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

 

ПОКАЗАТЕЛИСУЩНОСТЬ
Валовой внут­рен­ний продуктРыночная сто­и­мость конечной продукции, про­из­ве­ден­ной на территории одной стра­ны за определённый период времени
Вновь со­здан­ная в материальном производстве сто­и­мость на территории одной стра­ны за определённый период времени

2.

Выберите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.

3.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к первобытным религиям.

 

1) магия

2) тотемизм

3) анимизм

4) индуизм

5) иудаизм

6) фетишизм

 

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

4.

Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) использование понятий

2) логическое выведение умозаключений

3) экспериментальное подтверждение результатов

4) открытость рациональной критике любого положения

5) опора на данные опыта чувственного познания

5.

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и уров­ня­ми на­уч­но­го по­зна­ния (исследования): к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПРИЗНАКИ   УРОВНИ НАУЧНОГО

ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ)

A) доказательство положений

Б) сбор фак­тов

B) описание на­блю­да­е­мых явлений

Г) фор­му­ли­ро­ва­ние на­уч­ной про­бле­мы

Д) вы­дви­же­ние гипотез

 

1) эм­пи­ри­че­ский

2) теоретический

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГД
     

6.

Учёные изу­ча­ют со­ци­аль­ную струк­ту­ру со­вре­мен­но­го общества. Какие методы, от­ли­ча­ю­щие на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ва­тель­ной деятельности, могут ими применяться?

 

1) моделирование про­цес­сов со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции в усло­ви­ях эко­но­ми­че­ской неустойчивости

2) выдвижение и про­вер­ка ги­по­тез о на­прав­ле­ни­ях со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки по смяг­че­нию не­ра­вен­ства доходов

3) сбор ста­ти­сти­че­ских дан­ных путём анкетирования

4) разработка и ре­а­ли­за­ция ком­плек­са мер го­су­дар­ствен­ной под­держ­ки ма­ло­иму­щих семей

5) описание слу­ча­ев со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции населения

6) оценка фак­тов со­ци­аль­но­го рас­сло­е­ния об­ще­ства с по­зи­ций иде­а­лов ра­вен­ства и справедливости

7.

Выберите вер­ные суж­де­ния о на­ло­го­об­ло­же­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Пропорциональное на­ло­го­об­ло­же­ние означает, что ставка налога за­ви­сит от ве­ли­чи­ны дохода.

2) При про­пор­ци­о­наль­ном на­ло­го­об­ло­же­нии с вы­со­ких до­хо­дов взи­ма­ет­ся боль­ший процент, чем с низких.

3) При про­грес­сив­ной си­сте­ме по мере воз­рас­та­ния до­хо­да уве­ли­чи­ва­ет­ся став­ка налога.

4) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии семья с мень­ши­ми до­хо­да­ми пла­тит боль­ший про­цент от своих доходов, чем семья с вы­со­ки­ми доходами.

5) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии могут взи­мать­ся оди­на­ко­вые ставки на­ло­га со всех налогоплательщиков.

8.

Установите соответствие между примерами и видами предпринимательства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   ВИД

А) Туристическое агентство «Вояж»

реализует путёвки на морские круизы

известных круизных компаний.

Б) ООО «Гранд» оказывает услуги по

ремонту бытовой техники.

В) АО «Траст» принимает вклады от

населения и осуществляет операции

с ценными бумагами.

Г) ИП Сидоров продаёт оригинальные

запасные части для автомобилей

зарубежных марок.

Д) Фермерское хозяйство «Колосок»

выращивает помидоры, перерабатывает

их и реализует консервированные

продукты на основе томатов.

 

1) производственное

2) коммерческое

3) финансовое

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

9.

Экономика страны К развивается в основном экстенсивным путём. Какие факторы из перечисленных ниже свидетельствуют об этом? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) высокая инфляция

2) в государственном бюджете увеличивается доля поступлений от продажи полезных ископаемых

3) снижение курса национальной валюты

4) рост сельскохозяйственного производства происходит за счёт ввода в оборот новых земель

5) реализация масштабной программы по внедрению достижений научно-технического прогресса в производство

6) активное привлечение дополнительной рабочей силы из других стран

10.

На рисунке отражена ситуация на рынке бытовых вентиляторов: линия спроса D переместилась в новое положение — D1 (Р — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано прежде всего с

 

1) закрытием нескольких заводов по производству вентиляторов

2) распространением кондиционеров

3) снижением налога с продаж бытовой техники

4) окончанием летнего сезона

5) снижением расходов производителей вентиляторов на рекламу

11.

Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Социальные статусы и социальные роли — элементы социального контроля.

2) Социальный контроль служит поддержанию общественной стабильности.

3) Социализация — одна из форм социального контроля.

4) Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия на индивидов, социальные группы.

5) Поведение личности в обществе находится под контролем семьи, коллег по работе или учёбе, соседей по дому и т. п.

12.

Среди разных возрастных категорий населения страны N был проведён социологический опрос на тему: «Ожидаете ли Вы улучшения своего материального положения в течение ближайших пяти лет?» Его результаты отражены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) Абсолютное большинство населения страны ожидает улучшения своего материального положения.

2) Уровень социального оптимизма наиболее высок в крупных городах.

3) Число тех, кто ожидает ухудшения своего материального положения во всех группах меньше, чем число тех, кто не ожидает изменений.

4) В сельской местности наименьшую группу составляют те, кто не ожидает изменения своего материального положения.

5) Уровень социального оптимизма в городах выше, чем в сельской местности.

13.

Выберите верные суждения о политических режимах и общественно-политических движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Любой недемократический режим характеризуется стремлением к монополизации власти и бесконтрольному её осуществлению каким-либо субъектом политики.

2) Недемократические режимы от демократического отличает наличие оппозиции.

3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека, возможностями политического участия граждан.

4) К признакам политического режима относят систему методов осуществления политической власти.

5) Политические режимы различаются в зависимости от характера использования принудительных ресурсов власти.

14.

Установите соответствие между судебными органами и их типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СУДЕБНЫЙ ОРГАН   ТИП СУДЕБНОГО ОРГАНА

А) мировые суды

Б) районные суды

В) областные суды

Г) уставные суды

Д) Верховный суд РФ

 

1) федеральные суды

2) суды субъектов федерации

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

15.

В го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет ча­стич­ный за­прет на де­я­тель­ность оппозиции. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция сви­де­тель­ству­ет о том, что в го­су­дар­стве уста­но­вил­ся ав­то­ри­тар­ный по­ли­ти­че­ский режим? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми она указана.

 

1) власть носит пуб­лич­ный характер

2) сложилась си­сте­ма пра­во­охра­ни­тель­ных органов

3) все сто­ро­ны жизни под­чи­не­ны еди­ной идеологии

4) большое вли­я­ние имеет цер­ковь как об­ще­ствен­ный институт

5) для удер­жа­ния вла­сти ис­поль­зу­ют­ся си­ло­вые структуры

6) контроль над эко­но­ми­кой пол­но­стью централизован

16.

Какие гарантии права собственности предусмотрены Конституцией Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Право частной собственности охраняется законом.

2) Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда.

3) Граждане и их объединения вправе приобретать в собственность любое имущество.

4) Право частной собственности не может быть отменено или ограничено.

5) Право наследования гарантируется.

17.

Выберите верные суждения о правах работника и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) возмещение вреда, причинённого работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей

2) обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами

3) разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров

4) выполнение установленных норм труда

5) соблюдение требований по охране труда и обеспечению безопасности труда

18.

Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

  ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

А) хозяйственные общества

Б) производственные кооперативы

В) муниципальные унитарные предприятия

Г) общественные фонды

Д) религиозные организации

 

1) коммерческие

2) некоммерческие

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквам:

AБВГД
     

19.

Супруги Екатерина и Пётр не заключали брачный договор и при расторжении брака не достигли согласия по поводу раздела имущества. Суд довёл до их сведения, что они могут руководствоваться законным режимом имущества супругов. Какие из приведённых положений соответствуют данному виду режима собственности супругов? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) Совместной собственностью супругов является имущество, нажитое ими во время брака (общее имущество супругов), к которому относятся доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности.

2) Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является совместной собственностью.

3) Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счёт общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества.

4) Общим имуществом супругов являются также приобретённые за счёт общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, доли в капитале коммерческих организаций.

5) Допускается совершение сделки одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов вопреки воле другого супруга.

6) Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), в том числе драгоценности и другие предметы роскоши, хотя и приобретённые в период брака за счёт общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

20.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму

организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие — о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) общество2) разум3) правовое
4) прогресс5) цивилизация6) мораль
7) искусство8) техника9) регресс

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

AБВГДЕ
      

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса
21.

От чего, по мнению автора, зависит социализация в содержательном и формальном плане? Что автор считает социализацией в формальном плане?


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.

 

Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

 

В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.

 

Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.

 

Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.

 

В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.

 

 

(Г.Г. Кириленко)

22.

В чем автор видит проявление стандартизации процесса социализации в традиционном обществе? Какой механизм социализации был для этого общества важнейшим? Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «социализация».


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.

 

Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

 

В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.

 

Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.

 

Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.

 

В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.

 

 

(Г.Г. Кириленко)

23.

Чем отличаются механизмы современной социализации от социализации, существовавшей в традиционном обществе? С опорой на текст, знания курса и социальный опыт укажите три отличия.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.

 

Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

 

В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.

 

Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.

 

Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.

 

В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.

 

 

(Г.Г. Кириленко)

24.

Автор пишет: «Процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида». С опорой на знания и социальный опыт конкретизируйте это суждение с помощью трех примеров особенностей социализации представителей различных социальных групп.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.

 

Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

 

В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.

 

Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.

 

Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.

 

В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.

 

 

(Г.Г. Кириленко)

25.

Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «равновесная цена»? Привлекая знания экономического курса, составьте два предложения, содержащие информацию о равновесной цене.

26.

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.

27.

В 2014 г. совершеннолетним гражданам страны Z учёные задавали вопрос: «Представьте, что у Вас есть крупная сумма денег, которую Вам не надо тратить на повседневные нужды. Как Вы предпочтёте распорядиться этими деньгами?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

 

 

На основе результатов опроса сделайте вывод развитии финансовых институтов страны Z и обоснуйте его. Благоприятна ли подобная ситуация для развития экономики страны Z? Объясните почему.

28.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Демократия». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный — упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей» (Б. Шоу).

29.2 Экономика: «Центральный банк — это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие от них, сам может печатать нужные ему деньги» (К. Гелперт, К. Пат).

29.3 Социология, социальная психология: «Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев).

29.4 Политология: «Деспотизм не может существовать в стране до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы, подобно тому, как ночь не может надвинуться, пока Солнце не зашло» (Ч. Колтон).

29.5 Правоведение: «Несправедливые законы не создают право» (Цицерон). (Ф. Хайек).