№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 4072398

1.

За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ТИПЫ ПО­ЛИ­ТИ­ЧЕ­СКИХ ПРО­ЦЕС­СОВ

 

ТИПЫХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ
...

по­ли­ти­че­ские про­цес­сы

По­ли­ти­че­ские про­цес­сы, свя­зан­ные с при­ня­ти­ем клю­че­вых по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний и ха­рак­те­ри­зу­ю­щи­е­ся раз­но­об­ра­зи­ем спо­со­бов по­ли­ти­че­ско­го уча­стия граж­дан
Пе­ри­фе­рий­ные по­ли­ти­че­ские про­цес­сыПо­ли­ти­че­ские про­цес­сы, не ока­зы­ва­ю­щие прин­ци­пи­аль­но­го

вли­я­ния на до­ми­ни­ру­ю­щие формы и спо­со­бы осу­ществ­ле­ния вла­сти

2.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.

 

Техника, технология, орудия труда, средства производства, факторы производства.

3.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания.

 

1) представление

2) измерение

3) выдвижение гипотез

4) эксперимент

5) восприятие

6) эмпирическое описание

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

4.

Выберите верные суждения о цивилизационном подходе к изучению истории и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) Цивилизационный подход к изучению истории был сформулирован О. Шпенглером и А. Тойнби.

2) Цивилизационный подход предполагает достижение всеми обществами одной формы общественно-политического устройства как конечной цели развития.

3) Цивилизационный подход делает акцент на различия и уникальные черты в развитии различных обществ.

4) Для цивилизационного подхода характерно утверждение ведущей роли классовой борьбы в историческом процессе.

5) Основой для классификации обществ в рамках цивилизационного подхода являются различия в духовно-культурной сфере.

5.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний и ви­да­ми от­но­ше­ний, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА  

ВИДЫ МЕЖ­ЛИЧ­НОСТ­НЫХ

ОТ­НО­ШЕ­НИЙ

А) от­но­ше­ния двух вра­чей, жи­ву­щих по со­сед­ству, в не­ра­бо­чее время

Б) от­но­ше­ния глав­но­го врача боль­ни­цы и пред­ста­ви­те­ля ми­ни­стер­ства на

про­из­вод­ствен­ном со­ве­ща­нии

В) от­но­ше­ния пред­ста­ви­те­лей тех­ни­че­ско­го пер­со­на­ла фирмы при рас­пре­де­ле­нии сфер от­вет­ствен­но­сти

Г) от­но­ше­ния школь­ных дру­зей на ве­че­ре встре­чи вы­пуск­ни­ков

Д) от­но­ше­ния между лек­то­ром и ауди­то­ри­ей на кон­фе­рен­ции

 

1) лич­ные

2) офи­ци­аль­ные

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
     

6.

В стра­не Z со­здан Центр изу­че­ния гло­баль­ных эко­ло­ги­че­ских про­блем. Какие про­бле­мы могут стать объ­ек­том изу­че­ния в дан­ном цен­тре? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) про­бле­ма «Север—Юг»

2) по­теп­ле­ние кли­ма­та

3) по­вы­ше­ние уров­ня Ми­ро­во­го оке­а­на

4) рас­про­стра­не­ние ви­ру­са СПИДа

5) озо­но­вые дыры

6) гло­баль­ное пе­ре­на­се­ле­ние

7.

Выберите вер­ные суж­де­ния о роли го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Одной из функ­ций го­су­дар­ства в усло­ви­ях рынка яв­ля­ет­ся борь­ба с мо­но­по­ли­за­ци­ей экономики.

2) Государство в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке при­зва­но под­дер­жи­вать не­за­щи­щен­ные слои населения.

3) Важнейшей функ­ци­ей го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся со­зда­ние об­ще­ствен­ных благ.

4) Государство в усло­ви­ях рынка ре­гу­ли­ру­ет цены на то­ва­ры пер­вой необходимости.

5) Процесс при­ва­ти­за­ции озна­ча­ет пе­ре­да­чу част­ной соб­ствен­но­сти в руки государства.

8.

Установите со­от­вет­ствие между типами экономического роста и кон­крет­ны­ми примерами, их иллюстрирующими: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ТИПЫ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКО­ГО РОСТА

А) Чае­про­из­во­дя­щая фирма на­ня­ла дополнительное ко­ли­че­ство женщин для сбора чай­ных листьев на своих плантациях

Б) Неф­те­до­бы­ва­ю­щая компания на­ча­ла освоение но­во­го месторождения нефти, ис­то­щив старое

В) Ово­ще­вод­че­ская ферма в лет­ний период вре­ме­ни наняла на вре­мен­ную работу сту­ден­тов и уча­щих­ся для сбора огур­цов и кабачков

Г) Япон­ская фирма мо­дер­ни­зи­ро­ва­ла линию по сбор­ке автомобилей

Д) За счет ис­поль­зо­ва­ния инновационных тех­но­ло­гий на пред­при­я­тии существенно воз­рос­ла производительность труда

 

1) экстенсивный

2) интенсивный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

9.

Владелец па­рик­ма­хер­ской упла­тил про­цен­ты по кредиту, взя­то­му в банке. Какие до­пол­ни­тель­ные по­сто­ян­ные из­держ­ки ему при­хо­дит­ся нести в крат­ко­сроч­ном периоде? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка по­сто­ян­ные из­держ­ки и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) арендные платежи

2) затраты на по­куп­ку фенов

3) сдельная зарплата парикмахерам

4) коммунальные платежи

5) расходы на при­об­ре­те­ние средств по уходу за волосами

6) уплата стра­хо­вых взно­сов

10.

Ha графике изображено изменение спроса на недорогую кухонную мебель на соответствующем рынке: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 (на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совершенствование технологии производства кухонной мебели

2) уменьшение издержек производителей кухонной мебели

3) снижение налогов с небольших мебельных производств

4) увеличение объёмов строительства нового муниципального жилья

5) мода на недорогие экологичные кухонные гарнитуры

11.

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных ролях и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) На вы­пол­не­ние со­ци­аль­ной роли че­ло­ве­ком вли­я­ют его ин­ди­ви­ду­аль­ные ка­че­ства.

2) Ро­ле­вые ожи­да­ния де­ла­ют со­ци­аль­ное по­ве­де­ние людей в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни пред­ска­зу­е­мым.

3) Со­ци­аль­ный ста­тус че­ло­ве­ка не вли­я­ет на вы­пол­не­ние им со­ци­аль­ных ролей.

4) Ин­ди­вид все­гда вы­пол­ня­ет од­но­вре­мен­но толь­ко одну со­ци­аль­ную роль.

5) Ро­ле­вые нор­ма­тив­ные тре­бо­ва­ния яв­ля­ют­ся эле­мен­том си­сте­мы со­ци­аль­ных норм, при­ня­тых дан­ным об­ще­ством.

12.

Среди разных возрастных категорий населения страны Z был проведён социологический опрос на тему: «Каким источникам информации Вы доверяете больше всего?» Его результаты отражены на диаграмме.

 

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) Большинство населения страны больше всего доверяет телевидению как источнику информации.

2) Люди старше 50 лет приблизительно одинаково доверяют радио и Интернету.

3) Доверие к Интернету как источнику информации снижается с увеличением возраста респондентов.

4) Люди среднего возраста доверяют Интернету значительно больше, чем радио.

5) Среди всех источников информации у молодежи меньше всего доверия к печатным изданиям.

13.

Субъекты федерации, име­ю­щие автономию, объ­еди­не­ны в го­су­дар­ство Z. Со­глас­но Кон­сти­ту­ции этого государства, регулярно, на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве про­хо­дят со­стя­за­тель­ные вы­бо­ры за­ко­но­да­тель­ных и ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов власти. Все­на­род­но из­бран­ный пре­зи­дент под кон­тро­лем пар­ла­мен­та фор­ми­ру­ет правительство. Най­ди­те в приведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) уни­тар­ное государство

2) фе­де­ра­тив­ное государство

3) пре­зи­дент­ская республика

4) пар­ла­мент­ская республика

5) де­мо­кра­ти­че­ское государство

6) со­ци­аль­ное государство

14.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и субъ­ек­та­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти РФ‚ ко­то­рые их ис­пол­ня­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ФУНК­ЦИИ   СУБЪ­ЕК­ТЫ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ ВЛА­СТИ РФ

А) рас­смот­ре­ние дел о со­от­вет­ствии нор­ма­тив­ных актов за­ко­ну, име­ю­ще­му выс­шую юри­ди­че­скую силу

Б) управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью

В) на­зна­че­ние вы­бо­ров Пре­зи­ден­та РФ

Г) раз­ра­бот­ка фе­де­раль­но­го бюд­же­та РФ

Д) объ­яв­ле­ние ам­ни­стии

 

1) Го­су­дар­ствен­ная Дума

2) Пра­ви­тель­ство РФ

3) Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд

4) Совет Фе­де­ра­ции

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
     

15.

Конституция страны Z предусматривает наследственный принцип передачи верховной власти и закрепляет право подданных на участие в управлении государством. Какие ещё перечисленные ниже положения конституции государства Z характеризуют существующий в нём политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

2) Исполнительная власть принадлежит правительству, которое формируется парламентом.

3) Всем гражданам гарантируется свобода слова и печати. Цензура запрещается.

4) В случае, если парламент в течение трёх месяцев не сможет сформировать правительство, король издаёт указ о роспуске парламента и назначении новых выборов.

5) Король по представлению председателя правительства назначает губернаторов провинций.

6) Все политические партии имеют равные права на участие в выборах и доступ к средствам массовой информации.

16.

Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие социально-экономические права. Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) право участвовать в референдуме

2) право на неприкосновенность частной жизни

3) право на частную собственность

4) свобода экономической деятельности

5) право на труд

17.

Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки пра­во­вой нормы. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) имеет об­ще­обя­за­тель­ный ха­рак­тер

2) обес­пе­чи­ва­ет­ся силой го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния

3) за на­ру­ше­ние преду­смот­ре­ны об­ще­ствен­ные санк­ции

4) всту­па­ет в силу с кон­крет­но­го срока

5) за­креп­ля­ет­ся в актах в пись­мен­ной форме

6) вво­дит­ся в дей­ствие по­сте­пен­но

18.

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми судопроизводства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ВИДЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА

A) Судья на­зна­чил су­деб­ное слу­ша­ние по делу о раз­бой­ном на­па­де­нии на инкассаторов.

Б) Марфа и Ка­сьян по­да­ли в суд за­яв­ле­ние о рас­тор­же­нии брака.

B) Полина была оштра­фо­ва­на и ли­ше­на права управ­ле­ния транс­порт­ным сред­ством на два года за управ­ле­ние транс­порт­ным сред­ством в со­сто­я­нии опьянения.

Г) Павел подал за­яв­ле­ние в суд по во­про­су уста­нов­ле­ния отцовства.

Д) Судья объ­явил ре­ше­ние о пре­кра­ще­нии де­я­тель­но­сти еже­не­дель­но­го журнала.

 

1) уголовное

2) гражданское

3) административное

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГД
     

19.

Артёму 14 лет. Найдите в приведённом списке действия, которые он, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, может самостоятельно осуществлять. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) отложить часть своей стипендии на покупку подарка для младшей сестры

2) внести подаренные родителями деньги на счёт в банке

3) распоряжаться заработной платой, полученной в летнем трудовом лагере

4) купить квартиру

5) продать автомобиль

6) осуществлять права автора созданного музыкального произведения

20.

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов.

Выберите из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

 

«Мотивом __________(А) на­зы­ва­ет­ся то, что по­буж­да­ет её, ради чего она осуществляется. В ка­че­стве по­бу­ди­те­ля обыч­но вы­сту­па­ет кон­крет­ная __________(Б), ко­то­рая удо­вле­тво­ря­ет­ся в ходе и с по­мо­щью деятельности. Это определённая форма связи живых ор­га­низ­мов с внеш­ним миром, не­об­хо­ди­мая для су­ще­ство­ва­ния __________(В), со­ци­аль­ной группы, об­ще­ства в целом.

__________(Г) по­треб­но­сти вы­зва­ны био­ло­ги­че­ской при­ро­дой человека. Это по­треб­но­сти людей во всём, что не­об­хо­ди­мо для их существования, раз­ви­тия и воспроизводства. __________(Д) по­треб­но­сти свя­за­ны с тем, что че­ло­век при­над­ле­жит к обществу, за­ни­ма­ет в нём определённое место, участ­ву­ет в тру­до­вой деятельности, в об­ще­нии с дру­ги­ми людьми. __________(Е) по­треб­но­сти свя­за­ны с по­зна­ни­ем че­ло­ве­ком окру­жа­ю­ще­го мира, сво­е­го места в нём и смыс­ла своегосуществования. Каж­дая из групп по­треб­но­стей вы­зы­ва­ет со­от­вет­ству­ю­щие виды деятельности».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

 

Список терминов:

 

1) потребность2) деятельность3) природа
4) социальный5) естественный6) под­лин­ный (разумный)
7) индивидуальность8) индивид9) иде­аль­ный (духовный)

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

21.

Что, по мнению автора, образует правовой статус гражданина? Какое положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм?


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.

 

22.

Автор пе­ре­чис­ля­ет про­цес­су­аль­ные права граждан. Укажите любые три из них. Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «процессуальное право».


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.

 

23.

Автор утверждает, что «государство за­креп­ля­ет права лич­но­сти не произвольно, оно юри­ди­че­ски оформляет есте­ствен­ные права человека, а также набор прав, для осу­ществ­ле­ния которых сфор­ми­ро­ва­лись социально-политические предпосылки, вы­те­ка­ю­щие из ре­аль­ных общественных отношений». Опи­ра­ясь на текст, зна­ние обществоведческого курса и знания, по­лу­чен­ные из дру­гих общественных дисциплин, на­зо­ви­те три социально-политические предпосылки, не­об­хо­ди­мые для юри­ди­че­ско­го оформления есте­ствен­ных прав человека.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.

 

24.

Автор утверждает, что об­ще­ство и го­су­дар­ство за­ин­те­ре­со­ва­ны в ак­тив­но­сти индивида, которая

«является важ­ным усло­ви­ем раз­ви­тия де­мо­кра­ти­че­ско­го общества». Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса и свой жиз­нен­ный опыт, при­ве­ди­те три аргумента, под­твер­жда­ю­щих право­ту автора.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие. Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...> Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.

 

25.

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния,

1) рас­крой­те смысл по­ня­тия «на­уч­ное по­зна­ние»;

2) со­ставь­те два пред­ло­же­ния:

− одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об уров­нях на­уч­но­го по­зна­ния;

− одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее от­ли­чи­тель­ные черты на­уч­но­го по­зна­ния.

 

Пред­ло­же­ния долж­ны быть рас­про­странёнными и со­дер­жа­щи­ми кор­рект­ную ин­фор­ма­цию о со­от­вет­ству­ю­щих ас­пек­тах по­ня­тия.

26.

Ука­жи­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три вида по­ли­ти­че­ских от­но­ше­ний в со­вре­мен­ном об­ще­стве. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

27.

Кон­сти­ту­ция про­воз­гла­ша­ет го­су­дар­ство Z де­мо­кра­ти­че­ской фе­де­ра­тив­ной пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­кой.

На­зо­ви­те любые три при­зна­ка формы прав­ле­ния го­су­дар­ства Z.

28.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Система российского права». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

29.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «История — это драма, конец которой неизвестен» (Х. Ортега-и-Гассет).

29.2 Экономика: «Рыночная система — это не система хаоса и анархии. Она сложный механизм координации связей, служащих для объединения действий миллионов различных индивидуумов» (Н. Минаев).

29.3 Социология, социальная психология: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почём невежество» (Д. Бока).

29.4 Политология: «Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).

29.5 Правоведение: «Мягким законам редко подчиняются, суровые − редко приводятся в исполнение» (Б. Франклин).