№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 4409159

1.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

2.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).

 

Способности; задатки; одарённость; талант; гениальность.

3.

Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют собой ис­точ­ни­ки до­ход­ной части го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та.

 

1) на­ло­ги; 2) го­су­дар­ствен­ные займы; 3) об­слу­жи­ва­ние го­су­дар­ствен­но­го долга; 4) до­та­ции пред­при­я­тий; 5) го­су­дар­ствен­ные по­шли­ны; 6) эмис­сия.

 

Най­ди­те две ха­рак­те­ри­сти­ки, «вы­па­да­ю­щие» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

4.

Выберите верные суждения об обществе и его разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Каждая сфера общества является сложной самоорганизующейся системой.

2) Основной фактор производства традиционного общества — денежный капитал.

3) B информационном обществе возникла массовая культура.

4) Общество является динамичной системой.

5) В широком смысле под обществом понимают все формы объединения и способы взаимодействия людей.

5.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и тен­ден­ци­я­ми в раз­ви­тии об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕР   ТЕН­ДЕН­ЦИЯ

А) при­ня­тие ре­ше­ния о внед­ре­нии в об­ра­зо­ва­тель­ном учре­жде­нии воз­мож­но­сти обу­че­ния по ин­ди­ви­ду­аль­ным учеб­ным пла­нам

Б) внед­ре­ние прак­ти­ки ис­поль­зо­ва­ния элек­трон­но­го жур­на­ла и элек­трон­но­го днев­ни­ка

В) меж­пра­ви­тель­ствен­ные со­гла­ше­ния о вза­им­ном при­зна­нии ди­пло­мов о выс­шем об­ра­зо­ва­нии

Г) кор­рек­ти­ров­ка спис­ка ре­ко­мен­до­ван­ной ли­те­ра­ту­ры для про­чте­ния в пе­ри­од лет­них ка­ни­кул с учётом ин­те­ре­сов раз­лич­ных групп уча­щих­ся

Д) ор­га­ни­за­ция он­лайн-те­сти­ро­ва­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем сети Ин­тер­нет при про­ве­де­нии ди­а­гно­сти­че­ских работ для под­го­тов­ки к эк­за­ме­нам

 

1) гу­ма­ни­за­ция

2) ин­тер­на­ци­о­на­ли­за­ция

3) ин­фор­ма­ти­за­ция

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
     

6.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных мер на­прав­ле­ны на ре­ше­ние гло­баль­ных эко­ло­ги­че­ских про­блем? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) мас­со­вая вак­ци­на­ция на­се­ле­ния от опас­ных за­бо­ле­ва­ний

2) за­прет на до­бы­чу ред­ких и ис­че­за­ю­щих видов жи­вот­ных

3) огра­ни­че­ния на вы­брос в ат­мо­сфе­ру уг­ле­кис­ло­го газа

4) уве­ли­че­ние объёмов меж­ду­на­род­ной по­мо­щи раз­ви­ва­ю­щим­ся стра­нам

5) уве­ли­че­ние доли сол­неч­ной и вет­ро­вой энер­ге­ти­ки в ми­ро­вой энер­го­си­сте­ме

6) со­зда­ние си­сте­мы пре­ду­пре­жде­ния об опас­но­сти столк­но­ве­ния Земли с кос­ми­че­ски­ми объ­ек­та­ми

7.

Выберите верные суждения об отличительных чертах командной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) Одним из значимых признаков командной экономики является дефицит некоторых товаров, особенно товаров широкого потребления.

2) Частная собственность в командно-административной системе распространяется на средства производства и имущество, предназначенное для ведения домашнего хозяйства.

3) В основе хозяйственного механизма лежит директивное экономическое планирование.

4) Цены на продукцию устанавливаются государством и, как правило, не зависят от конъюнктуры рынка.

5) Предприятия самостоятельно определяют торговых партнёров, в том числе внешнеэкономических.

8.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и фак­то­ра­ми про­из­вод­ства: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ   ФАК­ТО­РЫ ПРО­ИЗ­ВОД­СТВА

А) де­я­тель­ность людей по про­из­вод­ству то­ва­ров и услуг путём ис­поль­зо­ва­ния их фи­зи­че­ских и ин­тел­лек­ту­аль­ных воз­мож­но­стей, про­фес­си­о­наль­ных на­вы­ков и опыта

Б) все виды ре­сур­сов, име­ю­щих­ся на пла­не­те и при­год­ных для про­из­вод­ства эко­но­ми­че­ских благ

В) фак­тор­ный доход — рента

Г) фак­тор­ный доход — за­ра­бот­ная плата

Д) фак­тор­ный доход — при­быль

 

1) труд

2) земля

3) пред­при­ни­ма­тель­ские спо­соб­но­сти

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
     

9.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к ис­точ­ни­кам по­пол­не­ния го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) на­ло­ги с граж­дан и пред­при­я­тий

2) при­быль от при­ва­ти­за­ции

3) го­су­дар­ствен­ные за­куп­ки то­ва­ров

4) го­су­дар­ствен­ные ин­ве­сти­ции

5) до­хо­ды от де­я­тель­но­сти част­ных пред­при­я­тий

6) доход от эмис­сии денег

10.

На рисунке отражена ситуация на рынке банковского кредитования: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P — цена товара, Q — количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) улучшение материального положения населения

2) ослабление государственного контроля за деятельностью коммерческих банков

3) введение законодательных ограничений на максимальные процентные ставки по кредитам

4) отзыв Центральным банком страны лицензий у ряда крупных банков

5) снижение темпов инфляции

11.

Выберите вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Объективные про­ти­во­ре­чия со­ци­аль­ных кон­флик­тов обу­слов­ле­ны яв­ле­ни­я­ми и процессами, за­ви­ся­щи­ми от воли и со­зна­ния людей.

2) Если все кон­флик­ту­ю­щие сто­ро­ны про­яв­ля­ют склон­ность к компромиссу, то это не разрешает, а за­го­ня­ет со­ци­аль­ный кон­фликт внутрь.

3) Одним из усло­вий воз­ник­но­ве­ния со­ци­аль­но­го кон­флик­та могут стать раз­ли­чия в цен­но­стях про­ти­во­бор­ству­ю­щих сторон.

4) Социальный кон­фликт — это выс­шая ста­дия раз­ви­тия про­ти­во­ре­чий в си­сте­ме от­но­ше­ний людей, со­ци­аль­ных групп, со­ци­аль­ных институтов, об­ще­стве в целом.

5) Социальный кон­фликт предот­вра­ща­ет око­сте­не­ние со­ци­аль­ной системы, от­кры­ва­ет до­ро­гу новым фор­мам — инновациям.

12.

Со­цио­ло­ги­че­ской служ­бой стра­ны Z, Цен­тром изу­че­ния об­ще­ствен­но­го мне­ния была про­ве­де­на серия со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов. Ре­спон­ден­там (участ­ни­кам опро­са) было пред­ло­же­но от­ве­тить на во­прос: «Каким ока­зал­ся ми­нув­ший год для Вас, для Вашей семьи?» Ре­зуль­та­ты опро­са пред­став­ле­ны на гра­фи­ке.

 

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ва­нии гра­фи­ка, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) Ко­ли­че­ство опро­шен­ных, для ко­то­рых ми­нув­ший год ока­зал­ся легче, чем преды­ду­щий, пре­вы­си­ло ко­ли­че­ство тех, для кого он ока­зал­ся труд­нее, в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве лет, когда про­во­дил­ся опрос.

2) В пе­ри­од с 1988-го по 2012 г. мне­ние, что ми­нув­ший год ока­зал­ся для них труд­нее, чем преды­ду­щий, ста­биль­но вы­ска­зы­ва­ло наи­мень­шее число опро­шен­ных.

3) В 2012 г. число опро­шен­ных, для ко­то­рых ми­нув­ший год ока­зал­ся труд­нее, чем преды­ду­щий, было ниже, чем в 2009 г.

4) Наи­боль­шее число жи­те­лей стра­ны Z, вы­ска­зав­ших мне­ние, что ми­нув­ший год был труд­нее преды­ду­ще­го, на­блю­да­лось в 1998 г.

5) Число опро­шен­ных, для ко­то­рых 2001 г. ока­зал­ся труд­нее, сов­па­ло с чис­лом тех, для кого он по­ка­зал­ся легче, чем преды­ду­щий.

13.

Выберите верные суждения о политической системе общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Политической системой общества называют устойчивую форму общественных отношений, в рамках которой принимаются и реализуются властные решения.

2) Политологи различают мажоритарные и пропорциональные политические системы.

3) Политические ценности, идеологии относятся к коммуникативной подсистеме политической системы общества.

4) Политическая система осуществляет мобилизацию больших социальных групп для достижения общественно значимых целей.

5) B рамках политической системы общества осуществляется привлечение граждан к участию в политике.

14.

Установите со­от­вет­ствие между пол­но­мо­чи­я­ми су­деб­ной вла­сти и су­деб­ны­ми органами, ко­то­рые ее осуществляют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПОЛНОМОЧИЯ СУ­ДЕБ­НОЙ ВЛА­СТИ

  СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ

А) осу­ществ­ля­ет над­зор за де­я­тель­но­стью судов общей юрис­дик­ции по граж­дан­ским делам

Б) дает разъ­яс­не­ния по во­про­сам су­деб­ной практики

В) яв­ля­ет­ся выс­шим су­деб­ным ор­га­ном по уго­лов­ным делам, под­суд­ным судам общей юрис­дик­ции

Г) раз­ре­ша­ет споры о ком­пе­тен­ции между фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной власти

Д) раз­ре­ша­ет споры о ком­пе­тен­ции между ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и органами

государственной вла­сти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Федерации

 

 

1) Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд Рос­сий­ской Федерации

2) Вер­хов­ный Суд Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

 

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГД
     

15.

B стра­не Z про­шли пар­ла­мент­ские вы­бо­ры. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке черты, сви­де­тель­ству­ю­щие о том, что в стра­не Z вы­бо­ры пар­ла­мен­та про­хо­дят по ма­жо­ри­тар­ной си­сте­ме. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Ко­ли­че­ство мест, по­лу­чен­ных пар­ти­ей в пар­ла­мен­те, за­ви­сит от про­цен­та го­ло­сов, по­дан­ных за пар­тий­ные спис­ки на вы­бо­рах.

2) Су­ще­ству­ет воз­мож­ность вы­дви­же­ния не­за­ви­си­мых бес­пар­тий­ных кан­ди­да­тов.

3) Го­ло­со­ва­ние про­во­дит­ся по спис­кам по­ли­ти­че­ских пар­тий.

4) Вы­бо­ры были все­об­щи­ми рав­ны­ми пря­мы­ми при тай­ном го­ло­со­ва­нии.

5) По­бе­ду одер­жи­ва­ет кан­ди­дат, по­лу­чив­ший боль­шин­ство го­ло­сов на вы­бо­рах.

6) Преду­смот­ре­но го­ло­со­ва­ние по од­но­ман­дат­ным окру­гам.

16.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ским пра­вам граж­дан, га­ран­ти­ро­ван­ным Кон­сти­ту­ци­ей РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) право на за­щи­ту чести и до­сто­ин­ства

2) право на отдых

3) право на выбор любой ре­ли­гии или ате­из­ма

4) право на сво­бо­ду эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти

5) право част­ной соб­ствен­но­сти

6) право из­би­рать и быть из­бран­ным в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти

17.

Найдите в списке юридические основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В связи с падением спроса на продукцию предприятие было вынуждено сократить численность сотрудников на 15%.

2) В результате несчастного случая мастер-часовщик фирмы по производству часов частично потерял зрение, и, руководство фирмы расторгло с ним трудовой договор.

3) Работодатель узнал, что работник разгласил сведения, составляющие коммерческую тайну, которыми он располагал

в силу должностных обязательств.

4) Проведённая аттестация сотрудников академического института показала, что уровень квалификации ряда научных сотрудников не соответствует требованиям квалификационной характеристики.

5) Женщина ушла в декретный отпуск, и, основываясь на том, что она не сможет длительное время исполнять свои

функциональные обязанности на фирме, руководство приняло решение об ее увольнении.

18.

Установите со­от­вет­ствие между пра­во­вы­ми во­про­са­ми и от­рас­ля­ми права: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. За­пи­ши­те вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами.

 

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ   ОТРАСЛИ ПРАВА

А) наследование

Б) расторжение брака

В) аренда

Г) усыновление

Д) за­бо­та о не­тру­до­спо­соб­ных чле­нах семьи

 

1) Гражданское

2) Семейное

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

19.

Николай — старшеклассник, который стремится поступить на юридический факультет, чтобы стать адвокатом. Найдите в приведённом ниже списке функции, которые он должен будет осуществлять, если сможет получить соответствующее образование и стать адвокатом. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) возбуждение уголовного дела

2) удостоверение подлинности сделок с недвижимостью

3) участие в судебном разбирательстве

4) представительство интересов гражданина в суде

5) осуществление мер для обеспечения соблюдения прав подсудимого

6) поддержка стороны обвинения в суде

20.

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов (сло­во­со­че­та­ний). Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова (сло­во­со­че­та­ния), ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Наука о зна­нии и по­зна­нии вы­де­ля­ет раз­лич­ные формы __________(А), бла­го­да­ря ко­то­рым субъ­ект по­лу­ча­ет пер­вич­ную ин­фор­ма­цию об объ­ек­те. От­ра­же­ние от­дель­ных свойств, от­дель­ных при­зна­ков на­зы­ва­ют __________(Б). Це­лост­ное от­ра­же­ние пред­ме­тов в мно­го­об­ра­зии их свойств на­зы­ва­ют __________(В). Наи­бо­лее слож­ная форма этого этапа по­зна­ния – __________(Г), по­сколь­ку здесь уже нет кон­крет­но­го пред­ме­та, ко­то­рый от­ра­жа­ет­ся.

В про­цес­се __________(Д) ис­поль­зу­ют­ся такие формы, как по­ня­тие, __________(Е), умо­за­клю­че­ние».

 

Слова (сло­во­со­че­та­ния) в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово (сло­во­со­че­та­ние) за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов (сло­во­со­че­та­ний) боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

1) ощу­ще­ние2) ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние3) пред­став­ле­ние
4) суж­де­ние5) па­мять6) чув­ствен­ное по­зна­ние
7) во­об­ра­же­ние8) вос­при­я­тие9) эм­пи­ри­че­ское по­зна­ние

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ
      

21.

По­че­му, по мне­нию ав­то­ров, цен­тра­ли­зо­ван­ное пла­ни­ро­ва­ние не­эф­фек­тив­но? Ис­поль­зуя текст, ука­жи­те че­ты­ре при­чи­ны.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ — небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит...

Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.

Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство не является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов...

Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги B проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто

занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба...

В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руковоцители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут предоставлять им искажённую информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное...

В-четвёртых, не существует способа получения информации, достаточной для раз-работки разумного государственного плана. Мы живём в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.

Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.

Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения - всё это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту её поступления.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)
22.

Какие функ­ции рынка рас­смот­ре­ны ав­то­ра­ми? Ис­поль­зуя текст, ука­жи­те три функ­ции. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «рынок».


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ — небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит...

Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.

Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство не является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов...

Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги B проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто

занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба...

В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руковоцители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут предоставлять им искажённую информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное...

В-четвёртых, не существует способа получения информации, достаточной для раз-работки разумного государственного плана. Мы живём в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.

Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.

Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения - всё это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту её поступления.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)
23.

При­ве­ди­те три при­ме­ра об­ще­ствен­ных благ и объ­яс­ни­те, по­че­му го­су­дар­ство успеш­нее, чем рынок, ор­га­ни­зу­ет их про­из­вод­ство (ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, дайте два объ­яс­не­ния).


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ — небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит...

Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.

Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство не является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов...

Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги B проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто

занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба...

В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руковоцители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут предоставлять им искажённую информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное...

В-четвёртых, не существует способа получения информации, достаточной для раз-работки разумного государственного плана. Мы живём в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.

Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.

Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения - всё это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту её поступления.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)
24.

Как в усло­ви­ях рынка свя­за­ны сво­бо­да и от­вет­ствен­ность эко­но­ми­че­ских субъ­ек­тов? Какие эко­но­ми­че­ские и пра­во­вые ин­сти­ту­ты обес­пе­чи­ва­ют воз­мож­ность сво­бод­но­го вы­бо­ра субъ­ек­тов эко­но­ми­ки? (Ука­жи­те любые два ин­сти­ту­та и крат­ко по­яс­ни­те роль каж­до­го из них.)


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ — небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит...

Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.

Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство не является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов...

Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги B проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто

занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба...

В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руковоцители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут предоставлять им искажённую информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное...

В-четвёртых, не существует способа получения информации, достаточной для раз-работки разумного государственного плана. Мы живём в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.

Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.

Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения - всё это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту её поступления.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)
25.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «научное познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;

− одно предложение, раскрывающее отличительные черты научного познания.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

26.

Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

27.

В 2010 г. из общего числа семейных домохозяйств в Российской Федерации 52% приходилось на семьи, состоящие из двух супругов и их детей либо только двух супругов, 17% — на семьи, состоящие из обоих супругов, их детей и родителей супругов, 15,4% — на семьи с одним родителем и детьми, 5,6% составляли семейные домохозяйства, в которые входили один родитель с детьми, а также его родители(-ль).

Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих статистических данных? На основании приведённых данных сделайте вывод о том, какой тип семьи преобладает в современной России. Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия классификации семьи.

28.

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Про­бле­ма об­ще­ствен­но­го про­грес­са». План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

29.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.5 Правоведение: «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам». (Антич¬ный афоризм)

29.5 Правоведение: «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична».

29.5 Правоведение: «Самое большое преступление — безнаказанность». (Б. Шоу)