№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 4409162

1.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ

 

ФАКТОРЫ
ПРОИЗВОДСТВА
ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ
Предпринимательство
(предпринимательские
способности)
Прибыль
...Рента

2.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Социальная революция, политическая реформа, социальная динамика, контрреформа в области образования, общественный прогресс.

3.

Ниже приведён перечень требований. Все они, за исключением двух, относятся к требованиям, предъявляемым для приёма в российское гражданство в общем порядке.

 

1) наличие законного источника средств к существованию; 2) владение русским языком; 3) патриотизм 4) дееспособность; 5) обязательство соблюдать Конституцию и законы РФ; 6) наличие брака

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

4.

Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Формой чувственного познания является представление.

2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.

3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.

5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.

5.

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

  ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) серийное производство товаров массового потребления

Б) выдвижение на первый план сферы услуг

В) сословная структура общества

Г) ведущая роль информации в жизни общества

Д) появление массовой культуры

 

1) постиндустриальное

2) индустриальное

3) традиционное (аграрное)

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

6.

Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной.

 

Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?

 

1) версия опровергала положения, принятые в науке

2) выводы членов клуба не имели логических обоснований

3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения, но они были обоснованы теоретически

4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств

5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба

6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума

7.

Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Экономическая политика государства, целью которой является защита отечественных производителей от иностранной конкуренции, называется либерализмом.

2) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм.

3) Мировым рынком называют совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.

4) Инструментами протекционизма являются таможенные тарифы и пошлины, квоты на ввоз определённых товаров.

5) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует расширению выбора потребителей.

8.

Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

A) централизованное планирование

Б) свобода предпринимательства

B) принцип уравнительного распределения

Г) директивное ценообразование

Д) конкуренция товаропроизводителей

 

1) рыночная

2) командная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

9.

Экономика страны К развивается в основном экстенсивным путём. Какие факторы из перечисленных ниже свидетельствуют об этом? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) высокая инфляция

2) в государственном бюджете увеличивается доля поступлений от продажи полезных ископаемых за счет освоения новых месторождений

3) снижение курса национальной валюты

4) рост сельскохозяйственного производства происходит за счёт ввода в оборот новых земель

5) реализация масштабной программы по внедрению достижений научно-технического прогресса в производство

6) активное привлечение дополнительной рабочей силы из других стран

10.

На рисунке отражена ситуация на рынке авиационного керосина: линия предложения S переместилась в новое положение – S1 (Р – цена товара, Q – количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) рост цен на нефть — сырьё для авиационного керосина

2) банкротство нескольких крупных авиакомпаний

3) ужесточение экологических требований к качеству керосина

4) завершение туристического сезона

5) снижение акцизов на топливо

11.

Найдите в приведённом ниже списке общности, образованные в соответствии с территориальным (поселенческим) критерием, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) украинцы

2) москвичи

3) киевляне

4) белорусы

5) молдаване

6) харьковчане

12.

В нашей стране социологическая служба проводила опросы населения, выясняя, что на данном этапе формирует основы жизненного опыта молодежи. Результаты опроса приведены в представленной ниже таблице (в %).

 

Факторы влияния2000 г.2010 г.
Семья7170
Школа3345
Компания товарищей5542
Радио и телевидение2923
Интернет-общение30

 

Какие выводы можно сделать на основе этих данных? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Семья остаётся основным фактором, влияющим на социализацию личности.

2) Место и роль каждого из факторов, влияющих на социализацию молодёжи, за прошедшее десятилетие не изменились.

3) Наиболее быстрыми темпами возрастает влияние виртуального общения.

4) Школа во влиянии на молодёжь по-прежнему уступает влиянию компании сверстников.

5) Наблюдается тенденция снижения роли всех общественных институтов в формировании жизненного опыта молодежи.

13.

Выберите верные суждения о пропорциональной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) При пропорциональной избирательной системе избранными считаются кандидаты, набравшие абсолютное большинство голосов избирателей.

2) При пропорциональной избирательной системе избиратели голосуют за кандидатов в одномандатных округах.

3) По пропорциональной избирательной системе проводятся выборы лишь в представительные органы власти.

4) При пропорциональной избирательной системе могут избираться независимые кандидаты, не связанные с политическими партиями.

5) Результаты выборов по пропорциональной избирательной системе точнее отражают спектр политических настроений общества, чем при мажоритарной системе.

14.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ   СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Р

А) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории

Б) объявление амнистии

В) назначение на должность Председателя Центрального банка РФ

Г) утверждение изменения границ между субъектами РФ

Д) осуществление управления федеральной собственностью

 

1) Совет Федерации

2) Государственная дума

3) Правительство РФ

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

AБВГД
     

15.

В соответствии с Конституцией страна Х является федеративной президентской республикой. Какие из приведённых положений Конституции характеризуют форму правления государства Х? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Конституцией предусмотрено двухпалатное устройство парламента.

2) Президент страны возглавляет исполнительную власть.

3) Налоговая система государства предусматривает разграничение

налоговых полномочий между органами власти различных уровней.

4) Президент не обладает правом досрочного роспуска парламента.

5) Правительство страны ответственно перед президентом.

6) Компетенция федеральных властей и властей субъектов разграничивается конституцией.

16.

Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право участвовать в отправлении правосудия

17.

Найдите в приведенном ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) работа на предприятии, в учреждениях

2) участие в выборах

3) защита Отечества

4) охрана памятников культуры

5) уплата налогов

6) участие в политических движениях

18.

Установите соответствие между обстоятельствами расторжения брака и способами его расторжения в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА   СПОСОБЫ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА

А) отсутствие согласия одного из супругов

Б) признание судом одного из супругов недееспособным

В) осуждение одного из супругов к лишению свободы на срок более трёх лет

Г) наличие общих несовершеннолетних детей

Д) взаимное согласие при отсутствии общих несовершеннолетних детей

 

1) в органах ЗАГС

2) в судебном порядке

 

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

19.

Дееспособный совершеннолетний гражданин иностранного государства, постоянно проживающий на территории РФ‚ решил вступить в российское гражданство. Какие требования предъявляются к желающим вступить в российское гражданство в общем порядке? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) наличие собственности на территории РФ

2) наличие законного источника средств к существованию

3) наличие высшего профессионального образования

4) зарегистрированный на территории РФ брак

5) владение русским языком

6) обязательство соблюдать Конституцию и законы РФ

20.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Политическая культура включает в себя три уровня ориентации индивида, группы, общества к различным _______(А).

Первый уровень выражен в представлениях граждан о лидерах, элитах, институтах и ценностях, определяющих их поведение. Когда политическая система легитимна и способна эффективно реагировать на _______(Б), граждане считают себя обязанными следовать властным велениям её институтов.

Второй уровень ориентаций составляет отношение к проводимому политическому курсу: совпадают ли _______(В) с вашими ожиданиями и каковы ваши представления о собственной роли в политике? Ответ на вопрос, какая система управления лучше справляется с существующими проблемами и вызовами, и составляет содержание ожиданий государственной политики. При этом _______(Г) граждан в политику может быть различной — активные участники, граждане, которые пассивно подчиняются власти, люди, исключённые из политики.

Третий уровень — это отношение к _______(Д) проводимой политики, где главным критерием оценки деятельности правительства выступают гарантии _______(Е) и рост благосостояния населения».

 

 

 

 

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1) изменение потребностей

2) общество

3) политический конфликт

4) включённость

5) политические объекты

6) личная безопасность

7) действия правительства

8) разделение властей

9) результаты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

21.

От чего, по мнению автора, зависит социализация в содержательном и формальном плане? Что автор считает социализацией в формальном плане?


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.

 

Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

 

В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.

 

Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.

 

Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.

 

В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.

 

 

(Г.Г. Кириленко)

22.

В чем автор видит проявление стандартизации процесса социализации в традиционном обществе? Какой механизм социализации был для этого общества важнейшим? Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «социализация».


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.

 

Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

 

В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.

 

Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.

 

Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.

 

В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.

 

 

(Г.Г. Кириленко)

23.

Чем отличаются механизмы современной социализации от социализации, существовавшей в традиционном обществе? С опорой на текст, знания курса и социальный опыт укажите три отличия.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.

 

Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

 

В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.

 

Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.

 

Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.

 

В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.

 

 

(Г.Г. Кириленко)

24.

Автор пишет: «Процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида». С опорой на знания и социальный опыт конкретизируйте это суждение с помощью трех примеров особенностей социализации представителей различных социальных групп.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.

 

Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

 

В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.

 

Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.

 

Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.

 

В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.

 

 

(Г.Г. Кириленко)

25.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «разделение властей»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об основных ветвях государственной власти;

− одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса проявление системы сдержек и противовесов, которая есть в российской политико-правовой системе.

26.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основных права работодателя, закреплённые Трудовым кодексом РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

27.

После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? (Укажите два фактора). Как они называются в социологии?

28.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Доходы населения и социальная политика». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе». (П.С. Гуревич)

29.2 Экономика: «Важно разрабатывать разные технологии, чтобы экономика не сильно зависела от нефти, и заниматься экологией». (С.М. Брин)

29.3 Социология, социальная психология: «Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у неё преобладают». (Я.Л. Коломинский)

29.4 Политология: «Обязанностям правительственной власти соответствуют права; её правам – обязанности подвластных». (В.М. Гессен)

29.5 Правоведение: «Судебное решение должно приниматься за истину». (Латинское юридическое изречение)