№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 4409162

1.

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ

 

ФАКТОРЫ
ПРОИЗВОДСТВА
ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ
Предпринимательство
(предпринимательские
способности)
Прибыль
...Рента

2.

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

Со­ци­аль­ная ре­во­лю­ция, по­ли­ти­че­ская ре­фор­ма, со­ци­аль­ная ди­на­ми­ка, контр­ре­фор­ма в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния, об­ще­ствен­ный про­гресс.

3.

Ниже приведён пе­ре­чень требований. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к требованиям, предъ­яв­ля­е­мым для приёма в рос­сий­ское граж­дан­ство в общем порядке.

 

1) наличие за­кон­но­го ис­точ­ни­ка средств к существованию

2) вла­де­ние рус­ским языком

3) патриотизм

4) дееспособность

5) обязательство со­блю­дать Кон­сти­ту­цию и за­ко­ны РФ

6) наличие брака

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

4.

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о чув­ствен­ном по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Фор­мой чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся вос­при­я­тие.

3) Чув­ствен­ное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о пред­ме­те.

4) Чув­ствен­ное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изу­че­ния.

5) Ис­ход­ным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощу­ще­ние.

5.

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

  ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) серийное производство товаров массового потребления

Б) выдвижение на первый план сферы услуг

В) сословная структура общества

Г) ведущая роль информации в жизни общества

Д) появление массовой культуры

 

1) постиндустриальное

2) индустриальное

3) традиционное (аграрное)

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

6.

Члены «Клуба лю­би­те­лей древ­но­стей», по­се­тив рас­коп­ки ряда древ­них го­ро­дищ, вы­дви­ну­ли соб­ствен­ную вер­сию их воз­ник­но­ве­ния. Од­на­ко про­фес­си­о­наль­ное со­об­ще­ство ар­хео­ло­гов и ис­то­ри­ков при­зна­ло дан­ную вер­сию не­на­уч­ной.

 

Какие из при­ведённых ниже ос­но­ва­ний могли стать ос­но­вой такой оцен­ки уче­ных?

 

1) вер­сия опро­вер­га­ла по­ло­же­ния, при­ня­тые в науке

2) вы­во­ды чле­нов клуба не имели ло­ги­че­ских обос­но­ва­ний

3) пред­по­ло­же­ния лю­би­те­лей древ­но­стей не по­лу­чи­ли прак­ти­че­ско­го под­твер­жде­ния, но они были обос­но­ва­ны тео­ре­ти­че­ски

4) вер­сия со­дер­жа­ла по­ло­же­ния, опи­ра­ю­щи­е­ся на веру и не име­ю­щие до­ка­за­тельств

5) участ­ни­ки рас­ко­пок, ар­хео­ло­ги и ис­то­ри­ки, не яв­ля­ют­ся чле­на­ми клуба

6) раз­ра­бот­чи­ки вер­сии при­зна­ют вме­ша­тель­ство не­зем­но­го ра­зу­ма

7.

Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Экономическая политика государства, целью которой является защита отечественных производителей от иностранной конкуренции, называется либерализмом.

2) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм.

3) Мировым рынком называют совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.

4) Инструментами протекционизма являются таможенные тарифы и пошлины, квоты на ввоз определённых товаров.

5) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует расширению выбора потребителей.

8.

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ти­па­ми эко­но­ми­че­ских систем: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ТИПЫ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКИХ СИСТЕМ

A) централизованное планирование

Б) сво­бо­да пред­при­ни­ма­тель­ства

B) принцип урав­ни­тель­но­го распределения

Г) ди­рек­тив­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние

Д) кон­ку­рен­ция товаропроизводителей

 

1) рыночная

2) командная

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

9.

Эко­но­ми­ка стра­ны К раз­ви­ва­ет­ся в ос­нов­ном экс­тен­сив­ным путём. Какие фак­то­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже сви­де­тель­ству­ют об этом? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) вы­со­кая ин­фля­ция

2) в го­су­дар­ствен­ном бюд­же­те уве­ли­чи­ва­ет­ся доля по­ступ­ле­ний от про­да­жи по­лез­ных ис­ко­па­е­мых

3) сни­же­ние курса на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты

4) рост сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства про­ис­хо­дит за счёт ввода в обо­рот новых зе­мель

5) ре­а­ли­за­ция мас­штаб­ной про­грам­мы по внед­ре­нию до­сти­же­ний на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са в про­из­вод­ство

6) ак­тив­ное при­вле­че­ние до­пол­ни­тель­ной ра­бо­чей силы из дру­гих стран

10.

На рисунке отражена ситуация на рынке авиационного керосина: линия предложения S переместилась в новое положение – S1 (Р – цена товара, Q – количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) рост цен на нефть — сырьё для авиационного керосина

2) банкротство нескольких крупных авиакомпаний

3) ужесточение экологических требований к качеству керосина

4) завершение туристического сезона

5) снижение акцизов на топливо

11.

Найдите в приведённом ниже спис­ке общности, об­ра­зо­ван­ные в со­от­вет­ствии с тер­ри­то­ри­аль­ным (поселенческим) критерием, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) украинцы

2) москвичи

3) киевляне

4) белорусы

5) молдаване

6) харьковчане

12.

В нашей стра­не со­цио­ло­ги­че­ская служ­ба про­во­ди­ла опро­сы на­се­ле­ния, вы­яс­няя, что на дан­ном этапе фор­ми­ру­ет ос­но­вы жиз­нен­но­го опыта мо­ло­де­жи. Ре­зуль­та­ты опро­са при­ве­де­ны в пред­став­лен­ной ниже таб­ли­це (в %).

Какие вы­во­ды можно сде­лать на ос­но­ве этих дан­ных? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Семья остаётся ос­нов­ным фак­то­ром, вли­я­ю­щим на со­ци­а­ли­за­цию лич­но­сти.

2) Место и роль каж­до­го из фак­то­ров, вли­я­ю­щих на со­ци­а­ли­за­цию молодёжи, за про­шед­шее де­ся­ти­ле­тие не из­ме­ни­лись.

3) Наи­бо­лее быст­ры­ми тем­па­ми воз­рас­та­ет вли­я­ние вир­ту­аль­но­го об­ще­ния.

4) Школа во вли­я­нии на молодёжь по-преж­не­му усту­па­ет вли­я­нию ком­па­нии сверст­ни­ков.

5) На­блю­да­ет­ся тен­ден­ция сни­же­ния роли всех об­ще­ствен­ных ин­сти­ту­тов в фор­ми­ро­ва­нии жиз­нен­но­го опыта мо­ло­де­жи.

13.

Выберите верные суждения о пропорциональной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) При пропорциональной избирательной системе избранными считаются кандидаты, набравшие абсолютное большинство голосов избирателей.

2) При пропорциональной избирательной системе избиратели голосуют за кандидатов в одномандатных округах.

3) По пропорциональной избирательной системе проводятся выборы лишь в представительные органы власти.

4) При пропорциональной избирательной системе могут избираться независимые кандидаты, не связанные с политическими партиями.

5) Результаты выборов по пропорциональной избирательной системе точнее отражают спектр политических настроений общества, чем при мажоритарной системе.

14.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ   СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Р

А) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории

Б) объявление амнистии

В) назначение на должность Председателя Центрального банка РФ

Г) утверждение изменения границ между субъектами РФ

Д) осуществление управления федеральной собственностью

 

1) Совет Федерации

2) Государственная дума

3) Правительство РФ

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

AБВГД
     

15.

В соответствии с Конституцией страна Х является федеративной президентской республикой. Какие из приведённых положений Конституции характеризуют форму правления государства Х? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) Конституцией предусмотрено двухпалатное устройство парламента.

2) Президент страны возглавляет исполнительную власть.

3) Налоговая система государства предусматривает разграничение

налоговых полномочий между органами власти различных уровней.

4) Президент не обладает правом досрочного роспуска парламента.

5) Правительство страны ответственно перед президентом.

6) Компетенция федеральных властей и властей субъектов разграничивается конституцией.

16.

Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право участвовать в отправлении правосудия

17.

Найдите в приведенном ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) работа на предприятии, в учреждениях

2) участие в выборах

3) защита Отечества

4) охрана памятников культуры

5) уплата налогов

6) участие в политических движениях

18.

Установите соответствие между обстоятельствами расторжения брака и способами его расторжения в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА   СПОСОБЫ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА

А) отсутствие согласия одного из супругов

Б) признание судом одного из супругов недееспособным

В) осуждение одного из супругов к лишению свободы на срок более трёх лет

Г) наличие общих несовершеннолетних детей

Д) взаимное согласие при отсутствии общих несовершеннолетних детей

 

1) в органах ЗАГС

2) в судебном порядке

 

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

19.

Дее­спо­соб­ный со­вер­шен­но­лет­ний граж­да­нин ино­стран­но­го го­су­дар­ства, по­сто­ян­но про­жи­ва­ю­щий на тер­ри­то­рии РФ‚ решил всту­пить в рос­сий­ское граж­дан­ство. Какие тре­бо­ва­ния предъ­яв­ля­ют­ся к же­ла­ю­щим всту­пить в рос­сий­ское граж­дан­ство в общем по­ряд­ке? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) на­ли­чие соб­ствен­но­сти на тер­ри­то­рии РФ

2) на­ли­чие за­кон­но­го ис­точ­ни­ка средств к су­ще­ство­ва­нию

3) на­ли­чие выс­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния

4) за­ре­ги­стри­ро­ван­ный на тер­ри­то­рии РФ брак

5) вла­де­ние рус­ским язы­ком

6) обя­за­тель­ство со­блю­дать Кон­сти­ту­цию и за­ко­ны РФ

20.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Политическая культура включает в себя три уровня ориентации индивида, группы, общества к различным _______(А).

Первый уровень выражен в представлениях граждан о лидерах, элитах, институтах и ценностях, определяющих их поведение. Когда политическая система легитимна и способна эффективно реагировать на _______(Б), граждане считают себя обязанными следовать властным велениям её институтов.

Второй уровень ориентаций составляет отношение к проводимому политическому курсу: совпадают ли _______(В) с вашими ожиданиями и каковы ваши представления о собственной роли в политике? Ответ на вопрос, какая система управления лучше справляется с существующими проблемами и вызовами, и составляет содержание ожиданий государственной политики. При этом _______(Г) граждан в политику может быть различной — активные участники, граждане, которые пассивно подчиняются власти, люди, исключённые из политики.

Третий уровень — это отношение к _______(Д) проводимой политики, где главным критерием оценки деятельности правительства выступают гарантии _______(Е) и рост благосостояния населения».

 

 

 

 

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1) изменение потребностей

2) общество

3) политический конфликт

4) включённость

5) политические объекты

6) личная безопасность

7) действия правительства

8) разделение властей

9) результаты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

21.

От чего, по мнению автора, зависит социализация в содержательном и формальном плане? Что автор считает социализацией в формальном плане?


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.

 

Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

 

В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.

 

Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.

 

Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.

 

В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.

 

 

(Г.Г. Кириленко)

22.

В чем автор видит проявление стандартизации процесса социализации в традиционном обществе? Какой механизм социализации был для этого общества важнейшим? Опираясь на знание обществоведческого курса, дайте определение понятия «социализация».


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.

 

Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

 

В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.

 

Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.

 

Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.

 

В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.

 

 

(Г.Г. Кириленко)

23.

Чем отличаются механизмы современной социализации от социализации, существовавшей в традиционном обществе? С опорой на текст, знания курса и социальный опыт укажите три отличия.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.

 

Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

 

В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.

 

Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.

 

Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.

 

В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.

 

 

(Г.Г. Кириленко)

24.

Автор пишет: «Процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида». С опорой на знания и социальный опыт конкретизируйте это суждение с помощью трех примеров особенностей социализации представителей различных социальных групп.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.

 

Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

 

В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах — религиозные школы.

 

Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.

 

Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.

 

В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.

 

 

(Г.Г. Кириленко)

25.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «разделение властей»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об основных ветвях государственной власти;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса проявление системы сдержек и противовесов, которая есть в российской политико-правовой системе.

26.

На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три ос­нов­ных права ра­бо­то­да­те­ля, за­креплённые Тру­до­вым ко­дек­сом РФ. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

27.

После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? (Укажите два фактора). Как они называются в социологии?

28.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Доходы населения и социальная политика». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе». (П.С. Гуревич)

29.2 Экономика: «Важно разрабатывать разные технологии, чтобы экономика не сильно зависела от нефти, и заниматься экологией». (С.М. Брин)

29.3 Социология, социальная психология: «Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у неё преобладают». (Я.Л. Коломинский)

29.4 Политология: «Обязанностям правительственной власти соответствуют права; её правам – обязанности подвластных». (В.М. Гессен)

29.5 Правоведение: «Судебное решение должно приниматься за истину». (Латинское юридическое изречение)