СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
≡ обществознание
сайты - меню - вход - новости


Вариант № 4538913

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1—20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1—29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 1 № 4504

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ПРИНЦИПЫ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НО­ГО УСТРОЙСТВАСОДЕРЖАНИЕ
НародовластиеРоссия — де­мо­кра­ти­че­ское государство, но­си­те­лем суверенитета и един­ствен­ным источником вла­сти в ко­то­ром является народ
...Созданы раз­лич­ные формы на­ци­о­наль­ной государственности на­ро­дов РФ

Ответ:

2
Задание 2 № 3991

Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Политическая партия, политическая система, политическая норма, государство, политическая идеология.


Ответ:

3
Задание 3 № 4170

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «обмен».

 

1) раз­де­ле­ние труда; 2) про­из­во­ди­тель­ные силы; 3) спе­ци­а­ли­за­ция производителей; 4) бартер; 5) уни­тар­ные предприятия; 6) товарно-денежные отношения.

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.


Ответ:

4
Задания Д4 № 10316

Выберите верные суждения о цивилизационном подходе к изучению истории и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) Цивилизационный подход к изучению истории был сформулирован О. Шпенглером и А. Тойнби.

2) Цивилизационный подход предполагает достижение всеми обществами одной формы общественно-политического устройства как конечной цели развития.

3) Цивилизационный подход делает акцент на различия и уникальные черты в развитии различных обществ.

4) Для цивилизационного подхода характерно утверждение ведущей роли классовой борьбы в историческом процессе.

5) Основой для классификации обществ в рамках цивилизационного подхода являются различия в духовно-культурной сфере.


Ответ:

5
Задание 5 № 11265

Установите соответствие между типами обществ и научными подходами к классификации общественного развития, в которых изучаются предложенные типы общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ТИП ОБЩЕСТВА   ПОДХОД

А) рабовладельческое

Б) традиционное

В) западное

Г) индустриальное

Д) феодальное

 

1) формационный

2) цивилизационный

3) технологический

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

Ответ:

6
Задание 6 № 3431

Члены «Клуба лю­би­те­лей древностей», по­се­тив раскопки ряда древ­них городищ, вы­дви­ну­ли собственную вер­сию их возникновения. Од­на­ко профессиональное со­об­ще­ство археологов и ис­то­ри­ков признало дан­ную версию ненаучной.

 

Какие из приведённых ниже ос­но­ва­ний могли стать ос­но­вой такой оцен­ки ученых?

 

1) версия опро­вер­га­ла положения, при­ня­тые в науке

2) выводы чле­нов клуба не имели ло­ги­че­ских обоснований

3) предположения лю­би­те­лей древностей не по­лу­чи­ли практического подтверждения, но они были обоснованы теоретически

4) версия со­дер­жа­ла положения, опи­ра­ю­щи­е­ся на веру и не име­ю­щие доказательств

5) участники раскопок, ар­хео­ло­ги и историки, не яв­ля­ют­ся членами клуба

6) разработчики вер­сии признают вме­ша­тель­ство неземного разума


Ответ:

7
Задание 7 № 8509

Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) На эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие стра­ны ока­зы­ва­ют вли­я­ние ис­то­ри­че­ские и гео­гра­фи­че­ские усло­вия её существования.

2) Для эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия раз­ных стран не су­ще­ству­ет еди­ных закономерностей.

3) Одним из по­ка­за­те­лей эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия об­ще­ства яв­ля­ет­ся от­рас­ле­вая струк­ту­ра экономики.

4) Для эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия ха­рак­тер­ны как по­ло­жи­тель­ная ди­на­ми­ка экономики, так и отрицательная.

5) Объём ВВП на душу на­се­ле­ния ха­рак­те­ри­зу­ет эко­но­ми­че­ский по­тен­ци­ал страны.


Ответ:

8
Задание 8 № 763

Как из­вест­но, при под­сче­те ВВП по ме­то­ду рас­хо­дов учи­ты­ва­ют­ся рас­хо­ды по­тре­би­те­лей, рас­хо­ды фирм (ин­ве­сти­ции) и рас­хо­ды го­су­дар­ства, а также чи­стый экс­порт (раз­ность между экс­пор­том и им­пор­том). Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми рас­хо­дов и при­ве­ден­ны­ми ниже си­ту­а­ци­я­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

СИ­ТУ­А­ЦИЯ   ВИДЫ РАС­ХО­ДОВ

А) Семья по­лу­ча­ет по­со­бие на рож­де­ние ре­бен­ка

Б) Жиль­цы пла­тят ком­му­наль­ные пла­те­жи

В) Му­ни­ци­па­ли­тет стро­ит новый ста­ди­он

Г) Семья по­ку­па­ет бы­то­вую тех­ни­ку

Д) Завод по­ку­па­ет новые стан­ки

 

1) рас­хо­ды по­тре­би­те­лей

2) ин­ве­сти­ции

3) рас­хо­ды го­су­дар­ства

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
     

Ответ:

9
Задание 9 № 8511

В стра­не Z был при­нят закон, ре­гу­ли­ру­ю­щий пе­ре­да­чу круп­ных пред­при­я­тий в част­ную собственность. Какие до­пол­ни­тель­ные фак­то­ры поз­во­лят сде­лать вывод о том, что в стра­не Z осу­ществ­ля­ет­ся пе­ре­ход к ры­ноч­ной эко­но­ми­че­ской системе?

 

1) В стра­не Z был по­вы­шен раз­мер ми­ни­маль­ной опла­ты труда.

2) В стра­не Z была от­ме­не­на уго­лов­ная от­вет­ствен­ность за по­куп­ку ино­стран­ной валюты.

3) В стра­не Z зна­чи­тель­но вырос ре­аль­ный ВВП на душу населения.

4) Го­су­дар­ствен­ный бюд­жет стра­ны Z стал пуб­ли­ко­вать­ся в от­кры­тых источниках.

5) В кон­сти­ту­ции стра­ны Z было за­креп­ле­но су­ще­ство­ва­ние раз­лич­ных форм собственности.

6) В стра­не Z част­ные ин­ве­сто­ры стали при­вле­кать­ся к раз­ра­бот­ке мест по­лез­ных ископаемых.


Ответ:

10
Задание 10 № 8222

На гра­фи­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке вторичного жилья (на гра­фи­ке P — цена, Q — количество). Про­ана­ли­зи­руй­те из­ме­не­ние спро­са (линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в по­ло­же­ние D1). Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров могут вы­звать такое изменение? За­пи­ши­те цифры в порядке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Рост де­неж­ных до­хо­дов населения.

2) Со­кра­ще­ние ко­ли­че­ства стро­и­тель­ных фирм.

3) снижение цен на покупку со­ци­аль­но­го жилья со­ци­аль­но­го жилья.

4) Сни­же­ние про­цен­тов по ипо­теч­ным кре­ди­там на при­об­ре­те­ние жилья в новостройках.

5) Серия круп­ных жур­на­лист­ских рас­сле­до­ва­ний о ма­хи­на­ци­ях на рынке вто­рич­но­го жилья.


Ответ:

11
Задания Д11 № 1060

Найдите в приведенном ниже списке средства массовой коммуникации, возникшие в XX в. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) кинематограф

2) Интернет

3) телевидение

4) газеты

5) радио


Ответ:

12
Задание 12 № 7958

В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са его участ­ни­кам пред­ла­га­лось от­ве­тить на вопрос: «Что Вас более всего при­вле­ка­ет в работе?» От­дель­ные ре­зуль­та­ты опро­са при­ве­де­ны в таб­ли­це (в %; участ­ни­ки опро­са могли вы­би­рать не­сколь­ко ответов).

 

 

Какие вы­во­ды можно сде­лать на ос­но­ве дан­ных таблицы? Вы­бе­ри­те нуж­ные по­зи­ции из при­ве­ден­но­го спис­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Приоритеты в оцен­ке при­вле­ка­тель­но­сти ра­бо­ты за пе­ри­од между опро­са­ми прак­ти­че­ски ­не изменились.

2) Условия ра­бо­ты боль­шин­ством опро­шен­ных це­нят­ся выше, чем ее воз­мож­но­сти для про­фес­си­о­наль­но­го роста.

3) За про­шед­ший между опро­са­ми пе­ри­од менее всего вы­рос­ло число тех, кто за­ин­те­ре­со­ван в хо­ро­шем коллективе.

4) Опрос по­ка­зал тен­ден­цию к сни­же­нию зна­че­ния возможности проявлять самостоятельность и инициативу.

5) За пе­ри­од между опро­са­ми боль­ше всего вы­рос­ло число тех, кто ценит до­стой­ный заработок.


Ответ:

13
Задание 13 № 8154

Выберите вер­ные суж­де­ния о про­пор­ци­о­наль­ной из­би­ра­тель­ной си­сте­ме и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Избиратели го­ло­су­ют по пар­тий­ным спискам.

2) Граждане на­де­ля­ют­ся пра­вом са­мо­вы­дви­же­ния в кандидаты.

3) Правом вы­дви­же­ния кан­ди­да­тов на­де­ля­ют­ся по­ли­ти­че­ские партии.

4) Для из­бра­ния кан­ди­да­ту не­об­хо­ди­мо по­лу­чить боль­шин­ство го­ло­сов участ­во­вав­ших в го­ло­со­ва­нии избирателей.

5) Партия по­лу­ча­ет число мандатов, про­пор­ци­о­наль­ное числу голосов, по­дан­ных за её кан­ди­да­тов на выборах.


Ответ:

14
Задание 14 № 6319

Установите со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми вла­сти РФ, к ве­де­нию ко­то­рых они относятся: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

 

ВОПРОСЫ   СУБЪЕКТЫ ВЛА­СТИ РФ

А) судоустройство

Б) фе­де­раль­ные на­ло­ги и сборы

В) обо­ро­на и безопасность

Г) раз­гра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ной собственности

Д) адвокатура, нотариат

 

1) толь­ко фе­де­раль­ный центр

2) фе­де­раль­ный центр и субъ­ек­ты РФ

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

Ответ:

15
Задание 15 № 8012

В го­су­дар­стве Z про­во­дят­ся ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры за­ко­но­да­тель­но­го собрания. В них участ­ву­ют пред­ста­ви­те­ли раз­лич­ных по­ли­ти­че­ских сил. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция сви­де­тель­ству­ет о том, что в стра­не дей­ству­ет про­пор­ци­о­наль­ная из­би­ра­тель­ная система? Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) мандаты рас­пре­де­ля­ют­ся между пар­ти­я­ми в со­от­вет­ствии с ко­ли­че­ством по­дан­ных голосов

2) оппозиционные пар­тии на­ря­ду с про­пра­ви­тель­ствен­ны­ми вы­дви­га­ют своих кандидатов

3) голосование про­во­дит­ся по пар­тий­ным спискам

4) в пред­вы­бор­ный пе­ри­од со­зда­ют­ся меж­пар­тий­ные коалиции

5) голосование про­во­дит­ся в не­сколь­ко туров

6) устанавливается наи­мень­шее число го­ло­сов для избрания


Ответ:

16
Задание 16 № 10241

Что из перечисленного ниже относится в Российской Федерации к представительным органам государственной власти? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Правительство Российской Федерации

2) Государственная дума

3) Совет Федерации

4) Самарская Областная Дума

5) Законодательное собрание Пензенской области

6) Прокуратура


Ответ:

17
Задание 17 № 10329

Выберите верные суждения об уголовной ответственности в соответствии с УК РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) Уголовной ответственности подлежат только вменяемые лица.

2) Субъектами уголовной ответственности являются физические и юридические лица.

3) По общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16 лет.

4) Лица, совершившие преступление в состоянии опьянения, подлежат уголовной ответственности.

5) Закон, отменяющий или смягчающий уголовную ответственность, обратной силы не имеет.


Ответ:

18
Задание 18 № 10807

Установите соответствие между полномочиями и правоохранительными органами в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПОЛНОМОЧИЕ   ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

А) надзор за исполнением законов

Б) составление заявлений, жалоб и других документов правового характера

В) опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда

Г) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Д) консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам

 

1) Прокуратура РФ

2) Адвокатура

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

Ответ:

19
Задание 19 № 10798

Магазин «Коржик и булочка» является производственным кооперативом. Что из приведённого в списке соответствует отличительным признакам данной формы организации предпринимательской деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в по­ряд­ке возрастания.

 

1) Находящееся в собственности предприятия имущество делится на паи его членов.

2) Прибыль предприятия распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.

3) Уставный капитал делится на определённое количество акций, которые выдаются в обмен на вклад и которыми владеют его участники.

4) Член предприятия имеет один голос при принятии решений общим собранием.

5) Число членов предприятия не должно превышать пяти человек.

6) Предприятие не может быть преобразовано в хозяйственное товарищество или общество.


Ответ:

20
Задание 20 № 1062

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ___________ (А) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ___________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ___________ (В). В-третьих, способствуют ___________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ___________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы- ___________(Е)...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций, например, уголовных или административных».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

1) санкция2) группы 3) интеграция
4) идеал 5) контроль6) эталон
7) правило8) управление9) стабильность

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

Ответ:

21
Задание 21 № 103

Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Задание 22 № 104

В каких двух фор­мах осу­ществ­ля­ет­ся ре­а­ли­за­ция прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей в России? При­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру в ка­че­стве ил­лю­стра­ции каж­дой из на­зван­ных форм.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

23
Задание 23 № 105

Данный текст ха­рак­те­ри­зу­ет Рос­сию как демократическое, фе­де­ра­тив­ное и пра­во­вое государство. Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дисциплин, на­зо­ви­те еще две характеристики конституционного строя РФ. Про­ком­мен­ти­руй­те одну из дан­ных характеристик.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24
Задание 24 № 106

Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25
Задание 25 № 12338

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «экономический цикл»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла;

− одно предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

26
Задание 26 № 404

Раскройте на трех при­ме­рах деятельность про­ку­ра­ту­ры по за­щи­те прав граждан. Сначала укажите способ защиты, затем конкретный пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

27
Задание 27 № 1106

Учёные определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите любые три фактора, влияющих на решение избирателя.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

28
Задание 28 № 332

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое поведение». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

29
Задание 29 № 407

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Мир — иероглиф истины» (С. Н. Булгаков).

29.2 Экономика: «Инфляция — единственная форма наказания без законного основания» (М. Фридман).

29.3 Социология, социальная психология: «Процесс социализации — вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» (Б. Д. Парыгин).

29.4 Политология: «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого» (Б. Чичерин).

29.5 Правоведение: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти» (И. Кант).


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.