При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1—20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1—29.5).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА | СОДЕРЖАНИЕ |
---|---|
Народовластие | Россия — демократическое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти в котором является народ |
... | Созданы различные формы национальной государственности народов РФ |
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Политическая партия, политическая система, политическая норма, государство, политическая идеология.
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «обмен».
1) разделение труда; 2) производительные силы; 3) специализация производителей; 4) бартер; 5) унитарные предприятия; 6) товарно-денежные отношения.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Выберите верные суждения о цивилизационном подходе к изучению истории и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Цивилизационный подход к изучению истории был сформулирован О. Шпенглером и А. Тойнби.
2) Цивилизационный подход предполагает достижение всеми обществами одной формы общественно-политического устройства как конечной цели развития.
3) Цивилизационный подход делает акцент на различия и уникальные черты в развитии различных обществ.
4) Для цивилизационного подхода характерно утверждение ведущей роли классовой борьбы в историческом процессе.
5) Основой для классификации обществ в рамках цивилизационного подхода являются различия в духовно-культурной сфере.
Ответ:
Установите соответствие между типами обществ и научными подходами к классификации общественного развития, в которых изучаются предложенные типы общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТИП ОБЩЕСТВА | ПОДХОД | |
А) рабовладельческое Б) традиционное В) западное Г) индустриальное Д) феодальное | 1) формационный 2) цивилизационный 3) технологический |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной.
Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?
1) версия опровергала положения, принятые в науке
2) выводы членов клуба не имели логических обоснований
3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения, но они были обоснованы теоретически
4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств
5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба
6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума
Ответ:
Выберите верные суждения об экономическом развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) На экономическое развитие страны оказывают влияние исторические и географические условия её существования.
2) Для экономического развития разных стран не существует единых закономерностей.
3) Одним из показателей экономического развития общества является отраслевая структура экономики.
4) Для экономического развития характерны как положительная динамика экономики, так и отрицательная.
5) Объём ВВП на душу населения характеризует экономический потенциал страны.
Ответ:
Как известно, при подсчете ВВП по методу расходов учитываются расходы потребителей, расходы фирм (инвестиции) и расходы государства, а также чистый экспорт (разность между экспортом и импортом). Установите соответствие между видами расходов и приведенными ниже ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СИТУАЦИЯ | ВИДЫ РАСХОДОВ | |
А) Семья получает пособие на рождение ребенка Б) Жильцы платят коммунальные платежи В) Муниципалитет строит новый стадион Г) Семья покупает бытовую технику Д) Завод покупает новые станки | 1) расходы потребителей 2) инвестиции 3) расходы государства |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
В стране Z был принят закон, регулирующий передачу крупных предприятий в частную собственность. Какие дополнительные факторы позволят сделать вывод о том, что в стране Z осуществляется переход к рыночной экономической системе?
1) В стране Z был повышен размер минимальной оплаты труда.
2) В стране Z была отменена уголовная ответственность за покупку иностранной валюты.
3) В стране Z значительно вырос реальный ВВП на душу населения.
4) Государственный бюджет страны Z стал публиковаться в открытых источниках.
5) В конституции страны Z было закреплено существование различных форм собственности.
6) В стране Z частные инвесторы стали привлекаться к разработке мест полезных ископаемых.
Ответ:
На графике отражена ситуация на рынке вторичного жилья (на графике P — цена, Q — количество). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса D переместилась в положение D1). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Рост денежных доходов населения.
2) Сокращение количества строительных фирм.
3) снижение цен на покупку социального жилья социального жилья.
4) Снижение процентов по ипотечным кредитам на приобретение жилья в новостройках.
5) Серия крупных журналистских расследований о махинациях на рынке вторичного жилья.
Ответ:
Найдите в приведенном ниже списке средства массовой коммуникации, возникшие в XX в. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кинематограф
2) Интернет
3) телевидение
4) газеты
5) радио
Ответ:
В ходе социологического опроса его участникам предлагалось ответить на вопрос: «Что Вас более всего привлекает в работе?» Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в %; участники опроса могли выбирать несколько ответов).
Какие выводы можно сделать на основе данных таблицы? Выберите нужные позиции из приведенного списка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Приоритеты в оценке привлекательности работы за период между опросами практически не изменились.
2) Условия работы большинством опрошенных ценятся выше, чем ее возможности для профессионального роста.
3) За прошедший между опросами период менее всего выросло число тех, кто заинтересован в хорошем коллективе.
4) Опрос показал тенденцию к снижению значения возможности проявлять самостоятельность и инициативу.
5) За период между опросами больше всего выросло число тех, кто ценит достойный заработок.
Ответ:
Выберите верные суждения о пропорциональной избирательной системе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Избиратели голосуют по партийным спискам.
2) Граждане наделяются правом самовыдвижения в кандидаты.
3) Правом выдвижения кандидатов наделяются политические партии.
4) Для избрания кандидату необходимо получить большинство голосов участвовавших в голосовании избирателей.
5) Партия получает число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах.
Ответ:
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВОПРОСЫ | СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РФ | |
А) судоустройство Б) федеральные налоги и сборы В) оборона и безопасность Г) разграничение государственной собственности Д) адвокатура, нотариат | 1) только федеральный центр 2) федеральный центр и субъекты РФ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
В государстве Z проводятся регулярные выборы законодательного собрания. В них участвуют представители различных политических сил. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в стране действует пропорциональная избирательная система? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством поданных голосов
2) оппозиционные партии наряду с проправительственными выдвигают своих кандидатов
3) голосование проводится по партийным спискам
4) в предвыборный период создаются межпартийные коалиции
5) голосование проводится в несколько туров
6) устанавливается наименьшее число голосов для избрания
Ответ:
Что из перечисленного ниже относится в Российской Федерации к представительным органам государственной власти? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Правительство Российской Федерации
2) Государственная дума
3) Совет Федерации
4) Самарская Областная Дума
5) Законодательное собрание Пензенской области
6) Прокуратура
Ответ:
Выберите верные суждения об уголовной ответственности в соответствии с УК РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Уголовной ответственности подлежат только вменяемые лица.
2) Субъектами уголовной ответственности являются физические и юридические лица.
3) По общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16 лет.
4) Лица, совершившие преступление в состоянии опьянения, подлежат уголовной ответственности.
5) Закон, отменяющий или смягчающий уголовную ответственность, обратной силы не имеет.
Ответ:
Установите соответствие между полномочиями и правоохранительными органами в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЕ | ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН | |
А) надзор за исполнением законов Б) составление заявлений, жалоб и других документов правового характера В) опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда Г) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью Д) консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам | 1) Прокуратура РФ 2) Адвокатура |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Магазин «Коржик и булочка» является производственным кооперативом. Что из приведённого в списке соответствует отличительным признакам данной формы организации предпринимательской деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Находящееся в собственности предприятия имущество делится на паи его членов.
2) Прибыль предприятия распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.
3) Уставный капитал делится на определённое количество акций, которые выдаются в обмен на вклад и которыми владеют его участники.
4) Член предприятия имеет один голос при принятии решений общим собранием.
5) Число членов предприятия не должно превышать пяти человек.
6) Предприятие не может быть преобразовано в хозяйственное товарищество или общество.
Ответ:
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ___________ (А) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ___________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ___________ (В). В-третьих, способствуют ___________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ___________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы- ___________(Е)...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций, например, уголовных или административных».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) санкция | 2) группы | 3) интеграция |
4) идеал | 5) контроль | 6) эталон |
7) правило | 8) управление | 9) стабильность |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.
Показать
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, назовите еще две характеристики конституционного строя РФ. Прокомментируйте одну из данных характеристик.
Показать
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
Показать
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «экономический цикл»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла;
− одно предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Раскройте на трех примерах деятельность прокуратуры по защите прав граждан. Сначала укажите способ защиты, затем конкретный пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Учёные определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите любые три фактора, влияющих на решение избирателя.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое поведение». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Мир — иероглиф истины» (С. Н. Булгаков).
29.2 Экономика: «Инфляция — единственная форма наказания без законного основания» (М. Фридман).
29.3 Социология, социальная психология: «Процесс социализации — вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» (Б. Д. Парыгин).
29.4 Политология: «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого» (Б. Чичерин).
29.5 Правоведение: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти» (И. Кант).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.