№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 5314918

1.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ОТРАСЛИ ПРАВАРЕГУЛИРУЕМЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
...Основы конституционного строя, территориальное устройство, правовой статус гражданина, систему государственных органов и органов местного самоуправления
АдминистративноеОтношения, складывающиеся в сфере государственного управления, деятельность правительства, министерств, ведомств, местных органов управления

2.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Классовое неравенство, статус социальной группы, иерархия социальных групп, социальная стратификация, сословное преимущество.

3.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

 

1) адвокат (защитник); 2) обвиняемый; 3) прокурор; 4) потерпевший; 5) следователь; 6) дознаватель

 

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

4.

Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.

2) Содержание элитарной культуры обусловлено стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения.

3) Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры

4) Произведения народной культуры, как правило, анонимны.

5) Коммерческая выгода является целью создания произведений элитарного искусства.

5.

Установите соответствие между отличительными признаками и видами познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАК   ВИД ПОЗНАНИЯ

А) строится на образе, а не на понятии

Б) базируется на здравом смысле и обыденном сознании

В) осуществляется нецеленаправленно, в процессе совершения бытовых действий

Г) присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов

Д) непосредственная цель – это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами

 

1) житейское

2) научное

3) художественное

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

6.

Кириллу 16 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Кирилла — 180 см.

3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Кирилл — сангвиник по темпераменту.

5) Кирилл — добрый и отзывчивый человек.

6) Кирилл хорошо учится в школе.

7.

Выберите верные суждения о Центральном банке РФ.

 

1) Центральный банк РФ входит в структуру Правительства РФ

2) имеет исключительное право на эмиссию денег

3) предоставляет кредиты коммерческим банкам

4) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций

5) обладает правом законодательной инициативы по вопросам финансового регулирования

8.

Установите соответствие между характеристиками / примерами и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРИМЕРЫ   ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

А) услуги, которые оказывают люди, способные принять на себя риск потери капитала

Б) все виды полезных ископаемых

В) производственные мощности, инфраструктура

Г) факторный доход — заработная плата

Д) объём денежной массы

 

1) труд

2) земля

3) капитал

4) предпринимательство

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

AБВГД
     

9.

Государство выполняет ряд функций в экономической жизни общества. Найдите в приведённом списке примеры производства общественных благ и запишите цифры.

 

1) государственное финансирование общеобразовательных учреждений

2) контроль над деятельностью финансовых организаций

3) проведение антиинфляционной политики

4) принятие закона о банковской деятельности

5) ликвидация последствий наводнения

6) организация работы государственного телеканала

10.

На рисунке отражена ситуация на рынке элитной недвижимости: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — объём предложения). Это перемещение может быть связано прежде всего с (со)

 

1) существенным ростом доходов населения

2) возрастанием требований заказчика к строительству жилья бизнес-класса

3) снижением цен на строительные материалы

4) увеличением налогов на строительство домов

5) предоставлением субсидий на покупку жилья военнослужащим

11.

Выберите верные суждения о функциях семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В организации внутрисемейного общения и контактов членов семьи с природной и социальной средой проявляется коммуникативная функция семьи.

2) Первичный социальный контроль, осуществляемый в семье на основе авторитета родителей, иллюстрирует регулятивную функцию семьи.

3) Семья, как правило, кормит, одевает, обувает, и в этом проявляется её воспитательная функция.

4) Ведение своего бюджета, организация потребительской деятельности иллюстрирует экономическую функцию семьи.

5) Уход за детьми вплоть до достижения ими социальной зрелости отражает репродуктивную функцию семьи.

12.

В стране Z был проведён социологический опрос среди представителей разных возрастных групп на тему: «Как часто Вы пользуетесь интернетом»?» Результаты отражены в диаграмме.

 

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Большинство опрошенных респондентов пользуется интернетом каждый день.

2) Среди молодёжи тех, кто не пользуется интернетом, меньше, чем тех, кто пользуется интернетом несколько раз в месяц.

3) Чаще всего интернетом пользуются люди среднего возраста.

4) Число опрошенных, не пользующихся интернетом, увеличивается с увеличением возраста.

5) Среди опрошенных, пользующихся интернетом несколько раз в месяц и реже, преобладают люди старшего возраста.

13.

Выберите верные суждения о либеральной политической идеологии и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) В основе либеральной политической идеологии лежит идея свободы личности.

2) Либеральная идеология зарождается в странах Западной Европы в период Средних веков.

3) Либерализм отстаивает необходимость активного государственного вмешательства в экономику.

4) Сторонники либеральной политической идеологии выступают против прямого влияния религиозных институтов на политику государства.

5) В либерализме ведущая роль в достижении власти отводится насильственным методам политической борьбы.

14.

Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ   ТИПЫ ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) власть осуществляется замкнутой группой лиц, доступ в которую ограничен для широкого круга людей

Б) гарантировано равенство всех перед законом

В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений

Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека

Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

 

1) демократический

2) авторитарный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

15.

В соответствии с Конституцией страна Z — унитарное государство, в котором верховная власть принадлежит единоличному правителю — монарху. Какие из приведённых признаков характеризуют форму правления в стране Z? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Верховная власть может передаваться по наследству.

2) Монарх является символом государственности.

3) Законодательные акты подписываются монархом.

4) Государство состоит из объединившихся на добровольной основе административно-территориальных образований, сохранивших свои органы власти.

5) Государство контролирует все сферы общественной жизни.

6) Глава государства избирается парламентом.

16.

Найдите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

2) Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

3) Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.

4) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

5) Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками.

17.

Найдите в приведенном списке положения, характеризующие нормы права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) совокупность представлений о добре и зле

2) общеобязательность выполнения

3) обеспеченность выполнения принудительной силой государства

4) форма общественного сознания

5) многократность применения

18.

Установите соответствие между юридическими фактами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ   ВИД

А) наводнение

Б) рождение человека

В) голосование на выборах

Г) покупка квартиры

Д) истечение срока полномочий парламента

 

1) событие

2) действие

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

19.

Юля и Слава познакомились ещё на первом курсе института, полюбили друг друга и решили пожениться. Однако Юля рассказала Славе о том, что её мать больна эпилепсией и у неё самой случались припадки, но не такие сильные, как у матери. При подаче заявления молодые люди рассказали об этом работнику отдела ЗАГС. Найдите в приведённом списке обстоятельства, препятствующие вступлению в брак, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) один из вступающих в брак имеет хроническое заболевание

2) хотя бы один из вступающих в брак признан судом недееспособным

3) один из вступающих в брак не имеет российского гражданства

4) вступающие в брак являются близкими родственниками

5) лица не имеют стабильного заработка

6) лица не достигли брачного возраста

20.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Ограниченность ресурсов порождает несколько важнейших последствий. Прежде всего, люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в __________(А). Они договорились о том, что отдельный человек или группа людей могут владеть, пользоваться, распоряжаться ресурсами.

Закрепление ресурсов за гражданами и организациями позволяет владельцам предоставлять эти ресурсы тем, кто в них нуждается, за __________(Б). Следовательно, владение ресурсами становится источником доходов. Если владелец обладает только способностью к __________(В) и продает именно её, т.е. идёт работать по найму, то получает за это зарплату. Владелец земельного участка или другого природного ресурса, использующий его для хозяйственных целей сам или предоставляющий эту возможность другим, получает доход, называемый __________(Г). Владелец физического __________(Д) (зданий, сооружений, оборудования), использующий его для обеспечения деятельности своей фирмы, получает доход в форме части __________(Е) этой фирмы».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) рента2) прибыль3) производство
4) труд5) капитал6) собственность
7) плата8) обмен9) закон

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

21.

Почему, по мнению авторов, нестабильность денег вредна для экономики? Какая причина нестабильности денег названа в тексте?


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек.

 

Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики — то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слушателя — общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации — снижается.

 

Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, так же как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растёт быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так нередко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одалживает их у центрального банка.

 

Политики часто возлагают вину за инфляцию на алчных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные нефтяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки — не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины — быстрого роста денежной массы. <...>

Инфляция разрушает экономику страны. <...> Но, наверное, самое разрушительное последствие- инфляции — это подрыв веры граждан в своё правительство.

 

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

22.

Какие три функции денег отмечены авторами? Дайте характеристику данным функциям, для этого приведите соответствующие фрагменты текста. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «инфляция».


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек.

 

Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики — то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слушателя — общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации — снижается.

 

Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, так же как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растёт быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так нередко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одалживает их у центрального банка.

 

Политики часто возлагают вину за инфляцию на алчных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные нефтяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки — не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины — быстрого роста денежной массы. <...>

Инфляция разрушает экономику страны. <...> Но, наверное, самое разрушительное последствие- инфляции — это подрыв веры граждан в своё правительство.

 

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

23.

Авторы полагают, что инфляция разрушает экономику страны. Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три пояснения этого тезиса.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек.

 

Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики — то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слушателя — общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации — снижается.

 

Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, так же как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растёт быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так нередко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одалживает их у центрального банка.

 

Политики часто возлагают вину за инфляцию на алчных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные нефтяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки — не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины — быстрого роста денежной массы. <...>

Инфляция разрушает экономику страны. <...> Но, наверное, самое разрушительное последствие- инфляции — это подрыв веры граждан в своё правительство.

 

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

24.

В тексте высказано мнение, что «самое разрушительное последствие инфляции — это подрыв веры граждан в своё правительство». Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек.

 

Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики — то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слушателя — общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации — снижается.

 

Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, так же как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растёт быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так нередко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одалживает их у центрального банка.

 

Политики часто возлагают вину за инфляцию на алчных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные нефтяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки — не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины — быстрого роста денежной массы. <...>

Инфляция разрушает экономику страны. <...> Но, наверное, самое разрушительное последствие- инфляции — это подрыв веры граждан в своё правительство.

 

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

25.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «познание»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания;

− одно предложение, раскрывающее общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

26.

Проиллюстрируйте тремя примерами влияние изменения цены факторов производства на предложение товаров и услуг. (Сначала приведите пример, затем назовите фактор производства.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

27.

Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.) Перед кем будет ответственно правительство?

28.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность фирмы в условиях конкуренции». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов». (Д. Дьюи)

29.2 Экономика: «Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель». (В. Мич)

29.3 Социология, социальная психология: «Общество всегда находится в заговоре против человека. Конформизм считается добродетелью; уверенность в себе — грехом. Общество любит не человека и жизнь, а имена и обычаи». (Р. Эмерсон)

29.4 Политология: «Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика займётся Вами». (Ш. Монталамбер)

29.5 Правоведение: «Законодательство должно быть голосом разума, а судья — голосом закона». (Пифагор)