№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Человек и общество
1.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ОБЪЕКТЫ НАУКИ

 

НАУКАОБЪЕКТ НАУКИ
...Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти
ПравоведениеСистема основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права

2.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

3.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

 

СФЕРЫУЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)
ЭкономическаяЗаводы, фирмы, банки, рынки и др.
...Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др.

4.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

5.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

6.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА

 

ФОРМАХАРАКТЕРИСТИКА
...Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное
ИскусствоОсвоение и воплощение эстетических ценностей

7.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

8.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯХАРАКТЕРИСТИКА
Экономические отношенияОтношения, возникающие и воспроизводимые в процессе материального производства
... отношенияОтношения, возникающие в обществе и отражающие отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти

9.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

10.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

11.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

12.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

 

13.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ТИП ОБЩЕСТВАОСНОВА ПРОИЗВОДСТВА
...Земля и ручной труд
ИндустриальноеПромышленное производство
ПостиндустриальноеЗнания, информация

14.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИХАРАКТЕРИСТИКА
СубъектКто осуществляет деятельность
ОбъектНа что деятельность направлена
...Идеальный образ желаемого результата

15.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

 

НАЗВАНИЕ НАУКИОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
...Изучает поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания
СоциологияИзучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества

16.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

 

НАЗВАНИЕ НАУКИОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
ЭкономикаСистема рыночных отношений, производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг
...Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни

17.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ

 

ТИП ОБЩЕСТВАХАРАКТЕРИСТИКА
...Преобладает аграрное производство, значительную роль играют сельские общины
ИндустриальноеОбщество отличается высоким уровнем социальной динамики, преобладают индивидуалистические ценности

18.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ТИП ОБЩЕСТВАХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОИЗВОДСТВА
...Массовое производство товаров, автоматизация и специализация производства
ПостиндустриальноеРазвитие и массовое использование компьютерных технологий

19.

Запишите слово, пропущенное в таблице

 

ФУНКЦИЯ МОРАЛИХАРАКТЕРИСТИКА
...Обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме
Ценностно-ориентировочнаяФормирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях

 

20.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИПРОЯВЛЕНИЕ
СознательныйВыдвижение целей и предвидение результатов
...Изменение окружающего мира и самого себя

21.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИЦЕЛЬ
УчениеПриобретение знаний
...Достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления

22.

Запишите слово, пропущенное в таблице

 

ТИП ОБЩЕСТВАОСНОВНОЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА
Аграрное...
ПостиндустриальноеИнформация

23.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

МЕТОД ПОЗНАНИЯХАРАКТЕРИСТИКА
НаблюдениеЦеленаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности
Выдвижение ...Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории

24.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФУНКЦИЯ ИСКУССТВАХАРАКТЕРИСТИКА
ЭстетическаяВоспроизведение действительности по законам красоты
...Отражение действительности при помощи художественных образов

25.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРАХАРАКТЕРИСТИКА
РелигияПроявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное
...Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире

26.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКА
ИнформационнаяПозволяет накапливать и передавать социальный опыт от поколения к поколению
...Позволяет людям вступать в общение друг с другом

27.

Запишите слово, пропущенное в схеме

 

28.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

29.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИДЫ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКА
...Ориентация на запросы широкого круга потребителей,

коммерческий характер

ЭлитарнаяПринципиальная закрытость, духовный аристократизм

30.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯХАРАКТЕРИСТИКИ
...Целенаправленное систематическое восприятие явлений

окружающего мира

Выдвижение

гипотез

Выдвижение догадок, предположений для объяснения

фактов, не укладывающихся в прежние теории

31.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

ФОРМА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКА
РелигияВзгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное
...Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости

32.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

НАПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯХАРАКТЕРИСТИКА
ПрогрессНаправление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному
...Переход от более высоких форм развития к более низким; упадок в развитии

33.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИХАРАКТЕРИСТИКА
МатериальнаяСвязана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей вещей, материальных ценностей
...Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей

34.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИХАРАКТЕРИСТИКА
...Осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
РезультатТо, чего достигает человек в ходе деятельности.

35.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

36.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА

 

ПОНЯТИЯХАРАКТЕРИСТИКИ
ИндивидОтдельно взятый представитель человеческого рода
Человек как субъект социальных отношений

37.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯХАРАКТЕРИСТИКА
МифологияФантастическое отражение действительности в эмоционально-образной форме.
...Особая форма представления о мире, которая обусловлена верой в сверхъестественные силы, являющиеся предметом поклонения.

38.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВАСОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Потребности в воспроизводстве родаИнститут семьи и брака
Потребности в ... и социальном порядкеПолитические институты

39.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

ВИДЫОБЪЕКТЫ ПОТРЕБНОСТИ
Биологические (естественные)Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.
...Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.

40.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СВОЙСТВА ИСТИНЫ

 

СВОЙСТВА ИСТИНЫХАРАКТЕРИСТИКИ
... характерОтражение текущего уровня знаний о сущности явлений
Объективный характерНезависимость от познающего субъекта и его сознания

41.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

Области (сферы) духовной культурыХАРАКТЕРИСТИКИ
...Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни
ОбразованиеЦеленаправленный процесс обучения и воспитания

42.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВАСОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Потребности в воспроизводстве родаИнститут семьи и брака
Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколенияИнститут ...

43.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

 

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙХАРАКТЕРИСТИКИ
ТалантВысокий уровень развития способностей, прежде всего специальных
...Наивысший уровень развития способностей как общих, так и специальных

44.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯПРИМЕРЫ
РациональностьЭмпирические данные приобретают научный характер только при включении их в систему теоретических положений, выводов
...Любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованны

45.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

ВИДЫ ПОЗНАНИЯФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
ЧувственноеОщущение, ... , представление
РациональноеПонятие, суждение, умозаключение

46.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКИ
ИскусствоОтражение мира и человека в художественных образах
...Целенаправленный процесс обучения и воспитания

47.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Массовая культураПопулярная культура, преобладающая среди широких слоёв населения в конкретном обществе
... культураКультура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений

48.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

ТИПЫ ОБЩЕСТВАОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
...Сельское хозяйство, экстенсивные технологии, коллективный труд
ИндустриальноеМассовое промышленное производство

49.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

ПОНЯТИЯХАРАКТЕРИСТИКИ
ИндивидЧеловек как представитель биологического вида
...Человек как носитель социальных качеств

50.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯХАРАКТЕРИСТИКИ
...Непосредственная направленность на изучение конкретного объекта познания
ТеоретическийНаправленность на выявление обобщающих идей и принципов, формулирование закономерностей и законов

51.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКИ
...Получение, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о мире
ИскусствоОбразное осмысление действительности

52.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯХАРАКТЕРИСТИКИ
...Независимость знания от качеств познающего субъекта
ДоказательностьЛюбое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованны

53.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА

 

ФОРМЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
РеволюцияРадикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряжённый с открытым разрывом с предыдущим состоянием
...Преобразование какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры

54.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ТЕНДЕНЦИЯХАРАКТЕРИСТИКА
Гуманизация образованияОриентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала
... образованияОриентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками

55.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯХАРАКТЕРИСТИКА
ПрогрессНаправление развития, для которого характерно движение от простого к более сложному и совершенному
...Направление развития, для которого характерен переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня организации, изменения к худшему

56.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ

 

МЕТОД ПОЗНАНИЯХАРАКТЕРИСТИКА
АнализПроцесс мысленного или фактического разложения целого на составные части
...Процесс мысленного или фактического воссоединения целого из составных частей

57.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

мотивы деятельности
...ценностиубежденияинтересыидеалы

58.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИХАРАКТЕРИСТИКА
УчениеВид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков
...Вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями

59.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ФОРМА ДУХОВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ИскусствоФорма духовной деятельности, направленная на освоение и создание эстетических ценностей
...Форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов

60.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Основные компоненты деятельности
ЦельОсознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
...Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

61.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Уровни научного познания
ЭмпирическийИсходный этап научного познания, его основа, заключается в установлении фактов, их первичной группировке.
...Опирается на абстрактное мышление, заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.

62.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФОРМА

ОБЩЕСТВЕННЫХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

РеволюцияКоренное качественное изменение всех или

большинства сторон общественной жизни,

затрагивающее основы существующего строя

Усовершенствование в какой-либо сфере

общественной жизни посредством ряда

постепенных преобразований, не

затрагивающих фундаментальных основ

63.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФОРМА КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКА
НароднаяСоздаётся анонимными творцами, не

имеющими профессиональной подготовки

Создаётся привилегированной частью общества

или по заказу профессиональными творцами

64.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ТЕНДЕНЦИЯХАРАКТЕРИСТИКА
ИнформатизацияВнедрение в образовательный процесс новых

информационных технологий обучения

Учёт интересов, возможностей, индивидуальных

особенностей учащихся

65.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Характеристика форм культуры (искусства)

 

ФОРМА ДУХОВНОЙ

КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭлитарнаяСоздаётся привилегированной частью общества

либо по её заказу профессиональными творцами

...Создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки

66.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Характеристика уровней научного познания

 

УРОВЕНЬХАРАКТЕРИСТИКА
ЭмпирическийВыявление объективных фактов со стороны их

очевидных связей

Выявление фундаментальных закономерностей,

обнаружение за видимыми проявлениями скрытых,

внутренних связей и отношений

67.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Разновидности культуры

 

РАЗНОВИДНОСТЬ

КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА
СубкультураЧасть общей культуры, система ценностей,

присущих определённой группе

Культурные течения, отрицающие ценности

доминирующей культуры и противопоставляющие

себя ей

68.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Уровни познания

 

УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯХАРАКТЕРИСТИКА
ЧувственноеОпирается на образы, возникающие в сознании

в результате деятельности пяти основных

чувств человека: зрения, слуха, вкуса,

обоняния и осязания

Присуще только человеку, является сложным

способом отражения действительности

посредством абстрактного мышления

69.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Характеристика уровней научного познания

 

УРОВЕНЬХАРАКТЕРИСТИКА
ТеоретическийВыявление фундаментальных закономерностей,

скрытых, внутренних связей и отношений

______________________Выявление объективных фактов со стороны

их очевидных связей

70.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Виды социальных норм

 

ВИДХАРАКТЕРИСТИКА
Правовые нормыФормально определённые правила поведения,

установленные либо санкционированные государством

Нормы

______________

Правила поведения, в которых выражаются представления людей о добре и зле

71.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Методы теоретического познания

 

МЕТОДХАРАКТЕРИСТИКА
_______________________Отображение содержательного знания

в знаково-символическом виде

ИдеализацияМысленное конструирование объекта

72.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИД ЭТНИЧЕСКИХ

ОБЩНОСТЕЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА
Родтип этнической общности, представляющий

собой группу кровных родственников, которые

ведут своё происхождение по материнской или

отцовской линии, носят общее родовое имя

и имеют общие потребности и интересы

___________________________высший тип этнической общности, для которого

характерны единство территории, единство

экономической жизни, языка, культуры, нацио-

нального самосознания и общей исторической

памяти

73.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Уровни (ступени) познания

 

УРОВЕНЬФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
ЧувственныйОщущение, восприятие, _______________
РациональныйПонятия, суждение, умозаключение

74.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Характеристика типов общества

 

ТИПЫ

ОБЩЕСТВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Аграрное

общество

Основным фактором производства является земля,

господствует натуральное хозяйство, преобладают

экстенсивные технологии

… обществоОсновным фактором производства является капитал,

распространено промышленное производство,

производственные процессы механизированы