№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Задание на обращение к социальным реалиям. Деятельность, потребности, познание
1.

Старшеклассники обу­ча­ют младших школь­ни­ков играть в ком­пью­тер­ные игры. Субъ­ек­том данной де­я­тель­но­сти являются

 

1) игровые уме­ния младших школьников

2) старшеклассники, про­во­дя­щие занятия

3) компьютеры, за ко­то­ры­ми ведется обучение

4) компьютерные игры

2.

Сту­ден­ты изу­ча­ют эко­но­ми­че­скую ли­те­ра­ту­ру, ка­са­ю­щу­ю­ся со­зда­ния и ис­поль­зо­ва­ния ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов об­ще­ства. Это при­мер де­я­тель­но­сти

 

1) ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ной

2) учеб­но-по­зна­ва­тель­ной

3) цен­ност­но-ори­ен­ти­ро­воч­ной

4) со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной

3.

Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программа выступает

 

1) средством

2) субъектом

3) мотивом

4) объектом

4.

Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются

 

1) объектами деятельности

2) субъектами деятельности

3) целями деятельности

4) средствами деятельности

5.

Исследования, связанные с изучением возможностей практического использования ультразвука, — это пример деятельности

 

1) прогностической

2) социально-преобразовательной

3) познавательной

4) ценностно-ориентационной

6.

Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности

 

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразующей

7.

Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программист выступает как

 

1) объект

2) предмет

3) средство

4) субъект

8.

Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются

 

1) советы и рекомендации родителей

2) грядки с огурцами

3) старшие подростки

4) инструменты и дачный инвентарь

9.

В настоящее время в процесс обучения входят мультимедийные учебники, которые отличаются от обычных книг важным свойством — интерактивностью. Вы задаете вопрос — получаете ответ, учебник задает вопрос — вы даете ответ, при этом получаете результаты контроля вашего ответа и рекомендации по исправлению в случае ошибки.

 

Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует данный факт?

 

1) гуманизация

2) гуманитаризация

3) компьютеризация

4) профилизация

10.

Ученик работает в библиотеке со специальной литературой, подбирая материал для реферата по обществознанию. Субъектом данной деятельности является

 

1) ученик

2) библиотека

3) отобранная литература

4) тема реферата

11.

В исследованиях, про­во­ди­мых социологами, опрос­ные листы и ан­ке­ты выступают

 

1) объектами деятельности

2) субъектами деятельности

3) целями деятельности

4) средствами деятельности

12.

Культурно-мировоззренческая функция науки проявляется в ее способности участвовать в решении вопросов

 

1) управления общественными процессами

2) совершенствования производства

3) разработки экономических реформ

4) возникновения и сущности жизни

13.

Учёные на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности?»

Ответы учащихся приведены в таблице.

 

Варианты ответа учащихся% отвечающих
5 класс10 класс
Больше узнать о мире6013
Успешнее общаться с окружающими людьми128
Радовать родителей своими достижениями 207
Поступить в престижный вуз872

 

Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение.

 

1) Мало кто из пятиклассников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира.

2) В 5 классе больший, чем в 10 классе, процент учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими.

3) Процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом.

4) Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учёбы является продолжение образования.

14.

Учёные опро­си­ли 25-летних и 60-летних жи­те­лей России. Им за­да­ва­ли вопрос: «Природа или об­ще­ство определяют, по ва­ше­му мнению, спо­соб­но­сти человека?»

Результаты опро­са (в про­цен­тах от об­ще­го числа участников) пред­став­ле­ны в гистограмме.

 

 

Проанализируйте ре­зуль­та­ты опроса и вы­бе­ри­те верное утверждение.

 

1) Доля опрошенных, считающих, что спо­соб­но­сти определяются природой, с воз­рас­том уменьшается.

2) Около трети опро­шен­ных в обеих груп­пах затруднились от­ве­тить на вопрос.

3) Процент людей, уверенных, что окру­же­ние определяет спо­соб­но­сти человека, с воз­рас­том уменьшается.

4) Около чет­вер­ти опрошенных в обеих груп­пах считают, что при­род­ные задатки могут быть не вос­тре­бо ваны человеком.

15.

Иван интересуется математикой. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Ивана как

 

1) гражданина

2) личность

3) индивида

4) специалиста

16.

Коллектив авторов работал над созданием определённого продукта. Какая дополнительная информация позволит определить деятельность коллектива как творческую?

 

1) деятельность носила интеллектуальный характер

2) в процессе деятельности были использованы труды других авторов

3) субъектом деятельности выступил коллектив авторов

4) результатом деятельности стало создание продукта, не имеющего аналогов

17.

Группа программистов, работающая в фирме по разработке компьютерных игр, создают новую логическую игру на сюжет фильма «Властелин колец». В этой деятельности применяемая ими программа выступает в качестве

 

1) субъекта

2) средства

3) объекта

4) мотива

18.

Военачальник планирует предстоящий парад войск. Субъектом данной деятельности являются(-ется)

 

1) войска

2) боевая техника

3) площадь для парада

4) военачальник

19.

В стране Ф. был проведен опрос социологической службой. Участвующим в опросе гражданам 20–25 лет и 40–50 лет было предложено выбрать продолжение фразы: «В качестве нравственного примера я выбрал(а) бы человека, который …» Были получены следующие результаты (в %):

 

Вариант продолжения фразыВыбор 20–25-тилетнихВыбор 40–50-тилетних
делает добро другим людям 3542
уважает себя и всегда верен своим принципам 2520
может поступиться принципами ради положения в обществе 2218
способен делать вид, что он в хорошем расположении духа несмотря ни на что 1820

 

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

 

1) И молодежь, и представители старшего возраста считают нравственным примером нонконформное поведение.

2) Конформизм и приспособленчество на лидирующих позициях в ответах молодежи.

3) Молодое поколение, как более прагматичное, в меньшей степени склонно к альтруизму, чем люди старшего возраста.

4) Большинство опрошенных респондентов старшего возраста видят в качестве примера людей, находящихся в добром расположении духа.

20.

Социологические службы страны Н. провели опрос среди различных групп населения. Респондентам задавался вопрос: «От чего, на ваш взгляд, в наибольшей степени зависит формирование духовной культуры личности?»

В результате обработки анкет были получены данные, представленные на диаграмме (в %):

 

 

Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных?

 

1) Воздействие на формирование духовных качеств личности в минимальной степени оказывает государство, церковь и книги.

2) Наименьшее влияние на духовное становление личности оказывает школа и учителя.

3) Роль семьи и дворовой компании, друзей на духовные качества личности примерно равна.

4) Телевидение, кино и сериалы менее значимы в становлении духовности, чем художественная литература.

21.

В стране Р. социологической службой среди граждан разных возрастных групп был проведен опрос. Респондентам (участвующим в опросе) было предложено ответить на вопрос: «Какой фактор Вы считаете главным, определяющим в формировании человеческой личности?»

Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:

 

 

Какие выводы можно сделать на основании диаграммы?

 

1) наибольшая часть среди опрошенных граждан полагает, что личностные качества формирует, главным образом, школа

2) опрошенные граждане в наименьшей степени выделяют ближайшее окружение, как фактор, влияющий на личность

3) семья и домашние, по мнению опрошенных, в современном обществе вообще утратили влияние на формирование личности.

4) наименьшее число голосов опрошенных набрал фактор природных задатков

22.

Ученые-социологи опросили группу граждан разных возрастов, проводя исследование, посвященное источникам приобретенных людьми знаний. Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) предлагалось выбрать правильное с их точки зрения продолжение фразы:

«Большинство приобретенных нами в течение жизни знаний опирается на…»

 

Были получены результаты (в %), представленные на диаграмме.

 

 

1) опрошенные полагают, что научные исследования дают больше знаний, чем жизненный опыт

2) наибольший процент опрошенных полагает, что человеческие знания, главным образом, опираются на жизненный опыт

3) народная мудрость, по мнению трети опрошенных, обогащает нас знаниями

4) наименьший процент опрошенных высказался за божественное откровение, как основной источник знаний

23.

Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом(-ами) учебной деятельности?

 

1) поступление в институт

2) предметы естественно-математического цикла

3) технический вуз

4) инженерные специальности

24.

Старшеклассник под ру­ко­вод­ством учителя об­ще­ст­во­зна­ния осуществляет ин­ди­ви­ду­аль­ный исследовательский проект, вы­яв­ляя на ос­но­ва­нии социологических опро­сов наиболее ост­рые проблемы жи­те­лей микрорайона, при­ле­га­ю­ще­го к школе. Кто (что) яв­ля­ет­ся субъектом дан­ной деятельности?

 

1) старшеклассник, про­во­дя­щий опрос

2) методики об­ра­бот­ки полученных данных

3) опросные листы, под­го­тов­лен­ные старшеклассником

4) участие школь­но­го сообщества в жизни социума

25.

Группа ученых-фармацевтов ра­бо­та­ет над со­зда­ни­ем лекарственных препаратов, спо­соб­ных излечивать тяжёлые болезни. К ка­ко­му виду де­я­тель­но­сти можно от­не­сти работу фармацевтов?

 

1) прогностическая

2) производственная

3) исследовательская

4) социально-преобразовательная

26.

В стра­не М. со­цио­ло­ги­че­ской службой среди граж­дан разных воз­раст­ных групп был проведён опрос. Ре­спон­ден­там (участвующим в опросе) было пред­ло­же­но ответить на вопрос: «Какой вид деятельности, на Ваш взгляд, в боль­шей степени раз­ви­ва­ет в че­ло­ве­ке творческие способности?»

 

Были по­лу­че­ны следующие ре­зуль­та­ты (в %), пред­став­лен­ные в диаграмме:

Какие из приведённых ниже вы­во­дов вытекают не­по­сред­ствен­но из информации, по­лу­чен­ной из опроса?

 

1) Труд более зна­чим для под­рост­ков и молодёжи, так как это ос­нов­ной вид их деятельности.

2) Зна­че­ние игры в ста­нов­ле­нии творческих спо­соб­но­стей подростки недооценивают.

3) Люди зре­ло­го возраста ценят и осо­зна­ют творческую сущ­ность труда.

4) С воз­рас­том значение учёбы и игры в ста­нов­ле­нии творческого по­тен­ци­а­ла личности увеличивается.

27.

Студенты-практиканты осва­и­ва­ют со стар­ше­класс­ни­ка­ми новое ла­бо­ра­тор­ное оборудование в ка­би­не­те химии, де­мон­стри­руя опыты с хи­ми­че­ски­ми веществами. Субъ­ек­том данной де­я­тель­но­сти являются

 

1) студенты, про­хо­дя­щие педагогическую прак­ти­ку в школе

2) учеб­ные знания и уме­ния старшеклассников

3) новое хи­ми­че­ское оборудование

4) реагенты, хи­ми­че­ские вещества

28.

«В пря­мо­уголь­ном треугольнике квад­рат гипотенузы равен сумме квад­ра­тов катетов». Дан­ное утверждение яв­ля­ет­ся примером

 

1) на­род­ной мудрости

2) обоб­ще­ния данных наблюдения

3) на­уч­но­го знания

4) об­раз­но­го мышления

29.

Одарённый мальчик, ро­див­ший­ся в ра­бо­чей семье, стал из­вест­ным учёным бла­го­да­ря не толь­ко своим ма­те­ма­ти­че­ским способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стрем­ле­нию к знаниям. В этом в первую очередь про­яви­лись его ка­че­ства как

 

1) индивида

2) об­ще­ствен­но­го деятеля

3) гражданина

4) личности

30.

Изучение школь­ни­ка­ми ис­то­рии своей семьи (подготовка анкет, за­пись рассказов, зна­ком­ство с документами, поиск фотографий, пре­зен­та­ция со­бран­ных ма­те­ри­а­лов и т. п.) яв­ля­ет­ся при­ме­ром деятельности

 

1) познавательной

2) прогностической

3) изобретательской

4) социально-преобразовательной

31.

Вывод «Формами ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ют­ся понятия, суждения, умозаключения» яв­ля­ет­ся результатом

 

1) обоб­ще­ния по­все­днев­но­го опыта

2) на­уч­но­го эксперимента

3) не­по­сред­ствен­но­го наблюдения

4) тео­ре­ти­че­ско­го анализа

32.

Гражданка В. очень любит хо­дить на про­дук­то­вый рынок около сво­е­го дома. Она по­дол­гу беседует на раз­лич­ные темы с продавцами. Между тем про­дук­ты для семьи приобретает, как правило, её су­пруг в супермаркете. Какие по­треб­но­сти в первую очередь ре­а­ли­зу­ют­ся в дей­стви­ях гражданки В.?

 

1) эстетические

2) идеальные

3) экономические

4) социальные

33.

Дети под­рост­ко­во­го возраста осо­бен­но нуждаются в об­ще­нии со сверстниками. В этом про­яв­ля­ют­ся потребности

 

1) эстетические

2) социальные

3) биологические

4) материальные

34.

В XVI в. поль­ский учёный Н. Ко­пер­ник с по­мо­щью расчётов доказал, что Земля и дру­гие планеты Сол­неч­ной системы вра­ща­ют­ся вокруг Солнца. Это от­кры­тие представляет собой

 

1) экс­пе­ри­мен­таль­но обоснованный факт

2) на­уч­ный вывод

3) обоб­ще­ние данных по­все­днев­ных наблюдений

4) ре­зуль­тат социального познания

35.

Анна К. по со­ве­ту своих по­друг перед эк­за­ме­ном по­ло­жи­ла в туфлю под пятку пя­ти­ко­пе­еч­ную монету, для удачи. Этот при­мер ил­лю­стри­ру­ет проявление

 

1) тотемизма

2) анимизма

3) догматизма

4) фетишизма

36.

Студент четвёртого курса пе­да­го­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та Ки­рилл 3. стал по­бе­ди­те­лем «Конкурса про­фес­си­о­наль­но­го мастерства». Какое об­ра­зо­ва­ние по­лу­ча­ет Ки­рилл 3.?

 

1) среднее (полное) общее

2) начальное профессиональное

3) основное общее

4) высшее

37.

В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са со­вер­шен­но­лет­ним жи­те­лям стра­ны Z пред­ла­га­лось от­ве­тить на вопрос: «Необходимо ли вве­сти спе­ци­аль­ные уроки этики в школе?» По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты пред­став­ле­ны в диаграмме.

 

 

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии диаграммы?

 

1) Большинство опро­шен­ных не­за­ви­си­мо от об­ра­зо­ва­ния считает, что не­об­хо­ди­мо­сти в спе­ци­аль­ных уро­ках этики нет.

2) Доля тех, кто полагает, что уроки этики не­об­хо­ди­мы толь­ко в млад­ших классах, оди­на­ко­ва среди ре­спон­ден­тов со сред­ним и выс­шим образованием.

3) Среди ре­спон­ден­тов с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем мнение, что не­об­хо­ди­мо­сти в спе­ци­аль­ных уро­ках нет, на­и­ме­нее популярно.

4) Доля тех, кто полагает, что уроки этики не­об­хо­ди­мы во всех клас­сах среди ре­спон­ден­тов со сред­ним об­ра­зо­ва­ни­ем выше, чем среди ре­спон­ден­тов с выс­шим образованием.

38.

Учёные стра­ны Z на ос­но­ве ком­плекс­но­го ис­сле­до­ва­ния си­сте­мы здра­во­охра­не­ния со­зда­ли кон­цеп­цию её развития. Объ­ек­том этой де­я­тель­но­сти являются(-ется)

 

1) учёные

2) концепция развития

3) система здравоохранения

4) комплексное исследование

39.

Отличительным при­зна­ком обы­ден­но­го по­зна­ния является(-ются)

 

1) си­сте­ма­ти­че­ские кон­тро­ли­ру­е­мые наблюдения

2) вы­яв­ле­ние за­ко­но­мер­но­стей су­ще­ство­ва­ния и раз­ви­тия мира

3) в ос­нов­ном ин­ту­и­тив­ный ха­рак­тер познания

4) на­прав­лен­ность на со­зда­ние ма­те­ри­аль­ных ценностей

40.

Труд, в от­ли­чие от общения, всегда

 

1) яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем че­ло­ве­че­ской активности

2) имеет мотив

3) на­прав­лен на кон­крет­ный объект

4) пред­по­ла­га­ет по­лу­че­ние прак­ти­че­ско­го результата

41.

Какая из черт от­ли­ча­ет науку от дру­гих об­ла­стей (сфер) ду­хов­ной культуры?

 

1) объ­ек­тив­ное изу­че­ние действительности

2) ре­гу­ли­ро­ва­ние об­ще­ствен­ных отношений

3) прак­ти­че­ское при­ме­не­ние всей по­лу­чен­ной информации

4) эс­те­ти­че­ское от­ра­же­ние действительности

42.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го тра­ди­ци­он­но от­но­сит­ся к ка­те­го­ри­ям морали?

 

1) потребности, способности, интересы

2) права, обязанности, ответственность

3) традиции, обычаи, обряды

4) совесть, справедливость, честь