№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Задание на обращение к социальным реалиям. Деятельность, потребности, познание
1.

Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Субъектом данной деятельности являются

 

1) игровые умения младших школьников

2) старшеклассники, проводящие занятия

3) компьютеры, за которыми ведется обучение

4) компьютерные игры

2.

Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности

 

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразовательной

3.

Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программа выступает

 

1) средством

2) субъектом

3) мотивом

4) объектом

4.

Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются

 

1) объектами деятельности

2) субъектами деятельности

3) целями деятельности

4) средствами деятельности

5.

Исследования, связанные с изучением возможностей практического использования ультразвука, — это пример деятельности

 

1) прогностической

2) социально-преобразовательной

3) познавательной

4) ценностно-ориентационной

6.

Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование. Деятельность учащихся является примером деятельности

 

1) материально-производственной

2) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразующей

7.

Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программист выступает как

 

1) объект

2) предмет

3) средство

4) субъект

8.

Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются

 

1) советы и рекомендации родителей

2) грядки с огурцами

3) старшие подростки

4) инструменты и дачный инвентарь

9.

В настоящее время в процесс обучения входят мультимедийные учебники, которые отличаются от обычных книг важным свойством — интерактивностью. Вы задаете вопрос — получаете ответ, учебник задает вопрос — вы даете ответ, при этом получаете результаты контроля вашего ответа и рекомендации по исправлению в случае ошибки.

 

Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует данный факт?

 

1) гуманизация

2) гуманитаризация

3) компьютеризация

4) профилизация

10.

Ученик работает в библиотеке со специальной литературой, подбирая материал для реферата по обществознанию. Субъектом данной деятельности является

 

1) ученик

2) библиотека

3) отобранная литература

4) тема реферата

11.

В исследованиях, проводимых социологами, опросные листы и анкеты выступают

 

1) объектами деятельности

2) субъектами деятельности

3) целями деятельности

4) средствами деятельности

12.

Культурно-мировоззренческая функция науки проявляется в ее способности участвовать в решении вопросов

 

1) управления общественными процессами

2) совершенствования производства

3) разработки экономических реформ

4) возникновения и сущности жизни

13.

Учёные на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности?»

Ответы учащихся приведены в таблице.

 

Варианты ответа учащихся% отвечающих
5 класс10 класс
Больше узнать о мире6013
Успешнее общаться с окружающими людьми128
Радовать родителей своими достижениями 207
Поступить в престижный вуз872

 

Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение.

 

1) Мало кто из пятиклассников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира.

2) В 5 классе больший, чем в 10 классе, процент учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими.

3) Процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом.

4) Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учёбы является продолжение образования.

14.

Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей России. Им задавали вопрос: «Природа или общество определяют, по вашему мнению, способности человека?»

Результаты опроса (в процентах от общего числа участников) представлены в гистограмме.

 

 

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

 

1) Доля опрошенных, считающих, что способности определяются природой, с возрастом уменьшается.

2) Около трети опрошенных в обеих группах затруднились ответить на вопрос.

3) Процент людей, уверенных, что окружение определяет способности человека, с возрастом уменьшается.

4) Около четверти опрошенных в обеих группах считают, что природные задатки могут быть не востребо ваны человеком.

15.

Иван интересуется математикой. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Ивана как

 

1) гражданина

2) личность

3) индивида

4) специалиста

16.

Коллектив авторов работал над созданием определённого продукта. Какая дополнительная информация позволит определить деятельность коллектива как творческую?

 

1) деятельность носила интеллектуальный характер

2) в процессе деятельности были использованы труды других авторов

3) субъектом деятельности выступил коллектив авторов

4) результатом деятельности стало создание продукта, не имеющего аналогов

17.

Группа программистов, работающая в фирме по разработке компьютерных игр, создают новую логическую игру на сюжет фильма «Властелин колец». В этой деятельности применяемая ими программа выступает в качестве

 

1) субъекта

2) средства

3) объекта

4) мотива

18.

Военачальник планирует предстоящий парад войск. Субъектом данной деятельности являются(-ется)

 

1) войска

2) боевая техника

3) площадь для парада

4) военачальник

19.

В стране Ф. был проведен опрос социологической службой. Участвующим в опросе гражданам 20–25 лет и 40–50 лет было предложено выбрать продолжение фразы: «В качестве нравственного примера я выбрал(а) бы человека, который …» Были получены следующие результаты (в %):

 

Вариант продолжения фразыВыбор 20–25-тилетнихВыбор 40–50-тилетних
делает добро другим людям 3542
уважает себя и всегда верен своим принципам 2520
может поступиться принципами ради положения в обществе 2218
способен делать вид, что он в хорошем расположении духа несмотря ни на что 1820

 

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

 

1) И молодежь, и представители старшего возраста считают нравственным примером нонконформное поведение.

2) Конформизм и приспособленчество на лидирующих позициях в ответах молодежи.

3) Молодое поколение, как более прагматичное, в меньшей степени склонно к альтруизму, чем люди старшего возраста.

4) Большинство опрошенных респондентов старшего возраста видят в качестве примера людей, находящихся в добром расположении духа.

20.

Социологические службы страны Н. провели опрос среди различных групп населения. Респондентам задавался вопрос: «От чего, на ваш взгляд, в наибольшей степени зависит формирование духовной культуры личности?»

В результате обработки анкет были получены данные, представленные на диаграмме (в %):

 

 

Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных?

 

1) Воздействие на формирование духовных качеств личности в минимальной степени оказывает государство, церковь и книги.

2) Наименьшее влияние на духовное становление личности оказывает школа и учителя.

3) Роль семьи и дворовой компании, друзей на духовные качества личности примерно равна.

4) Телевидение, кино и сериалы менее значимы в становлении духовности, чем художественная литература.

21.

В стране Р. социологической службой среди граждан разных возрастных групп был проведен опрос. Респондентам (участвующим в опросе) было предложено ответить на вопрос: «Какой фактор Вы считаете главным, определяющим в формировании человеческой личности?»

Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:

 

 

Какие выводы можно сделать на основании диаграммы?

 

1) наибольшая часть среди опрошенных граждан полагает, что личностные качества формирует, главным образом, школа

2) опрошенные граждане в наименьшей степени выделяют ближайшее окружение, как фактор, влияющий на личность

3) семья и домашние, по мнению опрошенных, в современном обществе вообще утратили влияние на формирование личности.

4) наименьшее число голосов опрошенных набрал фактор природных задатков

22.

Ученые-социологи опросили группу граждан разных возрастов, проводя исследование, посвященное источникам приобретенных людьми знаний. Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) предлагалось выбрать правильное с их точки зрения продолжение фразы:

«Большинство приобретенных нами в течение жизни знаний опирается на…»

 

Были получены результаты (в %), представленные на диаграмме.

 

 

1) опрошенные полагают, что научные исследования дают больше знаний, чем жизненный опыт

2) наибольший процент опрошенных полагает, что человеческие знания, главным образом, опираются на жизненный опыт

3) народная мудрость, по мнению трети опрошенных, обогащает нас знаниями

4) наименьший процент опрошенных высказался за божественное откровение, как основной источник знаний

23.

Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом(-ами) учебной деятельности?

 

1) поступление в институт

2) предметы естественно-математического цикла

3) технический вуз

4) инженерные специальности

24.

Старшеклассник под руководством учителя обществознания осуществляет индивидуальный исследовательский проект, выявляя на основании социологических опросов наиболее острые проблемы жителей микрорайона, прилегающего к школе. Кто (что) является субъектом данной деятельности?

 

1) старшеклассник, проводящий опрос

2) методики обработки полученных данных

3) опросные листы, подготовленные старшеклассником

4) участие школьного сообщества в жизни социума

25.

Группа ученых-фармацевтов работает над созданием лекарственных препаратов, способных излечивать тяжёлые болезни. К какому виду деятельности можно отнести работу фармацевтов?

 

1) прогностическая

2) производственная

3) исследовательская

4) социально-преобразовательная

26.

В стране М. социологической службой среди граждан разных возрастных групп был проведён опрос. Респондентам (участвующим в опросе) было предложено ответить на вопрос: «Какой вид деятельности, на Ваш взгляд, в большей степени развивает в человеке творческие способности?»

 

Были получены следующие результаты (в %), представленные в диаграмме:

Какие из приведённых ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?

 

1) Труд более значим для подростков и молодёжи, так как это основной вид их деятельности.

2) Значение игры в становлении творческих способностей подростки недооценивают.

3) Люди зрелого возраста ценят и осознают творческую сущность труда.

4) С возрастом значение учёбы и игры в становлении творческого потенциала личности увеличивается.

27.

Студенты-практиканты осваивают со старшеклассниками новое лабораторное оборудование в кабинете химии, демонстрируя опыты с химическими веществами. Субъектом данной деятельности являются

 

1) студенты, проходящие педагогическую практику в школе

2) учебные знания и умения старшеклассников

3) новое химическое оборудование

4) реагенты, химические вещества

28.

«В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Данное утверждение является примером

 

1) народной мудрости

2) обобщения данных наблюдения

3) научного знания

4) образного мышления

29.

Одарённый мальчик, родившийся в рабочей семье, стал известным учёным благодаря не только своим математическим способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стремлению к знаниям. В этом в первую очередь проявились его качества как

 

1) индивида

2) общественного деятеля

3) гражданина

4) личности

30.

Изучение школьниками истории своей семьи (подготовка анкет, запись рассказов, знакомство с документами, поиск фотографий, презентация собранных материалов и т. п.) является примером деятельности

 

1) познавательной

2) прогностической

3) изобретательской

4) социально-преобразовательной

31.

Вывод «Формами рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения» является результатом

 

1) обобщения повседневного опыта

2) научного эксперимента

3) непосредственного наблюдения

4) теоретического анализа

32.

Гражданка В. очень любит ходить на продуктовый рынок около своего дома. Она подолгу беседует на различные темы с продавцами. Между тем продукты для семьи приобретает, как правило, её супруг в супермаркете. Какие потребности в первую очередь реализуются в действиях гражданки В.?

 

1) эстетические

2) идеальные

3) экономические

4) социальные

33.

Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности

 

1) эстетические

2) социальные

3) биологические

4) материальные

34.

В XVI в. польский учёный Н. Коперник с помощью расчётов доказал, что Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Это открытие представляет собой

 

1) экспериментально обоснованный факт

2) научный вывод

3) обобщение данных повседневных наблюдений

4) результат социального познания

35.

Анна К. по совету своих подруг перед экзаменом положила в туфлю под пятку пятикопеечную монету, для удачи. Этот пример иллюстрирует проявление

 

1) тотемизма

2) анимизма

3) догматизма

4) фетишизма

36.

Студент четвёртого курса педагогического института Кирилл 3. стал победителем «Конкурса профессионального мастерства». Какое образование получает Кирилл 3.?

 

1) среднее (полное) общее

2) начальное профессиональное

3) основное общее

4) высшее

37.

В ходе социологического опроса совершеннолетним жителям страны Z предлагалось ответить на вопрос: «Необходимо ли ввести специальные уроки этики в школе?» Полученные результаты представлены в диаграмме.

 

 

Какой вывод можно сделать на основании диаграммы?

 

1) Большинство опрошенных независимо от образования считает, что необходимости в специальных уроках этики нет.

2) Доля тех, кто полагает, что уроки этики необходимы только в младших классах, одинакова среди респондентов со средним и высшим образованием.

3) Среди респондентов с высшим образованием мнение, что необходимости в специальных уроках нет, наименее популярно.

4) Доля тех, кто полагает, что уроки этики необходимы во всех классах среди респондентов со средним образованием выше, чем среди респондентов с высшим образованием.

38.

Учёные страны Z на основе комплексного исследования системы здравоохранения создали концепцию её развития. Объектом этой деятельности являются(-ется)

 

1) учёные

2) концепция развития

3) система здравоохранения

4) комплексное исследование

39.

Отличительным признаком обыденного познания является(-ются)

 

1) систематические контролируемые наблюдения

2) выявление закономерностей существования и развития мира

3) в основном интуитивный характер познания

4) направленность на создание материальных ценностей

40.

Труд, в отличие от общения, всегда

 

1) является проявлением человеческой активности

2) имеет мотив

3) направлен на конкретный объект

4) предполагает получение практического результата

41.

Какая из черт отличает науку от других областей (сфер) духовной культуры?

 

1) объективное изучение действительности

2) регулирование общественных отношений

3) практическое применение всей полученной информации

4) эстетическое отражение действительности

42.

Что из перечисленного традиционно относится к категориям морали?

 

1) потребности, способности, интересы

2) права, обязанности, ответственность

3) традиции, обычаи, обряды

4) совесть, справедливость, честь