№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Познание и духовная жизнь. Научное познание, наука, образование
1.

Наука является

 

1) единственной формой познания

2) социальной стратой

3) совокупностью жизненных ценностей

4) особой системой знания

2.

В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит

 

1) отражение внешних признаков познаваемого объекта

2) теоретическое обобщение результатов наблюдений

3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы

4) построение предположений, основанных на опыте

3.

Логическое мышление лежит в основе познания

 

1) научного

2) житейского

3) религиозного

4) художественного

4.

Опора на объективные факты при аргументации выводов — обязательная составляющая познания

 

1) художественного

2) научного

3) мифологического

4) житейского

5.

Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения

 

1) экономики

2) социологии

3) политологии

4) правоведения

6.

Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?

 

1) этика

2) лингвистика

3) литературоведение

4) эстетика

7.

Из перечисленного ниже научными знаниями являются

 

1) данные расписания движения электропоездов

2) правила пожарной безопасности

3) нормы международного гуманитарного права

4) законы термодинамики

8.

Термины «гипотеза», «закон», «теория» ис­поль­зу­ют­ся при ха­рак­те­ри­сти­ке познания

 

1) художественного

2) научного

3) мифологического

4) житейского

9.

Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

 

1) описание научных фактов

2) проведение наблюдений

3) описание экспериментальных данных

4) выдвижение гипотезы

10.

Что отличает научное знание?

 

1) обоснованность, логичность

2) образность, эмоциональность

3) признанность обществом

4) истинность всех утверждений

11.

Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся Т.?

 

1) начальное профессиональное образование

2) основное общее образование

3) полное (среднее) общее образование

4) среднее профессиональное образование

12.

Научные зна­ния отличаются от обы­ден­ных тем, что они

 

1) пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в поколение

2) пред­по­ла­га­ют проверку ис­тин­но­сти полученных сведений

3) фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве наблюдений

4) от­ра­жа­ют окружающую действительность

13.

Какой метод по­лу­че­ния знаний ис­поль­зу­ет­ся преимущественно на эм­пи­ри­че­ском уровне на­уч­но­го познания?

 

1) объ­яс­не­ние существующих взаимосвязей

2) про­ве­де­ние эксперимента

3) на­уч­ное моделирование

4) обос­но­ва­ние гипотез

14.

Научное по­зна­ние непосредственно на­прав­ле­но на

 

1) вы­яв­ле­ние закономерностей су­ще­ство­ва­ния и раз­ви­тия мира

2) фор­ми­ро­ва­ние практических навыков

3) со­зда­ние новых ма­те­ри­аль­ных ценностей

4) рас­кры­тие смысла жизни

15.

Что от­ли­ча­ет науку от дру­гих отраслей ду­хов­ной культуры?

 

1) от­ра­же­ние реальности в об­ра­зах и символах

2) вы­ра­же­ние субъективного от­но­ше­ния к миру

3) опора на идею сверхъ­есте­ствен­но­го вмешательства

4) вы­яв­ле­ние сущности об­ще­ствен­ных и при­род­ных явлений

16.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет эм­пи­ри­че­ский уро­вень познания?

 

1) обос­но­ва­ние гипотез

2) объ­яс­не­ние закономерностей

3) опи­са­ние пред­ме­тов и явлений

4) обоб­ще­ние в форме теорий

17.

Описание, объ­яс­не­ние и пред­ска­за­ние про­цес­сов и яв­ле­ний дей­стви­тель­но­сти яв­ля­ют­ся не­по­сред­ствен­ной целью

 

1) искусства

2) образования

3) науки

4) морали

18.

Что от­ли­ча­ет науку от дру­гих от­рас­лей культуры?

 

1) эмо­ци­о­наль­ное вы­ра­же­ние лич­ност­но­го от­но­ше­ния к миру

2) вы­яв­ле­ние сущ­но­сти об­ще­ствен­ных и при­род­ных явлений

3) от­ра­же­ние ре­аль­но­сти в ху­до­же­ствен­ных образах

4) оцен­ка по­ве­де­ния от­дель­ных индивидов

19.

Какая черта от­ли­ча­ет науку от дру­гих отраслей культуры?

 

1) ху­до­же­ствен­ное выражение от­но­ше­ния к миру

2) пред­ло­же­ние законченной ми­ро­воз­зрен­че­ской системы

3) вера в су­ще­ство­ва­ние сверхъестественных сил

4) тео­ре­ти­че­ское обоснование за­ко­нов развития при­ро­ды и общества

20.

Какую функ­цию науки ил­лю­стри­ру­ет стрем­ле­ние про­ве­рять и кри­ти­че­ски осмыс­ли­вать всю по­сту­па­ю­щую на­уч­ную информацию?

 

1) социальную

2) познавательно-объяснительную

3) мировоззренческую

4) прогностическую

21.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет науку, в от­ли­чие от искусства?

 

1) выявление за­ко­но­мер­но­стей раз­ви­тия при­ро­ды и общества

2) отражение мира в ху­до­же­ствен­ных образах

3) особая форма по­зна­ния окру­жа­ю­ще­го мира

4) наличие осо­бых ин­стру­мен­тов и средств для по­зна­ния мира

22.

Общение как вид де­я­тель­но­сти от­ли­ча­ет­ся от труда тем, что всегда

 

1) предполагает на­ли­чие прак­ти­че­ско­го результата

2) имеет мотив

3) предполагает на­ли­чие партнёра

4) является про­яв­ле­ни­ем со­ци­аль­ной сущ­но­сти человека

23.

К ми­ро­вым ре­ли­ги­ям относится

 

1) буддизм

2) индуизм

3) иудаизм

4) синтоизм

24.

Субкультурой при­ня­то называть

 

1) тра­ди­ци­он­ные куль­тур­ные ценности

2) от­ри­ца­ние важ­ней­ших куль­тур­ных ценностей

3) куль­ту­ру какой-либо со­ци­аль­ной или де­мо­гра­фи­че­ской группы

4) но­ва­тор­ство в об­ла­сти ху­до­же­ствен­но­го творчества

25.

Отличительная черта по­зна­ния общества – это то, что в этом познании

 

1) не вы­дви­га­ет­ся гипотез

2) не ис­поль­зу­ет­ся метод моделирования

3) объект и субъ­ект познания совпадают

4) широко ис­поль­зу­ют­ся экспериментальные методы

26.

К каким на­у­кам от­но­сит­ся об­ласть познания, вклю­ча­ю­щая тео­ре­ти­че­ские и экс­пе­ри­мен­таль­ные на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния с целью изу­че­ния за­ко­но­мер­но­стей вза­и­мо­дей­ствия природы, общества, мышления?

 

1) фундаментальным

2) прикладным

3) гуманитарным

4) техническим