
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «безработица»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о циклической безработице;
— одно предложение, раскрывающее любую возможную меру по смягчению последствий структурной безработицы.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Смысл понятия, например: ситуация на рынке труда, при которой предложение труда превышает спрос на труд / часть экономически активного трудоспособного населения хочет работать, но не может найти работу;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2. Одно предложение с информацией о циклической безработице, например: циклическая безработица возникает в связи со спадом производства во время экономического кризиса и соответствующим снижением спроса на трудовые услуги;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о циклической безработице.)
3. Одно предложение, раскрывающее сущность любую возможную меру по смягчению последствий структурной безработицы, например:одной из мер по смягчению последствий структурной безработицы является организация программ профессионального переобучения и переквалификации / помощь безработным в открытии собственного дела.
Может быть составлено другое предложение, раскрывающее любую меру по смягчению последствий структурной безработицы.
| № | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|---|
| 25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 |
| Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | |
| Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,
ИЛИ
в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | |
| В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.
ИЛИ
Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.
ИЛИ
Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
Указания по оцениванию: 1. Не засчитывается: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию. 2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов | ||
| 25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 |
| Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | |
| Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | |
| Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
| Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; – словосочетания, нераспространённые предложения | ||
| Максимальный балл | 4 | |
PDF-версии: