№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Задания
Задание 23 № 4551

Почему в со­вре­мен­ной эко­но­ми­ке су­ще­ствен­но воз­рос­ло зна­че­ние че­ло­ве­че­ско­го капитала? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские знания, при­ве­ди­те три объяснения.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Специальное и про­фес­си­о­наль­ное образование... это форма ин­ве­сти­ций в че­ло­ве­че­ский капитал, аб­со­лют­но ана­ло­гич­ная вкла­ды­ва­нию денег в оборудование, зда­ния и про­чие неодушевлённые формы капитала. Функ­ция такой ин­ве­сти­ции за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы по­вы­сить эко­но­ми­че­скую про­дук­тив­ность человека. Если ин­ве­сти­ция до­сти­га­ет этого результата, об­ще­ство сво­бод­но­го пред­при­ни­ма­тель­ства воз­на­граж­да­ет че­ло­ве­ка более вы­со­кой опла­той его услуг. Это раз­ли­чие в вы­руч­ке яв­ля­ет­ся эко­но­ми­че­ским сти­му­лом для ин­ве­сти­ций ка­пи­та­ла в форме ма­ши­ны или в форме человека. В обоих слу­ча­ях до­пол­ни­тель­ная вы­руч­ка долж­на со­из­ме­рять­ся с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о спе­ци­аль­ном образовании, глав­ные за­тра­ты со­сто­ят в доходе, упу­щен­ном в пе­ри­од обучения, в про­цен­тах на прибыль, упу­щен­ных в связи с от­кла­ды­ва­ни­ем заработка, и в спе­ци­фи­че­ских рас­хо­дах на при­об­ре­те­ние образования, таких как плата за обу­че­ние и за­тра­ты на учеб­ни­ки и оборудование...

Инвестиции в че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал нель­зя фи­нан­си­ро­вать на тех же усло­ви­ях и с такой же лёгкостью, как ин­ве­сти­ции в ка­пи­тал физический. Не­труд­но понять, по­че­му так происходит. Когда даётся дол­го­сроч­ная ссуда на фи­нан­си­ро­ва­ние ин­ве­сти­ций в фи­зи­че­ский капитал, кре­ди­тор спо­со­бен за­ру­чить­ся обес­пе­че­ни­ем в виде не­дви­жи­мо­го иму­ще­ства или остав­шей­ся части тре­бо­ва­ний на сами ма­те­ри­аль­ные ак­ти­вы и в слу­чае не­упла­ты может рас­счи­ты­вать на ре­а­ли­за­цию хотя бы части своих ка­пи­та­ло­вло­же­ний путём про­да­жи ма­те­ри­аль­ных активов. Если он даёт ана­ло­гич­ную ссуду на уве­ли­че­ние до­ход­но­сти человека, ему, очевидно, не­воз­мож­но за­ру­чить­ся ана­ло­гич­ным обеспечением... Такие ин­ве­сти­ции не­из­беж­но свя­за­ны с боль­шим риском. Сред­няя ожи­да­е­мая при­быль может быть высока, но от­кло­не­ния от сред­ней ве­ли­чи­ны бы­ва­ют весь­ма велики. Одна оче­вид­ная при­чи­на от­кло­не­ний - это смерть или утра­та трудоспособности, но куда важнее, видимо, раз­ли­чия в способностях, энер­гич­но­сти и удачливости. Вслед­ствие этого, если предо­став­лять дол­го­сроч­ные ссуды, обес­пе­че­ни­ем ко­то­рых будет один лишь ожи­да­е­мый бу­ду­щий заработок, зна­чи­тель­ная про­пор­ция их не будет возвращена...

Какие бы ни были тому причины, изъ­я­ны рынка при­ве­ли к не­до­стат­ку ин­ве­сти­ций в че­ло­ве­че­ский капитал. По­это­му го­су­дар­ствен­ное вме­ша­тель­ство можно обос­но­вать как «технической монополией» (поскольку рас­про­стра­не­ние таких ка­пи­та­ло­вло­же­ний на­тал­ки­ва­ет­ся на­ ад­ми­ни­стра­тив­ные расходы), так и не­об­хо­ди­мо­стью вы­пра­вить си­ту­а­цию на рынке (поскольку рынок в дан­ном слу­чае не вы­ка­зал гибкости).

 

(М. Фридмен)

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть сле­ду­ю­щие объяснения:

1) Роль че­ло­ве­ка мно­го­крат­но возросла, так как ин­тел­лек­ту­аль­ный труд стал гос­под­ству­ю­щим в про­из­вод­ствен­ной сфере. Он сфор­ми­ро­вал­ся как осо­знан­ная де­я­тель­ность людей по производству, развитию, усвоению, сохранению, рас­про­стра­не­нию и прак­ти­че­ско­му ис­поль­зо­ва­нию знаний.

2) Зна­ния пре­вра­ща­ют­ся в клю­че­вой ре­сурс — в глав­ную про­из­во­ди­тель­ную силу. В наше время зна­ния во всех от­но­ше­ни­ях пре­вос­хо­дят тра­ди­ци­он­ные эко­но­ми­че­ские ре­сур­сы — капитал, труд, землю .

3) «Знание яв­ля­ет­ся биз­не­сом в той же мере, в какой биз­не­сом яв­ля­ет­ся потребитель. Фи­зи­че­ские то­ва­ры или услу­ги — это толь­ко сред­ства для об­ме­на по­ку­па­тель­ской спо­соб­но­сти по­тре­би­те­ля на знания, ко­то­ры­ми об­ла­да­ет бизнес» .

4) Ин­но­ва­ци­он­ная эко­но­ми­ка воз­мож­на толь­ко при на­ли­чии вы­со­ко­раз­ви­то­го че­ло­ве­че­ско­го капитала.

5) По­это­му за по­след­ние не­сколь­ко де­сят­ков лет мы стали свидетелями, как отрасли, на­кап­ли­ва­ю­щие ос­нов­ные бо­гат­ства общества, за­ня­тые про­из­вод­ством и рас­пре­де­ле­ни­ем не­ма­те­ри­аль­ной про­дук­ции — зна­ний и информации, пол­но­стью пре­взо­шли ма­те­ри­аль­ное производство.

Могут быть при­ве­де­ны иные объяснения. близ­кие по смыслу.

· · Видеокурс ·