Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — обществознание
Задания
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Го­су­дар­ство, равно как и по­ли­ти­че­ские союзы, ис­то­ри­че­ски ему пред­ше­ству­ю­щие, есть от­но­ше­ние гос­под­ства людей над лю­дь­ми, опи­ра­ю­ще­е­ся на ле­ги­тим­ное (то есть счи­та­ю­ще­е­ся ле­ги­тим­ным) на­си­лие как сред­ство. Таким об­ра­зом, чтобы оно су­ще­ство­ва­ло, люди, на­хо­дя­щи­е­ся под гос­под­ством, долж­ны под­чи­нять­ся ав­то­ри­те­ту, на ко­то­рый пре­тен­ду­ют те, кто те­перь гос­под­ству­ет. Когда и по­че­му они так по­сту­па­ют? Какие внут­рен­ние ос­но­ва­ния для оправ­да­ния гос­под­ства и какие внеш­ние сред­ства слу­жат ему опо­рой?

В прин­ци­пе, име­ет­ся три вида внут­рен­них оправ­да­ний, то есть ос­но­ва­ний ле­ги­тим­но­сти. Во-пер­вых, это ав­то­ри­тет «вечно вче­раш­не­го»: ав­то­ри­тет нра­вов, освящённых ис­кон­ной зна­чи­мо­стью и при­выч­ной ори­ен­та­ци­ей на их со­блю­де­ние,  — тра­ди­ци­он­ное гос­под­ство, как его осу­ществ­ля­ли пат­ри­арх и пат­ри­мо­ни­аль­ный князь ста­ро­го типа. Далее, ав­то­ри­тет вне­обы­ден­но­го лич­но­го дара (ха­риз­ма), пол­ная лич­ная пре­дан­ность и лич­ное до­ве­рие, вы­зы­ва­е­мое на­ли­чи­ем ка­честв вождя у ка­ко­го-то че­ло­ве­ка: от­кро­ве­ний, ге­ро­из­ма и дру­гих,  — ха­риз­ма­ти­че­ское гос­под­ство, как его осу­ществ­ля­ют про­рок, или  — в об­ла­сти по­ли­ти­че­ско­го  — из­бран­ный князь-во­е­на­чаль­ник, или из­бран­ный все­об­щим го­ло­со­ва­ни­ем вы­да­ю­щий­ся де­ма­гог и по­ли­ти­че­ский пар­тий­ный вождь. На­ко­нец, гос­под­ство в силу «ле­галь­но­сти», в силу веры в обя­за­тель­ность ле­галь­но­го уста­нов­ле­ния и де­ло­вой «ком­пе­тент­но­сти», обос­но­ван­ной ра­ци­о­наль­но со­здан­ны­ми пра­ви­ла­ми, то есть ори­ен­та­ци­ей на под­чи­не­ние при вы­пол­не­нии уста­нов­лен­ных пра­вил,  — гос­под­ство в том виде, в каком его осу­ществ­ля­ют со­вре­мен­ный «го­су­дар­ствен­ный слу­жа­щий» и все те но­си­те­ли вла­сти, ко­то­рые по­хо­жи на него в этом от­но­ше­нии. По­нят­но, что в дей­стви­тель­но­сти под­чи­не­ние обу­слов­ли­ва­ют чрез­вы­чай­но гру­бые мо­ти­вы стра­ха и на­деж­ды  — стра­ха перед ме­стью ма­ги­че­ских сил или вла­сти­те­ля, на­деж­ды на по­ту­сто­рон­нее или по­сю­сто­рон­нее воз­на­граж­де­ние  — и вме­сте с тем самые раз­но­об­раз­ные ин­те­ре­сы. Но если пы­тать­ся вы­яс­нить, на чём ос­но­ва­на «ле­ги­тим­ность» такой по­кор­но­сти, тогда, ко­неч­но, столкнёшься с ука­зан­ны­ми тремя её иде­аль­ны­ми ти­па­ми. А эти пред­став­ле­ния о ле­ги­тим­но­сти и их внут­рен­нее обос­но­ва­ние имеют боль­шое зна­че­ние для струк­ту­ры гос­под­ства.

 

М. Вебер

Какое опре­де­ле­ние го­су­дар­ства даёт автор тек­ста? Как су­ще­ство­ва­ние го­су­дар­ства, по мне­нию ав­то­ра, свя­за­но с ле­ги­тим­но­стью?