ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 4.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Что из перечисленного иллюстрирует противоречивость общественного прогресса?
1. Получение новых материалов в результате развития нанотехнологий
2. Возможность быстрого тиражирования информации в результате развития компьютерных технологий
3. Повышение производительности труда в результате внедрения новой технологии
4. Формирование психической зависимости человека от компьютера в результате распространения компьютерных игр
Ответ:
Что отличает науку от других отраслей культуры?
1. Эмоциональное выражение личностного отношения к миру
2. Выявление сущности общественных и природных явлений
3. Отражение реальности в художественных образах
4. Оценка поведения отдельных индивидов
Ответ:
Вывод «Формами рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения» является результатом
1) обобщения повседневного опыта
2) научного эксперимента
3) непосредственного наблюдения
4) теоретического анализа
Ответ:
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личностью можно считать только выдающегося представителя человеческого рода.
Б. Понятие «личность» традиционно используется для обозначения социально значимых качеств человека.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Что относится к основным вопросам экономики?
1. Как координировать деятельность производителя
2. Как сделать производство эффективным
3. Кто и как регулирует цены
4. Что, как и для кого производить
Ответ:
Для получения дохода гражданин сдал внаём принадлежащую ему квартиру. Доход гражданина —
1) добавленная стоимость
2) арендная плата
3) дивиденды
4) проценты
Ответ:
Что относится к полномочиям центрального банка?
1. Кредитование торговых фирм
2. Привлечение сбережений граждан на срочные вклады
3. Контроль над объёмом денежной массы в стране
4. Принятие законов в экономической сфере
Ответ:
На графике отражена ситуация на рынке мяса и мясных продуктов: линия спроса D переместилась в новое положение — Dl (Р — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
1) увеличением доходов потребителей
2) ростом числа производителей мясных продуктов
3) распространением вегетарианства среди потребителей
4) снижением налогов с производителей мясных продуктов
Ответ:
Верны ли следующие суждения о факторах производства?
А. Капитал как фактор производства утратил своё значение в современной экономике.
Б. Труд перестаёт быть фактором производства в связи с компьютеризацией и роботизацией производственных процессов.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Школа, наряду с семьёй, осуществляет воспитание подрастающего поколения. Этот процесс служит проявлением
1) учёта общественного мнения
2) социализации личности
3) социальной мобильности
4) социальной стратификации
Ответ:
В ходе социологических опросов (2007 и 2012 гг.) в стране Z респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Приходилось ли Вам, Вашей семье отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денег?». Полученные результаты представлены в таблице.
| Варианты ответа | ||
|---|---|---|
| % от числа опрошенных | ||
| 2007 г. | 2012 г. | |
| Постоянно | 40 | 45 |
| Время от времени | 25 | 25 |
| Очень редко | 15 | 12 |
| Никогда | 20 | 18 |
Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?
Как в 2007 г., так и в 2012 г.
1. Процент тех, кому никогда не приходилось отказываться от лечения и лекарств из-за нехватки денежных средств, меньше процента тех, кто делает это постоянно.
2. Доля тех, кому никогда не приходилось отказываться от лечения и лекарств из-за нехватки денежных средств, выше процента тех, кто делает это время от времени.
3. Большинство респондентов ответили, что им время от времени приходилось отказываться от лечения и лекарств из-за нехватки денежных средств.
4. Наименьшие доли респондентов отметили, что им постоянно приходилось отказываться от лечения и лекарств из-за нехватки денежных средств.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Образование, профессия могут стать основанием для объединения в социальную группу.
Б. Отношения в социальных группах обязательно регулируются официальными документами.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
К функциям любого государства относится
1) определение обязательных объёмов производства для всех предприятий
2) осуществление контроля над личной жизнью граждан
3) сохранение территориальной целостности страны
4) осуществление демократических преобразований
Ответ:
Какая черта присуща пропорциональной избирательной системе?
1. Голосование граждан по партийным спискам
2. Самовыдвижение кандидатов
3. Создание нескольких избирательных округов
4. Деятельность центрального избирательного комитета
Ответ:
Учреждённый партией аналитический центр провёл исследование текущих решений правительства и представил результаты анализа деятельности правительства и принятых политических решений. Какую из функций политической партии в обществе иллюстрирует данный пример?
1. Участие в организации, подготовке и проведении парламентских выборов
2. Осуществление контроля над деятельностью органов исполнительной власти
3. Мобилизация граждан на осуществление политических действий
4. Проведение организационных мероприятий среди партийного актива
Ответ:
Верны ли следующие суждения о принципе разделения властей?
А. Принцип разделения властей обеспечивает систему сдержек и противовесов в демократическом государстве.
Б. Принцип разделения властей является основополагающим признаком авторитарного государства.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Право несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаться своим имуществом регулируется нормами
1) гражданского права
2) наследственного права
3) административного права
4) жилищного права
Ответ:
За уклонение от прохождения военной службы установлена
1) административная ответственность
2) гражданско-правовая ответственность
3) уголовная ответственность
4) дисциплинарная ответственность
Ответ:
Гражданка М. должна была лететь на переговоры, целью которых было получение инвестиций на развитие принадлежащей ей фирмы. Однако рейс был задержан без уважительной причины, и инвесторы заключили договор с конкурентами. Гражданка М. подала в суд с намерением заставить авиакомпанию возместить ущерб, полученный в результате утраченной выгоды. Нормы какой отрасли права станут основой для рассмотрения дела в суде?
1. Уголовного права
2. Административного права
3. Гражданского права
4. Налогового права
Ответ:
Верны ли следующие суждения о судебной защите?
А. Судебная защита гарантирована гражданину при условии достижения им 18 лет.
Б. Судебная защита на территории страны гарантирована только тем людям, которые являются гражданами данного государства.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Запишите слово, пропущенное в таблице.
| МЕТОД ПОЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
|---|---|
| Наблюдение | Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности |
| Выдвижение ... | Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории |
Ответ:
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «наука». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
| 1) творчество | 2) образность | 3) системность |
| 4) обоснованность | 5) эмоциональность | 6) доказательность |
Ответ:
Установите соответствие между необходимыми условиями функционирования экономической системы и её типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) преобладание (господство) государственной собственности
Б) свободное ценообразование
B) контроль государства за производством и распределением
Г) экономическая самостоятельность производителей
Д) конкуренция производителей
1) командно-административная
2) рыночная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке общности, образованные в соответствии с территориальным (поселенческим) критерием, и запишите цифры, под которыми они указаны.
| 1) украинцы | 2) москвичи | 3) киевляне |
| 4) белорусы | 5) молдаване | 6) харьковчане |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В преддверии Нового года все ведущие партии страны проводят свои форумы. (Б) Помимо перевыборов лидеров многие партии обновляют свои идеологические установки. (В) Общность идеологической платформы выступает одним из важнейших признаков партии. (Г) Время проведения партийных съездов нельзя признать удачным. (Д) Предновогодние хлопоты, снижение интереса к деятельности партий могут помешать принятию качественных документов.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«______(А) приобретается с рождением человека и прекращается с его смертью. Полная ________(Б) возникает с наступления совершеннолетия (с 18 лет) или ранее, в случае вступления в брак до 18 лет. Законные представители несут имущественную ответственность за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по всем сделкам, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их_________(В). Законные представители отвечают за вред, причинённый_________(Г). По заявлению родителей________(Д) может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами. Гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, если этим он ставит семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности, по отношению к нему может быть установлено________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) способность к заключению сделок | 2) малолетний | 3) правоспособность |
| 4) суд | 5) вина | 6) дееспособность |
| 7) деликтоспособность | 8) совершеннолетний | 9) попечительство |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
В стране Z происходит быстрое развитие электронных средств массовой коммуникации. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна начала развиваться как общество постиндустриального типа?
1) Происходит рост городского населения.
2) Ведущее положение в обществе занимает наука.
3) Главным фактором производства становятся знания и информация.
4) Распространяется механизированный труд.
5) Преобладают семьи патриархального типа.
6) Наряду с промышленностью развивается сельское хозяйство.
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Биологическая природа человека; 2) инстинктивное поведение; 3) физиологические потребности; 4) физическое развитие; 5) возрастные особенности развития психики.
Ответ:
О каких двух критериях выделения поколений говорят авторы? От чего, по их мнению, зависит подвижность границ поколения?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Почему авторы считают необходимым выделение родительского поколения? Какую современную проблему родительского поколения они отметили? Чем, по их мнению, вызвана эта проблема? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная группа».
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя факты общественной жизни, привлекая межпредметные связи, подтвердите тремя примерами мысль авторов о том, что «всё поколение в целом несёт на себе печать тех исторических событий, в которых они принимали непосредственное участие».
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие социальные институты помимо семьи осуществляют социализацию молодого поколения? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личный социальный опыт, укажите любые три социальных института и поясните, в чём проявляется социализирующее воздействие каждого из них.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «законодательная власть»? Составьте два предложения, содержащие информацию о законодательной власти.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите любые три принципа избирательного права в РФ и раскройте сущность каждого из них на конкретном примере. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным». Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деньги и проблемы денежного обращения». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно». (П. Лаплас)
29.2 Экономика: «Высшее призвание капитала не в том, чтобы делать деньги, а в том, чтобы делать больше денег ради улучшения жизни». (Г. Форд)
29.3 Социология, социальная психология: «Человек — общественное существо, его жизнь... невозможна в отрыве от общества, от группы, с которыми он связан множеством самых разнообразных отношений». (Р. Роллан)
29.4 Политология: «Человек, властвующий над другими, утрачивает собственную свободу». (Б. Шоу)
29.5 Правоведение: «Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл». (Латинское юридическое изречение)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.