№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 643019

ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.

1.

Потребности че­ло­ве­ка в признании, об­ще­ствен­ной активности от­но­сят­ся к потребностям

 

1) биологическим

2) духовным

3) социальным

4) естественным

2.

От­ли­чи­тель­ная черта по­зна­ния об­ще­ства – это то, что в этом по­зна­нии

 

1) не вы­дви­га­ет­ся ги­по­тез

2) не ис­поль­зу­ет­ся метод мо­де­ли­ро­ва­ния

3) объ­ект и субъ­ект по­зна­ния сов­па­да­ют

4) ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся экс­пе­ри­мен­таль­ные ме­то­ды

3.

Проблема со­ци­аль­ной ответственности учёных при­об­ре­ла особую остроту, так как

 

1) учёные де­ла­ют открытия, име­ю­щие неоднозначные последствия

2) государство фи­нан­си­ру­ет науку

3) общество пол­но­стью утратило кон­троль за де­я­тель­но­стью учёных

4) наука по­те­ря­ла своё зна­че­ние в обществе

4.

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о гло­баль­ных про­бле­мах со­вре­мен­но­го общества?

 

А. Гло­баль­ные про­бле­мы могут быть са­мо­сто­я­тель­но ре­ше­ны от­дель­ны­ми стра­на­ми мира.

Б. Все гло­баль­ные про­бле­мы яв­ля­ют­ся след­стви­ем эко­но­ми­че­ской глобализации.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

5.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го относится к фак­то­рам интенсивного эко­но­ми­че­ско­го роста?

 

1) рост до­бы­чи полезных ископаемых, стро­и­тель­ство новых предприятий

2) совершенствование управ­ле­ния производством, по­вы­ше­ние производительности труда

3) открытие месторождений, уве­ли­че­ние рабочего времени

4) установка до­пол­ни­тель­но­го оборудования, осво­е­ние новых земель

6.

Все эко­но­ми­че­ские ресурсы, не­по­сред­ствен­но задействованные в со­зда­нии конкретного то­ва­ра или услуги, называют

 

1) физическим капиталом

2) факторами производства

3) природными ресурсами

4) спросом и предложением

7.

В РФ взи­ма­ет­ся налог на до­хо­ды фи­зи­че­ских лиц. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к объ­ек­ту дан­но­го на­ло­га?

 

1) иму­ще­ство ра­бот­ни­ка

2) фирма, в ко­то­рой тру­дит­ся ра­бот­ник

3) жильё, в ко­то­ром про­жи­ва­ет семья ра­бот­ни­ка

4) за­ра­бот­ная плата ра­бот­ни­ка

8.

На ри­сун­ке отражено из­ме­не­ние спроса на спор­тив­ные тренажёры для дома: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние — D1. (P — цена; Q — количество.) Это пе­ре­ме­ще­ние может быть связано, пре­жде всего, с (со)

 

1) повышением вни­ма­ния граждан к соб­ствен­но­му здоровью

2) открытием новых тренажёрных залов и фитнес-клубов

3) повышением уров­ня инфляции

4) снижением до­хо­дов потребителей

9.

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о ко­манд­ной экономике?

 

А. Ха­рак­тер­ной чертой ко­манд­ной экономики яв­ля­ет­ся государственное ре­гу­ли­ро­ва­ние цен.

Б. Ха­рак­тер­ной чертой ко­манд­ной экономики яв­ля­ет­ся централизованное при­ня­тие экономических ре­ше­ний для всех про­из­во­ди­те­лей товаров и услуг.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

10.

По ка­ко­му критерию вы­де­ле­на такая со­ци­аль­ная общность, как сельчане?

 

1) конфессиональному

2) территориальному

3) этносоциальному

4) политическому

11.

В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опроса груп­пы 25-летних граж­дан страны Z ре­спон­ден­там с раз­ным уровнем об­ра­зо­ва­ния задавали вопрос: «Кто дол­жен быть гла­вой семьи?».

Результаты опро­са (в % от числа отвечавших) пред­став­ле­ны в диаграмме.

 

 

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы?

 

1) Доля тех, кто считает, что жена долж­на быть гла­вой семьи, выше у ре­спон­ден­тов с выс­шим образованием.

2) Доля тех, кто считает, что в семье у всех долж­ны быть рав­ные права, выше у ре­спон­ден­тов со сред­ним образованием.

3) Большинство ре­спон­ден­тов со сред­ним образованием считают, что во главе семьи долж­ны быть стар­шие родственники.

4) Мнение, что гла­вой семьи дол­жен быть муж, наи­бо­лее часто встре­ча­ет­ся у ре­спон­ден­тов со сред­ним образованием.

12.

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных нор­мах?

 

А. Со­ци­аль­ные нормы от­ра­жа­ют эта­ло­ны, мо­де­ли, стан­дар­ты долж­но­го по­ве­де­ния.

Б. Эти­че­ские нормы могут от­ра­жать­ся в по­ли­ти­че­ских прин­ци­пах.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

13.

В со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ Пре­зи­дент РФ

 

1) назначает выс­шее командование Вооружённых Сил Рос­сий­ской Федерации

2) утверждает из­ме­не­ния границ между субъ­ек­та­ми РФ

3) объявляет амнистию

4) единолично на­зна­ча­ет на долж­ность Генерального про­ку­ро­ра Российской Федерации

14.

Какое по­ня­тие используется для обо­зна­че­ния способов и ме­то­дов осуществления го­су­дар­ствен­ной власти?

 

1) государство как по­ли­ти­че­ский институт

2) форма правления

3) форма государственно-территориального устройства

4) политический режим

15.

В го­су­дар­стве Z ре­а­ли­зу­ет­ся принцип по­ли­ти­че­ско­го плюрализма, ре­гу­ляр­но проводятся вы­бо­ры главы го­су­дар­ства на аль­тер­на­тив­ной основе. Тер­ри­то­рия государства Z раз­де­ле­на на провинции, ор­га­ны управления ко­то­рых ограничены в своих пол­но­мо­чи­ях и прямо кон­тро­ли­ру­ют­ся центральными ор­га­на­ми власти. На ос­но­ве приведённых дан­ных можно сде­лать вывод, что го­су­дар­ство Z

 

1) демократическое, республиканское, унитарное

2) тоталитарное, монархическое, федеративное

3) тоталитарное, республиканское, федеративное

4) демократическое, монархическое, унитарное

16.

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о граж­дан­ском об­ще­стве?

 

А.Одно из усло­вий воз­ник­но­ве­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства — по­яв­ле­ние воз­мож­но­сти у всех граж­дан об­ре­сти эко­но­ми­че­скую са­мо­сто­я­тель­ность на базе част­ной соб­ствен­но­сти.

Б. Де­я­тель­ность граж­дан­ско­го об­ще­ства спо­соб­ству­ет раз­ви­тию пра­во­во­го го­су­дар­ства.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

17.

За какое из пе­ре­чис­лен­ных правонарушений на­сту­пит ответственность по нор­мам административного права?

 

1) Гражданин Ш. ре­гу­ляр­но изымал из поч­то­во­го ящика и про­чи­ты­вал личную кор­ре­спон­ден­цию соседа.

2) Гражданка О. ра­зо­ри­ла лесной му­ра­вей­ник в заповеднике, где она ре­гу­ляр­но выгуливала собаку.

3) Выступая на суде в ка­че­стве свидетеля, граж­да­нин Р. от­ка­зал­ся сообщить из­вест­ные ему факты о лицах, при­част­ных к ограблению.

4) На школь­ном вечере граж­дан­ка К. спела песню на стихи ма­ло­из­вест­но­го поэта, объ­явив при этом, что стихи при­над­ле­жат ей.

18.

Лич­ные не­иму­ще­ствен­ные права воз­ни­ка­ют по по­во­ду не­ма­те­ри­аль­ных благ. К не­ма­те­ри­аль­ным бла­гам от­но­сят

 

1) лич­ную и се­мей­ную тайну

2) го­су­дар­ствен­ную об­ли­га­цию

3) де­по­зит­ный сер­ти­фи­кат

4) зе­мель­ный уча­сток

19.

Фирма «Астра» ока­зы­ва­ет услуги по бла­го­устрой­ству дворовых территорий. Она объ­еди­ня­ет нескольких мастеров. При­быль фирмы рас­пре­де­ля­ет­ся между ра­бот­ни­ка­ми в со­от­вет­ствии с их тру­до­вым участием в пре­де­лах пая.

Какова организационно-правовая форма этой фирмы?

 

1) унитарное предприятие

2) благотворительный фонд

3) акционерное общество

4) производственный кооператив

20.

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о за­ко­но­да­тель­ных ос­но­вах вы­бо­ров в РФ?

 

А. Спис­ки из­би­ра­те­лей со­став­ля­ют­ся со­от­вет­ству­ю­щи­ми из­би­ра­тель­ны­ми ко­мис­си­я­ми от­дель­но по каж­до­му из­би­ра­тель­но­му участ­ку по форме, уста­нов­лен­ной Об­ще­ствен­ной па­ла­той Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Б. Уча­стие граж­да­ни­на Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в вы­бо­рах яв­ля­ет­ся сво­бод­ным и доб­ро­воль­ным.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

21.

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫПРИЗНАКИ
...От каж­до­го из­би­ра­тель­но­го окру­га из­би­ра­ет­ся один депутат, ко­то­рый на­брал боль­шин­ство голосов
ПропорциональнаяМеста в пред­ста­ви­тель­ном ор­га­не распределяются в со­от­вет­ствии с ко­ли­че­ством голосов, поданных за партийный список

22.

Ниже приведён пе­ре­чень прав и обязанностей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся только к пра­вам работника.

 

1) бережно от­но­сить­ся к иму­ще­ству работодателя2) получать

заработную плату свое­вре­мен­но и в пол­ном объёме

3) трудиться в условиях

отвечающих тре­бо­ва­ни­ям безопасности и гигиены

4) добросовестно

исполнять свои тру­до­вые функции

5) иметь пол­ную достоверную

информацию об усло­ви­ях труда

6) заключать тру­до­вой договор

 

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

23.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и ти­па­ми об­ществ, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ОТ­ЛИ­ЧИ­ТЕЛЬ­НЫЕ ПРИ­ЗНА­КИ  

ТИПЫ ОБ­ЩЕСТВ

А) раз­ви­тие вы­со­ких тех­но­ло­гий

Б) уско­ре­ние раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти

В) вы­дви­же­ние на пер­вый план сферы услуг

Г) до­ми­ни­ро­ва­ние ре­ли­ги­оз­ных цен­но­стей

Д) об­щин­ный уклад, кол­лек­ти­визм

 

1) тра­ди­ци­он­ное (аг­рар­ное)

2) ин­ду­стри­аль­ное

3) ин­фор­ма­ци­он­ное (пост­ин­ду­стри­аль­ное)

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
     

24.

Найдите в приведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию истины. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) знание, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) знание, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъектом

3) знание, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния человека

4) знание, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъекта

5) знание, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для распространения

6) знание, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей

25.

Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но определённой буквой.

 

(А) Пред­при­ни­ма­тель­ство — деятельность, ко­то­рая на­прав­ле­на на по­лу­че­ние прибыли. (Б) Его усло­ви­я­ми яв­ля­ют­ся огра­ни­чен­ность ресурсов, кон­ку­рент­ная борьба, неопределённость ситуации. (В) Пред­при­ни­ма­тель­ство воз­ник­ло в эпоху на­ту­раль­но­го обмена. (Г) Было бы край­не на­ив­но полагать, что за ты­ся­чи лет эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти пред­при­ни­ма­те­ли не вы­ра­бо­та­ли спе­ци­фи­че­ских инструментов, поз­во­ля­ю­щих эф­фек­тив­но ра­бо­тать в до­ста­точ­но су­ро­вых и жёстких условиях. (Д) Пред­при­ни­ма­тель­ская де­я­тель­ность в со­вре­мен­ной эко­но­ми­ке слабо свя­за­на с лич­ност­ны­ми ка­че­ства­ми са­мо­го предпринимателя.

 

Определите, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский характер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суждений

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утверждений

 

Запишите в таб­ли­цу под буквой, обо­зна­ча­ю­щей положение, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его характер.



AБВГД
     

26.

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

 

«Социальный кон­троль – механизм, с по­мо­щью которого об­ще­ство обеспечивает со­блю­де­ние определённых правил, __________(А) ко­то­рых наносит ущерб функ­ци­о­ни­ро­ва­нию социальной системы. В этом ка­че­стве выступают __________(Б) и право, обычаи, ад­ми­ни­стра­тив­ные решения и др. Дей­ствие социального кон­тро­ля сводится глав­ным образом к при­ме­не­нию различных __________(В) к на­ру­ши­те­лям принятых со­ци­аль­ных норм. Од­но­вре­мен­но социальный кон­троль предполагает по­ощ­ре­ние за __________(Г) со­ци­аль­ных норм.

Социальный кон­троль выступает как ор­га­ни­че­ский элемент любой __________(Д) управ­ле­ния социальным процессом, как ме­ха­низм обратной связи, обес­пе­чи­ва­ю­щий выполнение ко­манд управляющего органа.

Социальный кон­троль можно об­на­ру­жить в самых ран­них обществах. С раз­ви­ти­ем производительных сил и раз­де­ле­ния труда роль со­ци­аль­но­го контроля возрастает, а его струк­ту­ра усложняется. Воз­ни­ка­ют социальные __________(Е), за­ни­ма­ю­щи­е­ся почти ис­клю­чи­тель­но социальным кон­тро­лем (например, су­деб­ные органы). Вме­сте с тем функ­ции социального кон­тро­ля осуществляет прак­ти­че­ски любой со­ци­аль­ный институт».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

 

Список терминов:

 

1) санкция2) нарушение3) мораль
4) соблюдение5) система6) мобильность
7) ограничение8) институт9) статус

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

27.

Алине 22 года. Най­ди­те в приведённом спис­ке черты (качества), име­ю­щие социальный характер. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Алина доб­рая и отзывчивая.

2) Алина — внеш­не привлекательная девушка.

3) Алина — дис­ци­пли­ни­ро­ван­ный работник.

4) Алина бла­го­же­ла­тель­но относится к коллегам.

5) Алина аккуратная, дома у неё порядок.

6) У Алины свет­лые волосы и го­лу­бые глаза.

28.

Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно указано.

 

1) духовная культура2) фундаментальная наука3) образование
4) литература5) живопись

29.

Какое опре­де­ле­ние со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти при­во­дит автор? Какие виды (формы) мо­биль­но­сти (по двум раз­ным основаниям) рас­смот­ре­ны в тексте?


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы… Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях»…

Всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а путём преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определённый период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»…

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъём из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично, нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы…

Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида, и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счёте силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.

 

(С. С. Фролов)
30.

Какой барьер, ме­ша­ю­щий социальным пе­ре­ме­ще­ни­ям индивидов, автор счи­та­ет одним из главных? Ис­поль­зуя обществоведческие знания, объясните, по­че­му указанное ав­то­ром обстоятельство при со­ци­аль­ных перемещениях ин­ди­ви­дов является барьером.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы… Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях»…

Всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а путём преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определённый период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»…

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъём из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично, нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы…

Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида, и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счёте силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.

 

(С. С. Фролов)
31.

Автор упо­ми­на­ет возможность повышения/понижения ста­ту­са целой со­ци­аль­ной группы. В какие пе­ри­о­ды общественного раз­ви­тия мобильность целых со­ци­аль­ных групп усиливается? Ис­поль­зуя обществоведческие зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те любые три пе­ри­о­да и в каж­дом случае крат­ко прокомментируйте своё мнение.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы… Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях»…

Всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а путём преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определённый период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»…

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъём из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично, нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы…

Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида, и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счёте силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.

 

(С. С. Фролов)
32.

Используя текст, об­ще­ство­вед­че­ские знания и факты об­ще­ствен­ной жизни, объясните, по­че­му открытость об­ще­ства способствует уси­ле­нию процессов со­ци­аль­ной мобильности. (Приведите три объяснения.)


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы… Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях»…

Всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а путём преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определённый период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»…

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъём из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично, нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы…

Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида, и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счёте силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.

 

(С. С. Фролов)
33.

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «политическая си­сте­ма общества»? При­вле­кая знания об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два предложения: одно предложение, со­дер­жа­щее информацию о под­си­сте­мах политической системы, и одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее сущность любой под­си­сте­мы политической системы.

34.

Назовите любых двух участ­ни­ков уго­лов­но­го су­до­про­из­вод­ства со сто­ро­ны за­щи­ты и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром воз­мож­ные про­цес­су­аль­ные дей­ствия каж­до­го из них.

35.

В стра­не Z про­во­дит­ся ре­фор­ма образования. Уча­щим­ся была предо­став­ле­на воз­мож­ность вы­бо­ра спец­кур­сов и про­фи­лей с учётом их ин­те­ре­сов и способностей. Какую тен­ден­цию раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния ил­лю­стри­ру­ет этот пример? При­ве­ди­те любые два соб­ствен­ных примера, ил­лю­стри­ру­ю­щих эту тенденцию.

36.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние международной торговли на национальную экономику». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

37.

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1—С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опытВыберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия. «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». (К.Д. Ушинский)

29.2 Экономика. «Вопросы: что? как? и для кого? производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены». (П. Самуэльсон)

29.3 Социология, социальная психология «В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса». (Н. Мельникова)

29.4 Политология. «Демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог». (П.И. Новгородцев)

29.5 Правоведение. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)