СДАМ ГИА






Каталог заданий. Человек и общество
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

объ­ек­ты де­я­тель­но­сти ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти мо­ти­вы де­я­тель­но­сти
субъ­ек­ты де­я­тель­но­сти струк­ту­ра де­я­тель­но­сти
За­да­ние 2 № 28


Предметная область: Человек и общество. Мышление и деятельность
2

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

де­мо­гра­фи­че­ские про­бле­мы гло­баль­ные про­бле­мы эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы
эко­но­ми­че­ские про­бле­мы про­до­воль­ствен­ные про­бле­мы
За­да­ние 2 № 139


Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века
3

Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

зна­ния ми­ро­воз­зре­ние цен­но­сти
уста­нов­ки убеж­де­ния
За­да­ние 2 № 287


Предметная область: Человек и общество. Мировоззрение, его виды и формы
4

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

зна­ния тео­рии ле­ген­ды
мифы ги­по­те­зы
За­да­ние 2 № 472


Предметная область: Человек и общество. Виды знаний
Показать пояснение

5

Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

со­ци­аль­ная ре­во­лю­ция эко­но­ми­че­ская ре­фор­ма об­ще­ствен­ный про­гресс
со­ци­аль­ная ди­на­ми­ка ко­рен­ные пре­об­ра­зо­ва­ния
За­да­ние 2 № 731


Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса
6

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

на­блю­де­ние экс­пе­ри­мент метод по­зна­ния
ан­ке­ти­ро­ва­ние ин­тер­вью­и­ро­ва­ние
За­да­ние 2 № 1101


Предметная область: Человек и общество. Виды знаний
7

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

ощу­ще­ние пред­став­ле­ние суж­де­ние
вос­при­я­тие форма по­зна­ния
За­да­ние 2 № 1175


Предметная область: Человек и общество. Виды знаний
8

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­щаю щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ни же ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

труд игра уче­ние
вид де­я­тель­но­сти по­зна­ние
За­да­ние 2 № 1471


Предметная область: Человек и общество. Мышление и деятельность
9

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

вера дог­ма­ты за­по­ве­ди
ре­ли­гия об­ря­ды паства
храмы
За­да­ние 2 № 1619


Предметная область: Человек и общество. Религия
10

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

мотив ком­по­нент де­я­тель­но­сти цель
про­цесс ре­зуль­тат метод
За­да­ние 2 № 2568


Предметная область: Человек и общество. Мышление и деятельность
Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по обществознанию. Вариант 1.
11

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

по­треб­ность уста­нов­ка убеж­де­ние
мотив ин­те­рес эмо­ция
идеал
За­да­ние 2 № 2605


Предметная область: Человек и общество. Потребности и интересы
Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по обществознанию. Вариант 2.
12

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

при­ро­да об­ще­ство эко­но­ми­ка
по­ли­ти­ка си­сте­ма
За­да­ние 2 № 3278


Предметная область: Человек и общество. Системное строение общества, элементы и подсистемы
Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по об­ще­ст­во­зна­нию 19.11.2012 ва­ри­ант 1.
13

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

ге­ро­и­че­ский эпос ано­ним­ность про­из­ве­де­ний кол­лек­тив­ность твор­че­ско­го про­цес­са
на­род­ная куль­ту­ра фольк­лор­ный кол­лек­тив
За­да­ние 2 № 3469


Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по об­ще­ст­во­зна­нию 11.03.2013 ва­ри­ант ОБ1502.
14

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

на­уч­ное по­зна­ние си­стем­ность зна­ния опора на экс­пе­ри­мен­ты
ра­ци­о­на­ли­сти­че­ские до­во­ды объ­ек­тив­ность
За­да­ние 2 № 3619


Предметная область: Человек и общество. Наука
Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по об­ще­ст­во­зна­нию 26.04.2013 ва­ри­ант ОБ1602.
15

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

опи­са­ние объ­ек­та метод по­зна­ния со­ци­аль­ный экс­пе­ри­мент
ис­то­ри­че­ская ана­ло­гия клас­си­фи­ка­ция
За­да­ние 2 № 3732


Предметная область: Человек и общество. Наука
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.
16

Най­ди­те тер­мин, ко­то­рый яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных тер­ми­нов пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

эко­ло­ги­че­ский кри­зис угро­за новой ми­ро­вой войны рост нар­ко­ма­нии
рас­про­стра­не­ние СПИДа угро­за XXI века
За­да­ние 2 № 3806


Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 5.
17

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния об­ра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния цели об­ра­зо­ва­ния
функ­ции об­ра­зо­ва­ния в об­ще­стве об­ра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы
За­да­ние 2 № 3880


Предметная область: Человек и общество. Образование, его значение для личности и общества
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 1.
18

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

био­ло­ги­че­ская при­ро­да че­ло­ве­ка ин­стинк­тив­ное по­ве­де­ние фи­зио­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти
фи­зи­че­ское раз­ви­тие воз­раст­ные осо­бен­но­сти раз­ви­тия пси­хи­ки
За­да­ние 2 № 4139


Предметная область: Человек и общество. Природное и общественное в человеке
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 1.
Показать пояснение

19

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

ком­пью­тер­ное мо­де­ли­ро­ва­ние на­уч­ное на­блю­де­ние со­ци­аль­ный экс­пе­ри­мент
ис­то­ри­че­ская ана­ло­гия метод по­зна­ния
За­да­ние 2 № 4176


Предметная область: Человек и общество. Наука
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 2.
20

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

чув­ствен­ное по­зна­ние по­зна­ва­тель­ная де­я­тель­ность субъ­ект по­зна­ния
объ­ект по­зна­ния ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние
За­да­ние 2 № 4287


Предметная область: Человек и общество. Виды знаний
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 5.
21

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

опыт­ная про­вер­ка ис­сле­до­ва­тель­ская ги­по­те­за клас­си­фи­ка­ци­он­ная ос­но­ва
на­уч­ное по­зна­ние тео­ре­ти­че­ская обос­но­ван­ность
За­да­ние 2 № 4400


Предметная область: Человек и общество. Наука
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 2.
22

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

не­пре­рыв­ность гу­ма­ни­за­ция ин­тер­на­ци­о­на­ли­за­ция
об­ра­зо­ва­ние ком­пью­те­ри­за­ция гу­ма­ни­та­ри­за­ция
За­да­ние 2 № 4727


Предметная область: Человек и общество. Образование, его значение для личности и общества
Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по об­ще­ст­во­зна­нию 10.10.2013 ва­ри­ант ОБ10101.
23

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

срав­не­ние фак­тов ана­ло­гия экс­пе­ри­мент
клас­си­фи­ка­ция фак­тов метод по­зна­ния
За­да­ние 2 № 4941


Предметная область: Человек и общество. Наука
Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по об­ще­ст­во­зна­нию 08.04.2014 ва­ри­ант ОБ11001.
24

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

со­ци­аль­ная ре­во­лю­ция по­ли­ти­че­ская ре­фор­ма со­ци­аль­ная ди­на­ми­ка
контр­ре­фор­ма в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния об­ще­ствен­ный про­гресс
За­да­ние 2 № 4978


Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса
Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по об­ще­ст­во­зна­нию 08.04.2014 ва­ри­ант ОБ11002.
25

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

добро мо­раль гу­ма­низм
со­весть честь
За­да­ние 2 № 5128


Предметная область: Человек и общество. Мораль
Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.
26

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

ду­хов­ная куль­ту­ра фун­да­мен­таль­ная наука об­ра­зо­ва­ние
ли­те­ра­ту­ра жи­во­пись
За­да­ние 2 № 5202


Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.
Показать пояснение

27

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) со­ци­аль­ная эво­лю­ция

2) об­ще­ствен­ное раз­ви­тие

3) ре­гресс об­ще­ства

4) ре­фор­ма

5) ре­во­лю­ция

За­да­ние 2 № 8920


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 2.
Показать пояснение

28

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) ин­ди­вид

2) ин­ди­ви­ду­аль­ность

3) че­ло­век

4) лич­ность

5) та­лант

За­да­ние 2 № 8949


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 3.
29

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) по­стро­е­ние тео­рий

2) про­ве­де­ние экс­пе­ри­мен­тов

3) на­уч­ное по­зна­ние

4) ор­га­ни­за­ция на­блю­де­ний

5) вы­дви­же­ние ги­по­тез

За­да­ние 2 № 8981


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 4.
30

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) ис­кус­ство

2) наука

3) об­ра­зо­ва­ние

4) мо­раль

5) куль­ту­ра

За­да­ние 2 № 9010


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 5.
31

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) спо­соб­но­сти

2) за­дат­ки

3) одарённость

4) та­лант

5) ге­ни­аль­ность

За­да­ние 2 № 9209


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 11.
Показать пояснение

32

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) ощу­ще­ние

2) вос­при­я­тие

3) по­зна­ние

4) пред­став­ле­ние

5) суж­де­ние

За­да­ние 2 № 9386


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 12.
33

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) де­я­тель­ность

2) учёба

3) игра

4) труд

5) об­ще­ние

За­да­ние 2 № 9470


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 27.
34

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) вера

2) культ

3) об­ря­ды

4) ре­ли­гия

5) со­вер­ше­ние бо­го­слу­же­ний

За­да­ние 2 № 9582


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 26.
35

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) ощу­ще­ние

2) чув­ствен­ное по­зна­ние

3) пред­став­ле­ние

4) вос­при­я­тие

5) образ объ­ек­та

За­да­ние 2 № 9610


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 25.
36

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) наука

2) мо­раль

3) ре­ли­гия

4) ду­хов­ная куль­ту­ра

5) ис­кус­ство

За­да­ние 2 № 9722


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 21.
37

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) по­зна­ние

2) игра

3) труд

4) об­ще­ние

5) де­я­тель­ность

За­да­ние 2 № 9778


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 19.
38

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) со­ци­аль­ный ин­сти­тут

2) рынок

3) го­су­дар­ство

4) по­ли­ти­че­ская пар­тия

5) СМИ

За­да­ние 2 № 9806


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 18.
39

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) добро

2) долг

3) мо­раль

4) со­весть

5) честь

За­да­ние 2 № 9947


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 13.

Пройти тестирование по этим заданиям



     О проекте

© Гущин Д. Д., 2011—2017


СПб ГУТ! С! Ф! У!
общее/сайт/предмет


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика