Кризис «проникновения» отражает противоречия, которые возникают при стремлении правящих сил (прежде всего высших органов государственной власти) реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни. В условиях модернизации соперничество групп за ресурсы власти, господство своих ценностей, властные полномочия приводит к появлению множества центров влияния, обладающих возможностью изменять в свою пользу содержание управленческих решений (законов, установлений) центральных властей. Например, местные элиты апеллируют к местным нормам, обычаям и интересам, что при распаде хозяйственных и иных связей позволяет им сохранить и усилить свое влияние. На изменение характера принятых решений могут претендовать не только местные правящие элиты, стремящиеся к дополнительным полномочиям и прерогативам при решении политических вопросов, но и оппозиция. Снижают эффективность политического регулирования также и разнородность позиций различных групп и слоев населения, отсутствие у граждан политического опыта, иррациональные черты массового сознания, влияющие на неадекватное восприятие решений центра.
В результате законы, а также иные нормативно-правовые акты, их дополняющие, такие как постановления, распоряжения властей во многом теряют свою регулирующую способность, то есть не проникают в достаточной мере в социальные и политические отношения. Понижение эффективности решений центральных властей принижает авторитет не только режима, но и исповедуемых им ценностей. Попытки исправить положение, любой ценой «продавить» необходимые решения нередко заставляют режим перешагивать допустимые границы в политическом торге с оппонентами, толкают правящие круги к популизму, способствуют нарастанию коррупции, усиливают теневые механизмы власти.
Чтобы решения исполнялись, несмотря на сопротивление, правящие круги должны прежде всего формировать рациональную организацию власти. С одной стороны, к прерогативам центра следует относить только те вопросы, которые необходимо решать в масштабах всего государства (соблюдение равенства всех граждан перед законом, охрана границ, обеспечение стабильности валюты и так далее), способствуя тем самым активному перераспределению полномочий между центром и местами, возлагая на территориальные органы управления ответственность за принятие конкретных решений по вопросам реформ в их регионах. С другой стороны, такая реорганизация власти должна сохранять вертикальную ответственность нижестоящих органов управления, препятствовать их атомизации и обеспечивать надежные формы контроля за деятельностью всех структур, задействованных в принятии и осуществлении решений. Таким образом, можно будет не только сохранить необходимую обществу централизацию управления, но и решить более общую задачу — обеспечение зависимости государства от гражданского общества.
В. П. Пугачев, А. И. Соловьев
Авторы полагают, что для эффективности государства необходима не только централизация управления, но и «обеспечение зависимости государства от гражданского общества». Приведите три аргумента в обоснование заявленной точки зрения.
1. Связь государства с гражданским обществом позволит быстрее распознавать реальные общественные интересы и потребности, быстрее реагировать на них.
2. Гражданские институты и организации способны фокусировать новые инициативы, возникающие в обществе, например, движение экологов, автомобилистов,
3. Велик потенциал гражданских ассоциаций в противодействии коррупции и злоупотреблению со стороны чиновников.
4. Гражданское общество должно обеспечивать общественную экспертизу и критику проводимой политики, активное и хорошо структурированное гражданское общество не даст государственному аппарату закостенеть, чиновникам забронзоветь, утратить стимул к развитию.
5. Важным гражданским институтом, который способен стать партнером государства, посредником между государством и обществом, являются политические партии, четко аккумулирующие и представляющие политические интересы.

