Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 20 № 1808
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

О, Че­ло­век, за­гад­ка из за­га­док, венец при­ро­ды и ее про­кля­тье! Уче­ные при­ме­ри­ли, что 95 про­цен­тов наших генов оди­на­ко­вы с обе­зья­ньи­ми. Даже не ве­рит­ся: Хри­стос, Будда и рядом  — го­рил­лы. Груст­но...

При­ро­да че­ло­ве­ка: стад­ное жи­вот­ное, на­де­лен­ное твор­че­ским ра­з­умом. Жи­вот­ное  — зна­чит, ин­стинк­ты. Разум  — зна­чит, учет об­сто­я­тельств, даль­не­го бу­ду­ще­го, выбор целей. Но есть твор­че­ство  — а зна­чит, и пе­ре­дел­ка са­мо­го себя. Но на­сколь­ко? Две ты­ся­чи лет науке пси­хо­ло­гии, а еди­но­го мне­ния нет как нет.

<...> Да, на­ше­му пред­ку выпал счаст­ли­вый билет  — твор­че­ский мозг. Да, речь и ору­дия рас­ши­ри­ли стаю, по­вы­сив вы­жи­ва­е­мость и управ­ля­е­мость. И тут же на­ча­лась ис­то­рия идео­ло­гий.

Идео­ло­гия  — пред­мет изоб­ре­те­ний, как и тех­ни­ка. Для этого нужно вы­де­лить из моря об­ра­зов обоб­щен­ное по­ня­тие, обо­зна­чить его сло­ва­ми, на­тре­ни­ро­вать по­вто­ре­ни­я­ми и ав­то­ри­те­та­ми, пока слово не ста­нет чув­ством  — убеж­де­ни­ем. По ним потом оце­ни­ва­ет­ся мир и пред­пи­сы­ва­ют­ся дей­ствия  — «это  — хо­ро­шо, это  — плохо», «долж­но  — можно  — нель­зя». Ма­те­ри­а­лом для обоб­ще­ний слу­жат аль­тер­на­ти­вы и на­блю­де­ния над лю­дь­ми. Такие, на­при­мер: равны люди или нет? Если нет, то за­кон­на власть силь­но­го, ум­но­го, бо­га­то­го. Если равны  — то де­мо­кра­тия. Соб­ствен­ность: «мое» или «наше»? Лич­ное или общее? Так же и труд: от­дель­ный или кол­лек­тив­ный. «Око за око» или не­про­тив­ле­ние злу? Сво­бо­да или по­кор­ность? Агрес­сив­ность или тер­пи­мость? На­ко­нец, ма­те­рия или Бог?

За на­бо­ром слов стоят об­ра­зы и чув­ства. Одни  — ак­ти­ви­зи­ру­ют­ся, дру­гие  — тор­мо­зят­ся. Так идео­ло­гии по­прав­ля­ют «био­ло­ги­че­скую пси­хо­ло­гию» и кон­стру­и­ру­ют от­но­ше­ния.

<...> Че­ло­век «рас­счи­тан» эво­лю­ци­ей для жёсткой иерар­хи­че­ской стаи, в ко­то­рой пре­жде всего от­ра­ба­ты­ва­ет­ся про­грам­ма «для себя»  — это уже голый эго­изм, а потом  — «для рода»  — это от­вле­че­ние для де­те­ны­шей. И толь­ко в конце  — «для вида», то есть для всей стаи, но так, чтобы в ней отобрать для раз­мно­же­ния самых силь­ных. Иначе вид за­хи­ре­ет. Как видим, не за­хи­рел. Но ото­бра­лись не толь­ко умные, но и же­сто­кие. А сла­бым все­гда плохо.

Но: выпал этот счаст­ли­вый билет  — с моз­гом! Не­уже­ли нель­зя из ра­зу­ма ни­че­го из­влечь для сча­стья всех? Есть же какая-то вос­пи­ту­е­мость в че­ло­ве­ке... Или уже все без­на­деж­но, и че­ло­ве­че­ство по­гиб­нет от жад­но­сти, эго­из­ма и агрес­сив­но­сти? 

<...> Ком­про­мисс между ма­те­ри­аль­ным и ду­хов­ным. Пока пе­ре­си­ли­ва­ет ма­те­ри­аль­ное. Од­на­ко по мере роста ра­зум­но­сти об­ще­ства воз­рас­та­ет дис­ком­форт от осо­зна­ния этого факта, что вну­ша­ет на­деж­ду.

 

 

Н. М. Амо­сов

Автор остав­ля­ет без от­ве­та во­прос о том, по­мо­жет ли разум че­ло­ве­ку со­здать нечто для сча­стья всех или че­ло­ве­че­ство по­гиб­нет от жад­но­сти, эго­из­ма и агрес­сив­но­сти. При­ве­ди­те по два ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих воз­мож­ность каж­до­го из этих ва­ри­ан­тов.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Че­ло­ве­че­ство по­гиб­нет от жад­но­сти, эго­из­ма и агрес­сив­но­сти:

—  в на­ча­ле XX века че­ло­ве­че­ство на­де­я­лось, что его ждет счаст­ли­вое бу­ду­щее, на деле пе­ре­жи­ло две ми­ро­вые войны, а ар­се­нал ядер­но­го ору­жия, по под­сче­там уче­ных, спо­со­бен уни­что­жить жизнь на пла­не­те;

—  в со­вре­мен­ном мире из-за не­кон­тро­ли­ру­е­мо­го про­из­вод­ства обост­ри­лась эко­ло­ги­че­ская про­бле­ма.

2.  Че­ло­ве­че­ство, бла­го­да­ря ра­зу­му, смо­жет со­здать нечто для сча­стья всех:

—  после Вто­рой ми­ро­вой войны, со­про­вож­дав­шей­ся ге­но­ци­дом на­ро­дов, была со­зда­на меж­ду­на­род­ная ор­га­ни­за­ция ООН, целью ко­то­рой было не­до­пу­ще­ние по­вто­ре­ния по­доб­но­го впредь, укреп­ле­ние меж­ду­на­род­но­го мира и без­опас­но­сти;

—  луч­шие че­ло­ве­че­ские умы, пы­та­ясь ре­шить про­бле­му не­спра­вед­ли­во­сти, не­ра­вен­ства, ис­ка­ли раз­ные формы об­ще­ствен­но­го устрой­ства, вы­яви­ли не­об­хо­ди­мые усло­вия фор­ми­ро­ва­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства, сфор­му­ли­ро­ва­ли идею есте­ствен­но­го права и так далее.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие ар­гу­мен­ты.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­ны че­ты­ре ар­гу­мен­та3
При­ве­де­ны три ар­гу­мен­та2
При­ве­де­ны два ар­гу­мен­та1
При­ве­ден один ар­гу­мент или ответ не­ве­рен0
Мак­си­маль­ный балл3
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.9 Эво­лю­ция, со­ци­аль­ная ре­во­лю­ция. Ре­фор­ма. Об­ще­ствен­ный про­гресс, его кри­те­рии
1
Тип 17 № 1805
i

Ука­жи­те три при­зна­ка при­ро­ды че­ло­ве­ка, вы­де­лен­ных ав­то­ром.


2
Тип 19 № 1807
i

Автор на­зы­ва­ет три про­грам­мы, ко­то­рые «от­ра­ба­ты­ва­ет» че­ло­век. Можно ли утвер­ждать, что в них про­яв­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но био­ло­ги­че­ская при­ро­да че­ло­ве­ка? На ос­но­ве изу­чен­но­го курса сфор­му­ли­руй­те свой ответ, из­ло­жи­те его по­яс­не­ние и при­ве­ди­те при­мер ре­а­ли­за­ции че­ло­ве­ком одной из на­зван­ных ав­то­ром про­грамм.


3
Тип Д22 C3 № 1806
i

Ка­ки­ми сло­ва­ми ил­лю­стри­ру­ет автор функ­цию об­ще­ства, за­клю­ча­ю­щу­ю­ся в оцен­ке по­ве­де­ния че­ло­ве­ка и пред­пи­сы­ва­нии ему опре­де­лен­ных дей­ствий? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «со­ци­аль­ные нормы».


4
Тип Д18 C2 № 44745
i

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «со­ци­аль­ные нормы».

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)