СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
≡ обществознание
сайты - меню - вход - новости




Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 24 № 4143

Какие со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты по­ми­мо семьи осу­ществ­ля­ют со­ци­а­ли­за­цию мо­ло­до­го поколения? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, лич­ный со­ци­аль­ный опыт, ука­жи­те любые три со­ци­аль­ных ин­сти­ту­та и поясните, в чём про­яв­ля­ет­ся со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее воз­дей­ствие каж­до­го из них.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В ос­но­ве вы­де­ле­ния по­ко­ле­ния как определённой со­ци­аль­ной общ­но­сти людей лежат два вза­и­мо­свя­зан­ных момента: воз­раст­ная диф­фе­рен­ци­а­ция людей в об­ще­стве и ха­рак­тер со­ци­аль­ной деятельности. Ис­поль­зуя де­мо­гра­фи­че­ский подход, в ко­то­ром «поколение» опре­де­ля­ет­ся как со­во­куп­ность людей од­но­го и того же года рож­де­ния или ин­тер­вал вре­ме­ни между сред­ни­ми воз­рас­та­ми ро­ди­те­лей и их детей, можно раз­де­лить на­се­ле­ние на воз­раст­ные периоды.

Возрастной при­знак - тот признак, по ко­то­ро­му мы, пре­жде всего, судим о при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да к определённому поколению. Воз­раст­ная гра­ни­ца - объ­ек­тив­ная мера, обу­слов­лен­ная есте­ствен­ной диф­фе­рен­ци­а­ци­ей людей. Чрез­вы­чай­но труд­но од­но­знач­но опре­де­лить воз­раст­ной ин­тер­вал поколения. Во вся­ком случае, по­ко­ле­ние и воз­раст­ная груп­па не тож­де­ствен­ны между собой. Воз­раст­ной при­знак фик­си­ру­ет ко­ли­че­ствен­ную сторону, но поколения, естественно, от­ли­ча­ют­ся не толь­ко ко­ли­че­ствен­ны­ми характеристиками. Со­цио­ло­ги­че­ское по­ня­тие по­ко­ле­ния охва­ты­ва­ет не­сколь­ко воз­раст­ных групп. Гра­ни­цы по­ко­ле­ний не абсолютны; они по­движ­ны и за­ви­сят от пе­ри­о­да су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­че­ско­го общества, про­дол­жи­тель­но­сти жизни, которая, в свою очередь, опре­де­ля­ет­ся социально-экономическими, политическими, ис­то­ри­че­ски­ми и дру­ги­ми факторами.

Поколение как определённая со­во­куп­ность - но­си­тель общих свойств и отношений. По­это­му дру­гим су­ще­ствен­ным при­зна­ком яв­ля­ет­ся социальный, ко­то­рый придаёт по­ко­ле­нию ка­че­ствен­ную определённость. Когда мы го­во­рим о ка­че­ствен­ной ха­рак­те­ри­сти­ке со­ци­аль­но­го признака, то имеем в виду два момента: со­дер­жа­ние со­ци­аль­ной де­я­тель­но­сти по­ко­ле­ния и на­прав­лен­ность его со­ци­аль­ных действий... Люди од­но­го по­ко­ле­ния участ­ву­ют в одних и тех же событиях, ис­пы­ты­ва­ют на себе их влияние. Разумеется, и от­но­ше­ние к этим яв­ле­ни­ям и событиям, и вли­я­ние по­след­них на раз­лич­ные груп­пы по­ко­ле­ния разные, тем не менее всё по­ко­ле­ние в целом несёт на себе пе­чать тех ис­то­ри­че­ских событий, в ко­то­рых оно при­ни­ма­ло не­по­сред­ствен­ное участие...

Введение по­ня­тия о ро­ди­тель­ском по­ко­ле­нии не­об­хо­ди­мо сегодня, на наш взгляд, для обо­зна­че­ния со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции группы, ко­то­рую в оте­че­ствен­ной со­цио­ло­гии на­зы­ва­ли «отцами». В усло­ви­ях устой­чи­вой иерар­хии об­ще­ствен­ных цен­но­стей в груп­пу «отцов» ре­аль­но по­па­да­ло всё взрос­лое на­се­ле­ние стра­ны по от­но­ше­нию к молодёжи - их родители, деды и прадеды. Се­год­ня ко­рен­ная ка­че­ствен­ная ломка си­стем цен­но­стей осо­бен­но остро про­яв­ля­ет­ся в кри­зи­се вос­пи­та­тель­ной функ­ции ро­ди­тель­ско­го поколения. Со­ци­а­ли­за­ция но­во­го по­ко­ле­ния про­те­ка­ет на фоне смены иерар­хии ценностей, а значит, и де­ста­би­ли­за­ции вос­пи­та­тель­ных ори­ен­ти­ров в ин­сти­ту­те семьи.

 

(В. В. Гав­ри­люк и др.)

Пояснение.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие институты:

1) об­ра­зо­ва­ние (приобщает мо­ло­до­го че­ло­ве­ка к си­сте­ме знаний, на­коп­лен­ных человечеством),

2) СМИ (формирует от­но­ше­ние к опре­де­лен­ным сто­ро­нам жизни общества),

3) ре­ли­гия (формирует ос­но­вы нрав­ствен­но­сти и духовности)

Могут быть при­ве­де­ны и иные примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысл.

Предметная область: Социальные отношения. Социализация, Социальные отношения. Социальные группы
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 1.