Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д18 C2 № 44762
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Куль­ту­ра фор­ми­ру­ет лич­но­сти чле­нов об­ще­ства, тем самым она в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ре­гу­ли­ру­ет их по­ве­де­ние. Клиф­форд Гиртц на­зы­ва­ет куль­ту­ру «си­сте­мой ре­гу­ли­ру­ю­щих ме­ха­низ­мов, вклю­ча­ю­щей планы, ре­цеп­ты, пра­ви­ла, ин­струк­ции... ко­то­рые слу­жат для управ­ле­ния по­ве­де­ни­ем». Он счи­та­ет, что без куль­ту­ры люди были бы пол­но­стью дез­ори­ен­ти­ро­ва­ны: «Не обу­слов­лен­ное мо­де­ля­ми куль­ту­ры (си­сте­ма­ми зна­чи­мых сим­во­лов) по­ве­де­ние че­ло­ве­ка стало бы прак­ти­че­ски не­управ­ля­е­мым, оно сво­ди­лось бы к спон­тан­ным бес­смыс­лен­ным по­ступ­кам и без­удерж­ным эмо­ци­ям, у че­ло­ве­ка прак­ти­че­ски не мог бы сфор­ми­ро­вать­ся опыт».

О том, на­сколь­ко важна куль­ту­ра для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ин­ди­ви­да и об­ще­ства, можно су­дить по по­ве­де­нию людей, не охва­чен­ных со­ци­а­ли­за­ци­ей. Не­кон­тро­ли­ру­е­мое, или ин­фан­тиль­ное, по­ве­де­ние так на­зы­ва­е­мых детей джун­глей, ко­то­рые ока­за­лись пол­но­стью лишёнными об­ще­ния с лю­дь­ми, сви­де­тель­ству­ет о том, что без со­ци­а­ли­за­ции люди не спо­соб­ны усво­ить упо­ря­до­чен­ный образ жизни, овла­деть язы­ком и на­учить­ся до­бы­вать сред­ства к су­ще­ство­ва­нию...

Если куль­ту­ра ре­гу­ли­ру­ет по­ве­де­ние людей, можем ли мы зайти так да­ле­ко, чтобы на­звать её ре­прес­сив­ной? Имен­но так счи­тал Зиг­мунд Фрейд. Он ис­сле­до­вал кон­фликт между куль­ту­рой (или «ци­ви­ли­за­ци­ей») и ин­стинк­тив­ным на­ча­лом че­ло­ве­че­ской на­ту­ры. Часто куль­ту­ра дей­стви­тель­но по­дав­ля­ет по­буж­де­ния че­ло­ве­ка, глав­ным об­ра­зом, сек­су­аль­ные и агрес­сив­ные. Но она не ис­клю­ча­ет их пол­но­стью. Она ско­рее опре­де­ля­ет усло­вия, при ко­то­рых они удо­вле­тво­ря­ют­ся...

Но, учи­ты­вая важ­ность вли­я­ния куль­ту­ры на по­ве­де­ние людей, мы не долж­ны вме­сте с тем пре­уве­ли­чи­вать её воз­мож­но­сти. Спо­соб­ность куль­ту­ры управ­лять че­ло­ве­че­ским по­ве­де­ни­ем огра­ни­че­на по мно­гим при­чи­нам. Пре­жде всего, не­бес­пре­дель­ны био­ло­ги­че­ские воз­мож­но­сти че­ло­ве­че­ско­го ор­га­низ­ма. Про­стых смерт­ных нель­зя на­учить пе­ре­пры­ги­вать через вы­со­кие зда­ния, даже если об­ще­ство вы­со­ко ценит такие по­дви­ги. Точно так же су­ще­ству­ет пре­дел зна­ний, ко­то­рые может усво­ить че­ло­ве­че­ский мозг...

Фак­то­ры окру­жа­ю­щей среды также огра­ни­чи­ва­ют воз­дей­ствие куль­ту­ры. На­при­мер, за­су­ха или из­вер­же­ния вул­ка­на могут на­ру­шить сло­жив­ший­ся спо­соб зем­ле­де­лия. Фак­то­ры окру­жа­ю­щей среды могут пре­пят­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию не­ко­то­рых мо­де­лей куль­ту­ры. Со­глас­но обы­ча­ям людей, жи­ву­щих в тро­пи­че­ских джун­глях с влаж­ным кли­ма­том, не при­ня­то в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни воз­де­лы­вать опре­делённые участ­ки земли, по­сколь­ку на них нель­зя долго по­лу­чать вы­со­кие уро­жаи зер­но­вых.

 

Н. Смел­зер

На­зо­ви­те три при­чи­ны, ко­то­рые по мне­нию ав­то­ра, огра­ни­чи­ва­ют «спо­соб­ность куль­ту­ры управ­лять че­ло­ве­че­ским по­ве­де­ни­ем». При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, факты об­ще­ствен­ной жизни на­зо­ви­те ещё одну при­чи­ну, не ука­зан­ную в тек­сте.

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  При­чи­ны по тек­сту:

− не­бес­пре­дель­ные био­ло­ги­че­ские воз­мож­но­сти че­ло­ве­че­ско­го ор­га­низ­ма;

− пре­дел зна­ний, ко­то­рые может усво­ить че­ло­ве­че­ский мозг;

− фак­то­ры окру­жа­ю­щей среды;

(При­чи­ны могут быть ука­за­ны в иных, близ­ких по смыс­лу фор­му­ли­ров­ках.)

2.  При­чи­на не по тек­сту, на­при­мер:

− под­дер­жа­ние су­ще­ству­ю­ще­го об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка;

− сле­до­ва­ние при­ня­тым со­ци­аль­ным нор­мам.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Объ­яс­не­ние смыс­ла / опре­де­ле­ние по­ня­тия дано полно, чётко, ясно, недву­смыс­лен­но: ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков, от­но­ся­щих­ся к ха­рак­те­ри­сти­ке дан­но­го по­ня­тия / от­ли­ча­ю­щих его от дру­гих по­ня­тий (со­дер­жа­ние по­ня­тия кор­рект­но рас­кры­то через ро­до­вую при­над­леж­ность по­ня­тия и его ви­до­вое(-ые) от­ли­чие(-я))2
Смысл по­ня­тия в целом объ­яснён, НО в не­пол­ном объёме: ука­зан толь­ко один из су­ще­ствен­ных при­зна­ков, от­но­ся­щих­ся к ха­рак­те­ри­сти­ке дан­но­го по­ня­тия / от­ли­ча­ю­щих его от дру­гих по­ня­тий.

ИЛИ В от­ве­те до­пу­ще­ны от­дель­ные не­точ­но­сти/не­до­стат­ки, не ис­ка­жа­ю­щие его по су­ще­ству

1
В от­ве­те на­ря­ду с вер­ны­ми при­ве­де­ны не­вер­ные при­зна­ки (ха­рак­те­ри­сти­ки, опи­са­ния, срав­не­ния и т. п.), ис­ка­жа­ю­щие со­дер­жа­ние по­ня­тия по су­ще­ству.

ИЛИ От­сут­ству­ют ви­до­вые ха­рак­те­ри­сти­ки, су­ще­ствен­ные при­зна­ки по­ня­тия / ука­за­ны толь­ко не­су­ще­ствен­ные при­зна­ки, не рас­кры­ва­ю­щие смыс­ла по­ня­тия.

ИЛИ Иные си­ту­а­ции, не преду­смот­рен­ные пра­ви­ла­ми вы­став­ле­ния 2 и 1 балла

0
Мак­си­маль­ный балл2
1
Тип 17 № 5527
i

Какое опре­де­ле­ние куль­ту­ры при­ве­де­но ав­то­ром? Как в тек­сте объ­яс­ня­ет­ся по­ло­же­ние о «ре­прес­сив­ном» ха­рак­те­ре куль­ту­ры?


2
Тип 19 № 5529
i

Какие три ре­зуль­та­та со­ци­а­ли­за­ции на­зва­ны в тек­сте? Ис­поль­зуя факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те при­мер того, какое со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее воз­дей­ствие не­об­хо­ди­мо для до­сти­же­ния каж­до­го из этих ре­зуль­та­тов.


3
Тип 20 № 5530
i

Ис­поль­зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния вы­ска­зан­ной в тек­сте мысли о том, что без куль­ту­ры люди были бы пол­но­стью дез­ори­ен­ти­ро­ва­ны.


4
Тип Д22 C3 № 5528
i

На­зо­ви­те три при­чи­ны, ко­то­рые по мне­нию ав­то­ра, огра­ни­чи­ва­ют «спо­соб­ность куль­ту­ры управ­лять че­ло­ве­че­ским по­ве­де­ни­ем». При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, факты об­ще­ствен­ной жизни на­зо­ви­те ещё одну при­чи­ну, не ука­зан­ную в тек­сте.