СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
≡ обществознание
сайты - меню - вход - новости



Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 22 № 4980

Автор пишет о по­сте­пен­ном фор­ми­ро­ва­нии пра­во­вой культуры. Какие два этапа фор­ми­ро­ва­ния обы­ден­но­го пра­во­во­го со­зна­ния при­во­дит автор? Чем огра­ни­чен обы­ден­ный уро­вень пра­во­со­зна­ния с точки зре­ния автора? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правовая норма».


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.

Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию, как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества изучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.

Правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т. д. права), положения правовой теории и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет, насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д. Но для того чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды, человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.

 

(по А.Ф. Никитину)

Пояснение.

Ответ должен содержать следующие элементы:

1. При­ве­де­ны этапы:

— Под вли­я­ни­ем окру­жа­ю­щей среды по­яв­ля­ют­ся пред­став­ле­ния о простых, но не­об­хо­ди­мых пра­ви­лах вза­и­мо­от­но­ше­ний между людьми. Фор­ми­ру­ют­ся пред­став­ле­ния о не­об­хо­ди­мых пра­ви­лах вза­и­мо­от­но­ше­ний между людьми.

— Фор­ми­ро­ва­ние ос­но­вы пра­во­со­зна­ния — овла­де­ние пра­во­вы­ми на­вы­ка­ми и умениями.

2. При­ве­де­на точка зре­ния автора:

— Такой обы­ден­ный уро­вень огра­ни­чен по­все­днев­ны­ми рам­ка­ми жизни людей при их со­при­кос­но­ве­нии с пра­во­вы­ми явлениями.

3. Объяснен смысл понятия, например:

— правовая норма — общеобязательное правило поведения, содержащееся в источнике права, обеспеченное силой государственного принуждения.

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм