СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
≡ обществознание
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 22 № 5204

Какой барьер, ме­ша­ю­щий социальным пе­ре­ме­ще­ни­ям индивидов, автор счи­та­ет одним из главных? Ис­поль­зуя обществоведческие знания, объясните, по­че­му указанное ав­то­ром обстоятельство при со­ци­аль­ных перемещениях ин­ди­ви­дов является барьером.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы… Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях»…

Всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а путём преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определённый период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»…

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъём из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично, нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы…

Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида, и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счёте силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.

 

(С. С. Фролов)
1
Задание 21 № 5203

Укажите, какое опре­де­ле­ние со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти при­во­дит автор? Какие виды (формы) мо­биль­но­сти (по двум раз­ным основаниям) рас­смот­ре­ны в тексте?

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность
Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.

2
Задание 23 № 5205

Автор упо­ми­на­ет возможность повышения/понижения ста­ту­са целой со­ци­аль­ной группы. В какие пе­ри­о­ды общественного раз­ви­тия мобильность целых со­ци­аль­ных групп усиливается? Ис­поль­зуя обществоведческие зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те любые три пе­ри­о­да и в каж­дом случае крат­ко прокомментируйте своё мнение.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность
Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.

3
Задание 24 № 5206

Используя текст, об­ще­ство­вед­че­ские знания и факты об­ще­ствен­ной жизни, объясните, по­че­му открытость об­ще­ства способствует уси­ле­нию процессов со­ци­аль­ной мобильности. (Приведите три объяснения.)

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность
Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) Указан барьер:

— одним из главных барьеров автор называет наличие субкультуры у различных социальных классов.

2) Объяснение:

— наличие субкультуры предполагает существование норм поведения, определенного уровня образования, разговорных особенностей, стиля одеваться, усваиваемых в процессе социализации. Человеку попавшему в другой класс со стороны, усвоившего иные нормы в процессе социализации, будет сложно перестроится, к нему могут относиться как к "чужому".

Могут быть даны иные пояснения.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность
Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.