Заголовок: ЕГЭ по обществознанию 09.04.2024. Досрочная волна
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — обществознание
Вариант № 11498679

ЕГЭ по обществознанию 09.04.2024. Досрочная волна

1.  
i

Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся до­хо­да­ми от ис­поль­зо­ва­ния фак­то­ров про­из­вод­ства.

 

1) при­быль; 2) за­ра­бот­ная плата; 3) про­цент; 4) спрос; 5) рента; 6) ка­пи­тал.

 

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

2.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о че­ло­ве­ке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  Фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти про­ис­хо­дит в про­цес­се со­ци­а­ли­за­ции.

2)  Со­ци­а­ли­за­ция лич­но­сти за­вер­ша­ет­ся с до­сти­же­ни­ем воз­рас­та граж­дан­ско­го со­вер­шен­но­ле­тия.

3)  К есте­ствен­ным (био­ло­ги­че­ским) по­треб­но­стям че­ло­ве­ка тра­ди­ци­он­но от­но­сят по­треб­но­сти в об­ще­ствен­ной де­я­тель­но­сти, об­ще­ствен­ном при­зна­нии, об­ще­нии с дру­ги­ми лю­дь­ми.

4)  Сво­бо­да че­ло­ве­ка вклю­ча­ет в себя воз­мож­ность вы­бо­ра между доб­ром и злом.

5)  По­ня­тие «ин­ди­вид» ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния от­дель­но взя­то­го пред­ста­ви­те­ля всего че­ло­ве­че­ско­го рода.

3.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и фор­ма­ми (ви­да­ми) де­я­тель­но­сти: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  на­це­лен­ность пре­жде всего на раз­вле­че­ние, отдых;

Б)  це­ле­на­прав­лен­ное усво­е­ние но­вы­ми по­ко­ле­ни­я­ми зна­ний, уже име­ю­щих­ся у об­ще­ства;

В)  услов­ный ха­рак­тер де­я­тель­но­сти;

Г)  ма­те­ри­аль­но-прак­ти­че­ское на­зна­че­ние со­вер­ша­е­мых дей­ствий;

Д)  обмен мне­ни­я­ми и ин­фор­ма­ци­ей как цель и сущ­ность про­цес­са.

ФОРМЫ (ВИДЫ)

ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

1)  труд;

2)  об­ще­ние;

3)  учёба;

4)  игра.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

AБВГД
4.  
i

В го­су­дар­стве Z су­ще­ствен­но уве­ли­чи­ва­ет­ся ин­тел­лек­ту­аль­ная со­став­ля­ю­щая тру­до­во­го про­цес­са. Какие иные при­зна­ки из пе­ре­чис­лен­ных сви­де­тель­ству­ют о том, что го­су­дар­ство Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  до­ми­ни­ро­ва­ние сферы услуг в струк­ту­ре эко­но­ми­ки

2)  раз­ви­тие наукоёмких, ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щих про­из­водств

3)  ос­нов­ной фак­тор про­из­вод­ства  — ин­фор­ма­ция (зна­ние)

4)  ши­ро­кий ас­сор­ти­мент про­дук­ции, про­из­во­ди­мой в сель­ском хо­зяй­стве

5)  тра­ди­ци­он­ная ле­ги­тим­ность вла­сти

6)  ши­ро­кое внед­ре­ние ком­пью­тер­ной тех­ни­ки в раз­лич­ные об­ла­сти жизни

5.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ва­ло­вом внут­рен­нем про­дук­те (ВВП) и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  ВВП  — это ры­ноч­ная сто­и­мость всех ко­неч­ных то­ва­ров и услуг, про­из­ведённых в стра­не за год.

2)  Эко­но­ми­сты раз­ли­ча­ют ре­аль­ный ВВП и но­ми­наль­ный ВВП.

3)  Ста­биль­ный рост ВВП сви­де­тель­ству­ет о раз­ви­тии эко­но­ми­ки, об улуч­ше­нии бла­го­со­сто­я­ния граж­дан го­су­дар­ства.

4)  ВВП рас­счи­ты­ва­ет­ся толь­ко на душу на­се­ле­ния.

5)  Фи­нан­со­вые опе­ра­ции учи­ты­ва­ют­ся при подсчёте ВВП.

6.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми на­ло­гов и сбо­ров (со­глас­но На­ло­го­во­му ко­дек­су Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции): к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕ­РЫ

А)  Го­су­дар­ствен­ная по­шли­на.

Б)  Тор­го­вый сбор.

В)  Налог на до­хо­ды фи­зи­че­ских лиц.

Г)  Налог на иму­ще­ство ор­га­ни­за­ций.

Д)  Транс­порт­ный налог.

ВИДЫ НА­ЛО­ГОВ И СБО­РОВ

В РОС­СИЙ­СКОЙ ФЕ­ДЕ­РА­ЦИИ

1)  мест­ные;

2)  ре­ги­о­наль­ные;

3)  фе­де­раль­ные.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

АБВГД
7.  
i

Фирма «Гвоз­ди­ка»  — ате­лье по по­ши­ву ве­чер­них пла­тьев. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке при­ме­ры по­сто­ян­ных из­дер­жек фирмы «Гвоз­ди­ка» в крат­ко­сроч­ном пе­ри­о­де и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  При­об­ре­те­ние тка­ней, ниток, фур­ни­ту­ры.

2)  Взно­сы на стра­хо­ва­ние иму­ще­ства фирмы.

3)  Вы­пла­та ранее взя­то­го кре­ди­та и про­цен­тов по нему.

4)  Опла­та по­треблённой элек­тро­энер­гии.

5)  Аренд­ная плата за по­ме­ще­ние ате­лье.

6)  Оклад глав­но­го бух­гал­те­ра.

8.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных груп­пах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  Вза­и­мо­дей­ствие ин­ди­ви­дов в пер­вич­ных со­ци­аль­ных груп­пах имеет эпи­зо­ди­че­ский ха­рак­тер.

2)  Рус­ские, че­чен­цы, та­та­ры  — со­ци­аль­ные груп­пы, вы­де­ля­е­мые по со­ци­аль­но-эт­ни­че­ско­му при­зна­ку.

3)  К при­зна­кам боль­шой со­ци­аль­ной груп­пы от­но­сят на­ли­чие пря­мых лич­ных кон­так­тов между всеми чле­на­ми груп­пы.

4)  При­над­леж­ность к раз­лич­ным со­ци­аль­ным груп­пам опре­де­ля­ет по­ло­же­ние че­ло­ве­ка в об­ще­стве.

5)  В фор­маль­ной груп­пе меж­лич­ност­ные вза­и­мо­дей­ствия все­гда ос­но­ва­ны на вза­им­ной сим­па­тии, общем ин­те­ре­се или общей при­выч­ке.

9.  
i

Учёные, ана­ли­зи­руя дан­ные со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов, изу­ча­ли по­тре­би­тель­ское по­ве­де­ние со­вер­шен­но­лет­них граж­дан в усло­ви­ях эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са. На диа­грам­ме при­ве­де­ны дан­ные (в % от числа от­ве­чав­ших) о том, как в те­че­ние года из­ме­ни­лось по­тре­би­тель­ское по­ве­де­ние.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1)  Среди опро­шен­ных в 2023 г. доля тех, кто стал реже хо­дить в ма­га­зин, мень­ше доли тех, кто по­ку­пал более дешёвые про­дук­ты.

2)  Доля тех, кто стал по­ку­пать более дешёвые про­дук­ты, со­кра­ти­лась за год.

3)  Доля тех, кто стал реже хо­дить в ма­га­зин, умень­ши­лась за год.

4)  Доля тех, кто утвер­ждал, что кри­зис не по­вли­ял на их по­тре­би­тель­ское по­ве­де­ние, в 2023 г. умень­ши­лась.

5)  Среди опро­шен­ных в 2022 г. доля тех, кто счи­тал, что кри­зис не по­вли­ял на их по­тре­би­тель­ское по­ве­де­ние, боль­ше доли тех, кто от­ка­зал­ся от по­куп­ки не­ко­то­рых про­дук­тов.

10.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­ли­ти­че­ской элите и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  По­ли­ти­че­ская элита  — офи­ци­аль­но за­креплённый ис­точ­ник вла­сти в любом го­су­дар­стве.

2)  В за­ви­си­мо­сти от спо­со­ба ре­кру­ти­ро­ва­ния вы­де­ля­ют про­грес­сив­ную и про­пор­ци­о­наль­ную элиту.

3)  По­ли­ти­че­ская элита при­ни­ма­ет уча­стие в вы­ра­бот­ке целей и на­прав­ле­ний раз­ви­тия го­су­дар­ства и об­ще­ства.

4)  К видам по­ли­ти­че­ской элиты от­но­сят кон­тр­э­ли­ту и пра­вя­щую элиту.

5)  По­ли­ти­че­ская элита  — это груп­па лиц, про­фес­си­о­наль­но за­ни­ма­ю­щих­ся де­я­тель­но­стью в сфере вла­сти и управ­ле­ния го­су­дар­ством.

11.  
i

В го­су­дар­стве ре­гу­ляр­но про­хо­дят вы­бо­ры в за­ко­но­да­тель­ное со­бра­ние. Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­тов поз­во­ля­ют счи­тать по­ли­ти­че­ский режим в этом го­су­дар­стве не­де­мо­кра­ти­че­ским? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  Кон­сти­ту­ция за­креп­ля­ет ру­ко­во­дя­щую роль един­ствен­ной ле­галь­ной пар­тии.

2)  Го­су­дар­ство пол­но­стью кон­тро­ли­ру­ет част­ную жизнь граж­дан.

3)  Пре­зи­дент под­пи­сы­ва­ет меж­ду­на­род­ные до­го­во­ры го­су­дар­ства.

4)  Пар­ла­мент при­ни­ма­ет за­ко­ны.

5)  Пра­ви­тель­ство кон­тро­ли­ру­ет от­прав­ле­ние пра­во­су­дия.

6)  Пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся за­ко­но­да­тель­ным со­бра­ни­ем.

12.  
i

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к кон­сти­ту­ци­он­ным обя­зан­но­стям граж­да­ни­на Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  Бес­плат­ное по­лу­че­ние на кон­курс­ной ос­но­ве выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в го­су­дар­ствен­ном об­ра­зо­ва­тель­ном учре­жде­нии.

2)  Го­су­дар­ствен­ная под­держ­ка ма­те­рин­ства, от­цов­ства и дет­ства.

3)  За­бо­та со­вер­шен­но­лет­них тру­до­спо­соб­ных детей о не­тру­до­спо­соб­ных ро­ди­те­лях.

4)  За­щи­та Оте­че­ства.

5)  Рас­по­ря­же­ние сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми к труду.

13.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между во­про­са­ми и субъ­ек­та­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, к ве­де­нию ко­то­рых эти во­про­сы от­но­сят­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ВО­ПРО­СЫ

А)  су­до­устрой­ство и про­ку­ра­ту­ра;

Б)  общие во­про­сы вос­пи­та­ния, об­ра­зо­ва­ния, науки;

В)  ад­во­ка­ту­ра и но­та­ри­ат;

Г)  внеш­няя по­ли­ти­ка и меж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния

Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции;

Д)  фе­де­раль­ный бюд­жет.

СУБЪ­ЕК­ТЫ

ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ

ВЛА­СТИ РОС­СИЙ­СКОЙ

ФЕ­ДЕ­РА­ЦИИ

1)  толь­ко фе­де­раль­ный центр;

2)  сов­мест­но фе­де­раль­ный центр и субъ­ек­ты

Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

AБВГД
14.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны со­от­вет­ству­ю­щие по­ло­же­ния.

 

1)  Уго­лов­ная от­вет­ствен­ность яв­ля­ет­ся пра­во­вым по­след­стви­ем со­вер­ше­ния пре­ступ­ле­ния.

2)  Уго­лов­ная от­вет­ствен­ность бы­ва­ет двух видов: огра­ни­чен­ная и пол­ная.

3)  В со­от­вет­ствии с Уго­лов­ным ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ра­бот­ник, ре­гу­ляр­но опаз­ды­ва­ю­щий к на­ча­лу ра­бо­че­го дня, может быть при­влечён к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти.

4)  Уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти по об­ще­му пра­ви­лу под­ле­жит лицо, до­стиг­шее ко вре­ме­ни со­вер­ше­ния пре­ступ­ле­ния воз­рас­та 16 лет.

5)  Уго­лов­ная от­вет­ствен­ность при­ме­ня­ет­ся в целях вос­ста­нов­ле­ния со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти, а также ис­прав­ле­ния осуждённого и пре­ду­пре­жде­ния со­вер­ше­ния им новых пре­ступ­ле­ний.

15.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вы­ми фор­ма­ми и ви­да­ми юри­ди­че­ских лиц в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ОР­ГА­НИ­ЗА­ЦИ­ОН­НО-ПРА­ВО­ВЫЕ

ФОРМЫ ЮРИ­ДИ­ЧЕ­СКИХ ЛИЦ

А)  ак­ци­о­нер­ные об­ще­ства;

Б)  об­ще­ствен­ные фонды;

В)  про­из­вод­ствен­ные ко­опе­ра­ти­вы;

Г)  го­су­дар­ствен­ные уни­тар­ные пред­при­я­тия;

Д)  хо­зяй­ствен­ные партнёрства.

ВИДЫ

ЮРИ­ДИ­ЧЕ­СКИХ ЛИЦ

1)  не­ком­мер­че­ские;

2)  ком­мер­че­ские.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

AБВГД
16.  
i

Вы­пуск­ни­ца пе­да­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та Инна устра­и­ва­ет­ся на ра­бо­ту. Она хочет ра­бо­тать учи­те­лем рус­ско­го языка и ли­те­ра­ту­ры. Какие до­ку­мен­ты со­глас­но Тру­до­во­му ко­дек­су Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Инна долж­на предъ­явить ра­бо­то­да­те­лю? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Вы­пис­ку из фи­нан­со­во-ли­це­во­го счёта.

2.  Пас­порт или иной до­ку­мент, удо­сто­ве­ря­ю­щий лич­ность.

3.  Ди­плом о про­фес­си­о­наль­ном об­ра­зо­ва­нии.

4.  До­ку­мент, под­твер­жда­ю­щий ре­ги­стра­цию в си­сте­ме ин­ди­ви­ду­аль­но­го (пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­но­го) учёта.

5.  Сви­де­тель­ство о ре­ги­стра­ции права соб­ствен­но­сти на жилое по­ме­ще­ние.

6.  Во­ди­тель­ское удо­сто­ве­ре­ние.

17.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

По­ня­тие по­ли­ти­че­ской си­сте­мы на­ря­ду с по­ня­ти­ем по­ли­ти­че­ской вла­сти яв­ля­ет­ся се­год­ня одним из цен­траль­ных в по­ли­то­ло­гии. Еди­но­го опре­де­ле­ния, как и дру­гие по­ня­тия, оно не имеет. И это объ­яс­ни­мо: мно­го­об­ра­зие пред­став­ле­ний о по­ли­ти­ке не может не по­ро­дить мно­го­об­ра­зия пред­став­ле­ний обо всём, что с ней свя­за­но. Тер­мин «по­ли­ти­че­ская си­сте­ма» со­сто­ит из двух слов, и его со­дер­жа­ние опре­де­ля­ет­ся при­ме­не­ни­ем по­ня­тия си­сте­мы к сфере по­ли­ти­че­ско­го. Где на­чи­на­ет­ся и где за­кан­чи­ва­ет­ся по­ли­ти­че­ское? Где та гра­ни­ца, ко­то­рая раз­де­ля­ет по­ли­ти­че­ские и не­по­ли­ти­че­ские яв­ле­ния: де­я­тель­ность, власть, про­цес­сы, си­сте­мы?

Не вы­зы­ва­ет со­мне­ния, что всё по­ли­ти­че­ское так или иначе свя­за­но с го­су­дар­ством, с го­су­дар­ствен­ной вла­стью. Пар­тии со­зда­ют­ся для того, чтобы бо­роть­ся за места в пар­ла­мен­те. Лидер ста­но­вит­ся по­ли­ти­че­ским толь­ко тогда, когда он пре­тен­ду­ет на ру­ко­во­дя­щее крес­ло в го­су­дар­ствен­ном учре­жде­нии или чего-то до­би­ва­ет­ся от го­су­дар­ства. Вся­кая по­ли­ти­ка утра­ти­ла бы смысл, не будь го­су­дар­ства.

Но столь же оче­вид­но, что не всё го­су­дар­ствен­ное яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским. Мно­гие функ­ции, свя­зан­ные с ор­га­ни­за­ци­ей внут­рен­ней де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­ных учре­жде­ний, имеют явно не­по­ли­ти­че­ский ха­рак­тер. По­ли­ти­че­ской может быть толь­ко пуб­лич­ная де­я­тель­ность го­су­дар­ства, т. е. такая де­я­тель­ность, ко­то­рая за­тра­ги­ва­ет ин­те­ре­сы ши­ро­ких слоёв или боль­ших со­ци­аль­ных групп. Но и в пуб­лич­ной де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства есть сферы, ко­то­рые мы не от­но­сим к по­ли­ти­ке. Это го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние в ин­те­ре­сах всего об­ще­ства. Не при­ня­то от­но­сить к по­ли­ти­че­ской сфере ор­га­ни­за­цию здра­во­охра­не­ния, на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния, до­рож­но­го дви­же­ния и мно­гое дру­гое. Толь­ко там, где с по­мо­щью го­су­дар­ства про­ис­хо­дит со­гла­со­ва­ние ин­те­ре­сов раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп или по­сред­ством го­су­дар­ства ре­а­ли­зу­ют­ся ин­те­ре­сы одних групп в ущерб дру­гим, на­чи­на­ет­ся по­ли­ти­ка. В го­су­дар­ствен­ной де­я­тель­но­сти сле­ду­ет, таким об­ра­зом, от­ли­чать по­ли­ти­че­ское и не­по­ли­ти­че­ское (тех­но­ло­ги­че­ское) управ­ле­ние.

(О. Ф. Ша­бров)

Как в тек­сте объ­яс­ня­ет­ся от­сут­ствие еди­но­го опре­де­ле­ния по­ли­ти­че­ской си­сте­мы? В какой си­ту­а­ции лидер, по мне­нию ав­то­ра, ста­но­вит­ся по­ли­ти­че­ским? Как автор от­ве­ча­ет на во­прос о том, где на­чи­на­ет­ся по­ли­ти­ка?

18.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

По­ня­тие по­ли­ти­че­ской си­сте­мы на­ря­ду с по­ня­ти­ем по­ли­ти­че­ской вла­сти яв­ля­ет­ся се­год­ня одним из цен­траль­ных в по­ли­то­ло­гии. Еди­но­го опре­де­ле­ния, как и дру­гие по­ня­тия, оно не имеет. И это объ­яс­ни­мо: мно­го­об­ра­зие пред­став­ле­ний о по­ли­ти­ке не может не по­ро­дить мно­го­об­ра­зия пред­став­ле­ний обо всём, что с ней свя­за­но. Тер­мин «по­ли­ти­че­ская си­сте­ма» со­сто­ит из двух слов, и его со­дер­жа­ние опре­де­ля­ет­ся при­ме­не­ни­ем по­ня­тия си­сте­мы к сфере по­ли­ти­че­ско­го. Где на­чи­на­ет­ся и где за­кан­чи­ва­ет­ся по­ли­ти­че­ское? Где та гра­ни­ца, ко­то­рая раз­де­ля­ет по­ли­ти­че­ские и не­по­ли­ти­че­ские яв­ле­ния: де­я­тель­ность, власть, про­цес­сы, си­сте­мы?

Не вы­зы­ва­ет со­мне­ния, что всё по­ли­ти­че­ское так или иначе свя­за­но с го­су­дар­ством, с го­су­дар­ствен­ной вла­стью. Пар­тии со­зда­ют­ся для того, чтобы бо­роть­ся за места в пар­ла­мен­те. Лидер ста­но­вит­ся по­ли­ти­че­ским толь­ко тогда, когда он пре­тен­ду­ет на ру­ко­во­дя­щее крес­ло в го­су­дар­ствен­ном учре­жде­нии или чего-то до­би­ва­ет­ся от го­су­дар­ства. Вся­кая по­ли­ти­ка утра­ти­ла бы смысл, не будь го­су­дар­ства.

Но столь же оче­вид­но, что не всё го­су­дар­ствен­ное яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским. Мно­гие функ­ции, свя­зан­ные с ор­га­ни­за­ци­ей внут­рен­ней де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­ных учре­жде­ний, имеют явно не­по­ли­ти­че­ский ха­рак­тер. По­ли­ти­че­ской может быть толь­ко пуб­лич­ная де­я­тель­ность го­су­дар­ства, т. е. такая де­я­тель­ность, ко­то­рая за­тра­ги­ва­ет ин­те­ре­сы ши­ро­ких слоёв или боль­ших со­ци­аль­ных групп. Но и в пуб­лич­ной де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства есть сферы, ко­то­рые мы не от­но­сим к по­ли­ти­ке. Это го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние в ин­те­ре­сах всего об­ще­ства. Не при­ня­то от­но­сить к по­ли­ти­че­ской сфере ор­га­ни­за­цию здра­во­охра­не­ния, на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния, до­рож­но­го дви­же­ния и мно­гое дру­гое. Толь­ко там, где с по­мо­щью го­су­дар­ства про­ис­хо­дит со­гла­со­ва­ние ин­те­ре­сов раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп или по­сред­ством го­су­дар­ства ре­а­ли­зу­ют­ся ин­те­ре­сы одних групп в ущерб дру­гим, на­чи­на­ет­ся по­ли­ти­ка. В го­су­дар­ствен­ной де­я­тель­но­сти сле­ду­ет, таким об­ра­зом, от­ли­чать по­ли­ти­че­ское и не­по­ли­ти­че­ское (тех­но­ло­ги­че­ское) управ­ле­ние.

(О. Ф. Ша­бров)

В тек­сте упо­мя­ну­ты клю­че­вые по­ня­тия со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ных наук. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния,

— ука­жи­те не менее трёх ос­нов­ных при­зна­ков го­су­дар­ства как по­ли­ти­че­ско­го ин­сти­ту­та;

— объ­яс­ни­те связь ука­зан­ной ав­то­ром цели по­ли­ти­че­ской пар­тии с раз­ви­ти­ем по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры об­ще­ства.

19.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

По­ня­тие по­ли­ти­че­ской си­сте­мы на­ря­ду с по­ня­ти­ем по­ли­ти­че­ской вла­сти яв­ля­ет­ся се­год­ня одним из цен­траль­ных в по­ли­то­ло­гии. Еди­но­го опре­де­ле­ния, как и дру­гие по­ня­тия, оно не имеет. И это объ­яс­ни­мо: мно­го­об­ра­зие пред­став­ле­ний о по­ли­ти­ке не может не по­ро­дить мно­го­об­ра­зия пред­став­ле­ний обо всём, что с ней свя­за­но. Тер­мин «по­ли­ти­че­ская си­сте­ма» со­сто­ит из двух слов, и его со­дер­жа­ние опре­де­ля­ет­ся при­ме­не­ни­ем по­ня­тия си­сте­мы к сфере по­ли­ти­че­ско­го. Где на­чи­на­ет­ся и где за­кан­чи­ва­ет­ся по­ли­ти­че­ское? Где та гра­ни­ца, ко­то­рая раз­де­ля­ет по­ли­ти­че­ские и не­по­ли­ти­че­ские яв­ле­ния: де­я­тель­ность, власть, про­цес­сы, си­сте­мы?

Не вы­зы­ва­ет со­мне­ния, что всё по­ли­ти­че­ское так или иначе свя­за­но с го­су­дар­ством, с го­су­дар­ствен­ной вла­стью. Пар­тии со­зда­ют­ся для того, чтобы бо­роть­ся за места в пар­ла­мен­те. Лидер ста­но­вит­ся по­ли­ти­че­ским толь­ко тогда, когда он пре­тен­ду­ет на ру­ко­во­дя­щее крес­ло в го­су­дар­ствен­ном учре­жде­нии или чего-то до­би­ва­ет­ся от го­су­дар­ства. Вся­кая по­ли­ти­ка утра­ти­ла бы смысл, не будь го­су­дар­ства.

Но столь же оче­вид­но, что не всё го­су­дар­ствен­ное яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским. Мно­гие функ­ции, свя­зан­ные с ор­га­ни­за­ци­ей внут­рен­ней де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­ных учре­жде­ний, имеют явно не­по­ли­ти­че­ский ха­рак­тер. По­ли­ти­че­ской может быть толь­ко пуб­лич­ная де­я­тель­ность го­су­дар­ства, т. е. такая де­я­тель­ность, ко­то­рая за­тра­ги­ва­ет ин­те­ре­сы ши­ро­ких слоёв или боль­ших со­ци­аль­ных групп. Но и в пуб­лич­ной де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства есть сферы, ко­то­рые мы не от­но­сим к по­ли­ти­ке. Это го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние в ин­те­ре­сах всего об­ще­ства. Не при­ня­то от­но­сить к по­ли­ти­че­ской сфере ор­га­ни­за­цию здра­во­охра­не­ния, на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния, до­рож­но­го дви­же­ния и мно­гое дру­гое. Толь­ко там, где с по­мо­щью го­су­дар­ства про­ис­хо­дит со­гла­со­ва­ние ин­те­ре­сов раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп или по­сред­ством го­су­дар­ства ре­а­ли­зу­ют­ся ин­те­ре­сы одних групп в ущерб дру­гим, на­чи­на­ет­ся по­ли­ти­ка. В го­су­дар­ствен­ной де­я­тель­но­сти сле­ду­ет, таким об­ра­зом, от­ли­чать по­ли­ти­че­ское и не­по­ли­ти­че­ское (тех­но­ло­ги­че­ское) управ­ле­ние.

(О. Ф. Ша­бров)

Автор рас­суж­да­ет о ком­по­нен­тах ин­сти­ту­ци­о­наль­ной/ор­га­ни­за­ци­он­ной под­си­сте­мы. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, на­зо­ви­те любые две дру­гие под­си­сте­мы по­ли­ти­че­ской си­сте­мы об­ще­ства. Про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми каж­дую из этих под­си­стем. (В каж­дом слу­чае сна­ча­ла на­зо­ви­те под­си­сте­му, затем при­ве­ди­те при­мер. Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто.)

20.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

По­ня­тие по­ли­ти­че­ской си­сте­мы на­ря­ду с по­ня­ти­ем по­ли­ти­че­ской вла­сти яв­ля­ет­ся се­год­ня одним из цен­траль­ных в по­ли­то­ло­гии. Еди­но­го опре­де­ле­ния, как и дру­гие по­ня­тия, оно не имеет. И это объ­яс­ни­мо: мно­го­об­ра­зие пред­став­ле­ний о по­ли­ти­ке не может не по­ро­дить мно­го­об­ра­зия пред­став­ле­ний обо всём, что с ней свя­за­но. Тер­мин «по­ли­ти­че­ская си­сте­ма» со­сто­ит из двух слов, и его со­дер­жа­ние опре­де­ля­ет­ся при­ме­не­ни­ем по­ня­тия си­сте­мы к сфере по­ли­ти­че­ско­го. Где на­чи­на­ет­ся и где за­кан­чи­ва­ет­ся по­ли­ти­че­ское? Где та гра­ни­ца, ко­то­рая раз­де­ля­ет по­ли­ти­че­ские и не­по­ли­ти­че­ские яв­ле­ния: де­я­тель­ность, власть, про­цес­сы, си­сте­мы?

Не вы­зы­ва­ет со­мне­ния, что всё по­ли­ти­че­ское так или иначе свя­за­но с го­су­дар­ством, с го­су­дар­ствен­ной вла­стью. Пар­тии со­зда­ют­ся для того, чтобы бо­роть­ся за места в пар­ла­мен­те. Лидер ста­но­вит­ся по­ли­ти­че­ским толь­ко тогда, когда он пре­тен­ду­ет на ру­ко­во­дя­щее крес­ло в го­су­дар­ствен­ном учре­жде­нии или чего-то до­би­ва­ет­ся от го­су­дар­ства. Вся­кая по­ли­ти­ка утра­ти­ла бы смысл, не будь го­су­дар­ства.

Но столь же оче­вид­но, что не всё го­су­дар­ствен­ное яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским. Мно­гие функ­ции, свя­зан­ные с ор­га­ни­за­ци­ей внут­рен­ней де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­ных учре­жде­ний, имеют явно не­по­ли­ти­че­ский ха­рак­тер. По­ли­ти­че­ской может быть толь­ко пуб­лич­ная де­я­тель­ность го­су­дар­ства, т. е. такая де­я­тель­ность, ко­то­рая за­тра­ги­ва­ет ин­те­ре­сы ши­ро­ких слоёв или боль­ших со­ци­аль­ных групп. Но и в пуб­лич­ной де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства есть сферы, ко­то­рые мы не от­но­сим к по­ли­ти­ке. Это го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние в ин­те­ре­сах всего об­ще­ства. Не при­ня­то от­но­сить к по­ли­ти­че­ской сфере ор­га­ни­за­цию здра­во­охра­не­ния, на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния, до­рож­но­го дви­же­ния и мно­гое дру­гое. Толь­ко там, где с по­мо­щью го­су­дар­ства про­ис­хо­дит со­гла­со­ва­ние ин­те­ре­сов раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп или по­сред­ством го­су­дар­ства ре­а­ли­зу­ют­ся ин­те­ре­сы одних групп в ущерб дру­гим, на­чи­на­ет­ся по­ли­ти­ка. В го­су­дар­ствен­ной де­я­тель­но­сти сле­ду­ет, таким об­ра­зом, от­ли­чать по­ли­ти­че­ское и не­по­ли­ти­че­ское (тех­но­ло­ги­че­ское) управ­ле­ние.

(О. Ф. Ша­бров)

Автор не от­но­сит к по­ли­ти­че­ской сфере ор­га­ни­за­цию здра­во­охра­не­ния, на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты, вы­ска­жи­те два пред­по­ло­же­ния о том, в каких си­ту­а­ци­ях эти во­про­сы могут стать по­ли­ти­че­ски­ми. Объ­яс­ни­те свои пред­по­ло­же­ния. (В каж­дом слу­чае сна­ча­ла вы­ска­жи­те пред­по­ло­же­ние, а затем при­ве­ди­те объ­яс­не­ние. Каж­дое объ­яс­не­ние долж­но быть сфор­му­ли­ро­ва­но как рас­про­странённое пред­ло­же­ние.)

21.  
i

На гра­фи­ке изоб­ра­же­но из­ме­не­ние си­ту­а­ции на рынке услуг част­ных дет­ских садов. Кри­вая

пред­ло­же­ния пе­ре­ме­сти­лась из по­ло­же­ния S в по­ло­же­ние S1 при не­из­мен­ном спро­се D. (На гра­фи­ке P – цена то­ва­ра; Q  — ко­ли­че­ство то­ва­ра).

Как из­ме­ни­лась рав­но­вес­ная цена?

Что могло вы­звать из­ме­не­ние пред­ло­же­ния?

Ука­жи­те любое одно об­сто­я­тель­ство (фак­тор) и объ­яс­ни­те его вли­я­ние на пред­ло­же­ние.

(Объ­яс­не­ние долж­но быть дано при­ме­ни­тель­но к рынку, ука­зан­но­му в тек­сте за­да­ния.)

Как из­ме­нят­ся спрос и рав­но­вес­ная цена на дан­ном рынке, если при про­чих рав­ных усло­ви­ях в стра­не уве­ли­чит­ся рож­да­е­мость?

22.  
i

В го­су­дар­стве Z растёт по­пу­ляр­ность ди­стан­ци­он­но­го обу­че­ния по раз­лич­ным об­ра­зо­ва­тель­ным про­грам­мам, в шко­лах на боль­шин­стве уро­ков ис­поль­зу­ют­ся ин­тер­нет-тех­но­ло­гии. Каж­дый уче­ник имеет до­ступ к раз­лич­ным циф­ро­вым учеб­ным ма­те­ри­а­лам.

Число же­ла­ю­щих по­сту­пить в уни­вер­си­те­ты не­уклон­но растёт, по­то­му что по­лу­че­ние ка­че­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния и про­фес­сии поз­во­ля­ет граж­да­нам го­су­дар­ства Z по­вы­шать свой со­ци­аль­ный ста­тус, за­ни­мать более пре­стиж­ные места в со­ци­аль­ной иерар­хии. Об­ра­зо­ва­ние как со­ци­аль­ный ин­сти­тут обес­пе­чи­ва­ет со­хра­не­ние, раз­ви­тие и транс­ля­цию ду­хов­но­го на­сле­дия об­ще­ства. Кроме того, в го­су­дар­стве Z от­ме­ча­ет­ся тен­ден­ция гу­ма­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния.

Какая тен­ден­ция об­ра­зо­ва­ния опи­са­на, но не на­зва­на в усло­вии за­да­чи? (При­ве­ди­те на­зва­ние этой тен­ден­ции.) В чём может про­яв­лять­ся тен­ден­ция гу­ма­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния? (При­ве­ди­те соб­ствен­ный при­мер или соб­ствен­ное по­яс­не­ние.) Какой факт в усло­вии за­да­чи ил­лю­стри­ру­ет функ­цию об­ра­зо­ва­ния как со­ци­аль­но­го лифта? Какие ещё функ­ции вы­пол­ня­ет об­ра­зо­ва­ние? (Ука­жи­те любые две функ­ции не из усло­вия за­да­чи.)

23.  
i

Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за­креп­ля­ет ос­но­вы кон­сти­ту­ци­он­но­го строя на­ше­го го­су­дар­ства, права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на. На ос­но­ве по­ло­же­ний Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции объ­яс­ни­те смысл сле­ду­ю­щих ха­рак­те­ри­стик на­ше­го го­су­дар­ства:

1.  Фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство.

2.  Свет­ское го­су­дар­ство.

3.  Со­ци­аль­ное го­су­дар­ство?

(Каж­дое объ­яс­не­ние долж­но быть сфор­му­ли­ро­ва­но как рас­про­странённое пред­ло­же­ние с опо­рой на кон­крет­ное по­ло­же­ние Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что пра­виль­ное вы­пол­не­ние за­да­ния не тре­бу­ет ука­за­ния в от­ве­те но­ме­ров со­от­вет­ству­ю­щих ста­тей Кон­сти­ту­ции и до­слов­но­го вос­про­из­ве­де­ния их со­дер­жа­ния.)

24.  
i

Пред­ставь­те, что Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по опре­делённой теме. Вы­пол­ни­те за­да­ния 24 и 25.

Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по теме «Право соб­ствен­но­сти».

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Право соб­ствен­но­сти». Слож­ный план дол­жен со­дер­жать не менее трёх не­по­сред­ствен­но рас­кры­ва­ю­щих тему по су­ще­ству пунк­тов, де­та­ли­зи­ро­ван­ных в под­пунк­тах.

(Ко­ли­че­ство под­пунк­тов каж­до­го де­та­ли­зи­ро­ван­но­го пунк­та долж­но быть не менее трёх, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда с точки зре­ния об­ще­ствен­ных наук воз­мож­ны толь­ко два под­пунк­та.)

25.  
i

Пред­ставь­те, что Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по опре­делённой теме. Вы­пол­ни­те за­да­ния 24 и 25.

Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по теме «Право соб­ствен­но­сти».

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, вы­пол­ни­те за­да­ния, от­веть­те на во­прос.

 

1)  Обос­нуй­те не­об­хо­ди­мость пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния от­но­ше­ний соб­ствен­но­сти. (Обос­но­ва­ние долж­но быть дано с опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния в не­сколь­ких свя­зан­ных между собой рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях, рас­кры­вать при­чин­но-след­ствен­ные и (или) функ­ци­о­наль­ные связи.)

2)  Как рос­сий­ское го­су­дар­ство за­щи­ща­ет право соб­ствен­но­сти? (На­зо­ви­те любые три спо­со­ба за­щи­ты права соб­ствен­но­сти.)

3)  Для каж­до­го из ука­зан­ных в пунк­те 2)  спо­со­бов при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру, ил­лю­стри­ру­ю­ще­му его ре­а­ли­за­цию. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто.)