ЕГЭ по обществознанию 09.04.2024. Досрочная волна.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются факторами производства.
1) труд; 2) прибыль; 3) капитал; 4) земля; 5) рента; 6) предпринимательские способности.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Обучающиеся в Российской Федерации вправе осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
2) В России гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
3) Обучающиеся в Российской Федерации обязаны совмещать получение образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана.
4) Один из принципов государственной политики Российской Федерации в сфере образования — свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека.
5) Образование связано с освоением социального опыта предшествующих поколений.
Ответ:
Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) восприятие;
Б) ощущение;
В) понятие;
Г) представление;
Д) суждение.
1) чувственное;
2) рациональное.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Государственный симфонический оркестр впервые исполнил произведение современного композитора. Критики причислили симфонию к образцам элитарной культуры. Что позволило им сделать такой вывод? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры.
1) трудность произведения для восприятия неподготовленным слушателям
2) некоммерческая цель создания и исполнения симфонии
3) воспроизведение образцов, которые перенимаются от предшествующих поколений
4) развлекательный характер произведения
5) чрезмерная сложность формы музыкального произведения
6) использование технических средств для прослушивания
Ответ:
Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике. Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) Государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы отрицательных внешних последствий хозяйственной деятельности.
2) Производство общественных благ происходит при участии государства.
3) Государство влияет прежде всего на микроэкономические показатели развития экономики.
4) Основными инструментами монетарной политики являются налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.
5) Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью административного регулирования.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Государство является единственным производителем вооружения.
Б) В регионе Z рынок медицинских услуг представлен известными клиниками, небольшими медицинскими учреждениями, которые оказывают схожие, но неидентичные услуги.
В) В городе Z на рынке продуктов питания представлено множество фирм, которые производят разнообразную продукцию и имеют возможность отчасти контролировать цену на неё.
Г) В городе Z рынок услуг мобильной связи представлен только тремя крупными компаниями.
Д) В стране Z железнодорожными перевозками занимается только одна компания.
1) олигополия;
2) монополия;
3) монополистическая конкуренция.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Выберите верные суждения о социальном контроле и его элементах. Запишите цифры, под которыми они указаны
1) Социальный контроль включает в себя социальные нормы и социальные санкции.
2) Формальный социальный контроль, в отличие от неформального социального контроля, основан на одобрении или осуждении поведения индивида общественным мнением.
3) Контроль за исполнением всех социальных норм осуществляется государством.
4) Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его общепринятыми нормами, называется самореализацией.
5) Социальный контроль представляет собой особый механизм регуляции поведения и поддержания общественного порядка.
Ответ:
Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К основным функциям политической элиты относят создание и потребление материальных благ.
2) Политическая элита представляет собой относительно немногочисленную самостоятельную группу, концентрирующую в своих руках значительный объём политической власти.
3) Политическая элита — официально закреплённый источник власти в любом государстве.
4) Политическая элита выдвигает политических лидеров.
5) В зависимости от места в политической системе и объёма властных полномочий политическую элиту подразделяют на правящую и контрэлиту.
Ответ:
В государстве Z была проведена реформа избирательной системы. Какие изменения в законодательстве о выборах свидетельствуют об утверждении пропорциональной избирательной системы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) введение всеобщего, равного и прямого избирательного права
2) голосование за политические программы, а не за конкретных депутатов
3) распределение мест в парламенте в соответствии с количеством голосов, полученных партиями на выборах
4) введение 7%-ного избирательного барьера для политических партий
5) проведение голосования по спискам политических партий
6) отражение хода избирательной кампании в СМИ
Ответ:
Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина России? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сохранение исторического и культурного наследия
2) социальное обеспечение по возрасту
3) защита Отечества
4) участие в управлении делами государства
5) выбор рода деятельности и профессии
Ответ:
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) общие вопросы воспитания, образования, науки;
Б) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование;
В) разграничение государственной собственности;
Г) обеспечение правопорядка;
Д) амнистия и помилование.
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1) только федеральный центр;
2) совместно федеральный центр и субъекты Российской Федерации.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Выберите верные суждения о нормах уголовно-процессуального права в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела могут быть возложены на одно и то же должностное лицо.
2) Суд, прокурор, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий Уголовно-процессуальному кодексу.
3) Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
4) Уголовное судопроизводство ведётся только на родном языке потерпевшего.
5) Обвинительный приговор не может быть основан на доказательствах.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) увольнение по соответствующим основаниям;
Б) выговор;
В) лишение свободы на определённый срок;
Г) замечание;
Д) возмещение убытков.
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1) способы защиты гражданских прав по Гражданскому кодексу Российской Федерации;
2) наказания по Уголовному кодексу Российской Федерации;
3) дисциплинарные взыскания по Трудовому кодексу Российской Федерации.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Выпускник профессионального колледжа Станислав нашёл работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё, согласно Трудовому кодексу РФ, Станислав должен предъявить работодателю для заключения трудового договора? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.
1) паспорт гражданина РФ
2) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, в том числе в форме электронного документа
3) свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение
4) налоговое уведомление
5) диплом о среднем профессиональном образовании
6) выписку из финансово-лицевого счёта
Ответ:
Как в тексте объясняется отсутствие единого определения политической системы? В какой ситуации лидер, по мнению автора, становится политическим? Как автор отвечает на вопрос о том, где начинается политика?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков государства как политического института;
— объясните связь указанной автором цели политической партии с развитием политической культуры общества.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор рассуждает о компонентах институциональной/организационной подсистемы. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые две другие подсистемы политической системы общества. Проиллюстрируйте примерами каждую из этих подсистем. (В каждом случае сначала назовите подсистему, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор не относит к политической сфере организацию здравоохранения, народного образования. Используя обществоведческие знания и факты, выскажите два предположения о том, в каких ситуациях эти вопросы могут стать политическими. Объясните свои предположения. (В каждом случае сначала выскажите предположение, а затем приведите объяснение. Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
На графике изображено изменение ситуации на рынке услуг частных детских садов. Кривая
предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q — количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение.
(Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях в стране увеличится рождаемость?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В государстве Z в период с 2015 по 2020 г. проводилась реформа образования. За пять лет в школах страны Z на треть увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий, число получающих дистанционное образование выросло в два раза. Кроме того, учащиеся и их родители отмечают тенденцию гуманизации образования. Число желающих поступить в университеты неуклонно растёт, потому что наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам государства Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии.
Какая тенденция развития образования описана, но не названа в условии задания? (Приведите название этой тенденции.) В чём может проявляться тенденция гуманизации образования? (Приведите собственный пример.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует функцию образования как социального лифта? Какие ещё функции (кроме функции социального лифта) выполняет образование? (Назовите любые две функции.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина. На основе положений Конституции Российской Федерации объясните смысл следующих характеристик нашего государства:
1. Федеративное государство.
2. Светское государство.
3. Социальное государство?
(Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право собственности». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость правового регулирования отношений собственности. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Как российское государство защищает право собственности? (Назовите любые три способа защиты права собственности.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) способов приведите по одному примеру, иллюстрирующему его реализацию. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.