Общество как систему характеризует
1) независимость от условий среды
2) наличие институтов и подсистем
3) обособленность элементов
4) циклический характер развития
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
Общество как систему характеризует
1) независимость от условий среды
2) наличие институтов и подсистем
3) обособленность элементов
4) циклический характер развития
Истинным можно считать лишь то знание, которое
1) очевидно и его нельзя представить иначе
2) достаточно для успешного ведения дел
3) основано на доверии к авторитету великих учёных
4) соответствует объекту познания
Какая из перечисленных ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе?
1) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику.
2) В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела.
3) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня.
4) Жители посёлка на встрече с главой администрации предложили открыть магазин по продаже компьютеров.
Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности.
Б. Компонентом научного знания являются эстетические оценки социальных явлений.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Основная проблема любой экономической системы - проблема
1) привлечения к труду всего трудоспособного населения
2) модернизации производства
3) обесценивания денег
4) ограниченности ресурсов
Повышение востребованности специалистов в области юридических наук иллюстрирует ситуацию на рынке
1) труда
2) инноваций
3) средств производства
4) капиталов
В какой из приведённых ситуаций речь идёт об ипотечном кредите?
1) Гражданка М. взяла в банке кредит на покупку норковой шубы.
2) Гражданин Н. оформил кредит на приобретение квартиры.
3) Государственное предприятие получило кредит на закупку оборудования.
4) Торговая сеть получила в коммерческом банке кредит на закупку товаров.
На рисунке отражена ситуация на рынке услуг по организации праздников (Р - цена, Q - количество). Проанализируйте изменение предложения (линия предложения S переместилась в положение S1). Чем может быть объяснено подобное изменение?
1) Страна вступила в полосу экономического кризиса.
2) Большое число артистов, певцов не имеют постоянной работы и ищут разовые заработки.
3) Цены на аренду помещений, в которых можно собрать гостей, резко возросли.
4) Цены на продукты питания и услуги общественного питания постоянно увеличиваются.
Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?
А. Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы превышают расходы.
Б. К расходам бюджета относится выплата процентов по государственному долгу.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Какие нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном?
1. Правила этикета
2. Правовые
3. Обычаи и традиции
4. Эстетические
В социологических исследованиях, проведённых в стране Z в 2002 и 2012 гг., респонденты должны были выбрать из предложенных то высказывание, которое наиболее точно отражает их отношение к современной жизни. Полученные результаты были занесены в таблицу.
| Варианты ответа | ||
|---|---|---|
| % от числа опрошенных | ||
| 2002 г. | 2012 г. | |
| Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни | 29 | 25 |
| Для меня в последние годы ничего особенно не изменилось | 25 | 27 |
| Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего | 12 | 20 |
| Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни | 21 | 15 |
| Не могу ответить | 13 | 15 |
Какой вывод можно сделать на основе данных этой таблицы?
1) Как в 2002 г., так и в 2012 г. более трети опрошенных свыклись с тем, что им пришлось отказаться от привычного образа жизни.
2) Примерно четверть опрошенных считают, что за последние годы для них ничего не изменилось.
3) В 2012 г. доля опрошенных, использующих новые возможности для достижения большего, уменьшилась.
4) Доля тех, кто никак не может приспособиться к сложившимся условиям, возросла.
Верны ли следующие суждения о социализации?
А. В процессе социализации происходит усвоение индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.
Б. Процесс социализации не зависит от социального статуса индивида.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Государство отличается от политической партии тем, что оно
1) создаёт правовые нормы
2) представляет общественные интересы
3) разрабатывает политические программы
4) является политическим институтом
Тоталитарный режим от демократического отличает наличие
1) профессионального аппарата управления
2) разнообразных негосударственных организаций
3) всестороннего контроля за жизнью общества
4) разделения властей
В конституции страны Z указано, что суверенные права распределены между центром и регионами. В исключительной компетенции центра — вопросы внешней политики, обороны, определение основных направлений развития страны. Всё это характеризует Z как государство
1) республиканское
2) авторитарное
3) правовое
4) федеративное
Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. В условиях гражданского общества население имеет возможность самостоятельно создавать ассоциации по защите своих интересов.
Б. Наличие гражданского общества является одним из условий формирования правового государства.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Конституция РФ является юридическим документом прямого действия. Это означает, что
1) её главной целью является признание и защита прав человека и гражданина
2) в её основу положены ратифицированные государством международные документы
3) при нарушении своих прав человек может обратиться в суд, ссылаясь на её статьи
4) в неё ни при каких обстоятельствах не могут быть внесены изменения или дополнения
Международным гуманитарным правом в отношении военнопленных устанавливается
1) запрет на привлечение их к любым работам
2) оказание медицинской помощи при необходимости
3) возвращение на родину в течение семи дней
4) предоставление им работы
Приехав на берег реки, гражданин С. решил вымыть грязную машину. Окончив работу, он оставил на берегу губку с остатками шампуня, пустую пластиковую бутылку. Нормы какого права предусматривают ответственность за данное правонарушение?
1. Административного
2. Трудового
3. Гражданского
4. Гуманитарного
Верны ли следующие суждения?
А. Гражданское право регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.
Б. Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения в сфере налогообложения.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Запишите слово, пропущенное в таблице.
| ВИД ОТВЕТСТВЕННОСТИ | ОСОБЕННОСТЬ |
|---|---|
| Уголовная | Налагается за совершение (а также подготовку и покушение) преступления, предусмотренного нормами уголовного права |
| ... | Основана на принципе возмещения ущерба, причинённого правонарушением; заключается в наложении судом на правонарушителя установленных законом обязанностей имущественного характера |
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «постиндустриальное общество».
1. Наука.
2. Промышленная революция.
3. Информация.
4. Глобализация.
5. Традиционализм.
6. Интернет.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) театральные декорации;
Б) оркестр;
В) театральная труппа;
Г) музыкальные инструменты;
Д) осветительные приборы.
1) субъекты деятельности;
2) средства деятельности.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д |
Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Проведение контрольных измерений.
2. Выдвижение и обоснование гипотез.
3. Создание логической модели изучаемого объекта.
4. Описание изучаемых явлений.
5. Проведение научного эксперимента.
6. Объяснение существующих взаимосвязей.
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(A) Учёные насчитали несколько десятков научных направлений изучения человека. (Б) Защищено немало диссертаций по этим направлениям. (B) Но знание о человеке все ещё имеет фрагментарный характер, не позволяет уяснить многие важные аспекты. (Г) Сущность человека проявляется на нескольких уровнях: биологическом, психологическом, социальном. (Д) Вряд ли удастся в ближайшее время осуществить прорыв в изучении человека на социальном уровне.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
| A | Б | В | Г | Д |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Формирование рыночной цены ____________(А) может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов _______________(Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей.
Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения безопасности труда своих членов, а также увеличения их ______________(В). Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает экономические границы занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина ______________(Г) в цене товара не снижается.
Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является _________________(Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется _______________(Е) власти».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) наёмные работники | 2) прибыль | 3) законодательные органы |
| 4) заработная плата | 5) трудовой договор | 6) труд |
| 7) профессия | 8) безработица | 9) прожиточный минимум |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Найдите в приведённом ниже списке социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ
1. Член неформальной молодёжной группы.
2. Военнослужащий срочной службы.
3. Губернатор;
4. Президент РФ.
5. Избиратель.
6. Мировой судья.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Равноправие, демократия, политический плюрализм, права меньшинства, парламентаризм.
Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами). На государственном уровне она концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя за счёт этого пути и формы его политического развития.
Политическая элита — это лишь определённая часть более широких элитарных слоёв общества в целом, в которые входят наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции. Большинство учёных сходится на том, что те немногие люди, которые принадлежат к политически властвующему кругу, не являются типичными представителями общества, формируясь по преимуществу из представителей высших социально-экономических слоёв. Практика не подтвердила тезис о том, что деятельность элит непосредственно определяется интересами населения. Таким образом, в любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.
Пополнение или изменение состава политической элиты зависит не только от позиции населения или конкретной ситуации, при которой представители широких социальных слоёв начинают принимать определённое участие в принятии решений, но в значительной степени и от позиции самих элитарных группировок. В этом смысле элита является скорее саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей массы.
В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций. Прежде всего, к её социальным задачам относятся принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие её центральную роль в управлении государством и обществом. В число основных функций включается также формирование и представление групповых интересов различных слоёв населения. Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических ценностей. Формируя различные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач.
Приведите любое содержащееся в тексте определение политической элиты. Какая социальная задача воплощает ведущую роль политической элиты в управлении государством? Укажите одно любое условие, от которого зависит изменение состава политических элит.
Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами). На государственном уровне она концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя за счёт этого пути и формы его политического развития.
Политическая элита — это лишь определённая часть более широких элитарных слоёв общества в целом, в которые входят наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции. Большинство учёных сходится на том, что те немногие люди, которые принадлежат к политически властвующему кругу, не являются типичными представителями общества, формируясь по преимуществу из представителей высших социально-экономических слоёв. Практика не подтвердила тезис о том, что деятельность элит непосредственно определяется интересами населения. Таким образом, в любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.
Пополнение или изменение состава политической элиты зависит не только от позиции населения или конкретной ситуации, при которой представители широких социальных слоёв начинают принимать определённое участие в принятии решений, но в значительной степени и от позиции самих элитарных группировок. В этом смысле элита является скорее саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей массы.
В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций. Прежде всего, к её социальным задачам относятся принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие её центральную роль в управлении государством и обществом. В число основных функций включается также формирование и представление групповых интересов различных слоёв населения. Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических ценностей. Формируя различные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач.
На основании текста назовите три группы элитарных слоев общества. Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну любую группу, которая входит в элиту.
Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами). На государственном уровне она концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя за счёт этого пути и формы его политического развития.
Политическая элита — это лишь определённая часть более широких элитарных слоёв общества в целом, в которые входят наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции. Большинство учёных сходится на том, что те немногие люди, которые принадлежат к политически властвующему кругу, не являются типичными представителями общества, формируясь по преимуществу из представителей высших социально-экономических слоёв. Практика не подтвердила тезис о том, что деятельность элит непосредственно определяется интересами населения. Таким образом, в любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.
Пополнение или изменение состава политической элиты зависит не только от позиции населения или конкретной ситуации, при которой представители широких социальных слоёв начинают принимать определённое участие в принятии решений, но в значительной степени и от позиции самих элитарных группировок. В этом смысле элита является скорее саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей массы.
В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций. Прежде всего, к её социальным задачам относятся принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие её центральную роль в управлении государством и обществом. В число основных функций включается также формирование и представление групповых интересов различных слоёв населения. Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических ценностей. Формируя различные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач.
Автор утверждает, что в обществе могут возникать противоречия между элитарными и неэлитарными группами. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три возможные причины возникновения противоречий и проиллюстрируйте их примерами. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.
Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами). На государственном уровне она концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя за счёт этого пути и формы его политического развития.
Политическая элита — это лишь определённая часть более широких элитарных слоёв общества в целом, в которые входят наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции. Большинство учёных сходится на том, что те немногие люди, которые принадлежат к политически властвующему кругу, не являются типичными представителями общества, формируясь по преимуществу из представителей высших социально-экономических слоёв. Практика не подтвердила тезис о том, что деятельность элит непосредственно определяется интересами населения. Таким образом, в любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.
Пополнение или изменение состава политической элиты зависит не только от позиции населения или конкретной ситуации, при которой представители широких социальных слоёв начинают принимать определённое участие в принятии решений, но в значительной степени и от позиции самих элитарных группировок. В этом смысле элита является скорее саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей массы.
В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций. Прежде всего, к её социальным задачам относятся принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие её центральную роль в управлении государством и обществом. В число основных функций включается также формирование и представление групповых интересов различных слоёв населения. Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических ценностей. Формируя различные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач.
Почему необходимо обновление состава политической элиты? Выскажите два довода. На основании обществоведческих знаний, информации СМИ и личного социального опыта назовите любые два социальных лифта, которые решают задачу обновления состава политической элиты.
Какой смысл юристы вкладывают в понятие «объекты гражданского права»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об объектах гражданского права.
Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его создала — он её переделывает». (А. Франс)
29.2 Экономика: «Рынок, представляющий собой вершину индивидуальной экономической свободы, одновременно является и самым строгим надсмотрщиком». (Р. Хейлбронер)
29.3 Социология, социальная психология: «Нравы портятся легче, чем исправляются». (Л. Вовенарг)
29.4 Политология: «— Я не занимаюсь политикой. — А знаете, это всё равно что сказать: "Не занимаюсь жизнью"». (Ж. Ренар)
29.5 Правоведение: «Прощая слишком много виноватому, совершаешь несправедливость по отношению к невиновному». (Б. Кастильоне)