Заголовок: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — обществознание
Вариант № 266807

ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.

1.  
i

Какой из ука­зан­ных фак­тов от­но­сит­ся к гло­баль­ным де­мо­гра­фи­че­ским про­бле­мам?

 

1.  За­гряз­не­ние при­род­ной среды про­мыш­лен­ны­ми от­хо­да­ми

2.  Со­кра­ще­ние раз­но­об­ра­зия видов рас­те­ний и жи­вот­ных

3.  Низ­кая рож­да­е­мость в наи­бо­лее раз­ви­тых стра­нах мира

4.  Де­я­тель­ность меж­ду­на­род­ных тер­ро­ри­сти­че­ских ор­га­ни­за­ций

2.  
i

На­уч­ное по­зна­ние не­по­сред­ствен­но на­прав­ле­но на

 

1)  фор­ми­ро­ва­ние прак­ти­че­ских на­вы­ков

2)  рас­кры­тие смыс­ла жизни

3)  со­зда­ние новых ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей

4)  вы­яв­ле­ние за­ко­но­мер­но­стей су­ще­ство­ва­ния и раз­ви­тия мира

3.  
i

«В пря­мо­уголь­ном тре­уголь­ни­ке квад­рат ги­по­те­ну­зы равен сумме квад­ра­тов ка­те­тов». Дан­ное утвер­жде­ние яв­ля­ет­ся при­ме­ром

 

1)  на­род­ной муд­ро­сти

2)  обоб­ще­ния дан­ных на­блю­де­ния

3)  на­уч­но­го зна­ния

4)  об­раз­но­го мыш­ле­ния

4.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о новых тен­ден­ци­ях в об­ра­зо­ва­нии?

 

А. Бла­го­да­ря элек­трон­ной почте и ви­део­кон­фе­рен­ци­ям школы стра­ны могут уста­нав­ли­вать и под­дер­жи­вать меж­ду­на­род­ные связи.

Б.  Ди­стан­ци­он­ное обу­че­ние при­об­ре­та­ет всё более ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние среди обу­ча­ю­щих­ся людей раз­лич­ных воз­рас­тов.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

5.  
i

По ка­ко­му кри­те­рию осу­ществ­ля­ет­ся де­ле­ние эко­но­ми­че­ских си­стем на ры­ноч­ные и не­ры­ноч­ные?

 

1.  По уров­ню эф­фек­тив­но­сти об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства

2.  По типу по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма

3.  По спо­со­бу ре­гу­ли­ро­ва­ния хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти

4.  По вре­ме­ни воз­ник­но­ве­ния

6.  
i

Со­зда­ние сети го­су­дар­ствен­ных до­школь­ных об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний ил­лю­стри­ру­ет вы­пол­не­ние го­су­дар­ством эко­но­ми­че­ской функ­ции

 

1)  за­щи­ты кон­ку­рен­ции

2)  обес­пе­че­ния эко­но­ми­че­ско­го роста

3)  под­держ­ки не­тру­до­спо­соб­ных граж­дан

4)  про­из­вод­ства об­ще­ствен­ных благ

7.  
i

Что от­но­сит­ся к пре­иму­ще­ствам от­кры­тия внут­рен­не­го рынка для ино­стран­ных то­ва­ров?

 

1.  Уста­нов­ле­ние за­ви­си­мо­сти на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки от ино­стран­ных фирм

2.  Сни­же­ние объёмов про­из­вод­ства ряда оте­че­ствен­ных пред­при­я­тий

3.  Рост пред­ло­же­ния то­ва­ров и услуг на внут­рен­нем рынке

4.  Уве­ли­че­ние при­бы­лей транс­на­ци­о­наль­ных кор­по­ра­ций

8.  
i

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке па­рик­ма­хер­ских услуг: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние  — Dl (Р  — цена услуг, Q  — ко­ли­че­ство услуг). Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но, пре­жде всего, с

 

1)  уве­ли­че­ни­ем ко­ли­че­ства са­ло­нов кра­со­ты

2)  су­ще­ствен­ным сни­же­ни­ем до­хо­дов на­се­ле­ния

3)  модой на слож­ные причёски у жен­щин

4)  уве­ли­че­ни­ем до­ход­но­сти са­ло­нов кра­со­ты

9.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о без­ра­бо­ти­це?

 

А. В число без­ра­бот­ных граж­дан вклю­ча­ют пен­си­о­не­ров и детей.

Б. Одним из про­яв­ле­ний скры­той без­ра­бо­ти­цы яв­ля­ет­ся пе­ре­ход на не­пол­ный ра­бо­чий день.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

10.  
i

Один из от­ли­чи­тель­ных при­зна­ков семьи как со­ци­аль­ной груп­пы - это

 

1)  общий быт

2)  мно­го­об­ра­зие функ­ций

3)  сов­мест­ное об­суж­де­ние про­блем

4)  общие увле­че­ния

11.  
i

Меж­ду­на­род­ная ор­га­ни­за­ция про­во­ди­ла в стра­нах Y и Z опрос со­вер­шен­но­лет­них граж­дан. Им за­да­ва­ли во­прос: «Что, по Ва­ше­му мне­нию, не­об­хо­ди­мо сде­лать, чтобы из­бе­жать меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов?». Ре­зуль­та­ты двух опро­сов пред­став­ле­ны в ги­сто­грам­ме.

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ве ги­сто­грам­мы?

 

1)  Боль­шин­ство опро­шен­ных в каж­дой из стран счи­та­ют не­об­хо­ди­мым от­ка­зать­ся от на­си­лия и при­нуж­де­ния.

2)  Боль­шин­ство опро­шен­ных в стра­не Z счи­та­ют, что пре­жде всего не­об­хо­ди­мо ува­жать права и сво­бо­ды.

3)  Среди тех, кто счи­та­ет, что не­об­хо­ди­мо на­учить­ся по­ни­мать друг друга, боль­ше жи­те­лей стра­ны Z, чем стра­ны Y.

4)  Тех, кто де­мон­стри­ру­ет от­сут­ствие ин­те­ре­са к дан­ной про­бле­ме, в стра­не Y боль­ше, чем в стра­не Z.

12.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ном не­ра­вен­стве?

 

А. Со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство про­яв­ля­ет­ся, пре­жде всего, в со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.

Б. Со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство пред­по­ла­га­ет на­ли­чие таких со­ци­аль­ных усло­вий, при ко­то­рых люди имеют раз­лич­ный до­ступ к со­ци­аль­ным бла­гам.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

13.  
i

По­ли­ти­че­скую власть на го­су­дар­ствен­ном уров­не, в част­но­сти, осу­ществ­ля­ет

 

1)  де­пу­тат пар­ла­мен­та

2)  пре­зи­дент круп­ной ком­па­нии

3)  пред­се­да­тель ком­мер­че­ско­го банка

4)  проф­со­юз­ный лидер

14.  
i

Какое из на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти ха­рак­тер­но для по­ли­ти­че­ской пар­тии в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве?

 

1.  Осу­ществ­ле­ние де­неж­но-кре­дит­ной по­ли­ти­ки

2.  Ис­пол­не­ние функ­ций ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти

3.  Раз­ра­бот­ка про­грамм раз­ви­тия об­ще­ства

4.  Управ­ле­ние всеми ос­нов­ны­ми ин­фор­ма­ци­он­ны­ми ка­на­ла­ми

15.  
i

В го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет одна по­ли­ти­че­ская пар­тия. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что в го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет то­та­ли­тар­ный режим?

 

1)  Стра­ной ру­ко­во­дит ха­риз­ма­ти­че­ский лидер.

2)  В стра­не от­сут­ству­ют все­на­род­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства.

3)  В стра­не дей­ству­ют пра­во­охра­ни­тель­ные ор­га­ны.

4)  В стра­не про­изо­шло сра­щи­ва­ние пар­тий­но­го и го­су­дар­ствен­но­го ап­па­ра­та.

16.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о прин­ци­пе раз­де­ле­ния вла­стей?

 

А. Прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей обес­пе­чи­ва­ет си­сте­му сдер­жек и про­ти­во­ве­сов в де­мо­кра­ти­че­ском го­су­дар­стве.

Б. Прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей яв­ля­ет­ся ос­но­во­по­ла­га­ю­щим при­зна­ком ав­то­ри­тар­но­го го­су­дар­ства.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

17.  
i

Объ­ек­та­ми охра­ны окру­жа­ю­щей среды яв­ля­ют­ся

 

1)  пред­при­я­тия, за­ня­тые до­бы­чей сырья

2)  атом­ные элек­тро­стан­ции

3)  ат­мо­сфер­ный воз­дух, озо­но­вый слой ат­мо­сфе­ры

4)  неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щие за­во­ды

18.  
i

При­зыв граж­дан на во­ен­ную служ­бу в РФ осу­ществ­ля­ет­ся на ос­но­ва­нии

 

1)  рас­по­ря­же­ний мэров го­ро­дов

2)  Указа Пре­зи­ден­та РФ

3)  По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ

4)  за­ко­на, при­ня­то­го Го­су­дар­ствен­ной Думой РФ

19.  
i

В ре­зуль­та­те ав­то­мо­биль­ной ава­рии граж­да­нин К. по­лу­чил тяжёлую трав­му го­ло­вы и по­те­рял спо­соб­ность по­ни­мать зна­че­ние своих дей­ствий и ру­ко­во­дить ими. Какая ор­га­ни­за­ция имеет право при­знать граж­да­ни­на К. не­дее­спо­соб­ным?

 

1.  Рай­он­ная по­ли­кли­ни­ка

2.  Суд

3.  Пси­хи­ат­ри­че­ская боль­ни­ца

4.  По­ли­ция

20.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­во­вых нор­мах?

 

А. Пра­во­вые нормы пред­став­ля­ют собой об­ще­обя­за­тель­ные пра­ви­ла, охра­ня­е­мые силой го­су­дар­ства.

Б. Право, в от­ли­чие от мо­ра­ли, опи­ра­ет­ся на об­ще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

21.  
i

За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ГРУП­ПА ОТ­РАС­ЛЕЙХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
... правоРе­гу­ли­ру­ет опре­делённую сферу об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний
Про­цес­су­аль­ное право Уста­нав­ли­ва­ет про­це­ду­ру при­ме­не­ния норм права

22.  
i

Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «аг­рар­ное об­ще­ство».

 

1.  Тра­ди­ци­о­на­лизм.

2.  Кол­лек­ти­визм.

3.  Фаб­ри­ка.

4.  Ре­ли­гия.

5.  Боль­шая семья.

6.  Сфера услуг.

 

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

23.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми ка­честв че­ло­ве­ка и при­ро­дой этих ка­честв: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЯ КА­ЧЕСТВ ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА

A)  спо­соб­ность к про­дол­же­нию рода

Б)  спо­соб­ность при­спо­саб­ли­вать­ся к усло­ви­ям при­род­ной среды

B)  спо­соб­ность на­кап­ли­вать зна­ния и тру­до­вые на­вы­ки

Г)  спо­соб­ность ви­деть цель своих дей­ствий

Д)  спо­соб­ность оце­ни­вать себя и дру­гих

ПРИ­РО­ДА КА­ЧЕСТВ

1)со­ци­аль­ная

2)био­ло­ги­че­ская

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
24.  
i

Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки эм­пи­ри­че­ско­го уров­ня на­уч­но­го по­зна­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Не­по­сред­ствен­ное на­блю­де­ние от­дель­ных фак­тов и яв­ле­ний.

2.  Вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние ги­по­тез.

3.  Фик­са­ция обоб­ще­ний в виде за­ко­нов.

4.  По­лу­че­ние ко­ли­че­ствен­ных дан­ных об изу­ча­е­мом объ­ек­те.

5.  Раз­ра­бот­ка на­уч­ных тео­рий.

6.  Объ­яс­не­ние су­ще­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зей.

25.  
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

 

(A) Об­ще­ство  — это це­лост­ная си­сте­ма, мно­го­ас­пект­ное об­ра­зо­ва­ние. (Б) Наи­бо­лее су­ще­ствен­ную роль в раз­ви­тии об­ще­ства иг­ра­ет по­ли­ти­ка. (B)Мыс­ли­те­ли, от­дав­шие пер­вен­ство эко­но­ми­че­ской сфере об­ще­ствен­ной жизни, за­блуж­да­лись. (Г) В не­дав­но вы­шед­шем фи­ло­соф­ском сло­ва­ре по­ня­тию «об­ще­ство» по­свя­ще­но не­сколь­ко ста­тей. (Д) Среди ав­то­ров ста­тей сло­ва­ря не толь­ко фи­ло­со­фы, но и со­цио­ло­ги и эко­но­ми­сты.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

 

1)  фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2)  ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3)  ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

AБВГД
26.  
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Фор­ми­ро­ва­ние _________(А) труда может со­про­вож­дать­ся кон­флик­та­ми между ра­бо­то­да­те­ля­ми и наёмными ра­бот­ни­ка­ми. Ос­нов­ным ме­то­дом за­щи­ты ин­те­ре­сов _____(Б) яв­ля­ет­ся со­зда­ние про­фес­си­о­наль­ных со­ю­зов, ко­то­рые ведут пе­ре­го­во­ры от имени всех вхо­дя­щих в их со­став людей. Про­фес­си­о­наль­ные союзы обыч­но ста­ра­ют­ся до­бить­ся улуч­ше­ния усло­вий и по­вы­ше­ния ____(В) своих чле­нов, а также уве­ли­че­ния их за­ра­бот­ной платы. Это де­ла­ет ра­бо­ту для чле­нов проф­со­ю­за более при­ят­ной и вы­год­ной, но од­но­вре­мен­но сужа­ет______(Г) за­ня­то­сти и ведёт к росту цены то­ва­ров для по­ку­па­те­лей, если ве­ли­чи­на при­бы­ли в цене то­ва­ра не сни­жа­ет­ся.

За­ра­бот­ная плата не долж­на опус­кать­ся ниже ми­ни­маль­но­го уров­ня, ос­но­вой расчёта ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ___(Д). Ми­ни­маль­ная за­ра­бот­ная плата уста­нав­ли­ва­ет­ся и ме­ня­ет­ся____________(Е) вла­сти».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1) тру­до­вой до­го­вор2) ры­ноч­ная цена3) эко­но­ми­че­ские гра­ни­цы
4) без­ра­бо­ти­ца5) наёмные ра­бот­ни­ки6) про­жи­точ­ный ми­ни­мум
7) за­ко­но­да­тель­ные ор­га­ны8) без­опас­ность труда9) про­фес­сия

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

AБВГДЕ
27.  
i

Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го спис­ка не­га­тив­ные фор­маль­ные санк­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Граж­дан­ка М. вы­ска­за­ла пре­тен­зию со­се­ду за ку­ре­ние на лест­нич­ной клет­ке.

2.  В ходе вы­ступ­ле­ния ора­то­ра пуб­ли­ка не­од­но­крат­но пре­ры­ва­ла его речь не­одоб­ри­тель­ны­ми воз­гла­са­ми.

3.  По­жар­ная ин­спек­ция на­ло­жи­ла взыс­ка­ния на вла­дель­ца кафе за не­со­блю­де­ние тре­бо­ва­ний по по­жар­ной без­опас­но­сти.

4.  При­ка­зом по за­во­ду ди­рек­тор за­во­да объ­явил вы­го­вор глав­но­му ин­же­не­ру за не­ка­че­ствен­ный ре­монт стан­ков.

5.  Од­но­класс­ни­ки объ­яви­ли бой­кот В. за на­ру­ше­ние тра­ди­ций клас­са.

6.  Со­труд­ник до­рож­но-по­сто­вой служ­бы оштра­фо­вал граж­дан­ку П., пе­ре­хо­див­шую до­ро­гу на за­пре­ща­ю­щий сиг­нал све­то­фо­ра.

28.  
i

Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

По­ли­ти­че­ская пар­тия, по­ли­ти­че­ская си­сте­ма, по­ли­ти­че­ская норма, го­су­дар­ство, по­ли­ти­че­ская идео­ло­гия.

29.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Со­вре­мен­ное зна­че­ние тер­ми­на «куль­ту­ра» весь­ма мно­го­об­раз­но и часто не­опре­делённо. До­ста­точ­но на­пом­нить, что под куль­ту­рой се­год­ня по­ни­ма­ют не толь­ко со­сто­я­ние или ха­рак­те­ри­сти­ку об­ще­ства и че­ло­ве­ка во­об­ще, но и впол­не кон­крет­ную со­во­куп­ность тех­но­ло­гий, обы­ча­ев, тра­ди­ций, образ жизни, го­су­дар­ствен­ность и тому по­доб­ное: «куль­ту­ра Древ­ней Руси», «куль­ту­ра ан­тич­но­го мира», «Запад» или «за­пад­ная куль­ту­ра», «Во­сток» или «куль­ту­ра Во­сто­ка» и тому по­доб­ное. Имен­но в этом смыс­ле го­во­рят, на­при­мер, о мно­гих куль­ту­рах, о срав­не­нии куль­тур, о диа­ло­ге и вза­и­мо­дей­ствии куль­тур. В этих си­ту­а­ци­ях тер­ми­ном «куль­ту­ра» обо­зна­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щая куль­ту­ра, со­здан­ная в опре­делённом аре­а­ле...

Этим сло­вом (тер­ми­ном) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни ис­кус­ство, музеи, биб­лио­те­ки, кино, те­ат­ры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей. Мы опре­де­ля­ем как «куль­тур­ное» или «не­куль­тур­ное» по­ве­де­ние людей; при­ме­ня­ем такие вы­ра­же­ния, как «куль­ту­ра труда», «куль­ту­ра тор­гов­ли», «куль­ту­ра про­из­вод­ства» и так далее.

Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти; они не могут по­явить­ся в при­ро­де, «есте­ствен­ным» путём. Это, в част­но­сти, те же зна­ния, ве­ро­ва­ния, ис­кус­ство, нравы, право, обы­чаи и все про­чие спо­соб­но­сти, ха­рак­тер­ные черты и при­выч­ки, усво­ен­ные че­ло­ве­ком как чле­ном об­ще­ства; это язык, сим­во­лы и коды, идеи, табу, ри­ту­а­лы, це­ре­мо­нии, со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ору­дия, тех­но­ло­гии и все свя­зан­ные с ука­зан­ны­ми фе­но­ме­на­ми ком­по­нен­ты...

По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, име­ю­щие место в кон­крет­ном со­ци­у­ме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого со­ци­у­ма. Если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных со­об­ра­же­ний, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став куль­ту­ры) не­ко­то­рые из них, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (ло­каль­ной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет не­пол­ной, а си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми ча­стя­ми, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой. Иначе го­во­ря, куль­ту­ра кон­крет­но-ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в пре­ступ­но­сти, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и про­цес­сах. Впол­не за­слу­жи­вая яр­лы­ка «ан­ти­куль­ту­ра», такие фе­но­ме­ны об­ще­ствен­ной жизни тем не менее оста­ют­ся яв­ле­ни­я­ми со­от­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры как це­ло­го.

 

Д. А. Ла­ле­тин

При­ве­ди­те на ос­но­ве тек­ста любые два зна­че­ния тер­ми­на «куль­ту­ра».

30.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Со­вре­мен­ное зна­че­ние тер­ми­на «куль­ту­ра» весь­ма мно­го­об­раз­но и часто не­опре­делённо. До­ста­точ­но на­пом­нить, что под куль­ту­рой се­год­ня по­ни­ма­ют не толь­ко со­сто­я­ние или ха­рак­те­ри­сти­ку об­ще­ства и че­ло­ве­ка во­об­ще, но и впол­не кон­крет­ную со­во­куп­ность тех­но­ло­гий, обы­ча­ев, тра­ди­ций, образ жизни, го­су­дар­ствен­ность и тому по­доб­ное: «куль­ту­ра Древ­ней Руси», «куль­ту­ра ан­тич­но­го мира», «Запад» или «за­пад­ная куль­ту­ра», «Во­сток» или «куль­ту­ра Во­сто­ка» и тому по­доб­ное. Имен­но в этом смыс­ле го­во­рят, на­при­мер, о мно­гих куль­ту­рах, о срав­не­нии куль­тур, о диа­ло­ге и вза­и­мо­дей­ствии куль­тур. В этих си­ту­а­ци­ях тер­ми­ном «куль­ту­ра» обо­зна­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щая куль­ту­ра, со­здан­ная в опре­делённом аре­а­ле...

Этим сло­вом (тер­ми­ном) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни ис­кус­ство, музеи, биб­лио­те­ки, кино, те­ат­ры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей. Мы опре­де­ля­ем как «куль­тур­ное» или «не­куль­тур­ное» по­ве­де­ние людей; при­ме­ня­ем такие вы­ра­же­ния, как «куль­ту­ра труда», «куль­ту­ра тор­гов­ли», «куль­ту­ра про­из­вод­ства» и так далее.

Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти; они не могут по­явить­ся в при­ро­де, «есте­ствен­ным» путём. Это, в част­но­сти, те же зна­ния, ве­ро­ва­ния, ис­кус­ство, нравы, право, обы­чаи и все про­чие спо­соб­но­сти, ха­рак­тер­ные черты и при­выч­ки, усво­ен­ные че­ло­ве­ком как чле­ном об­ще­ства; это язык, сим­во­лы и коды, идеи, табу, ри­ту­а­лы, це­ре­мо­нии, со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ору­дия, тех­но­ло­гии и все свя­зан­ные с ука­зан­ны­ми фе­но­ме­на­ми ком­по­нен­ты...

По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, име­ю­щие место в кон­крет­ном со­ци­у­ме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого со­ци­у­ма. Если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных со­об­ра­же­ний, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став куль­ту­ры) не­ко­то­рые из них, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (ло­каль­ной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет не­пол­ной, а си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми ча­стя­ми, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой. Иначе го­во­ря, куль­ту­ра кон­крет­но-ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в пре­ступ­но­сти, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и про­цес­сах. Впол­не за­слу­жи­вая яр­лы­ка «ан­ти­куль­ту­ра», такие фе­но­ме­ны об­ще­ствен­ной жизни тем не менее оста­ют­ся яв­ле­ни­я­ми со­от­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры как це­ло­го.

 

Д. А. Ла­ле­тин

Как, по мне­нию ав­то­ра, свя­за­ны куль­ту­ра и де­я­тель­ность? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния по­ка­жи­те эту связь, об­ра­тив­шись к любым двум яв­ле­ни­ям куль­ту­ры, ука­зан­ным в тек­сте.

31.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Со­вре­мен­ное зна­че­ние тер­ми­на «куль­ту­ра» весь­ма мно­го­об­раз­но и часто не­опре­делённо. До­ста­точ­но на­пом­нить, что под куль­ту­рой се­год­ня по­ни­ма­ют не толь­ко со­сто­я­ние или ха­рак­те­ри­сти­ку об­ще­ства и че­ло­ве­ка во­об­ще, но и впол­не кон­крет­ную со­во­куп­ность тех­но­ло­гий, обы­ча­ев, тра­ди­ций, образ жизни, го­су­дар­ствен­ность и тому по­доб­ное: «куль­ту­ра Древ­ней Руси», «куль­ту­ра ан­тич­но­го мира», «Запад» или «за­пад­ная куль­ту­ра», «Во­сток» или «куль­ту­ра Во­сто­ка» и тому по­доб­ное. Имен­но в этом смыс­ле го­во­рят, на­при­мер, о мно­гих куль­ту­рах, о срав­не­нии куль­тур, о диа­ло­ге и вза­и­мо­дей­ствии куль­тур. В этих си­ту­а­ци­ях тер­ми­ном «куль­ту­ра» обо­зна­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щая куль­ту­ра, со­здан­ная в опре­делённом аре­а­ле...

Этим сло­вом (тер­ми­ном) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни ис­кус­ство, музеи, биб­лио­те­ки, кино, те­ат­ры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей. Мы опре­де­ля­ем как «куль­тур­ное» или «не­куль­тур­ное» по­ве­де­ние людей; при­ме­ня­ем такие вы­ра­же­ния, как «куль­ту­ра труда», «куль­ту­ра тор­гов­ли», «куль­ту­ра про­из­вод­ства» и так далее.

Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти; они не могут по­явить­ся в при­ро­де, «есте­ствен­ным» путём. Это, в част­но­сти, те же зна­ния, ве­ро­ва­ния, ис­кус­ство, нравы, право, обы­чаи и все про­чие спо­соб­но­сти, ха­рак­тер­ные черты и при­выч­ки, усво­ен­ные че­ло­ве­ком как чле­ном об­ще­ства; это язык, сим­во­лы и коды, идеи, табу, ри­ту­а­лы, це­ре­мо­нии, со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ору­дия, тех­но­ло­гии и все свя­зан­ные с ука­зан­ны­ми фе­но­ме­на­ми ком­по­нен­ты...

По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, име­ю­щие место в кон­крет­ном со­ци­у­ме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого со­ци­у­ма. Если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных со­об­ра­же­ний, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став куль­ту­ры) не­ко­то­рые из них, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (ло­каль­ной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет не­пол­ной, а си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми ча­стя­ми, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой. Иначе го­во­ря, куль­ту­ра кон­крет­но-ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в пре­ступ­но­сти, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и про­цес­сах. Впол­не за­слу­жи­вая яр­лы­ка «ан­ти­куль­ту­ра», такие фе­но­ме­ны об­ще­ствен­ной жизни тем не менее оста­ют­ся яв­ле­ни­я­ми со­от­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры как це­ло­го.

 

Д. А. Ла­ле­тин

Автор ка­са­ет­ся идеи диа­ло­га куль­тур. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, при­ве­ди­те три при­ме­ра диа­ло­га куль­тур в со­вре­мен­ном об­ще­стве.

32.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Со­вре­мен­ное зна­че­ние тер­ми­на «куль­ту­ра» весь­ма мно­го­об­раз­но и часто не­опре­делённо. До­ста­точ­но на­пом­нить, что под куль­ту­рой се­год­ня по­ни­ма­ют не толь­ко со­сто­я­ние или ха­рак­те­ри­сти­ку об­ще­ства и че­ло­ве­ка во­об­ще, но и впол­не кон­крет­ную со­во­куп­ность тех­но­ло­гий, обы­ча­ев, тра­ди­ций, образ жизни, го­су­дар­ствен­ность и тому по­доб­ное: «куль­ту­ра Древ­ней Руси», «куль­ту­ра ан­тич­но­го мира», «Запад» или «за­пад­ная куль­ту­ра», «Во­сток» или «куль­ту­ра Во­сто­ка» и тому по­доб­ное. Имен­но в этом смыс­ле го­во­рят, на­при­мер, о мно­гих куль­ту­рах, о срав­не­нии куль­тур, о диа­ло­ге и вза­и­мо­дей­ствии куль­тур. В этих си­ту­а­ци­ях тер­ми­ном «куль­ту­ра» обо­зна­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щая куль­ту­ра, со­здан­ная в опре­делённом аре­а­ле...

Этим сло­вом (тер­ми­ном) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни ис­кус­ство, музеи, биб­лио­те­ки, кино, те­ат­ры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей. Мы опре­де­ля­ем как «куль­тур­ное» или «не­куль­тур­ное» по­ве­де­ние людей; при­ме­ня­ем такие вы­ра­же­ния, как «куль­ту­ра труда», «куль­ту­ра тор­гов­ли», «куль­ту­ра про­из­вод­ства» и так далее.

Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти; они не могут по­явить­ся в при­ро­де, «есте­ствен­ным» путём. Это, в част­но­сти, те же зна­ния, ве­ро­ва­ния, ис­кус­ство, нравы, право, обы­чаи и все про­чие спо­соб­но­сти, ха­рак­тер­ные черты и при­выч­ки, усво­ен­ные че­ло­ве­ком как чле­ном об­ще­ства; это язык, сим­во­лы и коды, идеи, табу, ри­ту­а­лы, це­ре­мо­нии, со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ору­дия, тех­но­ло­гии и все свя­зан­ные с ука­зан­ны­ми фе­но­ме­на­ми ком­по­нен­ты...

По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, име­ю­щие место в кон­крет­ном со­ци­у­ме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого со­ци­у­ма. Если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных со­об­ра­же­ний, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став куль­ту­ры) не­ко­то­рые из них, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (ло­каль­ной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет не­пол­ной, а си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми ча­стя­ми, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой. Иначе го­во­ря, куль­ту­ра кон­крет­но-ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в пре­ступ­но­сти, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и про­цес­сах. Впол­не за­слу­жи­вая яр­лы­ка «ан­ти­куль­ту­ра», такие фе­но­ме­ны об­ще­ствен­ной жизни тем не менее оста­ют­ся яв­ле­ни­я­ми со­от­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры как це­ло­го.

 

Д. А. Ла­ле­тин

Автор утвер­жда­ет, что со­ци­аль­ные по­ро­ки яв­ля­ют­ся не­отъ­ем­ле­мым эле­мен­том куль­ту­ры об­ще­ства. Со­глас­ны Вы с дан­ным утвер­жде­ни­ем или нет? При­ве­ди­те три соб­ствен­ных суж­де­ния, под­твер­жда­ю­щих или опро­вер­га­ю­щих по­зи­цию ав­то­ра.

33.  
i

Какой смысл эко­но­ми­сты вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «налог»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о на­ло­гах.

34.  
i

На­зо­ви­те три при­зна­ка, опре­де­ля­ю­щие эт­ни­че­скую при­над­леж­ность ин­ди­ви­да, и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из них при­ме­ром. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

35.  
i

Го­су­дар­ство Z до при­ня­тия новой кон­сти­ту­ции было пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­кой, а после её при­ня­тия стало пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­кой. Од­на­ко пост пре­зи­ден­та был со­хранён. Кто будет воз­глав­лять ис­пол­ни­тель­ную власть в Z? Какие пол­но­мо­чия со­хра­нят­ся у пре­зи­ден­та Z? (Ука­жи­те любое одно пол­но­мо­чие.) Перед кем будет от­вет­ствен­но пра­ви­тель­ство?

36.  
i

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Тру­до­вой до­го­вор в РФ». Слож­ный план дол­жен со­дер­жать не менее трёх не­по­сред­ствен­но рас­кры­ва­ю­щих тему по су­ще­ству пунк­тов, де­та­ли­зи­ро­ван­ных в под­пунк­тах. Ко­ли­че­ство под­пунк­тов каж­до­го де­та­ли­зи­ро­ван­но­го пунк­та долж­но быть не менее трёх, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда с точки зре­ния об­ще­ствен­ных наук воз­мож­ны толь­ко два под­пунк­та.

37.  
i

Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний и на его ос­но­ве на­пи­ши­те мини-со­чи­не­ние.

Сфор­му­ли­руй­те по сво­е­му усмот­ре­нию одну или не­сколь­ко ос­нов­ных идей за­тро­ну­той ав­то­ром темы и рас­крой­те её (их) с опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния.

Для рас­кры­тия сфор­му­ли­ро­ван­ной(-ых) Вами ос­нов­ной(-ых) идеи(-й) при­ве­ди­те рас­суж­де­ния и вы­во­ды, ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния (со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния).

Для ил­лю­стра­ции сфор­му­ли­ро­ван­ных Вами ос­нов­ной(-ых) идеи(-й), тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний, рас­суж­де­ний и вы­во­дов при­ве­ди­те не менее двух со­ци­аль­ных фак­тов/при­ме­ров из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков (об­ще­ствен­ной жизни (в том числе по со­об­ще­ни­ям СМИ), лич­но­го со­ци­аль­но­го опыта (вклю­чая в том числе про­чи­тан­ные книги, про­смот­рен­ные ки­но­филь­мы), из раз­лич­ных учеб­ных пред­ме­тов.

Каж­дый при­во­ди­мый факт/при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто и под­твер­ждать обо­зна­чен­ную ос­нов­ную идею, тео­ре­ти­че­ское по­ло­же­ние, рас­суж­де­ние или вывод/ быть с ними явно свя­зан. По сво­е­му со­дер­жа­нию при­ме­ры не долж­ны быть од­но­тип­ны­ми (не долж­ны дуб­ли­ро­вать друг друга).

 

29.1 Фи­ло­со­фия: «Вся­кая наука есть пред­ви­де­ние». (Г. Спен­сер)

29.2 Эко­но­ми­ка: «Пер­вая цель - ка­че­ство, а при­быль сама придёт». (Из по­сту­ла­тов ме­недж­мен­та)

29.3 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Юность  — ве­сен­нее время че­ло­ве­ка, в ко­то­рое за­се­ва­ют­ся се­ме­на на бу­ду­щие годы жизни». (Я. Княж­нин)

29.4 По­ли­то­ло­гия: «Если вы не бу­де­те за­ни­мать­ся по­ли­ти­кой, по­ли­ти­ка займётся вами». (Ш. Мон­та­лам­бер)

29.5 Пра­во­ве­де­ние: «Когда ав­то­ри­тет за­ко­нов за­хва­ты­ва­ет не толь­ко по­ступ­ки, но и мне­ния, всё за­ко­но­да­тель­ство ста­но­вит­ся на слиш­ком опас­ную почву, и в то же время стра­да­ет ин­ди­ви­ду­аль­ность и не­за­ви­си­мость каж­до­го». (Г. Бокль)