Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Со­вре­мен­ное зна­че­ние тер­ми­на «куль­ту­ра» весь­ма мно­го­об­раз­но и часто не­опре­делённо. До­ста­точ­но на­пом­нить, что под куль­ту­рой се­год­ня по­ни­ма­ют не толь­ко со­сто­я­ние или ха­рак­те­ри­сти­ку об­ще­ства и че­ло­ве­ка во­об­ще, но и впол­не кон­крет­ную со­во­куп­ность тех­но­ло­гий, обы­ча­ев, тра­ди­ций, образ жизни, го­су­дар­ствен­ность и тому по­доб­ное: «куль­ту­ра Древ­ней Руси», «куль­ту­ра ан­тич­но­го мира», «Запад» или «за­пад­ная куль­ту­ра», «Во­сток» или «куль­ту­ра Во­сто­ка» и тому по­доб­ное. Имен­но в этом смыс­ле го­во­рят, на­при­мер, о мно­гих куль­ту­рах, о срав­не­нии куль­тур, о диа­ло­ге и вза­и­мо­дей­ствии куль­тур. В этих си­ту­а­ци­ях тер­ми­ном «куль­ту­ра» обо­зна­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щая куль­ту­ра, со­здан­ная в опре­делённом аре­а­ле...

Этим сло­вом (тер­ми­ном) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни ис­кус­ство, музеи, биб­лио­те­ки, кино, те­ат­ры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей. Мы опре­де­ля­ем как «куль­тур­ное» или «не­куль­тур­ное» по­ве­де­ние людей; при­ме­ня­ем такие вы­ра­же­ния, как «куль­ту­ра труда», «куль­ту­ра тор­гов­ли», «куль­ту­ра про­из­вод­ства» и так далее.

Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти; они не могут по­явить­ся в при­ро­де, «есте­ствен­ным» путём. Это, в част­но­сти, те же зна­ния, ве­ро­ва­ния, ис­кус­ство, нравы, право, обы­чаи и все про­чие спо­соб­но­сти, ха­рак­тер­ные черты и при­выч­ки, усво­ен­ные че­ло­ве­ком как чле­ном об­ще­ства; это язык, сим­во­лы и коды, идеи, табу, ри­ту­а­лы, це­ре­мо­нии, со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ору­дия, тех­но­ло­гии и все свя­зан­ные с ука­зан­ны­ми фе­но­ме­на­ми ком­по­нен­ты...

По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, име­ю­щие место в кон­крет­ном со­ци­у­ме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого со­ци­у­ма. Если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных со­об­ра­же­ний, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став куль­ту­ры) не­ко­то­рые из них, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (ло­каль­ной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет не­пол­ной, а си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми ча­стя­ми, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой. Иначе го­во­ря, куль­ту­ра кон­крет­но-ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в пре­ступ­но­сти, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и про­цес­сах. Впол­не за­слу­жи­вая яр­лы­ка «ан­ти­куль­ту­ра», такие фе­но­ме­ны об­ще­ствен­ной жизни тем не менее оста­ют­ся яв­ле­ни­я­ми со­от­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры как це­ло­го.

 

Д. А. Ла­ле­тин

Автор ка­са­ет­ся идеи диа­ло­га куль­тур. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, при­ве­ди­те три при­ме­ра диа­ло­га куль­тур в со­вре­мен­ном об­ще­стве.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие при­ме­ры.

1.  Пе­ре­крест­ный год Рос­сии и Ита­лии, в ходе ко­то­ро­го музеи, те­ат­ры и дру­гие куль­тур­ные учре­жде­ния каж­до­го из го­су­дарств пред­став­ля­ли свои про­из­ве­де­ния в дру­гой стра­не, чье на­се­ле­ние могло при­об­щит­ся к ино­стран­ной куль­ту­ре.

2.  Рос­сий­ские школь­ни­ки при­ня­ли уча­стия в об­ме­не с япон­ски­ми школь­ни­ка­ми, в ходе про­жи­ва­ния в дру­гой стра­не ре­бя­та по­зна­ко­ми­лись с куль­ту­рой, язы­ком, на­ци­о­наль­ной кух­ней, узна­ли много но­во­го для себя.

3.  Рос­си­я­нин Иван через со­ци­аль­ные сети по­зна­ко­мил­ся со своей сверст­ни­цей из Индии, в ходе об­ще­ния они узна­ли много но­во­го о жизни в Рос­сии и Индии, тра­ди­ци­ях, на­ци­о­наль­ных празд­ни­ках, сфор­ми­ро­ва­ли то­ле­рант­ное от­но­ше­ние к дру­гой куль­ту­ре.

Могут быть при­ве­де­ны и иные при­ме­ры.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­ны три при­ме­ра3
При­ве­де­ны два при­ме­ра2
При­ведён один при­мер1
Ответ не­пра­виль­ный0
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.11 Ду­хов­ная де­я­тель­ность че­ло­ве­ка
1
Тип 17 № 3992
i

При­ве­ди­те на ос­но­ве тек­ста любые два зна­че­ния тер­ми­на «куль­ту­ра».


2
Тип 20 № 3995
i

Автор утвер­жда­ет, что со­ци­аль­ные по­ро­ки яв­ля­ют­ся не­отъ­ем­ле­мым эле­мен­том куль­ту­ры об­ще­ства. Со­глас­ны Вы с дан­ным утвер­жде­ни­ем или нет? При­ве­ди­те три соб­ствен­ных суж­де­ния, под­твер­жда­ю­щих или опро­вер­га­ю­щих по­зи­цию ав­то­ра.


3

Как, по мне­нию ав­то­ра, свя­за­ны куль­ту­ра и де­я­тель­ность? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния по­ка­жи­те эту связь, об­ра­тив­шись к любым двум яв­ле­ни­ям куль­ту­ры, ука­зан­ным в тек­сте.


4
Тип Д18 C2 № 44753
i

Как, по мне­нию ав­то­ра, свя­за­ны куль­ту­ра и де­я­тель­ность? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния по­ка­жи­те эту связь, об­ра­тив­шись к любым двум яв­ле­ни­ям куль­ту­ры, ука­зан­ным в тек­сте.

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)