Заголовок: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 367 (часть 2)
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — обществознание
Вариант № 3063093

ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 367 (часть 2)

1.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Слово «куль­ту­ра» про­ис­хо­дит от ла­тин­ско­го слова colere, что озна­ча­ет куль­ти­ви­ро­вать, или воз­де­лы­вать, почву. В Сред­ние века это слово стало обо­зна­чать про­грес­сив­ный метод воз­де­лы­ва­ния зер­но­вых, таким об­ра­зом воз­ник тер­мин agriculture, или ис­кус­ство зем­ле­де­лия. Но в XVIII и XIX вв. его стали упо­треб­лять и по от­но­ше­нию к людям; сле­до­ва­тель­но, если че­ло­век от­ли­чал­ся изя­ще­ством манер и на­чи­тан­но­стью, его счи­та­ли «куль­тур­ным». Тогда этот тер­мин при­ме­нял­ся глав­ным об­ра­зом к ари­сто­кра­там, чтобы от­де­лить их от «не­куль­тур­но­го» про­сто­го на­ро­да. Не­мец­кое слово Kultur также озна­ча­ло вы­со­кий уро­вень ци­ви­ли­за­ции. В нашей се­го­дняш­ней жизни слово «куль­ту­ра» всё ещё ас­со­ци­и­ру­ет­ся с опер­ным те­ат­ром, пре­крас­ной ли­те­ра­ту­рой, хо­ро­шим вос­пи­та­ни­ем.

Со­вре­мен­ное на­уч­ное опре­де­ле­ние куль­ту­ры от­бро­си­ло ари­сто­кра­ти­че­ские от­тен­ки этого по­ня­тия. Оно сим­во­ли­зи­ру­ет убеж­де­ния, цен­но­сти и вы­ра­зи­тель­ные сред­ства (при­ме­ня­е­мые в ис­кус­стве и ли­те­ра­ту­ре), ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для какой-либо груп­пы; они слу­жат для упо­ря­до­че­ния опыта и ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ве­де­ния чле­нов этой груп­пы. Ве­ро­ва­ния и взгля­ды под­груп­пы часто на­зы­ва­ют суб­куль­ту­рой.

Усво­е­ние куль­ту­ры осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью на­уче­ния. Люди уни­каль­ны, по­сколь­ку их по­ве­де­ние лишь ча­стич­но обу­слов­ле­но ин­стинк­та­ми. Му­ра­вей и дру­гие об­ще­ствен­ные на­се­ко­мые об­ла­да­ют ге­не­ти­че­ски за­про­грам­ми­ро­ван­ной спо­соб­но­стью до­бы­вать пищу и стро­ить такие слож­ные со­ору­же­ния, как му­ра­вей­ни­ки. Пти­цам не надо учить­ся в нуж­ное время со­вер­шать перелёты или стро­ить гнез­да. Это зна­ние за­ло­же­но в их генах, и «пра­виль­ное» по­ве­де­ние осу­ществ­ля­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски. Хотя учёные вы­яви­ли, что на по­ве­де­ние жи­вот­ных в какой-то мере вли­я­ет обу­че­ние, но в боль­шей своей части это по­ве­де­ние ин­стинк­тив­но.

На­о­бо­рот, че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние в мень­шей сте­пе­ни обу­слов­ле­но пря­мым ге­не­ти­че­ским кон­тро­лем. Нам дей­стви­тель­но свой­ствен­ны ре­флек­сы - ав­то­ма­ти­че­ские от­ве­ты на сти­му­лы. На­при­мер, что-то вне­зап­но устре­ми­лось к нашим гла­зам. Мы мор­га­ем и резко от­во­ра­чи­ва­ем­ся. Нам также свой­ствен­ны по­буж­де­ния - внут­рен­ние био­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти, на­при­мер голод и жажда. Для их удо­вле­тво­ре­ния люди и жи­вот­ные долж­ны вы­пол­нять слож­ный ряд дей­ствий. Ска­жем, для уто­ле­ния го­ло­да надо вы­брать ре­цепт при­го­тов­ле­ния блюда, взять день­ги, пойти в ма­га­зин, ку­пить нуж­ные про­дук­ты, при­го­то­вить пищу опре­делённым об­ра­зом и, на­ко­нец, при­сту­пить к еде; при этом пред­по­ла­га­ет­ся уме­ние вести себя за сто­лом. Такое по­ве­де­ние усво­е­но в ходе на­уче­ния или обу­че­ния. И так как люди об­ла­да­ют по­ра­зи­тель­ной спо­соб­но­стью к обу­че­нию, у них может вы­ра­бо­тать­ся ве­ли­кое мно­же­ство ре­ак­ций и типов по­ве­де­ния... Ко­ро­че го­во­ря, куль­ту­ра ор­га­ни­зу­ет че­ло­ве­че­скую жизнь. В жизни людей куль­ту­ра в зна­чи­тель­ной мере осу­ществ­ля­ет ту же функ­цию, ко­то­рую в жизни жи­вот­ных вы­пол­ня­ет ге­не­ти­че­ски за­про­грам­ми­ро­ван­ное по­ве­де­ние.

(Н. Смел­зер)

Какие зна­че­ния слова «куль­ту­ра» при­ве­де­ны в тек­сте (ука­жи­те любые три зна­че­ния)?

2.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Слово «куль­ту­ра» про­ис­хо­дит от ла­тин­ско­го слова colere, что озна­ча­ет куль­ти­ви­ро­вать, или воз­де­лы­вать, почву. В Сред­ние века это слово стало обо­зна­чать про­грес­сив­ный метод воз­де­лы­ва­ния зер­но­вых, таким об­ра­зом воз­ник тер­мин agriculture, или ис­кус­ство зем­ле­де­лия. Но в XVIII и XIX вв. его стали упо­треб­лять и по от­но­ше­нию к людям; сле­до­ва­тель­но, если че­ло­век от­ли­чал­ся изя­ще­ством манер и на­чи­тан­но­стью, его счи­та­ли «куль­тур­ным». Тогда этот тер­мин при­ме­нял­ся глав­ным об­ра­зом к ари­сто­кра­там, чтобы от­де­лить их от «не­куль­тур­но­го» про­сто­го на­ро­да. Не­мец­кое слово Kultur также озна­ча­ло вы­со­кий уро­вень ци­ви­ли­за­ции. В нашей се­го­дняш­ней жизни слово «куль­ту­ра» всё ещё ас­со­ци­и­ру­ет­ся с опер­ным те­ат­ром, пре­крас­ной ли­те­ра­ту­рой, хо­ро­шим вос­пи­та­ни­ем.

Со­вре­мен­ное на­уч­ное опре­де­ле­ние куль­ту­ры от­бро­си­ло ари­сто­кра­ти­че­ские от­тен­ки этого по­ня­тия. Оно сим­во­ли­зи­ру­ет убеж­де­ния, цен­но­сти и вы­ра­зи­тель­ные сред­ства (при­ме­ня­е­мые в ис­кус­стве и ли­те­ра­ту­ре), ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для какой-либо груп­пы; они слу­жат для упо­ря­до­че­ния опыта и ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ве­де­ния чле­нов этой груп­пы. Ве­ро­ва­ния и взгля­ды под­груп­пы часто на­зы­ва­ют суб­куль­ту­рой.

Усво­е­ние куль­ту­ры осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью на­уче­ния. Люди уни­каль­ны, по­сколь­ку их по­ве­де­ние лишь ча­стич­но обу­слов­ле­но ин­стинк­та­ми. Му­ра­вей и дру­гие об­ще­ствен­ные на­се­ко­мые об­ла­да­ют ге­не­ти­че­ски за­про­грам­ми­ро­ван­ной спо­соб­но­стью до­бы­вать пищу и стро­ить такие слож­ные со­ору­же­ния, как му­ра­вей­ни­ки. Пти­цам не надо учить­ся в нуж­ное время со­вер­шать перелёты или стро­ить гнез­да. Это зна­ние за­ло­же­но в их генах, и «пра­виль­ное» по­ве­де­ние осу­ществ­ля­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски. Хотя учёные вы­яви­ли, что на по­ве­де­ние жи­вот­ных в какой-то мере вли­я­ет обу­че­ние, но в боль­шей своей части это по­ве­де­ние ин­стинк­тив­но.

На­о­бо­рот, че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние в мень­шей сте­пе­ни обу­слов­ле­но пря­мым ге­не­ти­че­ским кон­тро­лем. Нам дей­стви­тель­но свой­ствен­ны ре­флек­сы - ав­то­ма­ти­че­ские от­ве­ты на сти­му­лы. На­при­мер, что-то вне­зап­но устре­ми­лось к нашим гла­зам. Мы мор­га­ем и резко от­во­ра­чи­ва­ем­ся. Нам также свой­ствен­ны по­буж­де­ния - внут­рен­ние био­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти, на­при­мер голод и жажда. Для их удо­вле­тво­ре­ния люди и жи­вот­ные долж­ны вы­пол­нять слож­ный ряд дей­ствий. Ска­жем, для уто­ле­ния го­ло­да надо вы­брать ре­цепт при­го­тов­ле­ния блюда, взять день­ги, пойти в ма­га­зин, ку­пить нуж­ные про­дук­ты, при­го­то­вить пищу опре­делённым об­ра­зом и, на­ко­нец, при­сту­пить к еде; при этом пред­по­ла­га­ет­ся уме­ние вести себя за сто­лом. Такое по­ве­де­ние усво­е­но в ходе на­уче­ния или обу­че­ния. И так как люди об­ла­да­ют по­ра­зи­тель­ной спо­соб­но­стью к обу­че­нию, у них может вы­ра­бо­тать­ся ве­ли­кое мно­же­ство ре­ак­ций и типов по­ве­де­ния... Ко­ро­че го­во­ря, куль­ту­ра ор­га­ни­зу­ет че­ло­ве­че­скую жизнь. В жизни людей куль­ту­ра в зна­чи­тель­ной мере осу­ществ­ля­ет ту же функ­цию, ко­то­рую в жизни жи­вот­ных вы­пол­ня­ет ге­не­ти­че­ски за­про­грам­ми­ро­ван­ное по­ве­де­ние.

(Н. Смел­зер)

Что, по мне­нию ав­то­ра, при­су­ще и людям, и жи­вот­ным (ука­жи­те три сход­ства)? В чём автор видит уни­каль­ность людей?

3.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Слово «куль­ту­ра» про­ис­хо­дит от ла­тин­ско­го слова colere, что озна­ча­ет куль­ти­ви­ро­вать, или воз­де­лы­вать, почву. В Сред­ние века это слово стало обо­зна­чать про­грес­сив­ный метод воз­де­лы­ва­ния зер­но­вых, таким об­ра­зом воз­ник тер­мин agriculture, или ис­кус­ство зем­ле­де­лия. Но в XVIII и XIX вв. его стали упо­треб­лять и по от­но­ше­нию к людям; сле­до­ва­тель­но, если че­ло­век от­ли­чал­ся изя­ще­ством манер и на­чи­тан­но­стью, его счи­та­ли «куль­тур­ным». Тогда этот тер­мин при­ме­нял­ся глав­ным об­ра­зом к ари­сто­кра­там, чтобы от­де­лить их от «не­куль­тур­но­го» про­сто­го на­ро­да. Не­мец­кое слово Kultur также озна­ча­ло вы­со­кий уро­вень ци­ви­ли­за­ции. В нашей се­го­дняш­ней жизни слово «куль­ту­ра» всё ещё ас­со­ци­и­ру­ет­ся с опер­ным те­ат­ром, пре­крас­ной ли­те­ра­ту­рой, хо­ро­шим вос­пи­та­ни­ем.

Со­вре­мен­ное на­уч­ное опре­де­ле­ние куль­ту­ры от­бро­си­ло ари­сто­кра­ти­че­ские от­тен­ки этого по­ня­тия. Оно сим­во­ли­зи­ру­ет убеж­де­ния, цен­но­сти и вы­ра­зи­тель­ные сред­ства (при­ме­ня­е­мые в ис­кус­стве и ли­те­ра­ту­ре), ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для какой-либо груп­пы; они слу­жат для упо­ря­до­че­ния опыта и ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ве­де­ния чле­нов этой груп­пы. Ве­ро­ва­ния и взгля­ды под­груп­пы часто на­зы­ва­ют суб­куль­ту­рой.

Усво­е­ние куль­ту­ры осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью на­уче­ния. Люди уни­каль­ны, по­сколь­ку их по­ве­де­ние лишь ча­стич­но обу­слов­ле­но ин­стинк­та­ми. Му­ра­вей и дру­гие об­ще­ствен­ные на­се­ко­мые об­ла­да­ют ге­не­ти­че­ски за­про­грам­ми­ро­ван­ной спо­соб­но­стью до­бы­вать пищу и стро­ить такие слож­ные со­ору­же­ния, как му­ра­вей­ни­ки. Пти­цам не надо учить­ся в нуж­ное время со­вер­шать перелёты или стро­ить гнез­да. Это зна­ние за­ло­же­но в их генах, и «пра­виль­ное» по­ве­де­ние осу­ществ­ля­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски. Хотя учёные вы­яви­ли, что на по­ве­де­ние жи­вот­ных в какой-то мере вли­я­ет обу­че­ние, но в боль­шей своей части это по­ве­де­ние ин­стинк­тив­но.

На­о­бо­рот, че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние в мень­шей сте­пе­ни обу­слов­ле­но пря­мым ге­не­ти­че­ским кон­тро­лем. Нам дей­стви­тель­но свой­ствен­ны ре­флек­сы - ав­то­ма­ти­че­ские от­ве­ты на сти­му­лы. На­при­мер, что-то вне­зап­но устре­ми­лось к нашим гла­зам. Мы мор­га­ем и резко от­во­ра­чи­ва­ем­ся. Нам также свой­ствен­ны по­буж­де­ния - внут­рен­ние био­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти, на­при­мер голод и жажда. Для их удо­вле­тво­ре­ния люди и жи­вот­ные долж­ны вы­пол­нять слож­ный ряд дей­ствий. Ска­жем, для уто­ле­ния го­ло­да надо вы­брать ре­цепт при­го­тов­ле­ния блюда, взять день­ги, пойти в ма­га­зин, ку­пить нуж­ные про­дук­ты, при­го­то­вить пищу опре­делённым об­ра­зом и, на­ко­нец, при­сту­пить к еде; при этом пред­по­ла­га­ет­ся уме­ние вести себя за сто­лом. Такое по­ве­де­ние усво­е­но в ходе на­уче­ния или обу­че­ния. И так как люди об­ла­да­ют по­ра­зи­тель­ной спо­соб­но­стью к обу­че­нию, у них может вы­ра­бо­тать­ся ве­ли­кое мно­же­ство ре­ак­ций и типов по­ве­де­ния... Ко­ро­че го­во­ря, куль­ту­ра ор­га­ни­зу­ет че­ло­ве­че­скую жизнь. В жизни людей куль­ту­ра в зна­чи­тель­ной мере осу­ществ­ля­ет ту же функ­цию, ко­то­рую в жизни жи­вот­ных вы­пол­ня­ет ге­не­ти­че­ски за­про­грам­ми­ро­ван­ное по­ве­де­ние.

(Н. Смел­зер)

Что автор на­зы­ва­ет суб­куль­ту­рой? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, при­ве­ди­те два при­ме­ра суб­куль­тур и крат­ко оха­рак­те­ри­зуй­те каж­дую из них.

4.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Слово «куль­ту­ра» про­ис­хо­дит от ла­тин­ско­го слова colere, что озна­ча­ет куль­ти­ви­ро­вать, или воз­де­лы­вать, почву. В Сред­ние века это слово стало обо­зна­чать про­грес­сив­ный метод воз­де­лы­ва­ния зер­но­вых, таким об­ра­зом воз­ник тер­мин agriculture, или ис­кус­ство зем­ле­де­лия. Но в XVIII и XIX вв. его стали упо­треб­лять и по от­но­ше­нию к людям; сле­до­ва­тель­но, если че­ло­век от­ли­чал­ся изя­ще­ством манер и на­чи­тан­но­стью, его счи­та­ли «куль­тур­ным». Тогда этот тер­мин при­ме­нял­ся глав­ным об­ра­зом к ари­сто­кра­там, чтобы от­де­лить их от «не­куль­тур­но­го» про­сто­го на­ро­да. Не­мец­кое слово Kultur также озна­ча­ло вы­со­кий уро­вень ци­ви­ли­за­ции. В нашей се­го­дняш­ней жизни слово «куль­ту­ра» всё ещё ас­со­ци­и­ру­ет­ся с опер­ным те­ат­ром, пре­крас­ной ли­те­ра­ту­рой, хо­ро­шим вос­пи­та­ни­ем.

Со­вре­мен­ное на­уч­ное опре­де­ле­ние куль­ту­ры от­бро­си­ло ари­сто­кра­ти­че­ские от­тен­ки этого по­ня­тия. Оно сим­во­ли­зи­ру­ет убеж­де­ния, цен­но­сти и вы­ра­зи­тель­ные сред­ства (при­ме­ня­е­мые в ис­кус­стве и ли­те­ра­ту­ре), ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для какой-либо груп­пы; они слу­жат для упо­ря­до­че­ния опыта и ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ве­де­ния чле­нов этой груп­пы. Ве­ро­ва­ния и взгля­ды под­груп­пы часто на­зы­ва­ют суб­куль­ту­рой.

Усво­е­ние куль­ту­ры осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью на­уче­ния. Люди уни­каль­ны, по­сколь­ку их по­ве­де­ние лишь ча­стич­но обу­слов­ле­но ин­стинк­та­ми. Му­ра­вей и дру­гие об­ще­ствен­ные на­се­ко­мые об­ла­да­ют ге­не­ти­че­ски за­про­грам­ми­ро­ван­ной спо­соб­но­стью до­бы­вать пищу и стро­ить такие слож­ные со­ору­же­ния, как му­ра­вей­ни­ки. Пти­цам не надо учить­ся в нуж­ное время со­вер­шать перелёты или стро­ить гнез­да. Это зна­ние за­ло­же­но в их генах, и «пра­виль­ное» по­ве­де­ние осу­ществ­ля­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски. Хотя учёные вы­яви­ли, что на по­ве­де­ние жи­вот­ных в какой-то мере вли­я­ет обу­че­ние, но в боль­шей своей части это по­ве­де­ние ин­стинк­тив­но.

На­о­бо­рот, че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние в мень­шей сте­пе­ни обу­слов­ле­но пря­мым ге­не­ти­че­ским кон­тро­лем. Нам дей­стви­тель­но свой­ствен­ны ре­флек­сы - ав­то­ма­ти­че­ские от­ве­ты на сти­му­лы. На­при­мер, что-то вне­зап­но устре­ми­лось к нашим гла­зам. Мы мор­га­ем и резко от­во­ра­чи­ва­ем­ся. Нам также свой­ствен­ны по­буж­де­ния - внут­рен­ние био­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти, на­при­мер голод и жажда. Для их удо­вле­тво­ре­ния люди и жи­вот­ные долж­ны вы­пол­нять слож­ный ряд дей­ствий. Ска­жем, для уто­ле­ния го­ло­да надо вы­брать ре­цепт при­го­тов­ле­ния блюда, взять день­ги, пойти в ма­га­зин, ку­пить нуж­ные про­дук­ты, при­го­то­вить пищу опре­делённым об­ра­зом и, на­ко­нец, при­сту­пить к еде; при этом пред­по­ла­га­ет­ся уме­ние вести себя за сто­лом. Такое по­ве­де­ние усво­е­но в ходе на­уче­ния или обу­че­ния. И так как люди об­ла­да­ют по­ра­зи­тель­ной спо­соб­но­стью к обу­че­нию, у них может вы­ра­бо­тать­ся ве­ли­кое мно­же­ство ре­ак­ций и типов по­ве­де­ния... Ко­ро­че го­во­ря, куль­ту­ра ор­га­ни­зу­ет че­ло­ве­че­скую жизнь. В жизни людей куль­ту­ра в зна­чи­тель­ной мере осу­ществ­ля­ет ту же функ­цию, ко­то­рую в жизни жи­вот­ных вы­пол­ня­ет ге­не­ти­че­ски за­про­грам­ми­ро­ван­ное по­ве­де­ние.

(Н. Смел­зер)

Ис­поль­зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния мысли ав­то­ра о том, что куль­ту­ра ор­га­ни­зу­ет че­ло­ве­че­скую жизнь.

5.  
i

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния,

1)  рас­крой­те смысл по­ня­тия «по­ли­ти­че­ский про­цесс»;

2)  со­ставь­те два пред­ло­же­ния:

− одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о фор­мах по­ли­ти­че­ско­го уча­стия граж­дан;

− одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее глав­ную за­да­чу субъ­ек­тов по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са.

 

Пред­ло­же­ния долж­ны быть рас­про­странёнными и со­дер­жа­щи­ми кор­рект­ную ин­фор­ма­цию о со­от­вет­ству­ю­щих ас­пек­тах по­ня­тия.

6.  
i

На­зо­ви­те два вида на­сле­до­ва­ния, за­креплённые в Граж­дан­ском ко­дек­се РФ, и каж­дое из них про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

7.  
i

Во время на­уч­ной дис­кус­сии про­зву­ча­ло мне­ние о том, что внут­ри­лич­ност­ный кон­фликт слу­жит ис­точ­ни­ком раз­ви­тия лич­но­сти, её со­вер­шен­ство­ва­ния. Со­глас­ны ли Вы с при­ведённым мне­ни­ем? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние своей по­зи­ции.

8.  
i

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Эф­фек­тив­ность де­я­тель­но­сти фирмы». Слож­ный план дол­жен со­дер­жать не менее трёх не­по­сред­ствен­но рас­кры­ва­ю­щих тему по су­ще­ству пунк­тов, де­та­ли­зи­ро­ван­ных в под­пунк­тах. Ко­ли­че­ство под­пунк­тов каж­до­го де­та­ли­зи­ро­ван­но­го пунк­та долж­но быть не менее трёх, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда с точки зре­ния об­ще­ствен­ных наук воз­мож­ны толь­ко два под­пунк­та.

9.  
i

Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний и на его ос­но­ве на­пи­ши­те мини-со­чи­не­ние.

Сфор­му­ли­руй­те по сво­е­му усмот­ре­нию одну или не­сколь­ко ос­нов­ных идей за­тро­ну­той ав­то­ром темы и рас­крой­те её (их) с опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния.

Для рас­кры­тия сфор­му­ли­ро­ван­ной(-ых) Вами ос­нов­ной(-ых) идеи(-й) при­ве­ди­те рас­суж­де­ния и вы­во­ды, ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния (со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния).

Для ил­лю­стра­ции сфор­му­ли­ро­ван­ных Вами ос­нов­ной(-ых) идеи(-й), тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний, рас­суж­де­ний и вы­во­дов при­ве­ди­те не менее двух со­ци­аль­ных фак­тов/при­ме­ров из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков (об­ще­ствен­ной жизни (в том числе по со­об­ще­ни­ям СМИ), лич­но­го со­ци­аль­но­го опыта (вклю­чая в том числе про­чи­тан­ные книги, про­смот­рен­ные ки­но­филь­мы), из раз­лич­ных учеб­ных пред­ме­тов.

Каж­дый при­во­ди­мый факт/при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто и под­твер­ждать обо­зна­чен­ную ос­нов­ную идею, тео­ре­ти­че­ское по­ло­же­ние, рас­суж­де­ние или вывод/ быть с ними явно свя­зан. По сво­е­му со­дер­жа­нию при­ме­ры не долж­ны быть од­но­тип­ны­ми (не долж­ны дуб­ли­ро­вать друг друга).

 

29.1 Фи­ло­со­фия: «Гра­ниц на­уч­но­му по­зна­нию и пред­ска­за­нию пред­ви­деть не­воз­мож­но». (Д. И. Мен­де­ле­ев)

29.2 Эко­но­ми­ка: «Ра­бо­та  — это про­пуск к сво­бо­де и луч­шей жизни». (Г. Реусс)

29.3 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Самых хо­ро­ших и самых пло­хих актёров мы видим от­нюдь не на сцене». (Р. Рол­лан)

29.4 По­ли­то­ло­гия: «По­ли­ти­че­ская си­сте­ма может быть опре­де­ле­на как со­во­куп­ность тех вза­и­мо­дей­ствий, по­сред­ством ко­то­рых цен­но­сти ав­то­ри­тет­ным спо­со­бом при­вно­сят­ся в об­ще­ство». (Д. Истон)

29.5 Пра­во­ве­де­ние: «Нель­зя утвер­ждать, что вина  — от­вет­ствен­ность. От­вет­ствен­ность есть по­след­ствие вины: если есть вина, то есть от­вет­ствен­ность, но от­вет­ствен­ность ...мыс­ли­ма и там, где вины нет». (Г. Ф. Шер­ше­не­вич)