СДАМ ГИА






Каталог заданий. Политика
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1

ВЦИОМ была изу­че­на ди­на­ми­ка оце­нок ре­спон­ден­та­ми сте­пе­ни важ­но­сти ряда де­мо­кра­ти­че­ских ин­сти­ту­тов. Ис­сле­до­ва­ния про­хо­ди­ли с 1997 по 2010 год. Ре­зуль­та­ты по­след­не­го года ис­сле­до­ва­ния пред­став­ле­ны в таб­ли­це. Сде­лай­те три воз­мож­ных вы­во­да на ос­но­ве этих дан­ных.

 

Ди­на­ми­ка оце­нок ре­спон­ден­та­ми сте­пе­ни важ­но­сти ряда де­мо­кра­ти­че­ских ин­сти­ту­тов (в %)

 

Де­мо­кра­ти­че­ские ин­сти­ту­ты2010 г.
Мно­го­пар­тий­ность
Важно41
Не важно39
За­труд­ня­юсь от­ве­тить20
На­ли­чие пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов вла­сти
(Со­ве­та Фе­де­ра­ции, Го­су­дар­ствен­ной Думы, др.)
Важно47
Не важно29
За­труд­ня­юсь от­ве­тить24
Сво­бо­да пред­при­ни­ма­тель­ства
Важно65
Не важно15
За­труд­ня­юсь от­ве­тить20
Сво­бо­да слова и СМИ
Важно75
Не важно11
За­труд­ня­юсь от­ве­тить14
Сво­бо­да вы­ез­да за гра­ни­цу
Важно61
Не важно23
За­труд­ня­юсь от­ве­тить16
Вы­бор­ность ор­га­нов вла­сти
Важно75
Не важно10
За­труд­ня­юсь от­ве­тить15

 

Ис­точ­ник: мо­ни­то­рин­го­вые ис­сле­до­ва­ния ИС РАН.

За­да­ние 27 № 479
2

Во мно­гих го­су­дар­ствах введён воз­раст­ной ценз для осу­ществ­ле­ния граж­да­ни­ном права из­би­рать и быть из­бран­ным в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти. Со­от­вет­ству­ет ли этот ценз цен­но­стям де­мо­кра­ти­че­ско­го об­ще­ства? При­ве­ди­те три обос­но­ва­ния сво­е­го мне­ния.

За­да­ние 27 № 1293
3

Со­цио­ло­ги опро­си­ли со­вер­шен­но­лет­них граж­дан стра­ны Z. Им за­да­ва­ли во­прос: «Ре­зуль­та­ты каких вы­бо­ров в наи­боль­шей сте­пе­ни вли­я­ют на вашу жизнь, на по­ло­же­ние дел в стра­не?»

 

Ре­зуль­та­ты опро­са пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

Ва­ри­ан­ты от­ве­товВли­я­ют (% от числа опро­шен­ных) (в %)
на мою жизньна жизнь стра­ны
Пре­зи­дент­ские вы­бо­ры2354
Пар­ла­мент­ские вы­бо­ры лет411
Вы­бо­ры в за­ко­но­да­тель­ные со­бра­ния ре­ги­о­нов лет53
Вы­бо­ры в ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния лет2710
Ни­ка­кие не вли­я­ют2012
Все вли­я­ют725
За­труд­ня­юсь от­ве­тить лет147

 

Сде­лай­те вы­во­ды о вли­я­нии вы­бо­ров раз­лич­ных уров­ней а) на жизнь граж­дан; б) на жизнь стра­ны. Объ­яс­ни­те от­ли­чие в оцен­ке граж­да­на­ми вли­я­ния раз­лич­ных вы­бо­ров на их жизнь и жизнь стра­ны.

За­да­ние 27 № 1441
4

В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са, про­ведённого служ­бой изу­че­ния об­ще­ствен­но­го мне­ния в раз­ных ре­ги­о­нах стра­ны Н., ре­спон­ден­там пред­ла­га­лось от­ве­тить на во­прос: «Может ли Ваша семья опла­чи­вать услу­ги жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го хо­зяй­ства без предо­став­ля­е­мых го­су­дар­ством до­та­ций и льгот?»

По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

Сфор­му­ли­руй­те любые три вы­во­да, ко­то­рые могут сде­лать учёные-со­цио­ло­ги на ос­но­ва­нии ре­зуль­та­тов опро­са.

Пред­ло­жи­те, на ос­но­ва­нии по­лу­чен­ных дан­ных, любые три ре­ко­мен­да­ции раз­ра­бот­чи­кам ре­фор­мы жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го хо­зяй­ства в стра­не Н.

За­да­ние 27 № 3322


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по об­ще­ст­во­зна­нию 21.01.2013 ва­ри­ант 1.
5

Мно­гие со­вре­мен­ные по­ли­то­ло­ги пишут об ил­лю­зор­но­сти сво­бо­ды изъ­яв­ле­ния воли граж­дан на из­би­ра­тель­ных участ­ках во время вы­бо­ров. Бла­го­да­ря мас­си­ро­ван­но­му воз­дей­ствию средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, об­ще­ствен­ное со­зна­ние опре­де­ля­ет свои при­о­ри­те­ты, люди го­ло­су­ют под вли­я­ни­ем по­зи­ции СМИ, а не соб­ствен­ных взгля­дов и убеж­де­ний.

 

Пред­ло­жи­те три спо­со­ба по­вы­ше­ния по­ли­ти­че­ской зре­ло­сти и от­вет­ствен­но­сти из­би­ра­те­ля, за­щи­ты его права на сво­бод­ный выбор.

За­да­ние 27 № 3626


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по об­ще­ст­во­зна­нию 26.04.2013 ва­ри­ант ОБ1602.
6

Изу­чая типы ли­дер­ства в го­су­дар­стве Z, учёные узна­ли, что главы го­су­дар­ства пе­ре­да­ва­ли свои пол­но­мо­чия стар­шим сы­но­вьям, со­зда­ва­ли за­ко­ны и вы­пол­ня­ли функ­цию вер­хов­но­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Какой тип ли­дер­ства су­ще­ство­вал в го­су­дар­стве Z? При­ве­ди­те два факта, ко­то­рые поз­во­лят утвер­ждать, что го­су­дар­ство Z - не­огра­ни­чен­ная мо­нар­хия.

За­да­ние 27 № 3776


Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.
7

Го­су­дар­ство Z до при­ня­тия новой кон­сти­ту­ции было пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­кой, а после её при­ня­тия стало пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­кой. Од­на­ко пост пре­зи­ден­та был со­хранён. Кто будет воз­глав­лять ис­пол­ни­тель­ную власть в Z? Какие пол­но­мо­чия со­хра­нят­ся у пре­зи­ден­та Z? (Ука­жи­те любое одно пол­но­мо­чие.) Перед кем будет от­вет­ствен­но пра­ви­тель­ство?

За­да­ние 27 № 3998


Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 3.
8

В лек­ции по­ли­то­ло­га была вы­ска­за­на мысль о том, что по­ли­ти­че­ские пар­тии вы­сту­па­ют свя­зу­ю­щим зве­ном между граж­дан­ским об­ще­ством и го­су­дар­ством. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в под­держ­ку дан­но­го мне­ния.

За­да­ние 27 № 4220


Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3.
9

В лек­ции по­ли­то­ло­га была вы­ска­за­на мысль о том, что по­ли­ти­че­ские пар­тии вы­сту­па­ют свя­зу­ю­щим зве­ном между граж­дан­ским об­ще­ством и го­су­дар­ством. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в под­держ­ку дан­но­го мне­ния.

За­да­ние 27 № 4333


Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 6.
10

В стра­не Z су­ще­ству­ет един­ствен­ная по­ли­ти­че­ская пар­тия, ко­то­рую на­зы­ва­ют «го­су­дар­ствен­ной», ибо она дей­ству­ет как ин­стру­мент для все­о­хва­ты­ва­ю­ще­го кон­тро­ля вла­сти над об­ще­ством, по­ве­де­ни­ем граж­дан. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся по­ли­ти­че­ская си­сте­ма стра­ны Z? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние сво­е­го от­ве­та.

За­да­ние 27 № 4481


Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 4.
11

В стра­не Z пра­ви­тель­ство фор­ми­ру­ет­ся по­ли­ти­че­ской пар­ти­ей или бло­ком пар­тий, по­бе­див­ших на вы­бо­рах. Де­пу­тат­ские места (ман­да­ты) в На­род­ном Со­бра­нии рас­пре­де­ля­ют­ся между по­ли­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми в за­ви­си­мо­сти от на­бран­ных ими го­ло­сов при усло­вии, что эти пар­тии пре­одо­ле­ли 9%-ный из­би­ра­тель­ный ба­рьер.

Ука­жи­те любой прин­цип де­мо­кра­ти­че­ско­го из­би­ра­тель­но­го права. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся из­би­ра­тель­ная си­сте­ма стра­ны Z? Как на­зы­ва­ет­ся дру­гой тип из­би­ра­тель­ной си­сте­мы? Ука­жи­те одно раз­ли­чие между двумя из­би­ра­тель­ны­ми си­сте­ма­ми.

За­да­ние 27 № 5246


Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 4.
12

Рынок школь­ной одеж­ды го­ро­да Z поделён между пятью круп­ны­ми ком­па­ни­я­ми, дру­гие про­из­во­ди­те­ли не пред­став­ле­ны.

Какой тип кон­ку­рент­но­го рынка ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер? Свой ответ по­яс­ни­те. На­зо­ви­те любые два дру­гих типа кон­ку­рент­ных рын­ков.

За­да­ние 27 № 5360


Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 08.05.2014. До­сроч­ная волна, резервный день. Ва­ри­ант 201.
13

Пётр Пет­ро­вич решил ор­га­ни­зо­вать фирму по по­ши­ву сва­деб­ных пла­тьев. Он об­ра­тил­ся за кон­суль­та­ци­ей в на­ло­го­вые ор­га­ны по месту сво­е­го учёта, чтобы узнать, какие на­ло­ги и в каком раз­ме­ре он дол­жен будет упла­чи­вать. Обя­за­ны ли на­ло­го­вые ор­га­ны предо­став­лять ему такую ин­фор­ма­цию? Свой ответ обос­нуй­те. На­зо­ви­те любые две обя­зан­но­сти на­ло­го­пла­тель­щи­ка.

За­да­ние 27 № 5397


Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 08.05.2014. До­сроч­ная волна, резервный день. Ва­ри­ант 202.
14

15-лет­ний Алек­сей по­лу­чил доход за свое за­па­тен­то­ван­ное изоб­ре­те­ние и решил от­крыть вклад в банке. Имеет ли право он право са­мо­сто­я­тель­но рас­по­ря­дить­ся по­лу­чен­ным до­хо­дом. Ответ ар­гу­мен­ти­руй­те. При­ве­ди­те любые три ха­рак­те­ри­сти­ки дее­спо­соб­но­сти не­со­вер­шен­но­лет­не­го в воз­расте от 14 – 18 лет.

За­да­ние 27 № 5406


Источник: РЕШУ ЕГЭ — Пред­эк­за­ме­на­ци­он­ная ра­бо­та 2014 по обществознанию.
15

На пар­ла­мент­ских вы­бо­рах в Ве­ли­ко­бри­та­нии в 1945 г. мно­гие не со­мне­ва­лись в том, что успех обес­пе­чен ли­де­ру кон­сер­ва­тив­ной пар­тии, пре­мьер-ми­ни­стру У. Чер­чил­лю — од­но­му из глав­ных ор­га­ни­за­то­ров по­бе­ды над Гер­ма­ни­ей во Вто­рой ми­ро­вой войне. Од­на­ко на вы­бо­рах вы­иг­ра­ла лей­бо­рист­ская пар­тия. Её лидер К. Эттли вы­гля­дел рядом с Чер­чил­лем не­зна­чи­тель­ной фи­гу­рой, но в от­ли­чие от него пред­ло­жил из­би­ра­те­лям ши­ро­кую и кон­крет­ную про­грам­му раз­ви­тия стра­ны.

О какой сфере об­ще­ствен­ной жизни идёт речь в дан­ном от­рыв­ке? Какой тип из­би­ра­тель­ной си­сте­мы опи­сан в этом от­рыв­ке? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те любые три при­зна­ка этого типа из­би­ра­тель­ной си­сте­мы.

За­да­ние 27 № 6184


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та 19.02.2015 Ва­ри­ант ОБ10402.
16

В го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет на­след­ствен­ная пе­ре­да­ча вла­сти. Од­на­ко власть пра­ви­те­ля огра­ни­че­на за­ко­на­ми стра­ны и пар­ла­мен­том. Вы­бо­ры в пар­ла­мент про­ис­хо­дят ре­гу­ляр­но, на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве. Граж­да­не об­ла­да­ют всей пол­но­той прав и сво­бод, ак­тив­но дей­ству­ют ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го об­ще­ства. Го­су­дар­ство Z вклю­ча­ет в себя 33 тер­ри­то­рии, не об­ла­да­ю­щие по­ли­ти­че­ской са­мо­сто­я­тель­но­стью.

 

На ос­но­ве при­ведённых фак­тов сде­лай­те вывод о форме го­су­дар­ства Z. (Сна­ча­ла ука­жи­те эле­мен­ты формы го­су­дар­ства, а затем кон­кре­ти­зи­руй­те их для го­су­дар­ства Z.)

За­да­ние 27 № 8916


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 1.
17

В го­су­дар­стве Z пра­ви­тель­ство фор­ми­ру­ет­ся пар­ти­ей, по­бе­див­шей на вы­бо­рах в За­ко­но­да­тель­ное Со­бра­ние, и от­вет­ствен­но перед ним; пре­мьер-ми­нистр яв­ля­ет­ся гла­вой ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся За­ко­но­да­тель­ным Со­бра­ни­ем.тВ стра­не ре­гу­ляр­но про­хо­дят все­об­щие, рав­ные, пря­мые, тай­ные вы­бо­ры на аль-

тер­на­тив­ной ос­но­ве. Права и сво­бо­ды граж­дан га­ран­ти­ро­ва­ны. Го­су­дар­ство Z вклю­ча­ет в себя тер­ри­то­рии субъ­ек­тов, об­ла­да­ю­щих ча­стич­ным су­ве­ре­ни­те­том. За­ко­но­да­тель­ное Со­бра­ние имеет двух­па­лат­ную струк­ту­ру, субъ­ек­ты имеют право при­ня­тия соб­ствен­ной кон­сти­ту­ции.

На ос­но­ве при­ведённых фак­тов сде­лай­те вывод о форме го­су­дар­ства Z. (Сна­ча­ла ука­жи­те эле­мен­ты формы го­су­дар­ства, а затем кон­кре­ти­зи­руй­те каж­дый из них для го­су­дар­ства Z.)

За­да­ние 27 № 9062


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 6.
18

В стра­не Z пра­ви­тель­ство фор­ми­ру­ет­ся по­ли­ти­че­ской пар­ти­ей (бло­ком пар­тий), по­бе­див­шей на вы­бо­рах. Де­пу­тат­ские места (ман­да­ты) рас­пре­де­ля­ют­ся между спис­ка­ми кан­ди­да­тов про­пор­ци­о­наль­но го­ло­сам, по­дан­ным за спис­ки кан­ди­да­тов от пар­тий, пре­одо­лев­ших 7-про­цент­ный ба­рьер.

К ка­ко­му типу от­но­сит­ся из­би­ра­тель­ная си­сте­ма стра­ны Z? На­зо­ви­те два до­сто­ин-

ства и два не­до­стат­ка дан­ной из­би­ра­тель­ной си­сте­мы.

За­да­ние 27 № 9233


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 11.
19

Со­цио­ло­ги опро­си­ли граж­дан стра­ны Z. Им за­да­ва­ли во­прос: «Чи­та­е­те ли Вы ре­гу­ляр­но какие-либо еже­днев­ные га­зе­ты, и если да, сколь­ко еже­днев­ных газет Вы ре­гу­ляр­но чи­та­е­те?».

По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

Сфор­му­ли­руй­те вывод о ре­зуль­та­тах опро­са. Вы­ска­жи­те три пред­по­ло­же­ния о при­чи­нах по­доб­но­го от­но­ше­ния граж­дан к чте­нию газет.

За­да­ние 27 № 9466


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 28.
20

Из­вест­но, что мно­гие де­мо­кра­ти­че­ские стра­ны столк­ну­лись с про­бле­мой низ­кой явки из­би­ра­те­лей на вы­бо­ры. Не­ко­то­рые стра­ны вв0дят спе­ци­аль­ные санк­ции (на­при­мер, штра­фы) в от­но­ше­нии таких из­би­ра­те­лей, дру­гие счи­та­ют явку на вы­бо­ры пра­вом из­би­ра­те­ля, ко­то­рым он может и не поль­зо­вать­ся. Пред­по­ло­жи­те, ка­ки­ми могут быть при­чи­ны низ­кой — явки из­би­ра­те­лей на вы­бо­ры. На­зо­ви­те три при­чи­ны.

За­да­ние 27 № 9494


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 27.
21

Со­цио­ло­ги опро­си­ли со­вер­шен­но­лет­них граж­дан стра­ны Z. Им за­да­ва­ли во­прос: «Ре­зуль­та­ты каких вы­бо­ров в наи­боль­шей сте­пе­ни вли­я­ют на Вашу жизнь, на по­ло­же­ние дел в стра­не?».

По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде таб­ли­цы.

 

Сде­лай­те вы­во­ды о вли­я­нии вы­бо­ров раз­лич­ных уров­ней:

а) на жизнь граж­дан;

6) на жизнь стра­ны.

Объ­яс­ни­те от­ли­чие в оцен­ке граж­да­на­ми вли­я­ния раз­лич­ных вы­бо­ров на их жизнь и жизнь стра­ны.

За­да­ние 27 № 9634


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 25.
22

B 2014 г. со­вер­шен­но­лет­ним жи­те­лям населённого пунк­та Z учёные за­да­ва­ли во­прос: «В какой мере Вы чув­ству­е­те от­вет­ствен­ность за то, что про­ис­хо­дит у Вас в мно­го­квар­тир­ном доме, во дворе/на улице, в населённом пунк­те, где Вы живёте?»

По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

 

Ha ос­но­ве ре­зуль­та­тов опро­са сде­лай­те вывод о раз­ви­тии в Z мест­но­го са­мо­управ­ле­ния и обос­нуй­те его. Бла­го­при­ят­на ли по­доб­ная си­ту­а­ция для раз­ви­тия населённого пунк­та Z? Объ­яс­ни­те по­че­му.

За­да­ние 27 № 9690


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 23.
23

В го­су­дар­стве Z за­ко­но­да­тель­ную власть осу­ществ­ля­ет пар­ла­мент, а все­на­род­но из­би­ра­е­мый глава го­су­дар­ства фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство и воз­глав­ля­ет ис­пол­ни­тель­ную власть. Ка­ко­ва форма прав­ле­ния в го­су­дар­стве Z? (Обя­за­тель­но ука­жи­те кон­крет­ный вид этой формы прав­ле­ния.) Сфор­му­ли­руй­те три черты, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие

«си­сте­му сдер­жек и про­ти­во­ве­сов», су­ще­ству­ю­щую при такой форме прав­ле­ния.

За­да­ние 27 № 9887


Источник: Типовые экзаменационные варианты по обществознанию. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов. ЕГЭ 2017. Вариант 16.

Пройти тестирование по этим заданиям



     О проекте

© Гущин Д. Д., 2011—2017


СПб ГУТ! С! Ф! У!
общее/сайт/предмет


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика