ЕГЭ по обществознанию 07.04.2017. Досрочная волна.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ
| ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА | ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ |
|---|---|
| Предпринимательство (предпринимательские способности) | Прибыль |
| ... | Рента |
Ответ:
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Форма государства, форма правления, унитарное государство, федерация, республика.
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре.
1. Сложность используемых форм.
2. Стремление авторов к воплощению собственных идей.
3. Развлекательный характер.
4. Ярко выраженная коммерческая направленность.
5. Духовный аристократизм.
6. Требование специальной подготовки для понимания.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Общество является постоянно развивающейся динамической системой.
2. Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.
3. В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
4. Социальные институты выполняют функцию социализации человека.
5. Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) как правило, предполагает некоторую воображаемую обстановку;
Б) направленность на достижение практически полезного результата;
В) нацеленность прежде всего на приобретение новых знаний и умений;
Г) процесс установления и развития контактов между людьми;
Д) нацеленность прежде всего на обмен информацией.
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) общение;
2) труд;
3) учение;
4) игра.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Описание наблюдаемых явлений.
2. Выдвижение и обоснование гипотез.
3. Объяснение существующих взаимосвязей.
4. Непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений.
5. Фиксация обобщений в виде законов.
6. Получение количественных данных об изучаемом объекте.
Ответ:
Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Частная собственность выступает основой командной (плановой) экономики.
2. В условиях традиционной экономики основные вопросы экономики решаются центральными государственными органами.
3. Основными субъектами рыночных отношений являются экономически независимые участники хозяйственной жизни.
4. Стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль.
5. К признакам рыночной экономики относят свободное ценообразование.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в РФ (в соответствии с Налоговым кодексом РФ): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) налог на доходы физических лиц
Б) акцизы
В) транспортный налог
Г) государственная пошлина
Д) земельный налог
И СБОРОВ В РФ
1) региональные
2) местные
3) федеральные
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Фирма Y — ателье по пошиву свадебных платьев. Найдите в приведённом списке примеры переменных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите в порядке возрастания цифры, под которыми они указаны.
1. Издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту.
2. Издержки на приобретение тканей, ниток, фурнитуры.
3. Издержки на выплату сдельной заработной платы работникам.
4. Арендная плата за помещение ателье.
5. Оплата потреблённой электроэнергии.
6. Страховые взносы.
Ответ:
На рисунке отражено изменение предложения стульев на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение — S1 (P — цена, Q — количество). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Увеличение стоимости материалов для обивки стульев
2. Рост оплаты труда рабочих на предприятиях, производящих стулья
3. Уменьшение стоимости материалов для каркаса стульев
4. Уменьшение налогов, взимаемых с производителей мебели
5. Рост тарифов на электроэнергию для производителей мебели
Ответ:
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2. Один из критериев стратификации социальных групп — доход.
3. Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
4. Социологи различают индивидуальную и коллективную мобильность.
5. Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.
Ответ:
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «Какое из направлений молодёжной политики государства Вы считаете наиболее важным?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Доля тех, кто отмечает важность обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике, в стране Z меньше, чем в стране Y.
2. Равные доли опрошенных в каждой стране считают необходимым проведение воспитательной работы.
3. В стране Z мнение о важности обеспечения доступа к принятию решений в экономике, общественной жизни, политике менее популярно, чем мнение о важности проведения воспитательной работы.
4. В стране Y равные доли опрошенных отмечают в качестве наиболее важных направлений создание условий для самовыражения, самореализации молодёжи и проведение воспитательной работы с ней.
5. Доля тех, кто считает наиболее важным оказание социальной поддержки, в стране Z больше, чем в стране Y.
Ответ:
Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.
2. Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей.
3. Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами органов охраны порядка и безопасности.
4. К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.
5. Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.
Ответ:
Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами;
Б) федеральные фонды регионального развития;
В) осуществление мер по борьбе с катастрофами;
Г) судоустройство, прокуратура;
Д) федеральная государственная собственность и управление ею.
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РФ
1) только федеральный центр;
2) совместно федеральный центр и субъекты РФ.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.
1. Свободное и добровольное участие граждан в выборах.
2. Предоставление права голоса гражданам с 18 лет независимо от национальности, пола, профессиональной принадлежности, уровня образования, дохода.
3. Процедура тайного голосования.
4. Голосование по одномандатным округам.
5. Зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей.
6. Возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.
Ответ:
Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Проведение собраний и митингов.
2. Обращение в государственные органы.
3. Уплата законно установленных налогов и сборов.
4. Защита Отечества.
5. Участие в управлении делами государства через своих представителей.
Ответ:
Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.
2. Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим.
3. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
4. Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.
5. Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) выговор;
Б) предупреждение;
В) увольнение по соответствующим основаниям;
Г) замечание;
Д) лишение свободы на определённый срок.
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РФ
1) наказания по Уголовному кодексу РФ;
2) дисциплинарные взыскания по Трудовому кодексу РФ;
3) административные наказания по Кодексу РФ об административных правонарушениях.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Акционерное общество «Сладкое очарование» изготавливает кондитерские изделия. Найдите в приведённом списке черты отличия акционерного общества от других организационно-правовых форм предприятий. Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1. Разделение уставного капитала фирмы на равные части, каждая из которых оформлена ценной бумагой.
2. Обязательное заключение трудового договора с работниками.
3. Обязанность работников соблюдать трудовую дисциплину.
4. Распределение прибыли между работниками в соответствии с их трудовым участием.
5. Несение риска убытков в пределах стоимости принадлежащих участнику ценных бумаг.
6. Выплата собственникам дивидендов по итогам года.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является _________(А). Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами: _________(Б), эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что индивид в совместной с другими людьми _________(В) познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _________(Г).
Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _________(Д) развиваться, расширять сферу своей деятельности и открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт _________(Е) за свой выбор».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) деятельность | 2) интеллектуальные | 3) обязанность |
| 4) повседневные | 5) ответственность | 6) социализация |
| 7) личность | 8) стремление | 9) общение |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица? Укажите все отрасли, упомянутые в тексте. Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой смысл автор вкладывает в понятие «неполная занятость»? Опираясь на обществоведческие знания, предположите, почему некоторые работники соглашаются на состояние неполной занятости (выскажите два предположения).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Используя обществоведческие знания, объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Почему, по мнению автора, безработица вызывает состояние отчаяния, растерянности человека? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения о том, в чём проявляется мобилизующее воздействие безработного состояния на человека.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «искусство»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах искусства;
− одно предложение, раскрывающее сущность воспитательной функции искусства.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности работодателя, закреплённые в Трудовом кодексе РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В государстве Z была зарегистрирована новая политическая партия. Она имеет центральные органы управления и региональные отделения. Партия провозглашает своими базовыми принципами традиционализм, стабильность, порядок, а также приоритет интересов государства, нации, общества над интересами индивида. Политическая партия во время выборов набрала необходимое количество голосов и получила места в парламенте.
Определите тип политической партии в зависимости от её идеологической принадлежности. Приведите факт, который позволил Вам сделать такой вывод. Назовите любые два других типа партий, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте один любой из них.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Типы семей». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Привилегия рыб, крыс и волков состоит в том, чтобы жить по закону спроса и предложения; законом же жизни человечества является справедливость». (Д. Рёскин)
29.2 Экономика: «Виды бизнеса различны, но бизнес как система остаётся одним и тем же независимо от его масштаба и структуры, товаров, технологий и рынков». (П. Дракер)
29.3 Социология, социальная психология: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность». (В. В. Путин)
29.4 Политология: «Верховная власть достойна почитания лишь постольку, поскольку она является средством обеспечения человеческих прав». (А. Кюстин)
29.5 Правоведение: «Защита права есть обязанность перед обществом. Кто защищает свое право, тот защищает право вообще». (Р. Иеринг)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.




