Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д22 C3 № 10630
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Права че­ло­ве­ка не сле­ду­ет по­ни­мать толь­ко как сред­ство до­сти­же­ния ка­ко­го-либо блага, они сами ма­те­ри­а­ли­зу­ют­ся в некую со­ци­аль­ную цен­ность, если обес­пе­че­ны усло­ви­я­ми жизни и га­ран­ти­ро­ва­ны. В дан­ном слу­чае роль го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся не про­сто важ­ной, но, по­жа­луй, самой глав­ной и самой су­ще­ствен­ной... оно яв­ля­ет­ся как бы рав­но­дей­ству­ю­щей силой, ко­то­рая при­ми­ря­ет эго­и­сти­че­ские ин­те­ре­сы от­дель­ных чле­нов об­ще­ства, про­ти­во­ре­чия част­но­го, ин­ди­ви­ду­аль­но­го и об­ще­го, ис­поль­зуя при этом пра­во­вые сред­ства...

Стро­го го­во­ря, ре­а­ли­за­ция и эф­фек­тив­ность норм о пра­вах и сво­бо­дах че­ло­ве­ка в любом го­су­дар­стве, об­ще­стве, так или иначе, за­ви­сят от мно­гих фак­то­ров. Не пре­тен­дуя на ис­чер­пы­ва­ю­щую пол­но­ту, в ка­че­стве та­ко­вых можно ука­зать на не­ко­то­рые из них: сте­пень де­мо­кра­тич­но­сти власт­ных ин­сти­ту­тов го­су­дар­ства; по­ли­ти­че­ские, куль­тур­ные и пра­во­вые тра­ди­ции; со­сто­я­ние эко­но­ми­ки; нрав­ствен­ная ат­мо­сфе­ра и сте­пень со­гла­сия в об­ще­стве; со­сто­я­ние за­кон­но­сти и пра­во­по­ряд­ка и тому по­доб­ное. Сле­до­ва­тель­но, для того чтобы обес­пе­чить пе­ре­вод воз­мож­но­стей, со­дер­жа­щих­ся в дей­ству­ю­щем за­ко­но­да­тель­стве, в кон­крет­ные пра­во­от­но­ше­ния, не­об­хо­ди­мо со­здать надёжный ме­ха­низм ре­а­ли­за­ции и кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на, по­сколь­ку че­ло­век «включён» во мно­гие со­ци­аль­ные от­но­ше­ния, вы­пол­ня­ет мно­же­ство со­ци­аль­ных ролей, а граж­да­нин участ­ву­ет толь­ко в тех свя­зях, ко­то­рые имеют пра­во­вой ха­рак­тер.

В де­мо­кра­ти­че­ском и пра­во­вом го­су­дар­стве в этом за­ин­те­ре­со­ва­ны не толь­ко от­дель­ные лич­но­сти, но и власт­ные струк­ту­ры, ко­то­рые в первую оче­редь со­зда­ют­ся имен­но для охра­ны прав и сво­бод че­ло­ве­ка. В ка­че­стве при­ме­ра можно со­слать­ся на ст. 2 Кон­сти­ту­ции РФ, в ко­то­рой го­во­рит­ся: «При­зна­ние, со­блю­де­ние и за­щи­та прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на  — обя­зан­ность го­су­дар­ства». Сим­во­лич­но, что ука­зан­ная ста­тья рас­по­ла­га­ет­ся в раз­де­ле «Ос­но­вы кон­сти­ту­ци­он­но­го строя», тем самым под­твер­жда­ет­ся за­щи­та прав, сво­бод, ин­те­ре­сов ин­ди­ви­да в ка­че­стве прин­ци­па об­ще­ства и го­су­дар­ства. Таким об­ра­зом, ме­ха­низм обес­пе­че­ния прав че­ло­ве­ка объ­ек­тив­но при­об­ре­та­ет форму юри­ди­че­ских га­ран­тий...

Юри­ди­че­ские про­це­ду­ры, в рам­ках ко­то­рых ре­гу­ли­ру­ют­ся и охра­ня­ют­ся права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка, как пра­ви­ло, со­дер­жат­ся в кон­сти­ту­ци­ях. От­вле­ка­ясь от ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей тех или иных го­су­дарств, можно ска­зать, что кон­сти­ту­ция опре­де­ля­ет: по­ря­док об­ра­ще­ния граж­да­ни­на в суд в слу­чае на­ру­ше­ния его ин­те­ре­сов; по­ря­док рас­смот­ре­ния дел; право на об­ра­ще­ние в ор­га­ны меж­ду­на­род­ной юрис­дик­ции, если ис­чер­па­ны все внут­ри­го­су­дар­ствен­ные воз­мож­но­сти, и так далее.

 

В. В. Ла­за­рев

Как автор оце­нил роль го­су­дар­ства в обес­пе­че­нии прав и сво­бод че­ло­ве­ка? Автор пишет, что юри­ди­че­ские про­це­ду­ры, в рам­ках ко­то­рых ре­гу­ли­ру­ют­ся и охра­ня­ют­ся (га­ран­ти­ру­ют­ся) права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка, как пра­ви­ло, со­дер­жат­ся в кон­сти­ту­ци­ях. При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, при­ве­ди­те любые две такие кон­сти­ту­ци­он­ные га­ран­тии в РФ, не упо­мя­ну­тые в тек­сте.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1)  ответ на во­прос, на­при­мер:

— го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся как бы рав­но­дей­ству­ю­щей силой, ко­то­рая при­ми­ря­ет эго­и­сти­че­ские ин­те­ре­сы от­дель­ных чле­нов об­ще­ства, про­ти­во­ре­чия част­но­го, ин­ди­ви­ду­аль­но­го и об­ще­го, ис­поль­зуя при этом пра­во­вые сред­ства / оно яв­ля­ет­ся не про­сто важ­ной, но, по­жа­луй, самой глав­ной и самой су­ще­ствен­ной силой;

(Ответ на во­прос может быть пред­став­лен как в форме пол­ной / не­пол­ной ци­та­ты, так и в форме сжа­то­го из­ло­же­ния ос­нов­ных идей со­от­вет­ству­ю­ще­го фраг­мен­та тек­ста.)

2)  две про­це­ду­ры по Кон­сти­ту­ции РФ. на­при­мер:

— право на по­лу­че­ние ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной юри­ди­че­ской по­мо­щи (в слу­ча­ях, преду­смот­рен­ных за­ко­ном, юри­ди­че­ская по­мощь ока­зы­ва­ет­ся бес­плат­но);

— право на об­жа­ло­ва­ние в суде ре­ше­ний и дей­ствий (или без­дей­ствия) ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти, ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, об­ще­ствен­ных объ­еди­не­ний и долж­ност­ных лиц;

— об­ви­ня­е­мый в со­вер­ше­нии пре­ступ­ле­ния имеет право на рас­смот­ре­ние его дела судом с уча­сти­ем при­сяж­ных за­се­да­те­лей в слу­ча­ях, преду­смот­рен­ных фе­де­раль­ным за­ко­ном.

(Могут быть ука­за­ны дру­гие про­це­ду­ры.)

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Пра­виль­но дан ответ на во­прос, на­зва­ны две про­це­ду­ры2
Пра­виль­но дан ответ на во­прос, на­зва­на одна про­це­ду­ра. ИЛИ Пра­виль­но на­зва­ны толь­ко две про­це­ду­ры1
Пра­виль­но дан толь­ко ответ на во­прос.

ИЛИ Пра­виль­но на­зва­на толь­ко одна про­це­ду­ра.

ИЛИ При­ве­де­ны рас­суж­де­ния об­ще­го ха­рак­те­ра, не со­от­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­нию за­да­ния.

ИЛИ Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ЕГЭ 2015 по об­ще­ст­во­зна­нию. (часть 2, ва­ри­ант 716)
Раздел кодификатора ФИПИ: 5.6 Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции
1
Тип 17 № 10629
i

В каком слу­чае, по мне­нию ав­то­ра, права че­ло­ве­ка ста­но­вят­ся со­ци­аль­ной цен­но­стью? Что не­об­хо­ди­мо со­здать для того, чтобы обес­пе­чить пе­ре­вод воз­мож­но­стей, со­дер­жа­щих­ся в дей­ству­ю­щем за­ко­но­да­тель­стве, в кон­крет­ные пра­во­от­но­ше­ния?


2
Тип 19 № 10631
i

Автор упо­мя­нул власт­ные струк­ту­ры, спе­ци­аль­но со­здан­ные для охра­ны прав и сво­бод че­ло­ве­ка. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те любые три по­доб­ные струк­ту­ры в РФ. При­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру, ил­лю­стри­ру­ю­ще­му си­ту­а­ции, в ко­то­рых граж­да­нин может об­ра­тить­ся в эти струк­ту­ры за за­щи­той своих прав. Сна­ча­ла на­зы­вай­те власт­ную струк­ту­ру, затем при­во­ди­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер.


3
Тип 20 № 10632
i

Автор ссы­ла­ет­ся на вто­рую ста­тью Кон­сти­ту­ции РФ: «При­зна­ние, со­блю­де­ние и за­щи­та прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на  — обя­зан­ность го­су­дар­ства», ко­то­рая рас­по­ла­га­ет­ся в раз­де­ле «Ос­но­вы кон­сти­ту­ци­он­но­го строя». Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, ука­жи­те три дру­гих по­ло­же­ния, рас­кры­ва­ю­щие ос­но­вы Кон­сти­ту­ци­он­но­го строя РФ.


4
Тип Д18 C2 № 44630
i

Как автор оце­нил роль го­су­дар­ства в обес­пе­че­нии прав и сво­бод че­ло­ве­ка? Автор пишет, что юри­ди­че­ские про­це­ду­ры, в рам­ках ко­то­рых ре­гу­ли­ру­ют­ся и охра­ня­ют­ся (га­ран­ти­ру­ют­ся) права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка, как пра­ви­ло, со­дер­жат­ся в кон­сти­ту­ци­ях. При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, при­ве­ди­те любые две такие кон­сти­ту­ци­он­ные га­ран­тии в РФ, не упо­мя­ну­тые в тек­сте.

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)