СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
≡ обществознание
сайты - меню - вход - новости



Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 23 № 1178

Опираясь на со­дер­жа­ние текста, факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный социальный опыт, при­ве­ди­те по од­но­му собственному при­ме­ру использования каж­дой из мо­де­лей управления. Крат­ко прокомментируйте каж­дый свой пример.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Менеджмент предлагает две основные модели построения системы управления организацией. Линейная модель представляет собой пирамиду, построенную на подчинённости людей: у каждого руководителя более высокого уровня находятся в подчинении руководители более низкого уровня. Каждый исполнитель имеет непосредственного руководителя. Примеров применения такой системы управления множество: армия, служба спасения, пожарная команда, система «скорой помощи». По такому принципу организована работа персонала в компании «Макдоналдс».

 

Основное преимущество такой системы управления — простота, прямые взаимосвязи между управляющими каждого уровня и исполнителями. Каждый чётко знает, кому он подчиняется, чьи указания должен выполнять. Основной же её недостаток состоит в том, что руководитель не может быть узким специалистом в своей области, а должен обладать разносторонними знаниями.

 

Функциональная модель управления построена на выделении различных функций, которые осуществляет каждая организация. В её основе лежит подчинённость не конкретных людей, а выполняемых ими работ. Например, университет возглавляет ректор. У него есть заместители — проректоры, каждый из которых отвечает за свою область... Следующий уровень управления — деканы факультетов. Получается, что по вопросам воспитательной работы декан подчиняется проректору по воспитательной работе, по учебным вопросам — проректору по учебной работе и т. д.

 

При функциональной системе управления каждый руководитель отвечает за своё направление деятельности и должен быть высококвалифицированным специалистом в данной конкретной области знаний. Это значительно повышает эффективность управления. Но принцип единоначалия в функциональной модели, безусловно, нарушается.

 

На практике в производственных коммерческих предприятиях применяется смешанная система управления, сочетающая в себе и линейное подчинение, и функциональное.

 

(По материалам энциклопедии для школьников)

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать соб­ствен­ные примеры мо­де­лей управления и крат­кий комментарий к каж­дой модели, допустим:

1) ру­ко­вод­ство строительным пред­при­я­ти­ем как при­мер линейной мо­де­ли (бригадир не­по­сред­ствен­но руководит кол­лек­ти­вом рабочих и под­чи­ня­ет­ся прорабу, про­раб — на­чаль­ни­ку участка, на­чаль­ник участка — на­чаль­ни­ку строительства);

2) управ­ле­ние школой как при­мер функциональной мо­де­ли (у ди­рек­то­ра школы есть заместители, от­ве­ча­ю­щие за учебную, вос­пи­та­тель­ную работу, со­ци­аль­ные вопросы, хо­зяй­ствен­ную часть; все они осу­ществ­ля­ют руководство учи­те­ля­ми и дру­ги­ми работниками школы в пре­де­лах своей компетенции). Могут быть при­ве­де­ны другие примеры, даны дру­гие комментарии.