Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д22 C3 № 29820
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Рез­кие из­ме­не­ния ин­фор­ма­ци­он­ной среды не могут не ока­зы­вать вли­я­ния на раз­ви­тие со­вре­мен­но­го ре­бен­ка, ста­нов­ле­ние его лич­но­сти. На­сы­щен­ная ин­фор­ма­ци­он­ная среда, воз­дей­ствуя уже с са­мо­го ран­не­го воз­рас­та, со­став­ля­ет опре­де­лен­ный фон, обо­лоч­ку, в ко­то­рой раз­ви­ва­ет­ся ре­бе­нок.

Бур­ные пе­ре­ме­ны, ко­то­рые идут во всем мире в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия, при­ве­ли к тому, что в на­чаль­ную школу при­хо­дит «новый» ре­бе­нок. Боль­шое вли­я­ние на него ока­зы­ва­ют взры­во­об­раз­ный рост ко­ли­че­ства и вы­со­кая ско­рость по­то­ка ин­фор­ма­ции. Те­ле­ви­де­ние, радио, филь­мы, пе­чат­ная про­дук­ция, ком­пью­тер­ное про­грамм­ное обес­пе­че­ние, Ин­тер­нет дают воз­мож­ность на­коп­ле­ния раз­но­об­раз­ной ин­фор­ма­ции уже в до­школь­ном и ран­нем школь­ном воз­расте. Под вли­я­ни­ем из­ме­не­ний ин­фор­ма­ци­он­ной внут­ри­се­мей­ной среды и об­ще­ства в целом дети часто быст­рее со­зре­ва­ют и по­сту­па­ют в школу с бо­га­тым ба­га­жом зна­ний.

Од­на­ко про­цесс по­ступ­ле­ния к ре­бен­ку ин­фор­ма­ции носит бес­си­стем­ный, сти­хий­ный, фраг­мен­тар­ный, не­со­от­вет­ству­ю­щий воз­рас­ту ха­рак­тер; со­дер­жа­ние по­доб­ной ин­фор­ма­ции часто про­ти­во­ре­чи­во и не­до­сто­вер­но. Осо­бен­но­сти пси­хи­ки ре­бен­ка до­школь­но­го и млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та не поз­во­ля­ют ему адек­ват­но и кри­тич­но пе­ре­ра­ба­ты­вать по­сту­па­ю­щий ин­фор­ма­ци­он­ный поток, что фор­ми­ру­ет ис­ка­жен­ную кар­ти­ну мира в дет­ском со­зна­нии. Рань­ше учи­тель был ос­нов­ным и под­час един­ствен­ным ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции, те­перь он по­те­рял это по­ло­же­ние в кон­ку­рен­ции со сред­ства­ми мас­со­вой ин­фор­ма­ции. По-преж­не­му оста­ва­ясь ис­точ­ни­ком на­деж­ных на­уч­ных фак­тов, те­перь он дол­жен на­прав­лять вни­ма­ние уче­ни­ков и на ис­поль­зо­ва­ние дру­гих средств ин­фор­ма­ции, раз­ви­вая кри­ти­че­ское от­но­ше­ние к ин­фор­ма­ции, по­сту­па­ю­щей из окру­жа­ю­щей среды.

Учи­те­ля уже не могут ра­бо­тать по-ста­ро­му, ведь на смену книж­ной ци­ви­ли­за­ции при­хо­дят элек­трон­ные ин­фор­ма­ци­он­ные сред­ства: те­ле­ви­де­ние, видео, ком­пью­те­ры, те­ле­ком­му­ни­ка­ции, муль­ти­ме­диа. Ак­тив­но раз­ви­ва­ю­щи­е­ся сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции в своих пе­ре­да­чах, осо­бен­но дет­ских, по­да­ют ин­фор­ма­цию с ис­поль­зо­ва­ни­ем спе­ци­аль­ных, очень при­вле­ка­тель­ных, кра­соч­ных ме­то­дов с целью при­влечь вни­ма­ние детей, бро­са­ют об­ра­зо­ва­нию вызов и вы­нуж­да­ют школу сде­лать пре­по­да­ва­ние и обу­че­ние ме­то­ди­че­ски и тех­ни­че­ски более бо­га­тым и раз­но­об­раз­ным, рас­ши­рять па­лит­ру ин­фор­ма­ци­он­ных, и в част­но­сти ком­пью­тер­ных, тех­но­ло­гий обу­че­ния.

 

По ма­те­ри­а­лам ра­бо­ты С. А. Ко­то­вой, О. А. Гра­ни­чи­ной, Л. Ю. Са­ви­но­вой «На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние в кон­тек­сте про­грам­мы ЮНЕ­СКО «Об­ра­зо­ва­ние для всех»: рос­сий­ское ви­де­ние», Санкт-Пе­тер­бург, 2007

Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «лич­ность». Какие фак­то­ры, свя­зан­ные с про­цес­сом пе­ре­да­чи и со­дер­жа­ни­ем ин­фор­ма­ции, по мне­нию ав­то­ров, вли­я­ют на фор­ми­ро­ва­ние ис­ка­жен­ной кар­ти­ны мира в дет­ском со­зна­нии? (Ука­жи­те два фак­то­ра) Какое уме­ние, по мне­нию ав­то­ров, дол­жен раз­ви­вать в уче­ни­ках со­вре­мен­ный учи­тель, чтобы из­бе­жать этого?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1)  объ­яс­не­ние, на­при­мер: со­во­куп­ность со­ци­аль­но зна­чи­мых ка­честв ин­ди­ви­да, фор­ми­ру­ю­щих­ся в про­цес­се об­ще­ствен­ной жизни / ин­ди­вид как ак­тив­ный участ­ник об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, об­ла­да­ю­щий со­во­куп­но­стью со­ци­аль­но зна­чи­мых ха­рак­те­ри­стик, ро­ле­вым на­бо­ром;

(Может быть дано дру­гое объ­яс­не­ние).

2)  ответ на вто­рой во­прос:

— про­цесс по­ступ­ле­ния к ре­бен­ку ин­фор­ма­ции носит бес­си­стем­ный, сти­хий­ный, фраг­мен­тар­ный, не­со­от­вет­ству­ю­щий воз­рас­ту ха­рак­тер;

— со­дер­жа­ние по­доб­ной ин­фор­ма­ции часто про­ти­во­ре­чи­во и не­до­сто­вер­но.

(Ответ на вто­рой во­прос за­счи­ты­ва­ет­ся толь­ко в слу­чае ука­за­ния двух фак­то­ров из тек­ста.)

3)  ответ на тре­тий во­прос: раз­ви­вая кри­ти­че­ское от­но­ше­ние к ин­фор­ма­ции, по­сту­па­ю­щей из окру­жа­ю­щей среды.

 

Эле­мен­ты от­ве­та могут быть пред­став­ле­ны как в форме ци­та­ты, так и в форме сжа­то­го вос­про­из­ве­де­ния ос­нов­ных идей со­от­вет­ству­ю­щих фраг­мен­тов тек­ста.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Пра­виль­но даны от­ве­ты на три во­про­са2
Пра­виль­но дан ответ толь­ко на два любых во­про­са1
Пра­виль­но дан ответ толь­ко на один любой во­прос.

ИЛИ Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 16.07.2020. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 3
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.14 Об­ра­зо­ва­ние в со­вре­мен­ном об­ще­стве. Рос­сий­ская си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния
1

Как в тек­сте оха­рак­те­ри­зо­ва­на роль учи­те­ля в не­да­ле­ком про­шлом? Как, по мне­нию ав­то­ров, из­ме­не­ния ин­фор­ма­ци­он­ной внут­ри­се­мей­ной среды и об­ще­ства в целом вли­я­ют на детей? По­че­му ав­то­ры счи­та­ют, что со­вре­мен­ные учи­те­ля не могут ра­бо­тать по-ста­ро­му?


2

Ис­поль­зуя текст и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, на­зо­ви­те три со­ци­аль­ных ин­сти­ту­та, ко­то­рые могут вли­ять на на­коп­ле­ние раз­но­об­раз­ной ин­фор­ма­ции у ре­бен­ка до­школь­но­го воз­рас­та. Про­ил­лю­стри­руй­те дей­ствие каж­до­го из них при­ме­ром. В каж­дом слу­чае сна­ча­ла на­зо­ви­те со­ци­аль­ный ин­сти­тут, затем при­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер. Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван раз­вер­ну­то.


3

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, на­зо­ви­те любые не упо­мя­ну­тые в тек­сте два по­зи­тив­ных и два не­га­тив­ных по­след­ствия вли­я­ния ин­фор­ма­ци­он­но­го по­то­ка на фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти в со­вре­мен­ном мире.


4
Тип Д18 C2 № 44787
i

Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «лич­ность».

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)