Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д22 C3 № 4330
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Са­мо­раз­ви­тие об­ще­ства и че­ло­ве­ка имеет опре­делённый век­тор, ко­то­рый свя­зы­ва­ет­ся с по­ня­ти­я­ми про­грес­са и ре­грес­са.

В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных по­зи­ций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и ра­зу­ма, в улуч­ше­нии нра­вов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах про­грес­са, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и спра­вед­ли­во­сти. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи про­грес­са...

Мно­гие свя­зы­ва­ли про­гресс в ос­нов­ном с ду­хов­ны­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия об­ще­ства, ро­стом веры в каж­дом че­ло­ве­ке, гу­ма­ни­за­ци­ей меж­че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, укреп­ле­ни­ем по­зи­ций добра и кра­со­ты в мире.

Со­от­вет­ствен­но, ре­гресс под­ни­мал­ся как дви­же­ние в об­рат­ном на­прав­ле­нии, как тор­же­ство зла и не­спра­вед­ли­во­сти, раз­об­ще­ние людей и под­чи­не­ние их какой-то ан­ти­че­ло­ве­че­ской силе.

В древ­но­сти из­ме­не­ния в об­ще­стве по­ни­ма­лись как про­стая по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий либо как де­гра­да­ция по срав­не­нию с ми­нув­шим «зо­ло­тым веком». В хри­сти­ан­стве впер­вые по­яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о вне­исто­ри­че­ской цели об­ще­ства и че­ло­ве­ка, о «новом небе и новой земле». В марк­сист­ской кон­цеп­ции об­ще­ствен­ный про­гресс свя­зы­вал­ся с не­уклон­ным раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил об­ще­ства, ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ни­ем от гнета сти­хий­ных сил об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия и экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. Ко­неч­ной целью и кри­те­ри­ем про­грес­са вы­сту­па­ла эво­лю­ция че­ло­ве­ка как гар­мо­нич­но раз­ви­той лич­но­сти. Ре­гресс трак­то­вал­ся марк­сиз­мом как дви­же­ние об­ще­ства в об­рат­ном на­прав­ле­нии, при­чи­ной чего яв­ля­ют­ся ре­ак­ци­он­ные об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские силы.

В XX в. с воз­ник­но­ве­ни­ем гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства и на­рас­та­ни­ем не­ста­биль­но­сти в мире в целом кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са на­чи­на­ют из­ме­нять­ся. По­ня­тие про­грес­са об­ще­ства и ис­то­рии всё более свя­зы­ва­ет­ся с раз­ви­ти­ем те­лес­ных и ду­хов­ных ха­рак­те­ри­стик са­мо­го че­ло­ве­ка. Так, в ка­че­стве ин­те­граль­ных ха­рак­те­ри­стик про­грес­сив­но­го раз­ви­тия об­ще­ства и че­ло­ве­ка пред­ла­га­ют­ся такие кри­те­рии, как уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смерт­но­сти, по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здо­ро­вья, чув­ство удо­вле­творённо­сти жиз­нью и тому по­доб­ное. Ни один вид про­грес­са (в эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской и дру­гих сфе­рах жизни об­ще­ства) не может рас­смат­ри­вать­ся как ве­ду­щий, если он не за­тра­ги­ва­ет жизни каж­до­го че­ло­ве­ка на пла­не­те. С дру­гой сто­ро­ны, резко уси­ли­ва­ет­ся доля от­вет­ствен­но­сти каж­до­го че­ло­ве­ка за всё про­ис­хо­дя­щее в об­ще­стве, за дви­же­ние ис­то­рии в же­ла­е­мом на­прав­ле­нии.

 

В. Ко­ха­нов­ский

Автор свя­зы­ва­ет про­гресс с раз­лич­ны­ми сфе­ра­ми жизни об­ще­ства. Как Вы ду­ма­е­те, про­ис­хо­дит ли про­гресс в ду­хов­но-нрав­ствен­ной сфере? Сфор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния и при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в её обос­но­ва­ние.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние.

1.  Сфера при­ме­не­ния норм мо­ра­ли ста­но­вит­ся все шире

2.  По­вы­ша­ет­ся нрав­ствен­ный про­тест в об­ще­стве про­тив без­ду­хов­но­сти и амо­раль­но­сти

3.  По­вы­ша­ет­ся мера гу­ман­но­сти нашей жизни.

 

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние.

1.  По­ня­тие про­грес­са не­при­ме­ни­мо к ду­хов­ной сфере, так как не­уклон­но про­ис­хо­дит па­де­ние нрав­ствен­но­сти в об­ще­стве.

2.  В сфере мо­ра­ли на­блю­да­ет­ся ре­гресс

3.  Нель­зя трак­то­вать про­гресс од­но­знач­но: от­кры­тия в ядер­ной фи­зи­ке при­ве­ли, с одной сто­ро­ны, к со­зда­нию атом­ной бомбы, а с дру­гой  — к по­яв­ле­нию АЭС (хотя и к ним от­но­ше­ние не­од­но­знач­ное), атом­ных ле­до­ко­лов и т. д.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­на по­зи­ция вы­пуск­ни­ка и три ар­гу­мен­та.3
При­ве­де­на по­зи­ция вы­пуск­ни­ка и два ар­гу­мен­та.2
При­ве­де­на по­зи­ция вы­пуск­ни­ка и один ар­гу­мент.1
По­зи­ция вы­пуск­ни­ка пред­став­ле­на фор­маль­но (со­гла­сен, не со­гла­сен).

ИЛИ

При­ве­де­ны рас­суж­де­ния об­ще­го ха­рак­те­ра, не со­от­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­нию за­да­ния.

0
Мак­си­маль­ный балл3

 

--------

Дуб­ли­ру­ет за­да­ние 4217.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 6
1

Су­ще­ство­ва­ло ли в ис­то­рии фи­ло­со­фии един­ство взгля­дов мыс­ли­те­лей на кри­те­рии об­ще­ствен­но­го про­грес­са? По­яс­ни­те свой ответ, опи­ра­ясь на текст. Какие два фак­то­ра, по мне­нию ав­то­ра, по­вли­я­ли на из­ме­не­ние кри­те­ри­ев про­грес­са в со­вре­мен­ном мире?


2

Автор на­зы­ва­ет такие кри­те­рии про­грес­са, как рост науки, рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда, осво­бож­де­ние от экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком. Про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из этих кри­те­ри­ев.


3
Тип 20 № 6111
i

По мне­нию ав­то­ра, ни один вид про­грес­са (в эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской и дру­гих сфе­рах жизни об­ще­ства) не может рас­смат­ри­вать­ся как ве­ду­щий, если он не за­тра­ги­ва­ет жизни каж­до­го че­ло­ве­ка на пла­не­те. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, факты об­ще­ствен­ной жизни при­ве­ди­те ар­гу­мен­ты обос­но­вы­ва­ю­щие про­ти­во­ре­чи­вость об­ще­ствен­но­го про­грес­са.


4
Тип Д22 C3 № 6110
i

Что по мне­нию ав­то­ра, яв­ля­лось глав­ным кри­те­ри­ем про­грес­са в марк­сист­ской кон­цеп­ции? Ука­жи­те дан­ные осо­бен­но­сти с ис­поль­зо­ва­ни­ем тек­ста до­ку­мен­та. Как марк­си­сты трак­то­ва­ли ре­гресс? Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «об­ще­ствен­ный про­гресс».


5
Тип Д18 C2 № 44763
i

Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «об­ще­ствен­ный про­гресс».

(В объ­яс­не­нии смыс­ла / опре­де­ле­нии по­ня­тия долж­но быть ука­за­но не менее двух су­ще­ствен­ных при­зна­ков. Объ­яс­не­ние/опре­де­ле­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)