ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Что из приведённого ниже характеризует постиндустриальное общество?
1. Преобладание религиозного мировоззрения
2. Осуществление промышленного переворота
3. Использование науки в процессе социального управления
4. Переход от натурального к товарному производству
Ответ:
Какой из названных признаков непосредственно характеризует искусство?
1. Приспособление мира к потребностям человека
2. Установление сущности природных и социальных явлений
3. Эстетическое освоение окружающего мира
4. Выяснение закономерностей развития общества
Ответ:
Одарённый мальчик, родившийся в рабочей семье, стал известным ученым благодаря не только своим математическим способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стремлению к знаниям. В этом в первую очередь проявились его качества как
1) личности
2) гражданина
3) индивида
4) общественного деятеля
Ответ:
Верны ли следующие суждения о процессе познания?
А. Только благодаря органам чувств человек овладевает истинными знаниями.
Б. Научное познание всегда протекает независимо от чувственного опыта.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Что из приведённого ниже относится к сфере потребления?
1. Производство мебели на заказ
2. Сбор налогов
3. Использование в быту отопления
4. Оказание страховых услуг
Ответ:
Понятие «факторы производства» используется для обозначения
1) особенностей потребительского спроса
2) ресурсов, используемых в процессе создания благ
3) показателей качества продукции
4) неограниченных производственных ресурсов
Ответ:
Какое из приведённых ниже понятий объединяет три других?
1. Эмиссия денег
2. Центральный банк
3. Учётная ставка
4. Лицензирование
Ответ:
На графике отражена ситуация на рынке Р кондитерских изделий: линия предложения S переместилась в новое положение — SI (Р — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с
1) увеличением доходов потребителей
2) выдачей льготных кредитов кондитерским предприятиям
3) открытием нескольких новых предприятий
4) увеличением налогов, уплачиваемых фирмами
Ответ:
Верны ли следующие суждения об экономике?
А. Экономика не подвержена влиянию других сфер общества.
Б. Экономика позволяет полностью удовлетворить разнообразные потребности человека и общества.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Семью как социальную группу отличает от других социальных групп
1) общественная активность женщины
2) выполнение репродуктивной функции
3) социализация подрастающего поколения
4) осуществление социального контроля
Ответ:
В ходе социологических опросов 2003 и 2013 гг. жителям страны Z предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования?». Были получены следующие результаты.
| Варианты ответа | ||
|---|---|---|
| % от числа опрошенных | ||
| 2003 г. | 2013 г. | |
| Определённо да / скорее да | 23 | 18 |
| Ни да, ни нет | 20 | 22 |
| Скорее нет / определённо нет | 50 | 40 |
| Затрудняюсь ответить | 7 | 20 |
Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
1) В стране Z доля тех, кто не интересуется проблемами образования, сократилась.
2) Треть опрошенных в 2003 г. и примерно десятая часть в 2013 г. не смогли определить своё отношение к проблеме.
3) Процент опрошенных, неудовлетворённых качеством образования в стране Z в 2013 г., снизился.
4) Пятая часть в 2003 г. и треть опрошенных в 2013 г. качеством образования удовлетворены.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Социальные революции способствуют усилению социальной мобильности.
Б. Социальная мобильность индивида всегда приводит к повышению его социального статуса.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Задачей любого государства является
1) формирование предвыборных программ кандидатов в депутаты представительных органов
2) формирование общеобязательных норм поведения в обществе
3) объединение сторонников определённой политической идеологии
4) контроль за частной жизнью граждан
Ответ:
При тоталитарном режиме, в отличие от демократического,
1) гарантируется право на инакомыслие
2) граждане эффективно участвуют в политической жизни
3) существуют судебные и иные правоохранительные органы
4) господствует одна идеология
Ответ:
Парламентская фракция предложила кандидатуру своего лидера на пост министра в новом правительстве. Какую из функций политической партии в обществе иллюстрирует данный пример?
1. Мобилизация граждан на осуществление политических действий
2. Участие в формировании органов государственной власти
3. Разработка идеологических доктрин, политических программ
4. Участие в организации, подготовке и проведении парламентских выборов
Ответ:
Верны ли следующие суждения о власти?
А. Сущность власти заключается в целенаправленном воздействии воли одного человека на волю других людей.
Б. В современном демократическом обществе политическая власть сосредоточена исключительно в руках государства.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Какая отрасль права регулирует управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти?
1. Гражданское право
2. Конституционное право
3. Административное право
4. Уголовное право
Ответ:
Для обозначения одной из сторон трудового договора в Трудовом кодексе РФ используется термин
1) «физическое лицо»
2) «предприниматель»
3) «работающий по найму»
4) «работодатель»
Ответ:
Гражданин П. имеет собственный бизнес. Какой факт позволит сделать вывод о том, что организационной формой его фирмы является акционерное общество?
1) Уставный капитал фирмы разделён на равные части, каждая из которых оформлена ценной бумагой.
2) На собрании учредителей фирмы принят её устав.
3) Фирма занимается производством продукции, пользующейся спросом.
4) Фирма нацелена на получение прибыли.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о праве?
А. Правовые нормы выражают государственную волю, за которой в демократическом обществе стоит воля народа.
Б. Все правовые нормы принимаются высшим судебным органом власти.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Запишите слово, пропущенное в таблице.
| ТИП ОБЩЕСТВА | ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ |
|---|---|
| ... | Большинство работающих занято в сельском хозяйстве |
| Индустриальное | Большинство работающих занято в промышленности |
Ответ:
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «способности человека».
1. Задатки.
2. Одарённость.
3. Социализация.
4. Активность.
5. Талант.
6. Гениальность.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) доказательство положений;
Б) сбор фактов;
B) описание наблюдаемых явлений;
Г) формулирование научной проблемы;
Д) выдвижение гипотез.
ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ)
1) эмпирический;
2) теоретический.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Премьера фильма ужасов
2. Фестиваль рекламных роликов
3. Переиздание детектива-бестселлера
4. Выставка художников-авангардистов
5. Областной смотр фольклорных коллективов
6. Открытие международного конкурса пианистов
Ответ:_____________.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(A) По мере роста благосостояния российских семей в последнее десятилетие удельный вес расходов на питание снизился. (Б) При этом растут расходы на удовлетворение культурных потребностей.
(B) Наверное, труднее всего семьям удовлетворить потребность в комфортном жилье. (Г) Нельзя не признать, что в ряде случаев высокие цены на жильё поддерживаются искусственно. (Д) Цены выступают источником важной информации о состоянии данного рынка как для производителя, так и для потребителя.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социологи подчёркивают, что социальный______(А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается "золотой середины" между свободой выбора и_____(Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности__________(В).
Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных__________(Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, _______(Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.
Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или_______________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) ответственность | 2) общество | 3) контроль |
| 4) добровольность | 5) производство | 6) механизм |
| 7) инициатива | 8) самоконтроль | 9) нормативный акт |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Раскрывая роль государства в жизни общества,
1. Обладает наивысшей концентрацией власти.
2. Устанавливает общеобязательные нормы.
3. Его деятельность регулируется определёнными нормами.
4. Выполняет определённые общественные функции.
5. Регулирует деятельность граждан и организаций на определённой территории.
6. Возникло раньше других социальных институтов.
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
| жизнь | личная неприкосновенность | деловая репутация | нематериальные блага |
| свобода передвижения |
Ответ:
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Система российского права». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Наука — это кладбище гипотез». (А. Пуанкаре)
29.2 Экономика: «Предпринимательская деятельность служит интересам не только индивидуума, но и общества в целом». (С. Канарейкин)
29.3 Социология, социальная психология: «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника — социальную жизнь». (Э. Кассирер)
29.4 Политология: «"Разделяй и властвуй" — мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И. В. Гёте)
29.5 Правоведение: «Закон определяет власть каждого должностного лица». (В. И. Даль)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.