Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 19 № 5055

Используют ли, по мнению автора, учёные-обществоведы понятие «общество» для описания природных реалий? Приведите фразу из текста, которая помогает ответить на данный вопрос. Назовите один пример социальных реалий из числа содержащихся в тексте и приведите два собственных примера общественных реалий.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество — природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников — прежде всего биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов  —  порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.

 

(по В.В. Миронову)

1
Тип 17 № 5053

Приведите три содержащихся в тексте определения понятия «общество» в узком смысле и три определения понятия «общество» в широком смысле.


2
Задания Д22 C3 № 5054

На основании текста раскройте авторское понимание проблем социальной философии как науки. Приведите три положения. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «наука».

Предметная область: Человек и общество. Природное и общественное в человеке, Человек и общество. Системное строение общества, элементы и подсистемы

3
Тип 20 № 5056

Автор пишет, что для раскрытия различий между социальным и несоциальным необходимо понять, чем деятельность человека отличается от поведения животного. Назовите три отличия деятельности человека от поведения животного.

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.1 Природное и общественное в человеке

4
Тип 18 № 44760

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «наука».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Спрятать пояснение

Пояснение.

В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) ответ на вопрос: не используют.

2) фраза из текста: «..большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников — прежде всего биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу..»

3) пример из текста: могут быть названы гидростанции, симфоническая музыка или совесть.

4) собственные примеры: города, моральные нормы.

Могут быть приведены иные уместные примеры.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Приведены ответ на вопрос, фраза из текста, пример из текста, два собственных примера.3
Приведены ответ на вопрос, фраза из текста, два любых примера.

ИЛИ

Приведены ответ на вопрос, три примера.

ИЛИ

Ответ на вопрос не дан, но понятен из контекста приведённой фразы из текста. Приведены три примера.

2
Приведены ответ на вопрос, фраза из текста, один любой пример.

ИЛИ

Приведены ответ на вопрос и два любых примера.

ИЛИ

Ответ на вопрос не дан, но понятен из контекста приведённой фразы из текста. Приведены два любых примера.

1
Приведены один-два любых элемента ответа.

ИЛИ

Ответ неправильный.

0
Максимальный балл3