СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
Обществознание
Cайты, меню, вход, новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 22 № 5130

Чем, по мнению авторов¸ различается протекание процесса социализации у детей и взрослых (используя текст, приведите одно различие)? Привлекая обществоведческие знания, укажите другие два различия.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

 

(В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин)
1
Задание 21 № 5129

Какие две стороны взрослой социализации рассмотрели авторы? Как они определили сущность каждой из сторон?

Предметная область: Социальные отношения. Социализация
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 1.
Раздел кодификатора ФИПИ: 3.13 Социализация индивида

2
Задание 23 № 5131

На примере любых трёх указанных авторами вех в биографии человека покажите изменение статусов (прав и обязанностей, образа жизни) человека. Сначала укажите название жизненного цикла (вехи в биографии), затем дайте характеристику, как изменяются права и обязанности, образ жизни.

Предметная область: Социальные отношения. Социализация
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 1.
Раздел кодификатора ФИПИ: 3.13 Социализация индивида

3
Задание 24 № 5132

В социализации индивидов любого возраста определённую роль играет государство. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три задачи, которые может решать демократическое государство как агент социализации, и соответствующие средства, которые оно использует.

Предметная область: Социальные отношения. Социализация
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 1.
Раздел кодификатора ФИПИ: 3.13 Социализация индивида

Пояснение.

В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) Отличие протекания процесса социализации у детей и взрослых, приведенное в тексте:

— В детском возрасте никаких резких изменений не происходит, процесс социализации идет плавно, идет накопление новых ценностей норм, со вступлением в взрослую жизнь на первый план выходят процессы десоциализации и ресоциализации.

2) Другие отличия протекания процесса социализации у детей и взрослых:

— В детском возрасте большее влияние оказывают агенты первичной социализации (родители, родственники, сверстники), со вступлением в взрослую жизнь сильнее влияют агенты вторичной социализации (общественные организации, официальные учреждения).

— В детском возрасте социализация происходит через игру, со взрослением на первый план выходят другие виды деятельности.

Могут быть приведены другие различия.

Предметная область: Социальные отношения. Социализация
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 1.
Раздел кодификатора ФИПИ: 3.13 Социализация индивида