СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
≡ обществознание
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 21 № 6399

Какое опре­де­ле­ние куль­ту­ры при­ве­де­но автором? Как в тек­сте объ­яс­ня­ет­ся по­ло­же­ние о «репрессивном» ха­рак­те­ре культуры?


Прочитайте текст и выполните задания 21—24

 

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

 

(Н. Смелзер)
1
Задание 21 № 5527

Какое опре­де­ле­ние куль­ту­ры при­ве­де­но автором? Как в тек­сте объ­яс­ня­ет­ся по­ло­же­ние о «репрессивном» ха­рак­те­ре культуры?

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ЕГЭ—2015 по обществознанию.

2
Задание 22 № 5528

На­зо­ви­те три при­чи­ны, ко­то­рые по мне­нию ав­то­ра, огра­ни­чи­ва­ют «спо­соб­ность куль­ту­ры управ­лять че­ло­ве­че­ским по­ве­де­ни­ем». При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, факты об­ще­ствен­ной жизни на­зо­ви­те ещё одну при­чи­ну, не ука­зан­ную в тек­сте.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ЕГЭ—2015 по обществознанию.

3
Задание 23 № 5529

Какие три ре­зуль­та­та со­ци­а­ли­за­ции на­зва­ны в тексте? Ис­поль­зуя факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те при­мер того, какое со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее воз­дей­ствие не­об­хо­ди­мо для до­сти­же­ния каж­до­го из этих результатов.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ЕГЭ—2015 по обществознанию.
Раздел кодификатора ФИПИ: 3.13 Социализация индивида

4
Задание 24 № 5530

Используя текст и об­ще­ство­вед­че­ские знания, при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния вы­ска­зан­ной в тек­сте мысли о том, что без куль­ту­ры люди были бы пол­но­стью дезориентированы.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ЕГЭ—2015 по обществознанию.

Пояснение.

1) Cистема ре­гу­ли­ру­ю­щих механизмов, вклю­ча­ю­щая планы, рецепты, инструкции… ко­то­рые слу­жат для управ­ле­ния поведением.

2) Часто куль­ту­ра дей­стви­тель­но по­дав­ля­ет по­буж­де­ния человека, глав­ным об­ра­зом сек­су­аль­ные и агрессивные.

 

----------

Дублирует за­да­ние 5527.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2016 по обществознанию.