СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
≡ обществознание
сайты - меню - вход - новости



Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 21 № 8465

К ка­ко­му последствию, с точки зре­ния автора, ведёт про­дук­тив­ный диа­лог между вла­стью и обществом? Ка­ко­вы усло­вия ак­тив­но­го вли­я­ния на ре­ше­ния власти, ко­то­рые на­зы­ва­ет автор? На­зо­ви­те любые два условия.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Продуктивный диалог между гражданскими объединениями и властью в продвинутой форме может вести к тому, что граждане добиваются права участвовать в принятии решения по вопросам, имеющим важное общественное значение. Но получить такое право могут лишь те, кто действительно отстаивает значимые общественные, гражданские интересы, кто вступает в диалог с властью, вооружённый всей полнотой информации по интересующему и граждан, и власть вопросу, кто имеет по нему проект согласованного и реалистического решения.

Вместе с тем важно отметить, что в некоторых развитых демократических странах наметился процесс законодательного оформления гражданского участия. Так, например, принятый в ФРГ Закон «О содействии городскому планированию» устанавливает, что любые инновации в городах должны проводиться при непременном согласовании с горожанами и гражданскими объединениями с тем, чтобы не ущемлялись интересы собственников, арендаторов и пользователей (земли, домов или строений). Конечно, сам процесс согласования может быть выхолощен бюрократией или крупными предпринимателями, заинтересованными в инновациях. Но законом именно признаётся легитимность гражданского участия в этих процессах; более того, никакие новационные проекты градостроительства не утверждаются вышестоящими органами власти без соответствующей санкции гражданских организаций.

Одна из идеологем демократического общества заключается в представлении, что это – общество активных лояльных граждан, поддерживающих существующую политическую систему, имеющих право и политические средства влиять на её функционирование и принятие политических решений. В целом эта идеологема, безусловно, отражает реальность. Однако одно дело, что граждане имеют право реальным участием воздействовать на политические процессы в обществе, и другое – в какой мере они желают воспользоваться этим правом и, что более существенно, чувствуют себя компетентными им пользоваться.

Многочисленные конкретные исследования в США с убеждающим постоянством показывают, что большинство граждан довольствуется сознанием, что они могут воздействовать на политические решения, но мало, кто действительно стремится оказывать такое воздействие. Так, если взять такую форму гражданского участия, как голосование на выборах, то индивидуально-типические мотивы электорального поведения весьма вариативны. Скорее голосуют те, кто чувствует себя более укоренённым в обществе и в местном сообществе и реже голосуют люди со слабой социальной или локальной идентификацией, молодёжь, безработные, работники неквалифицированного труда, малообразованные.

(По Р. Г. Апресяну)

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1. Ответ на пер­вый вопрос:

— граж­да­не до­би­ва­ют­ся права участ­во­вать в при­ня­тии ре­ше­ния по вопросам, име­ю­щим важ­ное об­ще­ствен­ное значение.

2. На­зва­ны условия:

— по­лу­чить такое право могут лишь те, кто дей­стви­тель­но от­ста­и­ва­ет зна­чи­мые общественные, граж­дан­ские интересы, кто всту­па­ет в диа­лог с властью, вооружённый всей пол­но­той ин­фор­ма­ции по ин­те­ре­су­ю­ще­му и граждан, и власть вопросу, кто имеет по нему про­ект со­гла­со­ван­но­го и ре­а­ли­сти­че­ско­го решения;

— граж­да­не же­ла­ют вос­поль­зо­вать­ся этим пра­вом и чув­ству­ют себя ком­пе­тент­ным им пользоваться.