Заголовок: ЕГЭ−2025. Досрочная волна 08.04.2025. Вариант ФИПИ
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — обществознание
Вариант № 12680509

ЕГЭ−2025. Досрочная волна 08.04.2025. Вариант ФИПИ

1.  
i

Ниже при­ведён пе­ре­чень фак­то­ров. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к фак­то­рам со­кра­ще­ния пред­ло­же­ния.

 

1)  Рост платы за арен­ду про­из­вод­ствен­ных по­ме­ще­ний.

2)  Умень­ше­ние числа пред­при­я­тий.

3)  По­вы­ше­ние цен на энер­го­но­си­те­ли.

4)  Предо­став­ле­ние суб­си­дий про­из­во­ди­те­лям.

5)  По­вы­ше­ние на­ло­гов, взи­ма­е­мых с про­из­во­ди­те­лей.

6)  Внед­ре­ние новой вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­ной тех­но­ло­гии.

 

Най­ди­те два фак­то­ра, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

2.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­зна­нии и ис­ти­не и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Ис­тин­ным может быть толь­ко то зна­ние, ко­то­рое опи­ра­ет­ся на ав­то­ри­тет­ное мне­ние.

2.  Аб­со­лют­ной ис­ти­ной счи­та­ет­ся пол­ное ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о пред­ме­те.

3.  От­но­си­тель­ная ис­ти­на  — это не­пол­ное зна­ние об опре­делённой пред­мет­ной об­ла­сти.

4.  Ис­ти­на  — это адек­ват­ное от­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти в со­зна­нии че­ло­ве­ка.

5.  К фор­мам чув­ствен­но­го по­зна­ния от­но­сят суж­де­ние, вос­при­я­тие и умо­за­клю­че­ние.

3.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми (ти­па­ми) куль­ту­ры: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

A)  до­ступ­ность и узна­ва­е­мость

Б)  ори­ен­та­ция на за­про­сы уз­ко­го круга це­ни­те­лей, под­го­тов­лен­ных к вос­при­я­тию про­из­ве­де­ния

В)  при­о­ри­тет­ное раз­ви­тие раз­вле­ка­тель­ных жан­ров

Г)  слож­ность со­дер­жа­ния

Д)  от­сут­ствие ярко вы­ра­жен­ной ком­мер­че­ской на­прав­лен­но­сти

ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬ­ТУ­РЫ

1)  мас­со­вая куль­ту­ра

2)  эли­тар­ная куль­ту­ра

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
4.  
i

В стра­не Z раз­ви­ты сель­ское хо­зяй­ство и на­род­ные про­мыс­лы, ос­но­ван­ные на руч­ном труде. Какие иные при­зна­ки из пе­ре­чис­лен­ных сви­де­тель­ству­ют о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как об­ще­ство тра­ди­ци­он­но­го типа? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  пре­об­ла­да­ние семей пат­ри­ар­халь­но­го типа

2)  до­ми­ни­ро­ва­ние ре­ли­ги­оз­ных цен­но­стей

3)  гос­под­ство на­ту­раль­но­го хо­зяй­ства

4)  огра­ни­чен­ность ре­сур­сов

5)  ме­ха­ни­за­ция и ав­то­ма­ти­за­ция про­из­вод­ства

6)  фор­ми­ро­ва­ние ры­ноч­ной эко­но­ми­ки

5.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о фак­то­рах про­из­вод­ства и фак­тор­ных до­хо­дах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  К фак­то­рам про­из­вод­ства от­но­сят труд, землю, рынок, соб­ствен­ность.

2)  Фак­то­ра­ми про­из­вод­ства на­зы­ва­ют ре­сур­сы, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в со­зда­нии эко­но­ми­че­ских благ.

3)  Доход наёмного ра­бот­ни­ка на­зы­ва­ет­ся при­бы­лью.

4)  Труд как фак­тор про­из­вод­ства пред­по­ла­га­ет не­по­сред­ствен­ное ис­поль­зо­ва­ние спо­соб­но­стей ра­бот­ни­ка для из­го­тов­ле­ния то­ва­ров / ока­за­ния услуг.

5)  Соб­ствен­ник при­род­ных ре­сур­сов по­лу­ча­ет доход, на­зы­ва­е­мый рен­той.

6.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми на­ло­гов и сбо­ров (со­глас­но На­ло­го­во­му ко­дек­су Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции): к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ

A)  транс­порт­ный налог

Б)  тор­го­вый сбор

B)  сбор за поль­зо­ва­ние объ­ек­та­ми жи­вот­но­го мира

Г)  налог на иму­ще­ство фи­зи­че­ских лиц

Д)  налог на до­хо­ды фи­зи­че­ских лиц

ВИДЫ НА­ЛО­ГОВ И СБО­РОВ В РОС­СИЙ­СКОЙ ФЕ­ДЕ­РА­ЦИИ

1)  фе­де­раль­ные

2)  ре­ги­о­наль­ные

3)  мест­ные

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД
7.  
i

Ате­лье спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на по­ши­ве дет­ской одеж­ды. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке при­ме­ры пе­ре­мен­ных из­дер­жек ате­лье в крат­ко­сроч­ном пе­ри­о­де. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  вы­пла­та ранее взя­то­го кре­ди­та и про­цен­тов по нему

2)  при­об­ре­те­ние сырья и ма­те­ри­а­лов

3)  опла­та по­треблённой элек­тро­энер­гии

4)  окла­ды ад­ми­ни­стра­ции

5)  опла­та упа­ков­ки

6)  плата за охра­ну по­ме­ще­ния ате­лье

8.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных груп­пах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  К от­ли­чи­тель­ным при­зна­кам малой груп­пы от­но­сят не­по­сред­ствен­ное вза­и­мо­дей­ствие и воз­дей­ствие друг на друга её чле­нов.

2)  Эт­ни­че­ские общ­но­сти об­ра­зо­ва­ны по де­мо­гра­фи­че­ско­му прин­ци­пу.

3)  Со­ци­аль­ной груп­пой на­зы­ва­ют со­во­куп­ность людей, име­ю­щих какой-либо общий со­ци­аль­но зна­чи­мый при­знак.

4)  При­над­леж­ность к опре­делённой со­ци­аль­ной груп­пе по­мо­га­ет че­ло­ве­ку осо­знать своё по­ло­же­ние в об­ще­стве.

5)  В не­фор­маль­ной груп­пе ста­тус чле­нов и цель де­я­тель­но­сти все­гда чётко опре­де­ле­ны.

9.  
i

В ходе со­цио­ло­ги­че­ских опро­сов со­вер­шен­но­лет­них жи­те­лей им пред­ло­жи­ли опре­де­лить их от­но­ше­ние к про­бле­ме не­ра­вен­ства до­хо­дов.

По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  В 2024 г. среди опро­шен­ных доля тех, кто счи­та­ет, что любое не­ра­вен­ство вред­но, боль­ше доли тех, кто счи­та­ет, что не­ра­вен­ство до­хо­дов до­пу­сти­мо толь­ко в слу­чае не­зна­чи­тель­но­го раз­ры­ва между бед­ны­ми и бо­га­ты­ми.

2)  В 2024 г. наи­бо­лее по­пу­ляр­но мне­ние, что не­ра­вен­ство до­хо­дов по­лез­но.

3)  В 2014 г. среди опро­шен­ных доля тех, кто счи­та­ет, что не­ра­вен­ство до­хо­дов по­лез­но, боль­ше доли тех, кто счи­та­ет, что не­ра­вен­ство до­хо­дов до­пу­сти­мо толь­ко в слу­чае не­зна­чи­тель­но­го раз­ры­ва между бед­ны­ми и бо­га­ты­ми.

4)  Доля тех, кто от­ме­тил, что не­ра­вен­ство до­хо­дов до­пу­сти­мо толь­ко в слу­чае не­зна­чи­тель­но­го раз­ры­ва между бед­ны­ми и бо­га­ты­ми, со­кра­ти­лась за 10 лет.

5)  Доля тех, кто за­труд­нил­ся от­ве­тить, в 2024 г. мень­ше, чем в 2014 г.

10.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о граж­дан­ском об­ще­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  Граж­дан­ское об­ще­ство пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний, раз­ви­ва­ю­щих­ся под кон­тро­лем го­су­дар­ства.

2)  В граж­дан­ском об­ще­стве, в от­ли­чие от го­су­дар­ствен­ных струк­тур, пре­об­ла­да­ют вер­ти­каль­ные связи между участ­ни­ка­ми.

3)  Ор­га­ни­за­ции граж­дан­ско­го об­ще­ства при­зва­ны обес­пе­чи­вать ре­аль­ные га­ран­тии прав и сво­бод че­ло­ве­ка, рав­ный до­ступ к уча­стию в го­су­дар­ствен­ных и об­ще­ствен­ных делах.

4)  Цель функ­ци­о­ни­ро­ва­ния со­вре­мен­но­го граж­дан­ско­го об­ще­ства за­клю­ча­ет­ся в удо­вле­тво­ре­нии ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных по­треб­но­стей че­ло­ве­ка, в со­зда­нии усло­вий, обес­пе­чи­ва­ю­щих ему до­стой­ную жизнь и сво­бод­ное раз­ви­тие.

5)  Эко­но­ми­че­ская база граж­дан­ско­го об­ще­ства – го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность.

11.  
i

Ор­га­ни­за­ция Y  — по­ли­ти­че­ская пар­тия. Какие функ­ции она вы­пол­ня­ет в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  ру­ко­вод­ство ми­ни­стер­ства­ми и ве­дом­ства­ми

2)  вы­дви­же­ние кан­ди­да­тов на вы­бо­рах в ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния

3)  вы­ра­же­ние мне­ния граж­дан по во­про­сам об­ще­ствен­ной жизни

4)  ре­гу­ли­ро­ва­ние пра­во­вых от­но­ше­ний

5)  по­ли­ти­че­ское про­све­ще­ние граж­дан

6)  уча­стие в су­до­про­из­вод­стве

12.  
i

Со­глас­но Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции наша стра­на  — со­ци­аль­ное го­су­дар­ство. Вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке черты, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие со­ци­аль­ное го­су­дар­ство, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  со­зда­ние усло­вий, обес­пе­чи­ва­ю­щих граж­да­нам Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции до­стой­ную жизнь

2)  обес­пе­че­ние го­су­дар­ствен­ной под­держ­ки семьи

3)  укреп­ле­ние обо­ро­но­спо­соб­но­сти стра­ны

4)  уста­нов­ле­ние га­ран­ти­ро­ван­но­го ми­ни­маль­но­го раз­ме­ра опла­ты труда

5)  от­сут­ствие го­су­дар­ствен­ной обя­за­тель­ной ре­ли­гии

13.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пол­но­мо­чи­я­ми и субъ­ек­та­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ре­а­ли­зу­ю­щи­ми эти пол­но­мо­чия: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПОЛ­НО­МО­ЧИЯ

А)  при­ня­тие фе­де­раль­ных за­ко­нов

Б)  на­зна­че­ние на долж­ность Пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го банка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

В)  осу­ществ­ле­ние мер по обес­пе­че­нию за­кон­но­сти

Г)  осу­ществ­ле­ние по­ми­ло­ва­ния

Д)  управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью

СУБЪ­ЕК­ТЫ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НОЙ

ВЛА­СТИ РФ

1)  Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

2)  Го­су­дар­ствен­ная Дума

3)  Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
14.  
i

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об осо­бен­но­стях пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния труда не­со­вер­шен­но­лет­них в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  Ра­бот­ни­кам в воз­расте до 18 лет предо­став­ля­ет­ся еже­год­ный ос­нов­ной опла­чи­ва­е­мый от­пуск про­дол­жи­тель­но­стью 45 ка­лен­дар­ных дней.

2)  Лица, не до­стиг­шие воз­рас­та 18 лет, под­ле­жат обя­за­тель­но­му пред­ва­ри­тель­но­му ме­ди­цин­ско­му осмот­ру при за­клю­че­нии тру­до­во­го до­го­во­ра.

3)  Для ра­бот­ни­ков в воз­расте до 18 лет нормы вы­ра­бот­ки уста­нав­ли­ва­ют­ся ис­хо­дя из общих норм вы­ра­бот­ки про­пор­ци­о­наль­но уста­нов­лен­ной для этих ра­бот­ни­ков со­кращённой про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­че­го вре­ме­ни.

4)  Для не­со­вер­шен­но­лет­них ра­бот­ни­ков уста­нав­ли­ва­ет­ся ис­пы­та­ние при приёме на ра­бо­ту сро­ком на один месяц.

5)  За­клю­че­ние тру­до­во­го до­го­во­ра по об­ще­му пра­ви­лу до­пус­ка­ет­ся с ли­ца­ми, до­стиг­ши­ми воз­рас­та 15 лет.

15.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ис­точ­ни­ка­ми (фор­ма­ми) права: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  закон, об­ла­да­ю­щий выс­шей юри­ди­че­ской силой

Б)  со­гла­ше­ние двух или более сто­рон, уста­нав­ли­ва­ю­щее, из­ме­ня­ю­щее или от­ме­ня­ю­щее пра­во­вые нормы в пре­де­лах их ком­пе­тен­ции

В)  ре­ше­ние, вы­не­сен­ное по кон­крет­но­му делу, слу­жа­щее об­раз­цом для ана­ло­гич­ных дел

Г)  санк­ци­о­ни­ру­е­мое го­су­дар­ством пра­ви­ло по­ве­де­ния, ко­то­рое сло­жи­лось в ре­зуль­та­те дли­тель­но­го по­вто­ре­ния опре­делённых дей­ствий, в ре­зуль­та­те чего за­кре­пи­лось как устой­чи­вая норма

Д)  опре­делённая форма при­ня­тия (из­да­ния) до­ку­мен­та право­твор­че­ским ор­га­ном в пре­де­лах его ком­пе­тен­ции

ИС­ТОЧ­НИ­КИ (ФОРМЫ)

ПРАВА

1)  су­деб­ный пре­це­дент

2)  пра­во­вой обы­чай

3)  нор­ма­тив­ный до­го­вор

4)  нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
16.  
i

Пред­ставь­те, что Вы по­мо­га­е­те учи­те­лю офор­мить пре­зен­та­цию к уроку об­ще­ст­во­зна­ния по теме «Меры про­цес­су­аль­но­го при­нуж­де­ния, уста­нов­лен­ные Уго­лов­но-про­цес­су­аль­ным ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». Один из слай­дов на­зы­ва­ет­ся «Меры пре­се­че­ния». Что из пе­ре­чис­лен­но­го сле­ду­ет вклю­чить в этот слайд? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны меры пре­се­че­ния.

 

1)  пре­ду­пре­жде­ние

2)  дис­ква­ли­фи­ка­ция

3)  за­прет опре­делённых дей­ствий

4)  под­пис­ка о не­вы­ез­де

5)  лич­ное по­ру­чи­тель­ство

6)  залог

17.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 17–20.

Ком­мер­че­ский банк  — это кре­дит­ная ор­га­ни­за­ция, ко­то­рая для из­вле­че­ния при­бы­ли как ос­нов­ной цели своей де­я­тель­но­сти на ос­но­ва­нии спе­ци­аль­но­го раз­ре­ше­ния (ли­цен­зии) Цен­траль­но­го банка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции имеет ис­клю­чи­тель­ное право со­вер­шать в со­во­куп­но­сти сле­ду­ю­щие бан­ков­ские опе­ра­ции: при­вле­че­ние во вкла­ды де­неж­ных средств фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц; раз­ме­ще­ние ука­зан­ных средств от сво­е­го имени и за свой счёт на усло­ви­ях воз­врат­но­сти, плат­но­сти, сроч­но­сти; от­кры­тие и ве­де­ние бан­ков­ских сче­тов фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц.

Банки и дру­гие фи­нан­со­во-кре­дит­ные учре­жде­ния в со­ста­ве кре­дит­ной си­сте­мы стра­ны иг­ра­ют роль фи­нан­со­вых по­сред­ни­ков. Их на­зна­че­ние за­клю­ча­ет­ся в сни­же­нии рис­ков у вла­дель­цев де­неж­ных сбе­ре­же­ний: банки ак­ку­му­ли­ру­ют у себя зна­чи­тель­ные де­неж­ные сред­ства и имеют воз­мож­ность раз­ме­щать их в раз­ных на­прав­ле­ни­ях путём кре­ди­то­ва­ния или ин­ве­сти­ро­ва­ния, под­би­рая оп­ти­маль­ное со­че­та­ние риска и до­ход­но­сти. Тем самым банки берут на себя риски при­вле­че­ния (обя­за­тель­ства вер­нуть вклад­чи­кам де­неж­ные сред­ства) и риски раз­ме­ще­ния (риск не­по­лу­че­ния ин­ве­сти­ро­ван­ных средств) <...>.

Под «про­дук­том» банка можно по­ни­мать платёжные сред­ства (кре­ди­ты) и бан­ков­ские услу­ги (в со­от­вет­ствии с ли­цен­зи­ей).

Яв­ля­ясь важ­ным зве­ном кре­дит­ной си­сте­мы стра­ны, ком­мер­че­ские банки вы­пол­ня­ют ряд не свой­ствен­ных ни­ка­ким дру­гим пред­при­я­ти­ям функ­ций, ко­то­рые можно сгруп­пи­ро­вать по двум ос­нов­ным на­прав­ле­ни­ям: обес­пе­че­ние функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ком­мер­че­ско­го обо­ро­та то­ва­ров и услуг (т. е. банки предо­став­ля­ют воз­мож­ность ве­де­ния расчётов с по­мо­щью платёжных ин­стру­мен­тов, ис­поль­зуя бан­ков­скую ин­фра­струк­ту­ру) и осу­ществ­ле­ние про­цес­са со­гла­со­ва­ния ин­те­ре­сов вклад­чи­ков (кре­ди­то­ров) и заёмщи­ков по сро­кам и объёмам.

Зна­че­ние соб­ствен­ных ре­сур­сов банка в том, что они обес­пе­чи­ва­ют его устой­чи­вость. На на­чаль­ном этапе соб­ствен­ные сред­ства по­кры­ва­ют пер­во­оче­ред­ные рас­хо­ды, без ко­то­рых банк не может на­чать свою де­я­тель­ность (зда­ние, обо­ру­до­ва­ние, за­ра­бот­ная плата пер­со­на­ла и т. д.). При­влечённые сред­ства бан­ков по­кры­ва­ют бо́льшую часть всей по­треб­но­сти в де­неж­ных ре­сур­сах для про­ве­де­ния ак­тив­ных опе­ра­ций.

 

(По А. В. Ер­шо­ву, В. И. Шил­ко­ву)

Какую роль иг­ра­ют банки и дру­гие фи­нан­со­во-кре­дит­ные учре­жде­ния в со­ста­ве кре­дит­ной си­сте­мы стра­ны? Что можно по­ни­мать под «про­дук­том» банка? (Ука­жи­те два таких «про­дук­та» из тек­ста.) Какие функ­ции, не свой­ствен­ные ни­ка­ким дру­гим пред­при­я­ти­ям, вы­пол­ня­ют ком­мер­че­ские банки? (Ука­жи­те два ос­нов­ных на­прав­ле­ния, по ко­то­рым можно сгруп­пи­ро­вать эти функ­ции) (От­ве­ты на все во­про­сы да­ют­ся толь­ко с опо­рой на текст.)

18.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 17–20.

Ком­мер­че­ский банк  — это кре­дит­ная ор­га­ни­за­ция, ко­то­рая для из­вле­че­ния при­бы­ли как ос­нов­ной цели своей де­я­тель­но­сти на ос­но­ва­нии спе­ци­аль­но­го раз­ре­ше­ния (ли­цен­зии) Цен­траль­но­го банка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции имеет ис­клю­чи­тель­ное право со­вер­шать в со­во­куп­но­сти сле­ду­ю­щие бан­ков­ские опе­ра­ции: при­вле­че­ние во вкла­ды де­неж­ных средств фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц; раз­ме­ще­ние ука­зан­ных средств от сво­е­го имени и за свой счёт на усло­ви­ях воз­врат­но­сти, плат­но­сти, сроч­но­сти; от­кры­тие и ве­де­ние бан­ков­ских сче­тов фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц.

Банки и дру­гие фи­нан­со­во-кре­дит­ные учре­жде­ния в со­ста­ве кре­дит­ной си­сте­мы стра­ны иг­ра­ют роль фи­нан­со­вых по­сред­ни­ков. Их на­зна­че­ние за­клю­ча­ет­ся в сни­же­нии рис­ков у вла­дель­цев де­неж­ных сбе­ре­же­ний: банки ак­ку­му­ли­ру­ют у себя зна­чи­тель­ные де­неж­ные сред­ства и имеют воз­мож­ность раз­ме­щать их в раз­ных на­прав­ле­ни­ях путём кре­ди­то­ва­ния или ин­ве­сти­ро­ва­ния, под­би­рая оп­ти­маль­ное со­че­та­ние риска и до­ход­но­сти. Тем самым банки берут на себя риски при­вле­че­ния (обя­за­тель­ства вер­нуть вклад­чи­кам де­неж­ные сред­ства) и риски раз­ме­ще­ния (риск не­по­лу­че­ния ин­ве­сти­ро­ван­ных средств) <...>.

Под «про­дук­том» банка можно по­ни­мать платёжные сред­ства (кре­ди­ты) и бан­ков­ские услу­ги (в со­от­вет­ствии с ли­цен­зи­ей).

Яв­ля­ясь важ­ным зве­ном кре­дит­ной си­сте­мы стра­ны, ком­мер­че­ские банки вы­пол­ня­ют ряд не свой­ствен­ных ни­ка­ким дру­гим пред­при­я­ти­ям функ­ций, ко­то­рые можно сгруп­пи­ро­вать по двум ос­нов­ным на­прав­ле­ни­ям: обес­пе­че­ние функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ком­мер­че­ско­го обо­ро­та то­ва­ров и услуг (т. е. банки предо­став­ля­ют воз­мож­ность ве­де­ния расчётов с по­мо­щью платёжных ин­стру­мен­тов, ис­поль­зуя бан­ков­скую ин­фра­струк­ту­ру) и осу­ществ­ле­ние про­цес­са со­гла­со­ва­ния ин­те­ре­сов вклад­чи­ков (кре­ди­то­ров) и заёмщи­ков по сро­кам и объёмам.

Зна­че­ние соб­ствен­ных ре­сур­сов банка в том, что они обес­пе­чи­ва­ют его устой­чи­вость. На на­чаль­ном этапе соб­ствен­ные сред­ства по­кры­ва­ют пер­во­оче­ред­ные рас­хо­ды, без ко­то­рых банк не может на­чать свою де­я­тель­ность (зда­ние, обо­ру­до­ва­ние, за­ра­бот­ная плата пер­со­на­ла и т. д.). При­влечённые сред­ства бан­ков по­кры­ва­ют бо́льшую часть всей по­треб­но­сти в де­неж­ных ре­сур­сах для про­ве­де­ния ак­тив­ных опе­ра­ций.

 

(По А. В. Ер­шо­ву, В. И. Шил­ко­ву)

В тек­сте упо­мя­ну­ты клю­че­вые по­ня­тия со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ных наук. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния,

 

—  ука­жи­те не менее трёх ос­нов­ных ха­рак­те­ри­стик юри­ди­че­ско­го лица как субъ­ек­та граж­дан­ско­го права;

—  объ­яс­ни­те связь уров­ня ин­фля­ции в стра­не с вы­пол­не­ни­ем бан­ка­ми сво­е­го на­зна­че­ния, ука­зан­но­го в тек­сте.

 

(Объ­яс­не­ние может быть дано в одном или не­сколь­ких рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях.)

19.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 17–20.

Ком­мер­че­ский банк  — это кре­дит­ная ор­га­ни­за­ция, ко­то­рая для из­вле­че­ния при­бы­ли как ос­нов­ной цели своей де­я­тель­но­сти на ос­но­ва­нии спе­ци­аль­но­го раз­ре­ше­ния (ли­цен­зии) Цен­траль­но­го банка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции имеет ис­клю­чи­тель­ное право со­вер­шать в со­во­куп­но­сти сле­ду­ю­щие бан­ков­ские опе­ра­ции: при­вле­че­ние во вкла­ды де­неж­ных средств фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц; раз­ме­ще­ние ука­зан­ных средств от сво­е­го имени и за свой счёт на усло­ви­ях воз­врат­но­сти, плат­но­сти, сроч­но­сти; от­кры­тие и ве­де­ние бан­ков­ских сче­тов фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц.

Банки и дру­гие фи­нан­со­во-кре­дит­ные учре­жде­ния в со­ста­ве кре­дит­ной си­сте­мы стра­ны иг­ра­ют роль фи­нан­со­вых по­сред­ни­ков. Их на­зна­че­ние за­клю­ча­ет­ся в сни­же­нии рис­ков у вла­дель­цев де­неж­ных сбе­ре­же­ний: банки ак­ку­му­ли­ру­ют у себя зна­чи­тель­ные де­неж­ные сред­ства и имеют воз­мож­ность раз­ме­щать их в раз­ных на­прав­ле­ни­ях путём кре­ди­то­ва­ния или ин­ве­сти­ро­ва­ния, под­би­рая оп­ти­маль­ное со­че­та­ние риска и до­ход­но­сти. Тем самым банки берут на себя риски при­вле­че­ния (обя­за­тель­ства вер­нуть вклад­чи­кам де­неж­ные сред­ства) и риски раз­ме­ще­ния (риск не­по­лу­че­ния ин­ве­сти­ро­ван­ных средств) <...>.

Под «про­дук­том» банка можно по­ни­мать платёжные сред­ства (кре­ди­ты) и бан­ков­ские услу­ги (в со­от­вет­ствии с ли­цен­зи­ей).

Яв­ля­ясь важ­ным зве­ном кре­дит­ной си­сте­мы стра­ны, ком­мер­че­ские банки вы­пол­ня­ют ряд не свой­ствен­ных ни­ка­ким дру­гим пред­при­я­ти­ям функ­ций, ко­то­рые можно сгруп­пи­ро­вать по двум ос­нов­ным на­прав­ле­ни­ям: обес­пе­че­ние функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ком­мер­че­ско­го обо­ро­та то­ва­ров и услуг (т. е. банки предо­став­ля­ют воз­мож­ность ве­де­ния расчётов с по­мо­щью платёжных ин­стру­мен­тов, ис­поль­зуя бан­ков­скую ин­фра­струк­ту­ру) и осу­ществ­ле­ние про­цес­са со­гла­со­ва­ния ин­те­ре­сов вклад­чи­ков (кре­ди­то­ров) и заёмщи­ков по сро­кам и объёмам.

Зна­че­ние соб­ствен­ных ре­сур­сов банка в том, что они обес­пе­чи­ва­ют его устой­чи­вость. На на­чаль­ном этапе соб­ствен­ные сред­ства по­кры­ва­ют пер­во­оче­ред­ные рас­хо­ды, без ко­то­рых банк не может на­чать свою де­я­тель­ность (зда­ние, обо­ру­до­ва­ние, за­ра­бот­ная плата пер­со­на­ла и т. д.). При­влечённые сред­ства бан­ков по­кры­ва­ют бо́льшую часть всей по­треб­но­сти в де­неж­ных ре­сур­сах для про­ве­де­ния ак­тив­ных опе­ра­ций.

 

(По А. В. Ер­шо­ву, В. И. Шил­ко­ву)

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те кон­крет­ные при­ме­ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие ре­а­ли­за­цию бан­ка­ми в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции трёх на­зван­ных в тек­сте бан­ков­ских опе­ра­ций. (В каж­дом слу­чае сна­ча­ла ука­жи­те бан­ков­скую опе­ра­цию, затем при­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер. Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто.)

20.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 17–20.

Ком­мер­че­ский банк  — это кре­дит­ная ор­га­ни­за­ция, ко­то­рая для из­вле­че­ния при­бы­ли как ос­нов­ной цели своей де­я­тель­но­сти на ос­но­ва­нии спе­ци­аль­но­го раз­ре­ше­ния (ли­цен­зии) Цен­траль­но­го банка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции имеет ис­клю­чи­тель­ное право со­вер­шать в со­во­куп­но­сти сле­ду­ю­щие бан­ков­ские опе­ра­ции: при­вле­че­ние во вкла­ды де­неж­ных средств фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц; раз­ме­ще­ние ука­зан­ных средств от сво­е­го имени и за свой счёт на усло­ви­ях воз­врат­но­сти, плат­но­сти, сроч­но­сти; от­кры­тие и ве­де­ние бан­ков­ских сче­тов фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц.

Банки и дру­гие фи­нан­со­во-кре­дит­ные учре­жде­ния в со­ста­ве кре­дит­ной си­сте­мы стра­ны иг­ра­ют роль фи­нан­со­вых по­сред­ни­ков. Их на­зна­че­ние за­клю­ча­ет­ся в сни­же­нии рис­ков у вла­дель­цев де­неж­ных сбе­ре­же­ний: банки ак­ку­му­ли­ру­ют у себя зна­чи­тель­ные де­неж­ные сред­ства и имеют воз­мож­ность раз­ме­щать их в раз­ных на­прав­ле­ни­ях путём кре­ди­то­ва­ния или ин­ве­сти­ро­ва­ния, под­би­рая оп­ти­маль­ное со­че­та­ние риска и до­ход­но­сти. Тем самым банки берут на себя риски при­вле­че­ния (обя­за­тель­ства вер­нуть вклад­чи­кам де­неж­ные сред­ства) и риски раз­ме­ще­ния (риск не­по­лу­че­ния ин­ве­сти­ро­ван­ных средств) <...>.

Под «про­дук­том» банка можно по­ни­мать платёжные сред­ства (кре­ди­ты) и бан­ков­ские услу­ги (в со­от­вет­ствии с ли­цен­зи­ей).

Яв­ля­ясь важ­ным зве­ном кре­дит­ной си­сте­мы стра­ны, ком­мер­че­ские банки вы­пол­ня­ют ряд не свой­ствен­ных ни­ка­ким дру­гим пред­при­я­ти­ям функ­ций, ко­то­рые можно сгруп­пи­ро­вать по двум ос­нов­ным на­прав­ле­ни­ям: обес­пе­че­ние функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ком­мер­че­ско­го обо­ро­та то­ва­ров и услуг (т. е. банки предо­став­ля­ют воз­мож­ность ве­де­ния расчётов с по­мо­щью платёжных ин­стру­мен­тов, ис­поль­зуя бан­ков­скую ин­фра­струк­ту­ру) и осу­ществ­ле­ние про­цес­са со­гла­со­ва­ния ин­те­ре­сов вклад­чи­ков (кре­ди­то­ров) и заёмщи­ков по сро­кам и объёмам.

Зна­че­ние соб­ствен­ных ре­сур­сов банка в том, что они обес­пе­чи­ва­ют его устой­чи­вость. На на­чаль­ном этапе соб­ствен­ные сред­ства по­кры­ва­ют пер­во­оче­ред­ные рас­хо­ды, без ко­то­рых банк не может на­чать свою де­я­тель­ность (зда­ние, обо­ру­до­ва­ние, за­ра­бот­ная плата пер­со­на­ла и т. д.). При­влечённые сред­ства бан­ков по­кры­ва­ют бо́льшую часть всей по­треб­но­сти в де­неж­ных ре­сур­сах для про­ве­де­ния ак­тив­ных опе­ра­ций.

 

(По А. В. Ер­шо­ву, В. И. Шил­ко­ву)

Су­ще­ству­ет мне­ние, что бан­ков­ский де­по­зит  — один из наи­бо­лее вы­год­ных и надёжных ин­стру­мен­тов раз­ме­ще­ния сбе­ре­же­ний до­мо­хо­зяйств. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в под­твер­жде­ние и два ар­гу­мен­та в опро­вер­же­ние этого мне­ния. (Всего долж­но быть при­ве­де­но че­ты­ре ар­гу­мен­та. Каж­дый ар­гу­мент дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван как рас­про­странённое пред­ло­же­ние.)

21.  
i

На гра­фи­ке изоб­ра­же­но из­ме­не­ние си­ту­а­ции на рынке вен­ти­ля­то­ров. Кри­вая спро­са пе­ре­ме­сти­лась из по­ло­же­ния D в по­ло­же­ние D1 при не­из­мен­ном пред­ло­же­нии S. (На гра­фи­ке P  — цена то­ва­ра; Q  — ко­ли­че­ство то­ва­ра).

Как из­ме­ни­лась рав­но­вес­ная цена? Что могло вы­звать из­ме­не­ние спро­са? Ука­жи­те любое одно об­сто­я­тель­ство (фак­тор) и объ­яс­ни­те его вли­я­ние на спрос. (Объ­яс­не­ние долж­но быть дано при­ме­ни­тель­но к рынку, ука­зан­но­му в тек­сте за­да­ния.)

Как из­ме­нят­ся пред­ло­же­ние и рав­но­вес­ная цена на дан­ном рынке, если при про­чих рав­ных усло­ви­ях вы­рас­тут цены на ма­те­ри­а­лы и ком­плек­ту­ю­щие для про­из­вод­ства вен­ти­ля­то­ров?

22.  
i

Го­су­дар­ство Z вклю­ча­ет в себя тер­ри­то­рии 20 субъ­ек­тов, ко­то­рые об­ла­да­ют опре­делённой по­ли­ти­че­ской са­мо­сто­я­тель­но­стью. В го­су­дар­стве Z за­ко­но­да­тель­ную власть осу­ществ­ля­ет пар­ла­мент, а все­на­род­но из­би­ра­е­мый глава го­су­дар­ства фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство и воз­глав­ля­ет ис­пол­ни­тель­ную власть. Из­бран­ным счи­та­ет­ся кан­ди­дат, на­брав­ший наи­боль­шее ко­ли­че­ство

го­ло­сов из­би­ра­те­лей. Эта си­сте­ма при­ме­ня­ет­ся как при вы­бо­рах выс­ших долж­ност­ных лиц, так и на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах. В го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет сво­бод­ная кон­ку­рен­ция по­ли­ти­че­ских пар­тий, во­про­сы ре­ша­ют­ся боль­шин­ством го­ло­сов при учёте мне­ний и ин­те­ре­сов мень­шин­ства.

Ка­ко­ва форма го­су­дар­ствен­но­го (тер­ри­то­ри­аль­но­го) устрой­ства го­су­дар­ства Z? Какой факт из усло­вия за­да­чи поз­во­ля­ет сде­лать вывод, что го­су­дар­ство Z  — де­мо­кра­ти­че­ское? К ка­ко­му типу от­но­сит­ся из­би­ра­тель­ная си­сте­ма го­су­дар­ства Z? Ка­ко­вы ос­нов­ные до­сто­ин­ства из­би­ра­тель­ной си­сте­мы этого типа? (Ука­жи­те любые два до­сто­ин­ства.)

23.  
i

Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции опре­де­ля­ет не­ма­те­ри­аль­ные блага, при­над­ле­жа­щие че­ло­ве­ку и граж­да­ни­ну от рож­де­ния или в силу за­ко­на.

На ос­но­ве по­ло­же­ний Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния этой ха­рак­те­ри­сти­ки.

(Каж­дое объ­яс­не­ние долж­но быть при­ве­де­но как рас­про­странённое пред­ло­же­ние с опо­рой на кон­крет­ное по­ло­же­ние Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что пра­виль­ное вы­пол­не­ние за­да­ния не тре­бу­ет ука­за­ния в от­ве­те но­ме­ров со­от­вет­ству­ю­щих ста­тей Кон­сти­ту­ции и до­слов­но­го вос­про­из­ве­де­ния их со­дер­жа­ния.)

24.  
i

Пред­ставь­те, что Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по опре­делённой теме. Вы­пол­ни­те за­да­ния 24 и 25.

 

Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по теме «Со­ци­аль­ный кон­троль  — ме­ха­низм ре­гу­ля­ции по­ве­де­ния че­ло­ве­ка».

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Со­ци­аль­ный кон­троль  — ме­ха­низм ре­гу­ля­ции по­ве­де­ния че­ло­ве­ка». Слож­ный план дол­жен со­дер­жать не менее трёх не­по­сред­ствен­но рас­кры­ва­ю­щих тему по су­ще­ству пунк­тов, де­та­ли­зи­ро­ван­ных в под­пунк­тах. (Ко­ли­че­ство под­пунк­тов каж­до­го де­та­ли­зи­ро­ван­но­го пунк­та долж­но быть не менее трёх, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда с точки зре­ния об­ще­ствен­ных наук воз­мож­ны толь­ко два под­пунк­та.)

25.  
i

Пред­ставь­те, что Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по опре­делённой теме. Вы­пол­ни­те за­да­ние.

Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по теме «Со­ци­аль­ный кон­троль».

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, вы­пол­ни­те за­да­ния, от­веть­те на во­прос.

Обос­нуй­те важ­ность на­вы­ков са­мо­кон­тро­ля для че­ло­ве­ка. (Обос­но­ва­ние долж­но быть дано с опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния в не­сколь­ких свя­зан­ных между собой рас­про­странённых пред­ло­же­ни­ях, рас­кры­вать при­чин­но-след­ствен­ные и (или) функ­ци­о­наль­ные связи.)

Какие со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты осу­ществ­ля­ют кон­троль над по­ве­де­ни­ем че­ло­ве­ка? (На­зо­ви­те любые три со­ци­аль­ных ин­сти­ту­та.)

Для каж­до­го из ука­зан­ных в пунк­те 2) ин­сти­ту­тов при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру, ил­лю­стри­ру­ю­ще­му кон­тро­ли­ру­ю­щее воз­дей­ствие на че­ло­ве­ка. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто. В со­во­куп­но­сти при­ме­ры долж­ны ил­лю­стри­ро­вать три раз­лич­ных ин­сти­ту­та.)