ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Революция как форма социальных изменений
1) всегда связана с изменением государственно-территориального устройства
2) направлена на преобразование некоторых сторон жизни общества
3) как правило, осуществляется по инициативе власти
4) предполагает резкие качественные изменения общественных отношений
Ответ:
Элитарная культура, в отличие от массовой,
1) использует систему художественных образов
2) обладает жанровым разнообразием
3) создаётся профессионалами
4) предполагает высокий уровень эстетической культуры потребителей
Ответ:
О каком характере истины свидетельствует высказывание:
«Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок»?
1. О научном
2. Об абсолютном
3. Об относительном
4. Об очевидном
Ответ:
Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
Б. Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Потребитель выиграет в условиях рыночной экономики при
1) повышении налогов на производителя
2) повышении пошлин на импортную продукцию
3) централизованном планировании производства
4) устранении монополизации экономики
Ответ:
К переменным издержкам предприятия относится(-ятся)
1) арендная плата
2) затраты на переподготовку кадров
3) расходы на содержание здания
4) расходы на приобретение тары и упаковки
Ответ:
В государстве Z на протяжении полугода происходит рост цен на товары и услуги на 60-70% в месяц. Какой вид инфляции наблюдается в государстве Z?
1. Инфляция издержек
2. Гиперинфляция
3. Инфляция спроса
4. Умеренная инфляция
Ответ:
На рисунке отражена ситуация на рынке услуг по Р организации праздников (Р — цена, Q — количество). Проанализируйте изменение предложения (линия предложения S переместилась в положение S1). Чем может быть объяснено подобное изменение?
1) Большое число артистов, певцов не имеют постоянной работы и ищут разовые заработки.
2) Цены на аренду помещений, в которых можно собрать гостей, резко возросли.
3) Страна вступила в полосу экономического кризиса.
4) Цены на продукты питания и услуги общественного питания постоянно увеличиваются.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о налогах, уплачиваемых предприятиями?
А. К налогам, уплачиваемым предприятиями, относится налог на прибыль.
Б. К налогам, уплачиваемым предприятиями, относится налог на доходы физических лиц.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
У отца и сына общее увлечение: каждое воскресенье они вместе ходят на рыбалку. Это проявление функции семьи
1) репродуктивной
2) досуговой
3) социального контроля
4) социально-статусной
Ответ:
В ходе социологических опросов в стране Z (в 2002 и 2012 гг.) респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Приходилось ли Вам, Вашей семье отказываться от летней туристической поездки из-за нехватки денег?». Полученные результаты представлены в таблице.
| Варианты ответа | ||
|---|---|---|
| % от числа опрошенных | ||
| 2001 г. | 2012 г. | |
| Постоянно | 41 | 39 |
| Время от времени | 23 | 30 |
| Очень редко | 13 | 13 |
| Никогда | 23 | 18 |
На основании этих данных можно сделать вывод о том, что увеличилась доля тех, кому из-за нехватки денег отказываться от летней туристической поездки
1) никогда не приходилось
2) приходилось время от времени
3) приходилось очень редко
4) приходилось постоянно
Ответ:
Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
А. Одной из причин межнациональных конфликтов являются территориальные споры.
Б. Способом преодоления противоречий в межнациональных отношениях является расширение культурных связей.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Основным институтом политической системы является
1) государство
2) политическая партия
3) профсоюз
4) конституция
Ответ:
Что является характерным признаком демократического государства?
1. В стране существует несколько правительственных печатных изданий
2. Выборные процедуры имеют формальный характер
3. Государственные органы формируются на основе принципа разделения и независимости властей
4. Граждане обязаны платить налоги
Ответ:
В конституции страны Z указано, что суверенные права распределены между центром и регионами. В исключительной компетенции центра - вопросы внешней политики, обороны, определение основных направлений развития страны. Всё это характеризует Z как государство
1) правовое
2) авторитарное
3) федеративное
4) республиканское
Ответ:
Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества?
А. Одним из направлений развития гражданского общества в современной России является создание попечительских советов при школах.
Б. Граждане могут отстаивать свои интересы посредством таких институтов гражданского общества, как суд и прокуратура.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Гражданско-правовая ответственность наступает за
1) нарушение санитарных норм, установленных для очистных сооружений
2) нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины
3) совершение преступления, связанного с хищением имущества
4) нарушение договорных обязательств имущественного характера
Ответ:
Согласно Трудовому кодексу РФ обязанность работодателя -
1) заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками
2) обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности
3) поощрять работников за добросовестный труд
4) привлекать работников к дисциплинарной ответственности
Ответ:
Фирма в результате успешно проведённой рекламной кампании смогла полностью реализовать свою продукцию. Полученная прибыль была распределена сотрудниками фирмы в соответствии с их трудовым участием в пределах пая. Деятельность предприятия какой формы собственности иллюстрирует пример?
1. Кооперативной
2. Индивидуально-частной
3. Государственной
4. Акционерной
Ответ:
Верны ли следующие суждения об ответственности за экологические правонарушения?
А. Уплата штрафа освобождает виновных в загрязнении окружающей природной среды от возмещения причинённого вреда.
Б. Загрязнение, истощение поверхностных или подземных вод, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, являются экологическим преступлением.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Запишите слово, пропущенное в таблице.
| ТИП ОБЩЕСТВА | ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОИЗВОДСТВА |
|---|---|
| ... | Массовое производство товаров, автоматизация и специализация производства |
| Постиндустриальное | Развитие и массовое использование компьютерных технологий |
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют элементы структуры деятельности. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
| 1) мотив | 2) мировоззрение | 3) цель |
| 4) средства | 5) результат | 6) истина |
Ответ:
Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) логическая обоснованность;
Б) доказательность;
B) опора на верования;
Г) проверяемость;
Д) эмоциональная окрашенность.
1) мифологическое;
2) научное.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Учёт индивидуальных особенностей школьников.
2. Сокращение учебного времени на музыкальное образование.
3. Компьютеризация образовательного процесса.
4. Преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям.
5. Повышение внимания к изучению иностранных языков.
6. Введение дополнительного курса по истории культуры.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В условиях неблагоприятного делового и инвестиционного климата осуществляемая масштабная государственная поддержка малого бизнеса в реальной сфере может оказаться малоэффективной. (Б) В настоящее время она осуществляется посредством льготного кредитования малого бизнеса под поручительство региональных гарантийных фондов. (В) Сегодня поручители не несут финансовой ответственности. (Г) В результате малые производственные предприятия всё чаще берут кредиты на коммерческих условиях. (Д) Развитие малого и среднего бизнеса - необходимое условие подъёма экономики.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная __________(А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе ___________(Б) было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины _____________(В), уровня образования, доступа к власти, ___________(Г) занимаемой позиции. Возникли касты, затем — сословия, а позже — классы.
В одних обществах переход из одной социальной ___________(Д) в другую запрещён. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешён. Свобода социальной __________(Е) определяет то, каким является общество — закрытым или открытым».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) мобильность | 2) привилегии | 3) обязанности |
| 4) престиж | 5) авторитет | 6) доход |
| 7) расслоение | 8) страта | 9) стратификация |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
В государстве Z появилась новая политическая сила. Какие из приведённых фактов служат доказательствами того, что она является политической партией?
1. Выдвижение кандидата на президентских выборах
2. Издание газеты
3. Использование Интернета для обеспечения массовой поддержки
4. Сбор средств на благотворительные цели
5. Принятие учредительных документов
6. Участие в политическом ток-шоу на местном телевидении
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Меры пресечения, личное поручительство, залог, домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении.
Ответ:
О каком конституционном праве граждан идёт речь в тексте? Какое условие реализации этого права рассматривает автор?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какую проблему процедуры приёма жалоб поднял автор? Назовите любые два проявления этой проблемы, упомянутые в тексте. Какова роль федеральных законов в решении этой проблемы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «суд».
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор пишет о необходимости создания специальных условий для беспрепятственного посещения судов лицами с ограниченными возможностями здоровья. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три таких условия.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, поясните, как информационная доступность суда и открытость судебных заседаний могут гарантировать соблюдение прав граждан (приведите три пояснения).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три способа борьбы с безработицей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Английский социолог Энтони Гидденс это явление определяет как процесс обучения и воспитания, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Назовите социальное явление, смысл которого раскрыл Э. Гидденс. Укажите любые два субъекта, оказывающих наибольшее влияние на этот процесс и влияние одного из них проиллюстрируйте примером.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как институт политической системы». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». (М. Ганди)
29.2 Экономика: «На рынке каждый может поступать, как вздумается. Но если кому-то вздумается делать то, чего рынок не одобряет, ценой экономической свободы будет экономический крах». (Р. Хейлбронер)
29.3 Социология, социальная психология: «Только тогда станешь человеком, когда поймёшь другого человека». (А. Н. Радищев)
29.4 Политология: «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять свои обязанности граждан». (С. Смайле)
29.5 Правоведение: «Урегулирование всех параметров бизнеса с помощью закона — дело бесперспективное и даже вредное». (Т. В. Кашанина)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.