Заголовок: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 5.
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — обществознание
Вариант № 266513

ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 5.

1.  
i

Выс­шая сте­пень раз­ви­тия та­лан­та, свя­зан­ная с со­зда­ни­ем ка­че­ствен­но новых, уни­каль­ных тво­ре­ний,  — это

 

1)  ге­ни­аль­ность

2)  ма­стер­ство

3)  спо­соб­но­сти

4)  одарённость

2.  
i

Ис­тин­ным можно счи­тать лишь то зна­ние, ко­то­рое

 

1)  до­ста­точ­но для успеш­но­го ве­де­ния дел

2)  оче­вид­но и его нель­зя пред­ста­вить иначе

3)  ос­но­ва­но на до­ве­рии к ав­то­ри­те­ту ве­ли­ких учёных

4)  со­от­вет­ству­ет объ­ек­ту по­зна­ния

3.  
i

Ин­сти­тут рас­те­ние­вод­ства внед­рил в прак­ти­ку сель­ско­хо­зяй­ствен­ных пред­при­я­тий мо­ро­зо­устой­чи­вые ско­ро­спе­лые сорта рас­те­ний. Какую функ­цию науки ил­лю­стри­ру­ет дан­ная де­я­тель­ность ин­сти­ту­та?

 

1.  Ми­ро­воз­зрен­че­скую

2.  По­зна­ва­тель­ную

3.  Про­из­вод­ствен­ную

4.  Про­гно­сти­че­скую

4.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ще­стве?

 

А. В самом ши­ро­ком смыс­ле об­ще­ство - это окру­жа­ю­щий че­ло­ве­ка ма­те­ри­аль­ный мир.

Б. По­ня­тие «об­ще­ство» в ши­ро­ком смыс­ле сов­па­да­ет с по­ня­ти­ем «го­су­дар­ство».

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

5.  
i

По­куп­ка каких то­ва­ров яв­ля­ет­ся при­ме­ром ра­ци­о­наль­но­го по­ве­де­ния по­тре­би­те­ля?

 

1.  Наи­бо­лее по­пу­ляр­ных

2.  Чаще всего ре­кла­ми­ру­е­мых

3.  Мод­ных и до­ро­гих

4.  Хо­ро­ше­го ка­че­ства по до­ступ­ным ценам

6.  
i

Доход, по­лу­ча­е­мый соб­ствен­ни­ком от де­неж­ных сбе­ре­же­ний, - это

 

1)  при­быль

2)  бан­ков­ский про­цент по вкла­ду

3)  рента

4)  акциз

7.  
i

Граж­да­нин С. упла­тил налог за при­над­ле­жа­щий ему лег­ко­вой ав­то­мо­биль. Объ­ек­том на­ло­га в дан­ном слу­чае яв­ля­ет­ся(-ются)

 

1)  доход граж­да­ни­на С.

2)  граж­да­нин С.

3)  во­ди­тель­ские права

4)  лег­ко­вой ав­то­мо­биль

8.  
i

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке кос­ме­ти­че­ских средств: линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние  — SI (Р  — цена то­ва­ра, Q  — объём пред­ло­же­ния то­ва­ра). Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но, пре­жде всего, с

 

1)  вы­хо­дом на рынок новых фирм-про­из­во­ди­те­лей

2)  по­вы­ше­ни­ем уров­ня и ка­че­ства жизни на­се­ле­ния

3)  удо­ро­жа­ни­ем сырья для про­из­вод­ства кос­ме­ти­че­ских средств

4)  уве­ли­че­ни­ем раз­но­об­ра­зия кос­ме­ти­че­ских средств

9.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о го­су­дар­ствен­ном бюд­же­те?

 

А. Про­фи­цит бюд­же­та пред­став­ля­ет собой си­ту­а­цию, когда до­хо­ды пре­вы­ша­ют рас­хо­ды.

Б. К рас­хо­дам бюд­же­та от­но­сит­ся вы­пла­та про­цен­тов по го­су­дар­ствен­но­му долгу.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

10.  
i

Древ­не­гре­че­ский поэт Ге­си­од при­зы­вал: «Слу­шай­ся го­ло­са прав­ды и ду­мать за­будь о на­си­лье!». Это вы­ска­зы­ва­ние - при­мер

 

1)  нормы мо­ра­ли

2)  на­род­ной муд­ро­сти

3)  эс­те­ти­че­ской нормы

4)  пра­вил эти­ке­та

11.  
i

Со­цио­ло­ги­че­ская служ­ба стра­ны Z в 2012 г. про­во­ди­ла опрос со­вер­шен­но­лет­них граж­дан о том, какие про­фес­сии они счи­та­ют пре­стиж­ны­ми и до­ход­ны­ми. В таб­ли­це при­во­дят­ся толь­ко те про­фес­сии, ко­то­рые на­зва­ли более 4% опро­шен­ных.

 

На­име­но­ва­ние про­фес­сийПре­стиж­ные
про­фес­сии
(% опро­шен­ных)
До­ход­ные
про­фес­сии
(% опро­шен­ных)
Бан­кир / слу­жа­щий банка1624
Биз­не­смен / пред­при­ни­ма­тель921
Юрист / но­та­ри­ус / про­ку­рор / судья2920
Эко­но­мист / фи­нан­сист1511
Врач / фар­ма­цевт167

 

 

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ве ана­ли­за дан­ных этой таб­ли­цы?

 

1)  Ре­спон­ден­ты от­но­сят биз­нес к наи­бо­лее пре­стиж­ной сфере де­я­тель­но­сти.

2)  Пятая доля ре­спон­ден­тов счи­та­ют юри­ди­че­ские про­фес­сии са­мы­ми до­ход­ны­ми.

3)  Наи­бо­лее пре­стиж­ная в гла­зах ре­спон­ден­тов про­фес­сия счи­та­ет­ся и самой вы­со­ко­до­ход­ной.

4)  Ре­спон­ден­ты не счи­та­ют пре­стиж­ной ме­ди­цин­скую де­я­тель­ность.

12.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о молодёжи как со­ци­аль­ной груп­пе?

 

Молодёжь  — это со­ци­аль­ная груп­па, вы­де­ля­е­мая по при­зна­ку

А. де­мо­гра­фи­че­ско­му.

Б. эт­ни­че­ско­му.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

13.  
i

К ос­нов­ным при­зна­кам го­су­дар­ства от­но­сит­ся

 

1)  на­ли­чие по­ли­ти­че­ских пар­тий

2)  тер­ри­то­рия, на ко­то­рую рас­про­стра­ня­ет­ся власть

3)  уни­тар­ная форма устрой­ства

4)  пар­ла­мент­ская форма прав­ле­ния

14.  
i

Про­яв­ле­ни­ем граж­дан­ско­го об­ще­ства слу­жат(-ит)

 

1)  го­су­дар­ствен­ные ин­ве­сти­ции в об­ра­зо­ва­ние

2)  со­зда­ние об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, за­щи­ща­ю­щих права по­тре­би­те­лей

3)  вве­де­ние го­су­дар­ством огра­ни­че­ний на рост цен на энер­го­но­си­те­ли

4)  обя­за­тель­ность стра­хо­ва­ния бан­ков­ских вкла­дов граж­дан

15.  
i

В го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет сво­бод­ная кон­ку­рен­ция раз­лич­ных пар­тий, про­грамм, ли­де­ров в борь­бе за го­ло­са из­би­ра­те­лей. Ка­ко­му по­ли­ти­че­ско­му ре­жи­му при­су­ща эта черта?

 

1.  То­та­ли­тар­но­му

2.  Ав­то­ри­тар­но­му

3.  Рес­пуб­ли­кан­ско­му

4.  Де­мо­кра­ти­че­ско­му

16.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о сред­ствах мас­со­вой ин­фор­ма­ции (СМИ)?

 

А.  СМИ вли­я­ют на сте­пень кон­со­ли­да­ции об­ще­ства.

Б.  СМИ таят в себе угро­зу ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния об­ще­ствен­ным со­зна­ни­ем.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

17.  
i

Субъ­ек­том за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы яв­ля­ют­ся(-ется)

 

1)  мэры го­ро­дов фе­де­раль­но­го зна­че­ния

2)  де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Думы РФ

3)  ми­ро­вой судья

4)  пол­но­моч­ные пред­ста­ви­те­ли Пре­зи­ден­та РФ в фе­де­раль­ных окру­гах

18.  
i

Участ­ни­ка граж­дан­ско­го про­цес­са, ко­то­рый предъ­яв­ля­ет тре­бо­ва­ния, на­зы­ва­ют

 

1)  ист­цом

2)  от­вет­чи­ком

3)  экс­пер­том

4)  сви­де­те­лем

19.  
i

Купив зе­мель­ный уча­сток рядом с посёлком, граж­да­нин Т. решил на участ­ке вы­ру­бить лес и по­стро­ить тор­го­вый центр. Какое право жи­те­лей посёлка может на­ру­шить ре­ше­ние граж­да­ни­на Т.?

 

1.  На воз­ме­ще­ние ма­те­ри­аль­но­го ущер­ба

2.  На ин­фор­ма­цию

3.  На бла­го­при­ят­ную окру­жа­ю­щую среду

4.  На охра­ну соб­ствен­но­сти

20.  
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об от­рас­лях права?

 

А. Граж­дан­ское право ре­гу­ли­ру­ет иму­ще­ствен­ные, а также свя­зан­ные с ними лич­ные не­иму­ще­ствен­ные от­но­ше­ния.

Б. Пред­ме­том ре­гу­ли­ро­ва­ния фи­нан­со­во­го права яв­ля­ют­ся об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния в сфере на­ло­го­об­ло­же­ния.

 

1.  Верно толь­ко А

2.  Верно толь­ко Б

3.  Верны оба суж­де­ния

4.  Оба суж­де­ния не­вер­ны

21.  
i

За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ХА­РАК­ТЕР ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЕ
Со­зна­тель­ныйВы­дви­же­ние целей и пред­ви­де­ние ре­зуль­та­тов
...Из­ме­не­ние окру­жа­ю­ще­го мира и са­мо­го себя
22.  
i

Ниже при­ведён пе­ре­чень ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к фор­мам по­зна­ния.

 

1.  Умо­за­клю­че­ние.

2.  Ощу­ще­ние.

3.  Пред­став­ле­ние.

4.  Суж­де­ние.

5.  Пла­ни­ро­ва­ние.

6.  Опи­са­ние.

 

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

23.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми и ти­па­ми куль­ту­ры: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ХА­РАК­ТЕР­НЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬ­ТУ­РЫ

A)  ано­ним­ность про­из­ве­де­ний;

Б)  ори­ен­та­ция на за­про­сы ши­ро­ко­го круга по­тре­би­те­лей;

B)  ком­мер­ци­а­ли­за­ция ду­хов­ной де­я­тель­но­сти;

Г)  при­о­ри­тет­ное раз­ви­тие раз­вле­ка­тель­ных жан­ров;

Д)  слож­ность со­дер­жа­ния.

ТИПЫ

1)  на­род­ная;

2)  мас­со­вая;

3)  эли­тар­ная.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
24.  
i

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке опе­ра­ции цен­траль­но­го банка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Кре­ди­то­ва­ние бан­ков.

2.  От­кры­тие де­по­зит­ных вкла­дов.

3.  Эмис­сия денег.

4.  Опре­де­ле­ние учётной став­ки.

5.  Кре­ди­то­ва­ние граж­дан.

6.  Приём ком­му­наль­ных пла­те­жей.

25.  
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

 

(А) Ещё в на­ча­ле про­шло­го века за ред­ким ис­клю­че­ни­ем день­га­ми в семье без­раз­дель­но рас­по­ря­жал­ся муж­чи­на. (Б) В 20-е годы в 15% семей бюд­же­том стала за­ве­до­вать жен­щи­на. (В) Ис­сле­до­ва­ния, про­ведённые в конце XX в., по­ка­за­ли, что в двух се­мьях из трёх всеми ма­те­ри­аль­ны­ми сред­ства­ми рас­по­ря­жа­ет­ся жена. (Г) На­ме­тив­ша­я­ся тен­ден­ция в целом по­ло­жи­тель­но вли­я­ет на раз­ви­тие об­ще­ства. (Д) Из­ме­не­ние ген­дер­ных сте­рео­ти­пов свя­за­но с рас­ши­ре­ни­ем ста­тус­ных ролей жен­щи­ны.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1)  фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2)  ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3)  ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

AБВГД
26.  
i

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­еди­не­ни­ем в руках пре­зи­ден­та пол­но­мо­чий главы______(А) и главы ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Долж­ность пре­мьер-ми­ни­стра в такой рес­пуб­ли­ке, как пра­ви­ло, от­сут­ству­ет. Пре­зи­ден­та стра­ны из­би­ра­ют вне­пар­ла­мент­ским путём: или все­на­род­ным________(Б) (как, на­при­мер, в Ар­ген­ти­не), или кол­ле­ги­ей вы­бор­щи­ков (как, ска­жем, в США). Это обес­пе­чи­ва­ет не­за­ви­си­мость ис­точ­ни­ка________(В) пре­зи­ден­та от пар­ла­мен­та. Пре­зи­дент по­лу­ча­ет также право_______(Г) в от­но­ше­нии пар­ла­мент­ских ре­ше­ний: он может вер­нуть на по­втор­ное рас­смот­ре­ние в выс­ший за­ко­но­да­тель­ный орган любой______(Д). Но если пар­ла­мент вто­рич­но, ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным боль­шин­ством го­ло­сов  — 2/3 в обеих па­ла­тах  — про­го­ло­су­ет за него, то про­ект ста­но­вит­ся за­ко­ном, об­ре­та­ет_________(Е), не­взи­рая на мне­ние пре­зи­ден­та. Не впра­ве пре­зи­дент и рас­пу­стить пар­ла­мент».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

 

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1) юри­ди­че­ская сила2) власть3) от­ла­га­тель­ное вето
4) за­ко­но­про­ект5) го­су­дар­ство6) форма прав­ле­ния
7) го­ло­со­ва­ние8) по­ли­ти­ка9) за­ко­но­да­тель­ный

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

AБВГДЕ
27.  
i

Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке эле­мен­ты пра­во­во­го ста­ту­са не­со­вер­шен­но­лет­них в воз­расте от 14 до 18 лет и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Право са­мо­сто­я­тель­но рас­по­ря­жать­ся своей сти­пен­ди­ей, за­ра­бот­ком и иными до­хо­да­ми.

2.  Право са­мо­сто­я­тель­но про­дать до­став­шу­ю­ся по на­след­ству квар­ти­ру.

3.  Право вно­сить вкла­ды в банк от сво­е­го имени.

4.  Право осу­ществ­лять права ав­тор­ства ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния.

5.  Право са­мо­сто­я­тель­но за­клю­чать любые сдел­ки.

6.  Право с 15-лет­не­го воз­рас­та быть чле­ном ко­опе­ра­ти­ва.

28.  
i

Най­ди­те тер­мин, ко­то­рый яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных тер­ми­нов пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

 

Эко­ло­ги­че­ский кри­зис, угро­за новой ми­ро­вой войны, рост нар­ко­ма­нии, рас­про­стра­не­ние СПИДа, гло­баль­ная про­бле­ма.

29.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Со­вре­мен­ная ин­фор­ма­ци­он­ная ре­во­лю­ция при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию в пост­ин­ду­стри­аль­ных об­ще­ствах но­во­го клас­са, ко­то­рый мы на­зва­ли «клас­сом ин­тел­лек­ту­а­лов». За­пад­ные со­цио­ло­ги об­ра­ти­ли на это вни­ма­ние ещё в конце 50-х годов; причём весь­ма ха­рак­тер­но, что за этим про­цес­сом не про­смат­ри­ва­лось в то время ни­ка­ких не­га­тив­ных по­след­ствий. По­сколь­ку, со­глас­но рас­хо­же­му мне­нию, «ин­фор­ма­ция пред­став­ля­ет собой наи­бо­лее де­мо­кра­тич­ный ис­точ­ник вла­сти», боль­шин­ство ис­сле­до­ва­те­лей при­хо­ди­ло к вы­во­ду, что ста­нов­ле­ние не­ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го по своей при­ро­де до­ми­ни­ру­ю­ще­го клас­са ведёт к пре­одо­ле­нию клас­со­во­го ха­рак­те­ра об­ще­ства, де­ла­ет его в пер­спек­ти­ве бес­клас­со­вым.

Од­на­ко ре­аль­ные со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские про­цес­сы всё оче­вид­нее про­ти­во­ре­чат по­доб­ным пред­по­ло­же­ни­ям. С каж­дым новым эта­пом тех­но­ло­ги­че­ской ре­во­лю­ции «класс ин­тел­лек­ту­а­лов» об­ре­та­ет всё боль­шую власть и пе­ре­рас­пре­де­ля­ет в свою поль­зу всё боль­шую часть об­ще­ствен­но­го бо­гат­ства. В фор­ми­ру­ю­щей­ся новой хо­зяй­ствен­ной си­сте­ме про­цесс са­мо­воз­рас­та­ния сто­и­мо­сти ин­фор­ма­ци­он­ных благ ока­зы­ва­ет­ся в зна­чи­тель­ной мере ото­рван­ным от ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства. В ре­зуль­та­те «класс ин­тел­лек­ту­а­лов» ока­зы­ва­ет­ся за­ви­си­мым от всех дру­гих слоёв об­ще­ства в го­раз­до мень­шей сте­пе­ни, чем гос­под­ству­ю­щие клас­сы фе­о­даль­но­го или бур­жу­аз­но­го об­ществ были за­ви­си­мы от де­я­тель­но­сти экс­плу­а­ти­ро­вав­ших­ся ими кре­стьян или про­ле­та­ри­ев. Это создаёт пред­по­сыл­ки для по­яв­ле­ния на ис­то­ри­че­ской сцене ещё од­но­го клас­са, объ­еди­ня­ю­ще­го в своих рядах тех, кто не спо­со­бен ак­тив­но участ­во­вать в вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ном про­из­вод­стве. При­над­ле­жа­щая ему доля в об­ще­ствен­ном бо­гат­стве устой­чи­во со­кра­ща­ет­ся, не остав­ляя воз­мож­но­стей для по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и по­пол­не­ния «клас­са ин­тел­лек­ту­а­лов». Эта со­ци­аль­ная груп­па, до поры до вре­ме­ни ас­со­ци­и­ро­вав­ша­я­ся с низ­ши­ми сло­я­ми про­ле­та­ри­а­та, к на­ча­лу 90-х годов об­ре­ла вы­ра­жен­ную клас­со­вую опре­делённость, и не при­ни­мать её во вни­ма­ние при ана­ли­зе про­блем со­вре­мен­но­го об­ще­ства не­воз­мож­но.

 

B. Л. Ино­зем­цев

Фор­ми­ро­ва­ние ка­ко­го но­во­го клас­са пост­ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства от­ме­ча­ет автор? Какую при­чи­ну по­яв­ле­ния этого клас­са он на­зы­ва­ет? Что, по мне­нию боль­шин­ства со­цио­ло­гов, долж­но было стать след­стви­ем по­яв­ле­ния но­во­го клас­са?

30.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Со­вре­мен­ная ин­фор­ма­ци­он­ная ре­во­лю­ция при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию в пост­ин­ду­стри­аль­ных об­ще­ствах но­во­го клас­са, ко­то­рый мы на­зва­ли «клас­сом ин­тел­лек­ту­а­лов». За­пад­ные со­цио­ло­ги об­ра­ти­ли на это вни­ма­ние ещё в конце 50-х годов; причём весь­ма ха­рак­тер­но, что за этим про­цес­сом не про­смат­ри­ва­лось в то время ни­ка­ких не­га­тив­ных по­след­ствий. По­сколь­ку, со­глас­но рас­хо­же­му мне­нию, «ин­фор­ма­ция пред­став­ля­ет собой наи­бо­лее де­мо­кра­тич­ный ис­точ­ник вла­сти», боль­шин­ство ис­сле­до­ва­те­лей при­хо­ди­ло к вы­во­ду, что ста­нов­ле­ние не­ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го по своей при­ро­де до­ми­ни­ру­ю­ще­го клас­са ведёт к пре­одо­ле­нию клас­со­во­го ха­рак­те­ра об­ще­ства, де­ла­ет его в пер­спек­ти­ве бес­клас­со­вым.

Од­на­ко ре­аль­ные со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские про­цес­сы всё оче­вид­нее про­ти­во­ре­чат по­доб­ным пред­по­ло­же­ни­ям. С каж­дым новым эта­пом тех­но­ло­ги­че­ской ре­во­лю­ции «класс ин­тел­лек­ту­а­лов» об­ре­та­ет всё боль­шую власть и пе­ре­рас­пре­де­ля­ет в свою поль­зу всё боль­шую часть об­ще­ствен­но­го бо­гат­ства. В фор­ми­ру­ю­щей­ся новой хо­зяй­ствен­ной си­сте­ме про­цесс са­мо­воз­рас­та­ния сто­и­мо­сти ин­фор­ма­ци­он­ных благ ока­зы­ва­ет­ся в зна­чи­тель­ной мере ото­рван­ным от ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства. В ре­зуль­та­те «класс ин­тел­лек­ту­а­лов» ока­зы­ва­ет­ся за­ви­си­мым от всех дру­гих слоёв об­ще­ства в го­раз­до мень­шей сте­пе­ни, чем гос­под­ству­ю­щие клас­сы фе­о­даль­но­го или бур­жу­аз­но­го об­ществ были за­ви­си­мы от де­я­тель­но­сти экс­плу­а­ти­ро­вав­ших­ся ими кре­стьян или про­ле­та­ри­ев. Это создаёт пред­по­сыл­ки для по­яв­ле­ния на ис­то­ри­че­ской сцене ещё од­но­го клас­са, объ­еди­ня­ю­ще­го в своих рядах тех, кто не спо­со­бен ак­тив­но участ­во­вать в вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ном про­из­вод­стве. При­над­ле­жа­щая ему доля в об­ще­ствен­ном бо­гат­стве устой­чи­во со­кра­ща­ет­ся, не остав­ляя воз­мож­но­стей для по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и по­пол­не­ния «клас­са ин­тел­лек­ту­а­лов». Эта со­ци­аль­ная груп­па, до поры до вре­ме­ни ас­со­ци­и­ро­вав­ша­я­ся с низ­ши­ми сло­я­ми про­ле­та­ри­а­та, к на­ча­лу 90-х годов об­ре­ла вы­ра­жен­ную клас­со­вую опре­делённость, и не при­ни­мать её во вни­ма­ние при ана­ли­зе про­блем со­вре­мен­но­го об­ще­ства не­воз­мож­но.

 

B. Л. Ино­зем­цев

Раз­де­ля­ет ли автор точку зре­ния за­пад­ных со­цио­ло­гов конца 50-х гг. в оцен­ке по­след­ствий по­яв­ле­ния но­во­го клас­са? Ука­жи­те три ар­гу­мен­та, ко­то­рые он при­во­дит в обос­но­ва­ние своей по­зи­ции. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «ре­во­лю­ция».

31.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Со­вре­мен­ная ин­фор­ма­ци­он­ная ре­во­лю­ция при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию в пост­ин­ду­стри­аль­ных об­ще­ствах но­во­го клас­са, ко­то­рый мы на­зва­ли «клас­сом ин­тел­лек­ту­а­лов». За­пад­ные со­цио­ло­ги об­ра­ти­ли на это вни­ма­ние ещё в конце 50-х годов; причём весь­ма ха­рак­тер­но, что за этим про­цес­сом не про­смат­ри­ва­лось в то время ни­ка­ких не­га­тив­ных по­след­ствий. По­сколь­ку, со­глас­но рас­хо­же­му мне­нию, «ин­фор­ма­ция пред­став­ля­ет собой наи­бо­лее де­мо­кра­тич­ный ис­точ­ник вла­сти», боль­шин­ство ис­сле­до­ва­те­лей при­хо­ди­ло к вы­во­ду, что ста­нов­ле­ние не­ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го по своей при­ро­де до­ми­ни­ру­ю­ще­го клас­са ведёт к пре­одо­ле­нию клас­со­во­го ха­рак­те­ра об­ще­ства, де­ла­ет его в пер­спек­ти­ве бес­клас­со­вым.

Од­на­ко ре­аль­ные со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские про­цес­сы всё оче­вид­нее про­ти­во­ре­чат по­доб­ным пред­по­ло­же­ни­ям. С каж­дым новым эта­пом тех­но­ло­ги­че­ской ре­во­лю­ции «класс ин­тел­лек­ту­а­лов» об­ре­та­ет всё боль­шую власть и пе­ре­рас­пре­де­ля­ет в свою поль­зу всё боль­шую часть об­ще­ствен­но­го бо­гат­ства. В фор­ми­ру­ю­щей­ся новой хо­зяй­ствен­ной си­сте­ме про­цесс са­мо­воз­рас­та­ния сто­и­мо­сти ин­фор­ма­ци­он­ных благ ока­зы­ва­ет­ся в зна­чи­тель­ной мере ото­рван­ным от ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства. В ре­зуль­та­те «класс ин­тел­лек­ту­а­лов» ока­зы­ва­ет­ся за­ви­си­мым от всех дру­гих слоёв об­ще­ства в го­раз­до мень­шей сте­пе­ни, чем гос­под­ству­ю­щие клас­сы фе­о­даль­но­го или бур­жу­аз­но­го об­ществ были за­ви­си­мы от де­я­тель­но­сти экс­плу­а­ти­ро­вав­ших­ся ими кре­стьян или про­ле­та­ри­ев. Это создаёт пред­по­сыл­ки для по­яв­ле­ния на ис­то­ри­че­ской сцене ещё од­но­го клас­са, объ­еди­ня­ю­ще­го в своих рядах тех, кто не спо­со­бен ак­тив­но участ­во­вать в вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ном про­из­вод­стве. При­над­ле­жа­щая ему доля в об­ще­ствен­ном бо­гат­стве устой­чи­во со­кра­ща­ет­ся, не остав­ляя воз­мож­но­стей для по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и по­пол­не­ния «клас­са ин­тел­лек­ту­а­лов». Эта со­ци­аль­ная груп­па, до поры до вре­ме­ни ас­со­ци­и­ро­вав­ша­я­ся с низ­ши­ми сло­я­ми про­ле­та­ри­а­та, к на­ча­лу 90-х годов об­ре­ла вы­ра­жен­ную клас­со­вую опре­делённость, и не при­ни­мать её во вни­ма­ние при ана­ли­зе про­блем со­вре­мен­но­го об­ще­ства не­воз­мож­но.

 

B. Л. Ино­зем­цев

Какой ещё один новый класс ха­рак­те­ри­зу­ет автор? С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния на­зо­ви­те любые две со­ци­аль­ные груп­пы, ко­то­рые могут войти в дан­ный класс. Крат­ко по­яс­ни­те свой выбор.

32.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Со­вре­мен­ная ин­фор­ма­ци­он­ная ре­во­лю­ция при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию в пост­ин­ду­стри­аль­ных об­ще­ствах но­во­го клас­са, ко­то­рый мы на­зва­ли «клас­сом ин­тел­лек­ту­а­лов». За­пад­ные со­цио­ло­ги об­ра­ти­ли на это вни­ма­ние ещё в конце 50-х годов; причём весь­ма ха­рак­тер­но, что за этим про­цес­сом не про­смат­ри­ва­лось в то время ни­ка­ких не­га­тив­ных по­след­ствий. По­сколь­ку, со­глас­но рас­хо­же­му мне­нию, «ин­фор­ма­ция пред­став­ля­ет собой наи­бо­лее де­мо­кра­тич­ный ис­точ­ник вла­сти», боль­шин­ство ис­сле­до­ва­те­лей при­хо­ди­ло к вы­во­ду, что ста­нов­ле­ние не­ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го по своей при­ро­де до­ми­ни­ру­ю­ще­го клас­са ведёт к пре­одо­ле­нию клас­со­во­го ха­рак­те­ра об­ще­ства, де­ла­ет его в пер­спек­ти­ве бес­клас­со­вым.

Од­на­ко ре­аль­ные со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские про­цес­сы всё оче­вид­нее про­ти­во­ре­чат по­доб­ным пред­по­ло­же­ни­ям. С каж­дым новым эта­пом тех­но­ло­ги­че­ской ре­во­лю­ции «класс ин­тел­лек­ту­а­лов» об­ре­та­ет всё боль­шую власть и пе­ре­рас­пре­де­ля­ет в свою поль­зу всё боль­шую часть об­ще­ствен­но­го бо­гат­ства. В фор­ми­ру­ю­щей­ся новой хо­зяй­ствен­ной си­сте­ме про­цесс са­мо­воз­рас­та­ния сто­и­мо­сти ин­фор­ма­ци­он­ных благ ока­зы­ва­ет­ся в зна­чи­тель­ной мере ото­рван­ным от ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства. В ре­зуль­та­те «класс ин­тел­лек­ту­а­лов» ока­зы­ва­ет­ся за­ви­си­мым от всех дру­гих слоёв об­ще­ства в го­раз­до мень­шей сте­пе­ни, чем гос­под­ству­ю­щие клас­сы фе­о­даль­но­го или бур­жу­аз­но­го об­ществ были за­ви­си­мы от де­я­тель­но­сти экс­плу­а­ти­ро­вав­ших­ся ими кре­стьян или про­ле­та­ри­ев. Это создаёт пред­по­сыл­ки для по­яв­ле­ния на ис­то­ри­че­ской сцене ещё од­но­го клас­са, объ­еди­ня­ю­ще­го в своих рядах тех, кто не спо­со­бен ак­тив­но участ­во­вать в вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ном про­из­вод­стве. При­над­ле­жа­щая ему доля в об­ще­ствен­ном бо­гат­стве устой­чи­во со­кра­ща­ет­ся, не остав­ляя воз­мож­но­стей для по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и по­пол­не­ния «клас­са ин­тел­лек­ту­а­лов». Эта со­ци­аль­ная груп­па, до поры до вре­ме­ни ас­со­ци­и­ро­вав­ша­я­ся с низ­ши­ми сло­я­ми про­ле­та­ри­а­та, к на­ча­лу 90-х годов об­ре­ла вы­ра­жен­ную клас­со­вую опре­делённость, и не при­ни­мать её во вни­ма­ние при ана­ли­зе про­блем со­вре­мен­но­го об­ще­ства не­воз­мож­но.

 

B. Л. Ино­зем­цев

С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния сфор­му­ли­руй­те три суж­де­ния о роли ин­фор­ма­ции в со­вре­мен­ном мире.

33.  
i

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «пра­во­вое го­су­дар­ство»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о пра­во­вом го­су­дар­стве.

34.  
i

На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три ос­нов­ные обя­зан­но­сти ра­бот­ни­ка, за­креплённые Тру­до­вым ко­дек­сом РФ. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

35.  
i

Школы стра­ны Z дают стар­ше­класс­ни­кам право опре­де­лять про­грам­му соб­ствен­но­го обу­че­ния, при этом вни­ма­тель­но следя, чтобы вы­бран­ный объём на­груз­ки не вре­дил здо­ро­вью уче­ни­ков. Уча­щи­е­ся также могут обу­чать­ся по­сред­ством со­вре­мен­ных ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. Какие тен­ден­ции в раз­ви­тии об­ра­зо­ва­ния про­сле­жи­ва­ют­ся в стра­не Z? На­зо­ви­те две тен­ден­ции и под­твер­ди­те их на­ли­чие, опи­ра­ясь на текст усло­вия за­да­чи.

36.  
i

Пред­ставь­те, что Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по опре­делённой теме. Вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по теме «Де­я­тель­ность фирмы в усло­ви­ях кон­ку­рен­ции».

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Де­я­тель­ность фирмы в усло­ви­ях кон­ку­рен­ции». Слож­ный план дол­жен со­дер­жать не менее трёх не­по­сред­ствен­но рас­кры­ва­ю­щих тему по су­ще­ству пунк­тов, де­та­ли­зи­ро­ван­ных в под­пунк­тах. Ко­ли­че­ство под­пунк­тов каж­до­го де­та­ли­зи­ро­ван­но­го пунк­та долж­но быть не менее трёх, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда с точки зре­ния об­ще­ствен­ных наук воз­мож­ны толь­ко два под­пунк­та.

37.  
i

Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний и на его ос­но­ве на­пи­ши­те мини-со­чи­не­ние.

Сфор­му­ли­руй­те по сво­е­му усмот­ре­нию одну или не­сколь­ко ос­нов­ных идей за­тро­ну­той ав­то­ром темы и рас­крой­те её (их) с опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния.

Для рас­кры­тия сфор­му­ли­ро­ван­ной(-ых) Вами ос­нов­ной(-ых) идеи(-й) при­ве­ди­те рас­суж­де­ния и вы­во­ды, ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния (со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния).

Для ил­лю­стра­ции сфор­му­ли­ро­ван­ных Вами ос­нов­ной(-ых) идеи(-й), тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний, рас­суж­де­ний и вы­во­дов при­ве­ди­те не менее двух со­ци­аль­ных фак­тов/при­ме­ров из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков (об­ще­ствен­ной жизни (в том числе по со­об­ще­ни­ям СМИ), лич­но­го со­ци­аль­но­го опыта (вклю­чая в том числе про­чи­тан­ные книги, про­смот­рен­ные ки­но­филь­мы), из раз­лич­ных учеб­ных пред­ме­тов.

Каж­дый при­во­ди­мый факт/при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто и под­твер­ждать обо­зна­чен­ную ос­нов­ную идею, тео­ре­ти­че­ское по­ло­же­ние, рас­суж­де­ние или вывод/ быть с ними явно свя­зан. По сво­е­му со­дер­жа­нию при­ме­ры не долж­ны быть од­но­тип­ны­ми (не долж­ны дуб­ли­ро­вать друг друга).

 

29.1 Фи­ло­со­фия: «Наука не огра­ни­чи­ва­ет­ся на­коп­ле­ни­ем зна­ний, но стре­мит­ся все­гда к их упо­ря­до­че­нию и обоб­ще­нию в на­уч­ных ги­по­те­зах». (С. Н. Бул­га­ков)

29.2 Эко­но­ми­ка: «В биз­не­се и спор­те слиш­ком мно­гие бо­ят­ся кон­ку­рен­ции. В ре­зуль­та­те этого люди из­бе­га­ют стрем­ле­ния к успе­ху, если это тре­бу­ет упор­но­го труда, тре­ни­ров­ки и са­мо­по­жерт­во­ва­ния». (К. Рокне)

29.3 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «В душе каж­до­го че­ло­ве­ка на­хо­дит­ся ми­ни­а­тюр­ный порт­рет его на­ро­да». (Г. Фрей­таг)

29.4 По­ли­то­ло­гия: «Сво­бо­да че­ло­ве­ка на­чи­на­ет­ся с того мо­мен­та, когда в го­су­дар­стве, в ко­то­ром он живёт, всту­па­ют в дей­ствие при­ня­тые за­ко­ны». (К. Яс­перс)

29.5 Пра­во­ве­де­ние: «Право  — это ис­кус­ство добра и спра­вед­ли­во­сти». (Из­ре­че­ние рим­ско­го права)