Высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, — это
1) гениальность
2) мастерство
3) способности
4) одарённость
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
Высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, — это
1) гениальность
2) мастерство
3) способности
4) одарённость
Истинным можно считать лишь то знание, которое
1) достаточно для успешного ведения дел
2) очевидно и его нельзя представить иначе
3) основано на доверии к авторитету великих учёных
4) соответствует объекту познания
Институт растениеводства внедрил в практику сельскохозяйственных предприятий морозоустойчивые скороспелые сорта растений. Какую функцию науки иллюстрирует данная деятельность института?
1. Мировоззренческую
2. Познавательную
3. Производственную
4. Прогностическую
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. В самом широком смысле общество - это окружающий человека материальный мир.
Б. Понятие «общество» в широком смысле совпадает с понятием «государство».
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Покупка каких товаров является примером рационального поведения потребителя?
1. Наиболее популярных
2. Чаще всего рекламируемых
3. Модных и дорогих
4. Хорошего качества по доступным ценам
Доход, получаемый собственником от денежных сбережений, - это
1) прибыль
2) банковский процент по вкладу
3) рента
4) акциз
Гражданин С. уплатил налог за принадлежащий ему легковой автомобиль. Объектом налога в данном случае является(-ются)
1) доход гражданина С.
2) гражданин С.
3) водительские права
4) легковой автомобиль
На рисунке отражена ситуация на рынке косметических средств: линия предложения S переместилась в новое положение — SI (Р — цена товара, Q — объём предложения товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с
1) выходом на рынок новых фирм-производителей
2) повышением уровня и качества жизни населения
3) удорожанием сырья для производства косметических средств
4) увеличением разнообразия косметических средств
Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?
А. Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы превышают расходы.
Б. К расходам бюджета относится выплата процентов по государственному долгу.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Древнегреческий поэт Гесиод призывал: «Слушайся голоса правды и думать забудь о насилье!». Это высказывание - пример
1) нормы морали
2) народной мудрости
3) эстетической нормы
4) правил этикета
Социологическая служба страны Z в 2012 г. проводила опрос совершеннолетних граждан о том, какие профессии они считают престижными и доходными. В таблице приводятся только те профессии, которые назвали более 4% опрошенных.
| Наименование профессий | Престижные профессии (% опрошенных) | Доходные профессии (% опрошенных) |
|---|---|---|
| Банкир / служащий банка | 16 | 24 |
| Бизнесмен / предприниматель | 9 | 21 |
| Юрист / нотариус / прокурор / судья | 29 | 20 |
| Экономист / финансист | 15 | 11 |
| Врач / фармацевт | 16 | 7 |
Какой вывод можно сделать на основе анализа данных этой таблицы?
1) Респонденты относят бизнес к наиболее престижной сфере деятельности.
2) Пятая доля респондентов считают юридические профессии самыми доходными.
3) Наиболее престижная в глазах респондентов профессия считается и самой высокодоходной.
4) Респонденты не считают престижной медицинскую деятельность.
Верны ли следующие суждения о молодёжи как социальной группе?
Молодёжь — это социальная группа, выделяемая по признаку
А. демографическому.
Б. этническому.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
К основным признакам государства относится
1) наличие политических партий
2) территория, на которую распространяется власть
3) унитарная форма устройства
4) парламентская форма правления
Проявлением гражданского общества служат(-ит)
1) государственные инвестиции в образование
2) создание общественных организаций, защищающих права потребителей
3) введение государством ограничений на рост цен на энергоносители
4) обязательность страхования банковских вкладов граждан
В государстве Z существует свободная конкуренция различных партий, программ, лидеров в борьбе за голоса избирателей. Какому политическому режиму присуща эта черта?
1. Тоталитарному
2. Авторитарному
3. Республиканскому
4. Демократическому
Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?
А. СМИ влияют на степень консолидации общества.
Б. СМИ таят в себе угрозу манипулирования общественным сознанием.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Субъектом законодательной инициативы являются(-ется)
1) мэры городов федерального значения
2) депутаты Государственной Думы РФ
3) мировой судья
4) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах
Участника гражданского процесса, который предъявляет требования, называют
1) истцом
2) ответчиком
3) экспертом
4) свидетелем
Купив земельный участок рядом с посёлком, гражданин Т. решил на участке вырубить лес и построить торговый центр. Какое право жителей посёлка может нарушить решение гражданина Т.?
1. На возмещение материального ущерба
2. На информацию
3. На благоприятную окружающую среду
4. На охрану собственности
Верны ли следующие суждения об отраслях права?
А. Гражданское право регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.
Б. Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения в сфере налогообложения.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Запишите слово, пропущенное в таблице.
| ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПРОЯВЛЕНИЕ |
|---|---|
| Сознательный | Выдвижение целей и предвидение результатов |
| ... | Изменение окружающего мира и самого себя |
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
1. Умозаключение.
2. Ощущение.
3. Представление.
4. Суждение.
5. Планирование.
6. Описание.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) анонимность произведений;
Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей;
B) коммерциализация духовной деятельности;
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров;
Д) сложность содержания.
1) народная;
2) массовая;
3) элитарная.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д |
Найдите в приведённом списке операции центрального банка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Кредитование банков.
2. Открытие депозитных вкладов.
3. Эмиссия денег.
4. Определение учётной ставки.
5. Кредитование граждан.
6. Приём коммунальных платежей.
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Ещё в начале прошлого века за редким исключением деньгами в семье безраздельно распоряжался мужчина. (Б) В 20-е годы в 15% семей бюджетом стала заведовать женщина. (В) Исследования, проведённые в конце XX в., показали, что в двух семьях из трёх всеми материальными средствами распоряжается жена. (Г) Наметившаяся тенденция в целом положительно влияет на развитие общества. (Д) Изменение гендерных стереотипов связано с расширением статусных ролей женщины.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
| A | Б | В | Г | Д |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы______(А) и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника________(В) президента от парламента. Президент получает также право_______(Г) в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой______(Д). Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов — 2/3 в обеих палатах — проголосует за него, то проект становится законом, обретает_________(Е), невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) юридическая сила | 2) власть | 3) отлагательное вето |
| 4) законопроект | 5) государство | 6) форма правления |
| 7) голосование | 8) политика | 9) законодательный |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Найдите в приведённом ниже списке элементы правового статуса несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Право самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком и иными доходами.
2. Право самостоятельно продать доставшуюся по наследству квартиру.
3. Право вносить вклады в банк от своего имени.
4. Право осуществлять права авторства литературного произведения.
5. Право самостоятельно заключать любые сделки.
6. Право с
Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных терминов представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Экологический кризис, угроза новой мировой войны, рост наркомании, распространение СПИДа, глобальная проблема.
Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце
Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создаёт предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу
Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?
Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце
Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создаёт предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу
Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х гг. в оценке последствий появления нового класса? Укажите три аргумента, которые он приводит в обоснование своей позиции. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «революция».
Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце
Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создаёт предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу
Какой ещё один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.
Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце
Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создаёт предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу
С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правовое государство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о правовом государстве.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности работника, закреплённые Трудовым кодексом РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Школы страны Z дают старшеклассникам право определять программу собственного обучения, при этом внимательно следя, чтобы выбранный объём нагрузки не вредил здоровью учеников. Учащиеся также могут обучаться посредством современных компьютерных технологий. Какие тенденции в развитии образования прослеживаются в стране Z? Назовите две тенденции и подтвердите их наличие, опираясь на текст условия задачи.
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме. Выполните задание.
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Деятельность фирмы в условиях конкуренции».
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность фирмы в условиях конкуренции». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Наука не ограничивается накоплением знаний, но стремится всегда к их упорядочению и обобщению в научных гипотезах». (С. Н. Булгаков)
29.2 Экономика: «В бизнесе и спорте слишком многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования». (К. Рокне)
29.3 Социология, социальная психология: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа». (Г. Фрейтаг)
29.4 Политология: «Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живёт, вступают в действие принятые законы». (К. Ясперс)
29.5 Правоведение: «Право — это искусство добра и справедливости». (Изречение римского права)