СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Обществознание
≡ обществознание
сайты - меню - вход - новости



Вариант № 266812

ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 4.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1—20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1—29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д1 № 4001

Для ха­рак­те­ри­сти­ки человека как субъ­ек­та социальных от­но­ше­ний в науке ис­поль­зу­ет­ся понятие

 

1) индивид

2) личность

3) гражданин

4) индивидуальность


Ответ:

2
Задания Д2 № 4002

Научное по­зна­ние непосредственно на­прав­ле­но на

 

1) фор­ми­ро­ва­ние практических навыков

2) вы­яв­ле­ние закономерностей су­ще­ство­ва­ния и раз­ви­тия мира

3) рас­кры­тие смысла жизни

4) со­зда­ние новых ма­те­ри­аль­ных ценностей


Ответ:

3
Задания Д2 № 4003

О какой тен­ден­ции развития об­ра­зо­ва­ния свидетельствует на­ли­чие большого ко­ли­че­ства спортивных и ху­до­же­ствен­ных учреждений для людей с огра­ни­чен­ны­ми возможностями?

 

1) информатизации

2) гуманитаризации

3) интернационализации

4) гуманизации


Ответ:

4
Задания Д3 № 4004

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об обществе?

 

А. По­ня­тие «общество» ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния груп­пы людей, объ­еди­нив­ших­ся для вы­пол­не­ния сов­мест­ной деятельности.

Б. По­ня­тие «общество» ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния пе­ри­о­да ис­то­рии человечества.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


Ответ:

5
Задания Д5 № 4005

К пре­иму­ще­ствам рыночной эко­но­ми­ки следует отнести

 

1) быст­рое реагирование на со­ци­аль­ные изменения

2) сбли­же­ние социальных групп по уров­ню дохода

3) цик­лич­ность развития

4) не­уклон­ное движение в сто­ро­ну полной занятости


Ответ:

6
Задания Д6 № 4006

Рост по­пу­ляр­но­сти кафе с раз­но­об­раз­ным ассортиментом чая, кофе и сла­до­стей резко по­вы­сил потребность в таких специалистах, как кондитеры, бар­ме­ны и официанты. Какое свой­ство рынка труда про­яви­лось в дан­ном факте?

 

1) связь спро­са на труд со спро­сом на услуги

2) уста­нов­ле­ние определённого уров­ня безработицы

3) го­су­дар­ствен­ное регулирование занятости

4) вы­со­кая конкуренция работников


Ответ:

7
Задания Д6 № 4007

Какое из приведённых ниже по­ня­тий объединяет три других?

 

1) обмен валюты

2) депозит

3) ком­мер­че­ский банк

4) по­тре­би­тель­ский кредит


Ответ:

8
Задания Д10 № 4008

На ри­сун­ке отражена си­ту­а­ция на рынке кос­ме­то­ло­ги­че­ских услуг: линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние — SI (Р — цена услуг, Q — объём пред­ло­же­ния услуг). Это пе­ре­ме­ще­ние может быть связано, пре­жде всего, с (со)

 

1) не­до­ста­точ­ной популяризацией здо­ро­во­го образа жизни

2) сни­же­ни­ем уровня куль­ту­ры граждан

3) вы­со­ки­ми ценами на кос­ме­ти­че­ские средства

4) от­кры­ти­ем новых са­ло­нов красоты


Ответ:

9
Задания Д8 № 4009

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о фак­то­рах производства?

 

А. Ка­пи­тал как фак­тор про­из­вод­ства утра­тил своё зна­че­ние в со­вре­мен­ной экономике.

Б. Труд перестаёт быть фак­то­ром про­из­вод­ства в связи с ком­пью­те­ри­за­ци­ей и ро­бо­ти­за­ци­ей про­из­вод­ствен­ных процессов.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


Ответ:

10
Задания Д10 № 4010

Один из от­ли­чи­тель­ных при­зна­ков семьи как со­ци­аль­ной груп­пы - это

 

1) общие увлечения

2) сов­мест­ное об­суж­де­ние проблем

3) общий быт

4) мно­го­об­ра­зие функций


Ответ:

11
Задания Д10 № 4011

В Ев­ро­пей­ский день языков, учреждённый Со­ве­том Европы, изу­ча­лись мнения жи­те­лей страны Z о том, не­об­хо­ди­мо ли со­вре­мен­но­му человеку вла­де­ние иностранными языками. По­лу­чен­ные данные (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в гра­фи­че­ской форме.

 

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии данных диаграммы?

 

1) За­ви­си­мость изучения ино­стран­ных языков от рода де­я­тель­но­сти наиболее вы­ра­же­на в от­ве­тах респондентов в воз­расте до 19 лет.

2) При­зна­ние необходимости вла­де­ния иностранными язы­ка­ми доминирует среди опро­шен­ных всех воз­раст­ных групп.

3) Изу­че­ние иностранных язы­ков становится всё более по­пу­ляр­ным занятием среди людей сред­не­го возраста.

4) Мне­ние «достаточно знать свой род­ной язык» свой­ствен­но преимущественно самым мо­ло­дым из опрошенных.


Ответ:

12
Задания Д11 № 4012

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о социализации?

 

А. Со­ци­а­ли­за­ция предполагает усво­е­ние индивидом со­ци­аль­ных ценностей и норм.

Б. Про­цесс социализации лич­но­сти начинается в школь­ном возрасте.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


Ответ:

13
Задания Д13 № 4013

К функ­ци­ям любого го­су­дар­ства относится

 

1) осу­ществ­ле­ние демократических преобразований

2) со­хра­не­ние территориальной це­лост­но­сти страны

3) осу­ществ­ле­ние цензуры пе­ри­о­ди­че­ских изданий

4) осу­ществ­ле­ние контроля над лич­ной жизнью граждан


Ответ:

14
Задания Д13 № 4014

Какая из пе­ре­чис­лен­ных организаций пред­став­ля­ет собой эле­мент гражданского общества?

 

1) меж­рай­он­ный суд

2) пар­ла­мент­ский комитет

3) об­ще­ство защиты прав потребителей

4) ад­ми­ни­стра­ция города


Ответ:

15
Задания Д14 № 4015

Страна Z - фе­де­ра­тив­ная республика. Какая до­пол­ни­тель­ная информация по­мо­жет сделать вывод, что в стра­не Z уста­но­вил­ся демократический по­ли­ти­че­ский режим?

 

1) В стра­не регулярно про­хо­дят выборы.

2) Субъ­ек­ты федерации об­ла­да­ют определённой по­ли­ти­че­ской самостоятельностью.

3) В стра­не Z права и сво­бо­ды гарантированы и за­щи­ще­ны законом.

4) Стра­на Z раз­де­ле­на на штаты.


Ответ:

16
Задания Д15 № 4016

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о прин­ци­пе раз­де­ле­ния властей?

 

А. Прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей обес­пе­чи­ва­ет си­сте­му сдер­жек и про­ти­во­ве­сов в де­мо­кра­ти­че­ском государстве.

Б. Прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей яв­ля­ет­ся ос­но­во­по­ла­га­ю­щим при­зна­ком ав­то­ри­тар­но­го государства.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


Ответ:

17
Задания Д16 № 4017

Объектами охра­ны окружающей среды являются

 

1) атом­ные электростанции

2) ат­мо­сфер­ный воздух, озо­но­вый слой атмосферы

3) неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щие заводы

4) предприятия, за­ня­тые добычей сырья


Ответ:

18
Задания Д18 № 4018

Призыв граж­дан на во­ен­ную службу в РФ осу­ществ­ля­ет­ся на основании

 

1) закона, при­ня­то­го Государственной Думой РФ

2) По­ста­нов­ле­ния Правительства РФ

3) Указа Пре­зи­ден­та РФ

4) рас­по­ря­же­ний мэров городов


Ответ:

19
Задания Д19 № 4019

Жители при­бреж­ной зоны, до­ждав­шись нереста рыбы, на­ча­ли её лов. Нормы ка­ко­го права могут преду­смат­ри­вать ответственность за дан­ное правонарушение?

 

1) гражданского

2) семейного

3) трудового

4) административного


Ответ:

20
Задания Д19 № 4020

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о нор­ма­тив­ном пра­во­вом акте?

 

А. Любой нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт при­ни­ма­ет­ся за­ко­но­да­тель­ным ор­га­ном вла­сти.

Б. Любой нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт утвер­жда­ет­ся Пре­зи­ден­том РФ.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


Ответ:

21
Задания Д1 № 4021

За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

ГРУП­ПА ОТ­РАС­ЛЕЙ ПРАВАОТ­РАС­ЛИ ПРАВА
... правоКон­сти­ту­ци­он­ное право, граж­дан­ское право, тру­до­вое право, ад­ми­ни­стра­тив­ное право, эко­ло­ги­че­ское право, се­мей­ное право и др.
Про­цес­су­аль­ное правоГраж­дан­ское про­цес­су­аль­ное право, уго­лов­но-про­цес­су­аль­ное право и др.

 

 

Ответ___________.


Ответ:

22
Задание 3 № 4022

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с по­ня­ти­ем «глобализация».

 

1) интернационализация

2) протекционизм

3) интернет-сети

4) Все­мир­ный банк

5) ми­ро­вые рынки

6) на­ту­раль­ное хозяйство

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.


Ответ:

23
Задания Д5 № 4023

Установите со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми способностей че­ло­ве­ка и при­ро­дой этих способностей: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА   ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ

A) расти и фи­зи­че­ски развиваться

Б) оце­ни­вать себя и свои поступки

B) видеть цель своих действий

Г) к вос­про­из­вод­ству своего рода

Д) фор­ми­ро­вать свои взгля­ды на мир

 

1) социальная

2) биологическая

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГД
     

Ответ:

24
Задание 4 № 4024

Найдите в приведённом ниже спис­ке признаки, от­ли­ча­ю­щие научное по­зна­ние от дру­гих видов познания, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) субъективный ха­рак­тер используемых суждений

2) доступная форма изложения

3) экспериментальная про­вер­ка результатов

4) опора на авторитет

5) взаимосвязь тео­ре­ти­че­ско­го и эм­пи­ри­че­ско­го уровней

6) разработка спе­ци­аль­но­го понятийного аппарата


Ответ:

25
Задания Д19 № 4025

Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое положение ко­то­ро­го обозначено определённой буквой.

 

(А) Ос­но­вы развития ис­кус­ства — тра­ди­ции и новаторство. (Б) Фе­сти­валь народного творчества, со­сто­яв­ший­ся в Москве, со­брал много из­вест­ных исполнителей. (В) Осо­бен­но удачными были вы­ступ­ле­ния фольклорных коллективов. (Г) В от­дель­ных номерах сме­лые новации по­ста­нов­щи­ков выглядели до­воль­но искусственно. (Д) За­вер­шил­ся фестиваль боль­шим гала-концертом.

 

Определите, какие по­ло­же­ния текста имеют

1) фактический характер

2) характер оце­ноч­ных суждений

3) характер тео­ре­ти­че­ских утверждений

 

Запишите в таб­ли­цу под буквой, обо­зна­ча­ю­щей положение, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его характер.

AБВГД
     

Ответ:

26
Задание 20 № 4026

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

 

«Деньги были при­ду­ма­ны человечеством, пре­жде всего, для об­лег­че­ния _____(А). Пер­во­на­чаль­но роль денег иг­ра­ли различные_______(Б), и лишь потом по­яви­лись современные формы денег. При­зна­ком денег яв­ля­ет­ся способность вы­пол­нять функции: средства_________(В) ры­ноч­ной ценности то­ва­ров и сред­ства сбережения.

Возникновение со­вре­мен­ных форм денег было вы­зва­но неудобством_____(Г), ко­то­рый требует чрез­вы­чай­ной множественности от­но­си­тель­ных цен. День­ги позволили упро­стить функционирование______(Д) и об­лег­чи­ли всю хо­зяй­ствен­ную жизнь общества. Деньги, кроме того, поз­во­ля­ют выражать цен­ность всех то­ва­ров в еди­ной _____(Е) и учи­ты­вать их для нужд кон­тро­ля и управления».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

 

Список терминов:

 

1) обмен2) измерение3) издержки
4) бартер5) торговля6) система
7) прибыль8) предметы9) инфляция

 

В дан­ной ниже таб­ли­це приведены буквы, обо­зна­ча­ю­щие пропущенные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой буквой номер вы­бран­но­го Вами слова.

AБВГДЕ
      

Ответ:

27
Задание 11 № 4027

Найдите в приведённом ниже спис­ке примеры, ил­лю­стри­ру­ю­щие применение не­фор­маль­ных позитивных санкций, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Учителю школы была при­сво­е­на высшая ква­ли­фи­ка­ци­он­ная категория.

2) Одноклассники по­хва­ли­ли Р. за под­го­тов­ку музыкального вечера.

3) В. по­лу­чил первую пре­мию на кон­кур­се молодых исполнителей.

4) Л. по­лу­чил степень кан­ди­да­та медицинских наук.

5) Выступление тан­це­валь­ной группы на юби­лее школы со­про­вож­да­лось бурными аплодисментами.

6) Известный врач был награждён ор­де­ном «За за­слу­ги перед Отечеством».


Ответ:

28
Задание 2 № 4028

Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Выборы депутатов, избирательное право, списки по­ли­ти­че­ских партий, тайное голосование, избирательная кампания.


Ответ:

29
Задание 21 № 4029

Каким двум видам изменений, по мне­нию автора, под­вер­же­ны традиции? Укажите их. Какой из этих видов за­тра­ги­ва­ет со­дер­жа­ние традиций? Как свя­за­ны тра­ди­ция и ритуал?


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

30
Задание 22 № 4030

Какими при­чи­на­ми автор объ­яс­ня­ет ка­че­ствен­ные из­ме­не­ния традиций? (Используя текст, ука­жи­те любые две причины.) При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те ещё одну при­чи­ну изменений.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

31
Задание 23 № 4031

Какие два пути фор­ми­ро­ва­ния тра­ди­ций вы­де­ля­ет автор? Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из этих путей примером.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

32
Задание 24 № 4032

Автор от­но­сит к тра­ди­ци­ям не­ко­то­рые по­ли­ти­че­ские доктрины. Со­глас­ны ли Вы с этим? Ис­поль­зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские знания, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние своей точки зрения.


Показать


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

33
Задания Д25 C5 № 4033

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «политическая элита»? При­вле­кая знания об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию о по­ли­ти­че­ской элите.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

34
Задание 26 № 4034

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три права собственника, составляющие, со­глас­но Граж­дан­ско­му ко­дек­су РФ, со­дер­жа­ние права собственности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

35
Задание 27 № 4035

Отец ве­ли­ко­го Мо­цар­та был от­лич­ным скри­па­чом и органистом. К нему часто при­хо­ди­ли друзья-музыканты, и в доме зву­ча­ла музыка. Му­зы­кой очень увлёкся сын и уже в ран­нем воз­расте стал на путь му­зы­кан­та и композитора. На­зо­ви­те фактор, по­вли­яв­ший на раз­ви­тие лич­но­сти юного Моцарта. Ука­жи­те любые два дру­гих фактора, опре­де­ля­ю­щих раз­ви­тие личности.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

36
Задание 28 № 4036

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в рыночной экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

37
Задание 29 № 4037

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Дурное, ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины». (В.Г. Белинский)

29.2 Экономика: «Одна треть успеха - это знание технологий, другая — понимание бизнеса, а оставшаяся -лидерские качества, которые нужно выработать в себе». (Р. Мотт)

29.3 Социология, социальная психология: «Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья». (Анвари)

29.4 Политология: «Государственный деятель — это политик, который ставит себя на службу нации». (Ж. Помпиду)

29.5 Правоведение: «Всеобщий закон — это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». (В. Гюго)


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.