ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Для характеристики человека как субъекта социальных отношений в науке используется понятие
1) индивид
2) личность
3) гражданин
4) индивидуальность
Ответ:
Научное познание непосредственно направлено на
1) формирование практических навыков
2) выявление закономерностей существования и развития мира
3) раскрытие смысла жизни
4) создание новых материальных ценностей
Ответ:
О какой тенденции развития образования свидетельствует наличие большого количества спортивных и художественных учреждений для людей с ограниченными возможностями?
1. Информатизации
2. Гуманитаризации
3. Интернационализации
4. Гуманизации
Ответ:
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» используется для обозначения группы людей, объединившихся для выполнения совместной деятельности.
Б. Понятие «общество» используется для обозначения периода истории человечества.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
К преимуществам рыночной экономики следует отнести
1) быстрое реагирование на социальные изменения
2) сближение социальных групп по уровню дохода
3) цикличность развития
4) неуклонное движение в сторону полной занятости
Ответ:
Рост популярности кафе с разнообразным ассортиментом чая, кофе и сладостей резко повысил потребность в таких специалистах, как кондитеры, бармены и официанты. Какое свойство рынка труда проявилось в данном факте?
1. Связь спроса на труд со спросом на услуги
2. Установление определённого уровня безработицы
3. Государственное регулирование занятости
4. Высокая конкуренция работников
Ответ:
Какое из приведённых ниже понятий объединяет три других?
1. Обмен валюты
2. Депозит
3. Коммерческий банк
4. Потребительский кредит
Ответ:
На рисунке отражена ситуация на рынке косметологических услуг: линия предложения S переместилась в новое положение — SI (Р — цена услуг, Q — объём предложения услуг). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
1) недостаточной популяризацией здорового образа жизни
2) снижением уровня культуры граждан
3) высокими ценами на косметические средства
4) открытием новых салонов красоты
Ответ:
Верны ли следующие суждения о факторах производства?
А. Капитал как фактор производства утратил своё значение в современной экономике.
Б. Труд перестаёт быть фактором производства в связи с компьютеризацией и роботизацией производственных процессов.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Один из отличительных признаков семьи как социальной группы - это
1) общие увлечения
2) совместное обсуждение проблем
3) общий быт
4) многообразие функций
Ответ:
В Европейский день языков, учреждённый Советом Европы, изучались мнения жителей страны Z о том, необходимо ли современному человеку владение иностранными языками. Полученные данные (в % от числа опрошенных) представлены в графической форме.
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
1) Зависимость изучения иностранных языков от рода деятельности наиболее выражена в ответах респондентов в возрасте до 19 лет.
2) Признание необходимости владения иностранными языками доминирует среди опрошенных всех возрастных групп.
3) Изучение иностранных языков становится всё более популярным занятием среди людей среднего возраста.
4) Мнение «достаточно знать свой родной язык» свойственно преимущественно самым молодым из опрошенных.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация предполагает усвоение индивидом социальных ценностей и норм.
Б. Процесс социализации личности начинается в школьном возрасте.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
К функциям любого государства относится
1) осуществление демократических преобразований
2) сохранение территориальной целостности страны
3) осуществление цензуры периодических изданий
4) осуществление контроля над личной жизнью граждан
Ответ:
Какая из перечисленных организаций представляет собой элемент гражданского общества?
1. Межрайонный суд
2. Парламентский комитет
3. Общество защиты прав потребителей
4. Администрация города
Ответ:
Страна Z - федеративная республика. Какая дополнительная информация поможет сделать вывод, что в стране Z установился демократический политический режим?
1) В стране регулярно проходят выборы.
2) Субъекты федерации обладают определённой политической самостоятельностью.
3) В стране Z права и свободы гарантированы и защищены законом.
4) Страна Z разделена на штаты.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о принципе разделения властей?
А. Принцип разделения властей обеспечивает систему сдержек и противовесов в демократическом государстве.
Б. Принцип разделения властей является основополагающим признаком авторитарного государства.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Объектами охраны окружающей среды являются
1) атомные электростанции
2) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы
3) нефтеперерабатывающие заводы
4) предприятия, занятые добычей сырья
Ответ:
Призыв граждан на военную службу в РФ осуществляется на основании
1) закона, принятого Государственной Думой РФ
2) Постановления Правительства РФ
3) Указа Президента РФ
4) распоряжений мэров городов
Ответ:
Жители прибрежной зоны, дождавшись нереста рыбы, начали её лов. Нормы какого права могут предусматривать ответственность за данное правонарушение?
1. Гражданского
2. Семейного
3. Трудового
4. Административного
Ответ:
Верны ли следующие суждения о нормативном правовом акте?
А. Любой нормативный правовой акт принимается законодательным органом власти.
Б. Любой нормативный правовой акт утверждается Президентом РФ.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Запишите слово, пропущенное в таблице.
| ГРУППА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА | ОТРАСЛИ ПРАВА |
|---|---|
| ... право | Конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, экологическое право, семейное право и др. |
| Процессуальное право | Гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др. |
Ответ___________.
Ответ:
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация».
1. Интернационализация.
2. Протекционизм.
3.
4. Всемирный банк.
5. Мировые рынки.
6. Натуральное хозяйство.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) расти и физически развиваться
Б) оценивать себя и свои поступки
B) видеть цель своих действий
Г) к воспроизводству своего рода
Д) формировать свои взгляды на мир
1) социальная
2) биологическая
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Субъективный характер используемых суждений.
2. Доступная форма изложения.
3. Экспериментальная проверка результатов.
4. Опора на авторитет.
5. Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней.
6. Разработка специального понятийного аппарата.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Основы развития искусства — традиции и новаторство. (Б) Фестиваль народного творчества, состоявшийся в Москве, собрал много известных исполнителей. (В) Особенно удачными были выступления фольклорных коллективов. (Г) В отдельных номерах смелые новации постановщиков выглядели довольно искусственно. (Д) Завершился фестиваль большим гала-концертом.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Деньги были придуманы человечеством, прежде всего, для облегчения _____(А). Первоначально роль денег играли различные_______(Б), и лишь потом появились современные формы денег. Признаком денег является способность выполнять функции: средства_________(В) рыночной ценности товаров и средства сбережения.
Возникновение современных форм денег было вызвано неудобством_____(Г), который требует чрезвычайной множественности относительных цен. Деньги позволили упростить функционирование______(Д) и облегчили всю хозяйственную жизнь общества. Деньги, кроме того, позволяют выражать ценность всех товаров в единой _____(Е) и учитывать их для нужд контроля и управления».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) обмен | 2) измерение | 3) издержки |
| 4) бартер | 5) торговля | 6) система |
| 7) прибыль | 8) предметы | 9) инфляция |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Учителю школы была присвоена высшая квалификационная категория.
2. Одноклассники похвалили Р. за подготовку музыкального вечера;
3. В. получил первую премию на конкурсе молодых исполнителей;
4. Л. получил степень кандидата медицинских наук.
5. Выступление танцевальной группы на юбилее школы сопровождалось бурными аплодисментам.
6. Известный врач был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством».
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Выборы депутатов, избирательное право, списки политических партий, тайное голосование, избирательная кампания.
Ответ:
Каким двум видам изменений, по мнению автора, подвержены традиции? Укажите их. Какой из этих видов затрагивает содержание традиций? Как связаны традиция и ритуал?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какими причинами автор объясняет качественные изменения традиций? (Используя текст, укажите любые две причины.) Привлекая обществоведческие знания, укажите ещё одну причину изменений.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие два пути формирования традиций выделяет автор? Проиллюстрируйте каждый из этих путей примером.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Автор относит к традициям некоторые политические доктрины. Согласны ли Вы с этим? Используя текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая элита»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической элите.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите и проиллюстрируйте примерами три права собственника, составляющие, согласно Гражданскому кодексу РФ, содержание права собственности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Отец великого Моцарта был отличным скрипачом и органистом. К нему часто приходили друзья-музыканты, и в доме звучала музыка. Музыкой очень увлёкся сын и уже в раннем возрасте стал на путь музыканта и композитора. Назовите фактор, повлиявший на развитие личности юного Моцарта. Укажите любые два других фактора, определяющих развитие личности.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в рыночной экономике». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Дурное, ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины». (В. Г. Белинский)
29.2 Экономика: «Одна треть успеха - это знание технологий, другая — понимание бизнеса, а оставшаяся -лидерские качества, которые нужно выработать в себе». (Р. Мотт)
29.3 Социология, социальная психология: «Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья». (Анвари)
29.4 Политология: «Государственный деятель — это политик, который ставит себя на службу нации». (Ж. Помпиду)
29.5 Правоведение: «Всеобщий закон — это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». (В. Гюго)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.