ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Что из приведённого ниже характеризует общество как динамичную систему?
1. Наличие социальных институтов
2. Поддержание связи с природой
3. Самоорганизация и саморазвитие
4. Наличие общественных отношений
Ответ:
Утверждение: «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе», - представляет собой формулировку
1) права на личную неприкосновенность
2) принципа правового государства
3) «золотого правила нравственности»
4) права на свободу совести
Ответ:
Гражданка В. очень любит ходить на продуктовый рынок около своего дома. Она подолгу беседует на различные темы с продавцами. Между тем продукты для семьи приобретает, как правило, её супруг в супермаркете. Какие потребности в первую очередь реализуются в действиях гражданки В.?
1. Эстетические
2. Идеальные
3. Экономические
4. Социальные
Ответ:
Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истинные знания отражают субъективное отношение к миру.
Б. Истинные знания всегда соответствуют представлениям большинства людей.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
К признакам рыночной экономической системы относится
1) частная собственность
2) директивное установление цен
3) централизованное принятие решений
4) низкий уровень социальной мобильности
Ответ:
К экономически активному трудоспособному населению относятся
1) старшеклассники общеобразовательных школ
2) выпускники университетов
3) владеющие собственностью пенсионеры
4) студенты дневных отделений вузов
Ответ:
Устойчивый рост цен на товары и услуги, связанный с одновременным повышением спроса на большинстве рынков страны, называют
1) дефицитом
2) инфляцией спроса
3) инфляцией издержек
4) ажиотажным спросом
Ответ:
На рисунке отражена ситуация на рынке услуг мобильной связи (Р — цена, Q — количество услуг). Ряд компаний-операторов предложили потребителям новую услугу. Проанализируйте изменение спроса на неё (линия спроса D переместилась в положение D1). Какой из приведённых ниже выводов непосредственно следует из данных графиков?
1) Потребители оценили полезность новой услуги.
2) Компании-операторы неверно установили цену услуги, это отпугнуло потребителей.
3) Доходы населения существенно сократились.
4) Компании-операторы не смогли обеспечить высокое качество предлагаемой услуги.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о дефиците государственного бюджета?
А. Дефицит государственного бюджета может быть покрыт за счёт иностранных займов и кредитов.
Б. Для устранения дефицита своего бюджета государство снижает таможенные пошлины на ввозимые товары.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Семья К. состоит из пяти человек. Муж занимается бизнесом, жена -воспитанием детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья патриархального (традиционного) типа?
1) К. — владелец фирмы по продаже цветов.
2) К. — гостеприимные хозяева, в их загородном доме часто останавливаются родственники.
3) Семья К. состоит из мужа, жены, двух дочек и матери мужа.
4) Муж решает вопросы составления и использования семейного бюджета.
Ответ:
Учёные опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?». Результаты опроса представлены в гистограмме.
Проанализируйте данные гистограммы и выберите верное утверждение.
1) Женщины в большей степени, чем мужчины, связывают снижение воспитательного потенциала семьи с плохими отношениями между родителями.
2) И мужчины, и женщины считают главной причиной снижения воспитательного потенциала семьи увеличение количества неполных семей.
3) Одинаковая доля опрошенных мужчин и женщин рассматривают вмешательство родственников в воспитание детей как причину снижения воспитательного потенциала семьи.
4) Меньшая доля мужчин, по сравнению с женщинами, указывают в качестве причины снижения воспитательного потенциала семьи отсутствие у родителей необходимых знаний.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.
Б. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Какой институт политической системы обладает суверенитетом?
1. Государство
2. Политические партии
3. Средства массовой информации
4. Политические движения
Ответ:
Степень политической свободы в обществе и методы деятельности государственных органов характеризует
1) форма правления
2) политический режим
3) суверенитет государства
4) форма территориально-государственного устройства
Ответ:
В стране Z прошли парламентские выборы. Стало известно, что голосование по партийным спискам принесло победу четырём партиям. К сожалению, три политические партии не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. Избирательная система в стране Z может быть охарактеризована как
1) консенсусная
2) мажоритарная
3) пропорциональная
4) смешанная
Ответ:
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. В правовом государстве существует разделение властей.
Б. В любом государстве существует система налогообложения.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Конституция РФ
1) конкретизирует нормы всех отраслей права
2) определяет основы общественного и государственного строя
3) не подлежит изменению
4) принимается парламентом
Ответ:
У Николая Фёдоровича возник спор с издательством по поводу получения вознаграждения за публикацию. В порядке какого судопроизводства может быть решён этот спор?
1. Конституционного
2. Уголовного
3. Административного
4. Гражданского
Ответ:
Антон М. купил путёвку в дом отдыха. Вернувшись, он обратился с иском в суд, поскольку туристическое агентство нарушило договор об оказании услуг: номер, в который поселили клиента, не соответствовал условиям договора. Туристическое агентство будет участвовать в данном судебном разбирательстве как
1) подозреваемый
2) истец
3) ответчик
4) нарушитель
Ответ:
Верны ли следующие суждения о трудовых правоотношениях?
А. Одним из субъектов трудовых правоотношений всегда является государство.
Б. Трудовые правоотношения всегда возникают по взаимному согласию двух сторон.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Ответ:
Запишите слово, пропущенное в таблице.
| ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
|---|---|
| Труд | Использование в процессе производства товаров и услуг физических и умственных способностей людей |
| ... | Денежные средства, здания, сооружения, оборудование, используемое при производстве товаров, услуг |
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
| 1) замечание | 2) санкция | 3) социальная норма |
| 4) политическая идеология | 5) осуждение | 6) духовная культура |
Ответ:
Установите соответствие между формами государства и критериями классификации, по которым они выделены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) федеративное
Б) демократическое
B) авторитарное
Г) унитарное
Д) республиканское
1) политический режим
2) государственное устройство
3) форма правления
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке особенности гражданских правоотношений и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Гражданские правоотношения основываются на принципе свободы договора.
2. Гражданские правоотношения основываются на принципе равенства сторон.
3. Гражданские правоотношения регулируют отношения в сфере государственного управления.
4. Гражданские правоотношения регулируют отношения между работодателем и наёмным работником, основанные на трудовом договоре.
5. Гражданские правоотношения возникают исключительно в результате совершения преступления.
6. Участниками гражданских правоотношений являются: публично-правовые образования, юридические лица, физические лица.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В культурном центре «Дом» выступил шведский коллектив. (Б) За годы своего существования он несколько раз менял свой музыкальный стиль. (В) В настоящее время репертуар группы представлен стилем ретро. (Г) Думается, что этот стиль отвечает вкусам, скорее, старшего поколения, чем молодёжи. (Д) Произведения массовой культуры выполняют досуговую функцию.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек представляет собой _______(А) единство. Механизм_________(Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем__________(В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей__________(Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное____________(Д).
Например, человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения___________(Е), миром культуры».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) способность | 2) биосоциальное | 3) поведение |
| 4) индивид | 5) потребность | 6) язык |
| 7) наследственность | 8) общение | 9) эмоциональное |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Её открытие произошло на основе наблюдений.
2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.
3) Для её описания использован метод теоретического объяснения.
4) Она изложена специальным языком математики.
5) Она сложна для самостоятельного изучения.
6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
| вера | культ | обряды |
| религия | совершение богослужений |
Ответ:
Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте? Укажите два фактора. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «общество» (в широком смысле / как часть материального мира).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Приведите проблемы, указанные автором, которые должны решаться усилиями всего человечества. Как в современном обществознании принято называть эти проблемы? Приведите два других примера таких проблем, опираясь на обществоведческие знания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организации и укажите сферу деятельности каждой из них.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «производство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о производстве.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют «государственной», ибо она действует как инструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система (политический режим) страны Z? Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Уголовное судопроизводство в РФ». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». (Н. Макиавелли)
29.2 Экономика: «Существует только один босс — Потребитель. И он может уволить любого из компании, начиная с руководства, просто тратя деньги где-то ещё». (С. Вальтон)
29.3 Социология, социальная психология: «Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве... Другое дело — самосознание, осознание своего "я". Оно есть результат, продукт становления человека как личности». (А. Н. Леонтьев)
29.4 Политология: «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели». (Дж. Б. Шоу)
29.5 Правоведение: «Законы нас защищают не только от других, но и от самого себя». (Г. Гейне)
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.