№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Предметная область Раздел кодификатора ФИПИ Сложность задания Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 267166

ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 5.

1.

К сто­рон­ни­кам представлений о про­грес­сив­ном развитии об­ще­ства относятся мыслители, полагавшие, что

 

1) «золотой век» че­ло­ве­че­ства остался в прошлом

2) менее со­вер­шен­ные формации сме­ня­ют­ся более совершенными

3) ис­то­рия «движется по кругу»

4) об­ще­ство постоянно воз­вра­ща­ет­ся к преж­ним формам и структурам

2.

Какая черта от­ли­ча­ет науку от дру­гих отраслей культуры?

 

1) ху­до­же­ствен­ное выражение от­но­ше­ния к миру

2) пред­ло­же­ние законченной ми­ро­воз­зрен­че­ской системы

3) вера в су­ще­ство­ва­ние сверхъестественных сил

4) тео­ре­ти­че­ское обоснование за­ко­нов развития при­ро­ды и общества

3.

Дети под­рост­ко­во­го возраста осо­бен­но нуждаются в об­ще­нии со сверстниками. В этом про­яв­ля­ют­ся потребности

 

1) эстетические

2) социальные

3) биологические

4) материальные

4.

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о кри­те­ри­ях истинности знания?

 

А. Один из глав­ных критериев ис­ти­ны — это со­от­вет­ствие знания ин­те­ре­сам познающего субъекта.

Б. Один из глав­ных критериев ис­ти­ны — это по­лез­ность знания.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

5.

Что со­дей­ству­ет эф­фек­тив­но­сти про­из­вод­ства в усло­ви­ях рынка?

 

1) эко­но­ми­че­ская сво­бо­да про­из­во­ди­те­лей

2) устра­не­ние раз­де­ле­ния труда

3) го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние за­трат про­из­вод­ства

4) вве­де­ние новых на­ло­гов

6.

Экономический кри­зис привёл к за­кры­тию предприятий и росту без­ра­бо­ти­цы во мно­гих отраслях. Какой вид без­ра­бо­ти­цы иллюстрируется этим примером?

 

1) фрикционная

2) сезонная

3) структурная

4) циклическая

7.

Как де­фи­цит го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та вли­я­ет на эко­но­ми­ку?

 

1) сни­жа­ет мо­ти­ва­цию к труду

2) уве­ли­чи­ва­ет го­су­дар­ствен­ный долг

3) умень­ша­ет не­ра­вен­ство в до­хо­дах на­се­ле­ния

4) при­во­дит к вве­де­нию льгот­но­го на­ло­го­об­ло­же­ния

8.

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке па­рик­ма­хер­ских услуг (Р — цена, Q — ко­ли­че­ство). Про­ана­ли­зи­руй­те из­ме­не­ние пред­ло­же­ния (линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в по­ло­же­ние S1). Чем может быть объ­яс­не­но по­доб­ное из­ме­не­ние?

 

1) Ре­кла­ма па­рик­ма­хер­ских услуг стала более ин­тен­сив­ной.

2) Ко­ли­че­ство па­рик­ма­хер­ских са­ло­нов уве­ли­чи­лось.

3) В стра­не уста­но­ви­лась не­бла­го­при­ят­ная эко­но­ми­че­ская си­ту­а­ция.

4) В моду у жен­щин вошли слож­ные причёски и ма­ки­яж.

9.

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о роли го­су­дар­ства в экономике?

 

А. Одним из ме­ха­низ­мов регулирования го­су­дар­ством экономической де­я­тель­но­сти граждан и фирм яв­ля­ет­ся налоговая политика.

Б. Любое го­су­дар­ство обеспечивает эф­фек­тив­ное использование фак­то­ров производства.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

10.

Что ха­рак­те­ри­зу­ет демократическую (партнёрскую) семью?

 

1) сов­мест­ное проживание не­сколь­ких поколений родственников

2) доб­ро­воль­ное распределение обя­зан­но­стей между чле­на­ми семьи

3) огра­ни­че­ние роли жен­щи­ны ведением до­маш­не­го хозяйства

4) бес­пре­ко­слов­ное подчинение млад­ших старшим

11.

Центр изу­че­ния об­ще­ствен­но­го мне­ния опуб­ли­ко­вал дан­ные опро­са «Слож­но ли до­бить­ся успе­ха в жизни?». Не­ко­то­рые из них пред­став­ле­ны ниже в виде диа­грам­мы.

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии дан­ных диа­грам­мы?

 

1) Ре­спон­ден­тов, счи­та­ю­щих, что сей­час легче до­бить­ся успе­ха, боль­ше, чем тех, кто дал иной ответ.

2) По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство опро­шен­ных не счи­та­ют успех жиз­нен­ной целью.

3) Во­прос ока­зал­ся слож­ным для чет­вер­ти от­ве­чав­ших.

4) Пятая часть опро­шен­ных не видят из­ме­не­ний в до­сти­же­нии успе­ха.

12.

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о социализации?

 

А. Со­ци­а­ли­за­ция — это про­цесс усвоения об­ще­ствен­ных норм и ценностей.

Б. В со­вре­мен­ном обществе СМИ вы­сту­па­ют одним из важ­ней­ших инструментов социализации.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

13.

Наличие су­ве­ре­ни­те­та — от­ли­чи­тель­ный признак

 

1) государства

2) по­ли­ти­че­ской партии

3) об­ще­ствен­ной организации

4) про­фес­си­о­наль­ных союзов

14.

Какое из на­прав­ле­ний деятельности ха­рак­тер­но для по­ли­ти­че­ской партии в де­мо­кра­ти­че­ском обществе?

 

1) управ­ле­ние законодательными органами

2) ру­ко­вод­ство министерством

3) раз­ра­бот­ка народнохозяйственных планов

4) уча­стие в пар­ла­мент­ских выборах

15.

Гражданин В., 40-летний управ­ля­ю­щий кирпичного завода, убеждён, что за­щи­та политических прав и сво­бод граждан и пра­во­вые гарантии част­ной собственности долж­ны лежать в ос­но­ве политики государства. По­ли­ти­че­ские взгляды граж­да­ни­на В. можно оха­рак­те­ри­зо­вать как

 

1) анархические

2) либеральные

3) социалистические

4) националистические

16.

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о пра­во­вом государстве?

 

А. Для пра­во­во­го государства обя­за­тель­но соблюдение прин­ци­па разделения властей.

Б. Пра­во­вым может быть го­су­дар­ство как с рес­пуб­ли­кан­ской формой правления, так и с монархической.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

17.

При­зна­ком права, от­ли­ча­ю­щим его от дру­гих видов со­ци­аль­ных норм, яв­ля­ет­ся

 

1) фор­маль­ная не­опре­делённость

2) ра­ци­о­наль­ный ха­рак­тер

3) обес­пе­чен­ность ис­пол­не­ния силой го­су­дар­ства

4) со­ци­аль­ная зна­чи­мость

18.

Спо­соб­ность юри­ди­че­ско­го лица иметь граж­дан­ские права и нести обя­зан­но­сти воз­ни­ка­ет с мо­мен­та

 

1) го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции юри­ди­че­ско­го лица

2) утвер­жде­ния уста­ва

3) объ­еди­не­ния участ­ни­ка­ми юри­ди­че­ско­го лица ка­пи­та­лов

4) вы­бо­ра ор­га­нов управ­ле­ния юри­ди­че­ско­го лица

19.

Марина по со­ве­ту адвоката по­да­ла иск об уста­нов­ле­нии отцовства граж­да­ни­на К. в от­но­ше­нии своего не­со­вер­шен­но­лет­не­го сына Артёма. Истец в дан­ном судебном раз­би­ра­тель­стве —

 

1) Марина

2) адвокат

3) граж­да­нин К.

4) Артём

20.

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о спо­со­бах защиты права граж­дан на бла­го­при­ят­ную окружающую среду?

 

А. Граж­да­не РФ имеют право предъ­яв­лять в суд иски о воз­ме­ще­нии вреда окру­жа­ю­щей среде.

Б. При раз­ме­ще­нии объектов, хо­зяй­ствен­ная или иная де­я­тель­ность которых может при­чи­нить вред окру­жа­ю­щей среде, ре­ше­ние об их раз­ме­ще­нии принимаются с учётом мне­ния населения или ре­зуль­та­тов референдума.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

21.

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ПРИНЦИПЫ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НО­ГО УСТРОЙСТВАСОДЕРЖАНИЕ
НародовластиеРоссия — де­мо­кра­ти­че­ское государство, но­си­те­лем суверенитета и един­ствен­ным источником вла­сти в ко­то­ром является народ
...Созданы раз­лич­ные формы на­ци­о­наль­ной государственности на­ро­дов РФ

22.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к ис­точ­ни­кам права.

 

1) пра­во­вой статус

2) кон­сти­ту­ция страны

3) пра­во­вой обычай

4) по­ста­нов­ле­ния правительства

5) закон

6) по­ли­ти­че­ское участие

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

23.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми фак­та­ми и ис­то­ри­че­ски­ми ти­па­ми об­ществ: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ФАКТЫ   ИС­ТО­РИ­ЧЕ­СКИЕ ТИПЫ

А) аг­рар­но-сы­рье­вой тип хо­зяй­ства

Б) по­яв­ле­ние мас­со­вой куль­ту­ры

В) раз­ви­тие гло­баль­ных ком­пью­тер­ных сетей

Г) со­зда­ние кон­вей­е­ра

Д) ве­ду­щая роль науки в про­из­вод­стве

 

1) ин­фор­ма­ци­он­ное

2) ин­ду­стри­аль­ное

3) тра­ди­ци­он­ное

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
     

24.

Найдите в приведённом ниже спис­ке черты человека, обу­слов­лен­ные биологически, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) возрастные и по­ло­вые различия

2) темперамент

3) особенности нерв­ной системы

4) самооценка

5) опыт

6) особенности мировоззрения

25.

Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое положение ко­то­ро­го обозначено определённой буквой.

 

(А) По­ня­тие «общественный прогресс» до­ста­точ­но достоверно от­ра­жа­ет реалии со­вре­мен­ной жизни и по­мо­га­ет их пра­виль­но оценивать. (Б) Про­гресс означает на­прав­ле­ние движения от про­сто­го к сложному, от менее со­вер­шен­но­го к более совершенному. (В) В ду­хов­ной сфере об­ще­ствен­ной жизни про­гресс ещё более впечатляющ, чем в ма­те­ри­аль­ной сфере. (Г) Обя­за­тель­ное начальное, а затем и сред­нее образование было за­ко­но­да­тель­но закреплено в нашей стра­не в про­шлом веке. (Д) Се­год­ня не менее по­ло­ви­ны выпускников школ ста­но­вят­ся студентами выс­ших учебных заведений.

 

Определите, какие по­ло­же­ния текста имеют

 

1) фактический характер

2) характер оце­ноч­ных суждений

3) характер тео­ре­ти­че­ских утверждений

 

Запишите в таб­ли­цу под буквой, обо­зна­ча­ю­щей положение, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его характер.

AБВГД
     

26.

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

 

«Моральные оцен­ки поступков поз­во­ля­ют оценивать их как хо­ро­шие или дурные, при­но­ся­щие добро или при­чи­ня­ю­щие зло и заслуживающие________(А). К ос­нов­ным ______(Б) и цен­но­стям относятся: доброта, чув­ство долга,________(В), спра­вед­ли­вость и т. п. Ори­ен­ти­ру­ясь на них, мы даём оцен­ку своих и чужих по­ступ­ков с мо­раль­ной точки зрения.

Моральные нормы на­ря­ду с ________(Г) яв­ля­ют­ся основными ре­гу­ля­то­ра­ми поведения людей в обществе. Мораль — это, пре­жде всего,__________(Д) по­ве­де­ния человека, ос­но­ван­ный на его воле, долге, совести.

Она при­су­ща не толь­ко отдельным личностям, но и________(Е), ко­то­рое также опе­ри­ру­ет категориями морали, даёт мо­раль­ные оценки».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

 

Список терминов:

 

1) моральные категории2) производство3) порицание
4) активность5) совесть6) внутренний регулятор
7) польза8) общественное мнение9) право

 

В дан­ной ниже таб­ли­це приведены буквы, обо­зна­ча­ю­щие пропущенные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой буквой номер вы­бран­но­го Вами слова.

AБВГДЕ
      

27.

Рынок мо­биль­ной связи об­ла­сти Z кон­тро­ли­ру­ет­ся одной круп­ной компанией, дру­гие про­из­во­ди­те­ли не представлены. Вы­бе­ри­те из приведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) региональный рынок

2) монополия

3) совершенная конкуренция

4) рынок услуг

5) рыночный дефицит

6) рынок товаров

28.

Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Школьный класс, трудовой коллектив, родительская семья, агент социализации, СМИ.

29.

Приведите любые две функ­ции со­ци­аль­ных норм, на­зван­ные автором.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социальные нормы - об­ще­при­знан­ные или до­ста­точ­но распространённые образцы, пра­ви­ла по­ве­де­ния людей, сред­ства ре­гу­ля­ции их взаимодействия. Они предо­хра­ня­ют об­ще­ствен­ную жизнь от хаоса и самотёка, на­прав­ля­ют её те­че­ние в нуж­ное русло. В число со­ци­аль­ных норм вхо­дят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обы­ча­ев и др. Право сло­жи­лось на­мно­го позже дру­гих нор­ма­тив­ных си­стем и в ос­нов­ном на их основе. Оно стало более жёстко и це­ле­на­прав­лен­но ре­гу­ли­ро­вать эко­но­ми­че­ские и иные отношения. Ис­то­ри­че­ски право воз­ни­ка­ет как бы для ком­пен­са­ции «недостаточности» морали, ко­то­рая об­на­ру­жи­ва­ет­ся с воз­ник­но­ве­ни­ем част­ной соб­ствен­но­сти и по­ли­ти­че­ской власти. В по­сле­ду­ю­щем нормы права и мо­ра­ли тесно переплелись, вза­и­мо­дей­ствуя с дру­ги­ми сред­ства­ми со­ци­аль­но­го регулирования. <...> По­это­му очень важно вы­явить тес­ную вза­и­мо­связь права и морали. <.. .>

Юристы по роду своей де­я­тель­но­сти изучают, толкуют, применяют, пре­жде всего, пра­во­вые нормы - это их специальность. Но для оцен­ки по­ве­де­ния субъ­ек­тов пра­во­вых от­но­ше­ний и пра­виль­но­го раз­ре­ше­ния воз­ни­ка­ю­щих кол­ли­зий по­сто­ян­но об­ра­ща­ют­ся и к эти­че­ским критериям, ибо в ос­но­ве права лежит мораль. Рус­ские пра­во­ве­ды не­из­мен­но подчеркивали, что право есть юри­ди­че­ски оформ­лен­ная мораль. Право - сред­ство ре­а­ли­за­ции нравственно-гуманистических иде­а­лов общества. Без уро­ков нравственности, морали, этики право немыслимо.

B.C. Соловьёв, например, опре­де­лял право как «принудительное тре­бо­ва­ние осу­ществ­ле­ния ми­ни­маль­но­го добра и порядка, не до­пус­ка­ю­ще­го из­вест­но­го про­яв­ле­ния зла». <...> Право и мо­раль раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бам их установления. Пра­во­вые нормы со­зда­ют­ся государством, и толь­ко го­су­дар­ством (или с его со­гла­сия не­ко­то­ры­ми об­ще­ствен­ны­ми организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смыс­ле го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским твор­цом права. По­это­му право вы­ра­жа­ет не про­сто волю народа, а его го­су­дар­ствен­ную волю и вы­сту­па­ет не про­сто регулятором, а особым, го­су­дар­ствен­ным регулятором.

 

(Н. И. Матузов)
30.

Назовите любые пять видов со­ци­аль­ных норм, пе­ре­чис­лен­ных автором. Опираясь на обществоведческие знания, при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру любых двух из на­зван­ных норм.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социальные нормы - об­ще­при­знан­ные или до­ста­точ­но распространённые образцы, пра­ви­ла по­ве­де­ния людей, сред­ства ре­гу­ля­ции их взаимодействия. Они предо­хра­ня­ют об­ще­ствен­ную жизнь от хаоса и самотёка, на­прав­ля­ют её те­че­ние в нуж­ное русло. В число со­ци­аль­ных норм вхо­дят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обы­ча­ев и др. Право сло­жи­лось на­мно­го позже дру­гих нор­ма­тив­ных си­стем и в ос­нов­ном на их основе. Оно стало более жёстко и це­ле­на­прав­лен­но ре­гу­ли­ро­вать эко­но­ми­че­ские и иные отношения. Ис­то­ри­че­ски право воз­ни­ка­ет как бы для ком­пен­са­ции «недостаточности» морали, ко­то­рая об­на­ру­жи­ва­ет­ся с воз­ник­но­ве­ни­ем част­ной соб­ствен­но­сти и по­ли­ти­че­ской власти. В по­сле­ду­ю­щем нормы права и мо­ра­ли тесно переплелись, вза­и­мо­дей­ствуя с дру­ги­ми сред­ства­ми со­ци­аль­но­го регулирования. <...> По­это­му очень важно вы­явить тес­ную вза­и­мо­связь права и морали. <.. .>

Юристы по роду своей де­я­тель­но­сти изучают, толкуют, применяют, пре­жде всего, пра­во­вые нормы - это их специальность. Но для оцен­ки по­ве­де­ния субъ­ек­тов пра­во­вых от­но­ше­ний и пра­виль­но­го раз­ре­ше­ния воз­ни­ка­ю­щих кол­ли­зий по­сто­ян­но об­ра­ща­ют­ся и к эти­че­ским критериям, ибо в ос­но­ве права лежит мораль. Рус­ские пра­во­ве­ды не­из­мен­но подчеркивали, что право есть юри­ди­че­ски оформ­лен­ная мораль. Право - сред­ство ре­а­ли­за­ции нравственно-гуманистических иде­а­лов общества. Без уро­ков нравственности, морали, этики право немыслимо.

B.C. Соловьёв, например, опре­де­лял право как «принудительное тре­бо­ва­ние осу­ществ­ле­ния ми­ни­маль­но­го добра и порядка, не до­пус­ка­ю­ще­го из­вест­но­го про­яв­ле­ния зла». <...> Право и мо­раль раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бам их установления. Пра­во­вые нормы со­зда­ют­ся государством, и толь­ко го­су­дар­ством (или с его со­гла­сия не­ко­то­ры­ми об­ще­ствен­ны­ми организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смыс­ле го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским твор­цом права. По­это­му право вы­ра­жа­ет не про­сто волю народа, а его го­су­дар­ствен­ную волю и вы­сту­па­ет не про­сто регулятором, а особым, го­су­дар­ствен­ным регулятором.

 

(Н. И. Матузов)
31.

Опираясь на текст и зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, на­зо­ви­те три от­ли­чия пра­во­вых норм от норм морали.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социальные нормы - об­ще­при­знан­ные или до­ста­точ­но распространённые образцы, пра­ви­ла по­ве­де­ния людей, сред­ства ре­гу­ля­ции их взаимодействия. Они предо­хра­ня­ют об­ще­ствен­ную жизнь от хаоса и самотёка, на­прав­ля­ют её те­че­ние в нуж­ное русло. В число со­ци­аль­ных норм вхо­дят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обы­ча­ев и др. Право сло­жи­лось на­мно­го позже дру­гих нор­ма­тив­ных си­стем и в ос­нов­ном на их основе. Оно стало более жёстко и це­ле­на­прав­лен­но ре­гу­ли­ро­вать эко­но­ми­че­ские и иные отношения. Ис­то­ри­че­ски право воз­ни­ка­ет как бы для ком­пен­са­ции «недостаточности» морали, ко­то­рая об­на­ру­жи­ва­ет­ся с воз­ник­но­ве­ни­ем част­ной соб­ствен­но­сти и по­ли­ти­че­ской власти. В по­сле­ду­ю­щем нормы права и мо­ра­ли тесно переплелись, вза­и­мо­дей­ствуя с дру­ги­ми сред­ства­ми со­ци­аль­но­го регулирования. <...> По­это­му очень важно вы­явить тес­ную вза­и­мо­связь права и морали. <.. .>

Юристы по роду своей де­я­тель­но­сти изучают, толкуют, применяют, пре­жде всего, пра­во­вые нормы - это их специальность. Но для оцен­ки по­ве­де­ния субъ­ек­тов пра­во­вых от­но­ше­ний и пра­виль­но­го раз­ре­ше­ния воз­ни­ка­ю­щих кол­ли­зий по­сто­ян­но об­ра­ща­ют­ся и к эти­че­ским критериям, ибо в ос­но­ве права лежит мораль. Рус­ские пра­во­ве­ды не­из­мен­но подчеркивали, что право есть юри­ди­че­ски оформ­лен­ная мораль. Право - сред­ство ре­а­ли­за­ции нравственно-гуманистических иде­а­лов общества. Без уро­ков нравственности, морали, этики право немыслимо.

B.C. Соловьёв, например, опре­де­лял право как «принудительное тре­бо­ва­ние осу­ществ­ле­ния ми­ни­маль­но­го добра и порядка, не до­пус­ка­ю­ще­го из­вест­но­го про­яв­ле­ния зла». <...> Право и мо­раль раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бам их установления. Пра­во­вые нормы со­зда­ют­ся государством, и толь­ко го­су­дар­ством (или с его со­гла­сия не­ко­то­ры­ми об­ще­ствен­ны­ми организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смыс­ле го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским твор­цом права. По­это­му право вы­ра­жа­ет не про­сто волю народа, а его го­су­дар­ствен­ную волю и вы­сту­па­ет не про­сто регулятором, а особым, го­су­дар­ствен­ным регулятором.

 

(Н. И. Матузов)
32.

Опираясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, на­зо­ви­те три проблемы, уре­гу­ли­ро­ва­ние ко­то­рых воз­мож­но толь­ко с по­мо­щью права.


Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социальные нормы - об­ще­при­знан­ные или до­ста­точ­но распространённые образцы, пра­ви­ла по­ве­де­ния людей, сред­ства ре­гу­ля­ции их взаимодействия. Они предо­хра­ня­ют об­ще­ствен­ную жизнь от хаоса и самотёка, на­прав­ля­ют её те­че­ние в нуж­ное русло. В число со­ци­аль­ных норм вхо­дят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обы­ча­ев и др. Право сло­жи­лось на­мно­го позже дру­гих нор­ма­тив­ных си­стем и в ос­нов­ном на их основе. Оно стало более жёстко и це­ле­на­прав­лен­но ре­гу­ли­ро­вать эко­но­ми­че­ские и иные отношения. Ис­то­ри­че­ски право воз­ни­ка­ет как бы для ком­пен­са­ции «недостаточности» морали, ко­то­рая об­на­ру­жи­ва­ет­ся с воз­ник­но­ве­ни­ем част­ной соб­ствен­но­сти и по­ли­ти­че­ской власти. В по­сле­ду­ю­щем нормы права и мо­ра­ли тесно переплелись, вза­и­мо­дей­ствуя с дру­ги­ми сред­ства­ми со­ци­аль­но­го регулирования. <...> По­это­му очень важно вы­явить тес­ную вза­и­мо­связь права и морали. <.. .>

Юристы по роду своей де­я­тель­но­сти изучают, толкуют, применяют, пре­жде всего, пра­во­вые нормы - это их специальность. Но для оцен­ки по­ве­де­ния субъ­ек­тов пра­во­вых от­но­ше­ний и пра­виль­но­го раз­ре­ше­ния воз­ни­ка­ю­щих кол­ли­зий по­сто­ян­но об­ра­ща­ют­ся и к эти­че­ским критериям, ибо в ос­но­ве права лежит мораль. Рус­ские пра­во­ве­ды не­из­мен­но подчеркивали, что право есть юри­ди­че­ски оформ­лен­ная мораль. Право - сред­ство ре­а­ли­за­ции нравственно-гуманистических иде­а­лов общества. Без уро­ков нравственности, морали, этики право немыслимо.

B.C. Соловьёв, например, опре­де­лял право как «принудительное тре­бо­ва­ние осу­ществ­ле­ния ми­ни­маль­но­го добра и порядка, не до­пус­ка­ю­ще­го из­вест­но­го про­яв­ле­ния зла». <...> Право и мо­раль раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бам их установления. Пра­во­вые нормы со­зда­ют­ся государством, и толь­ко го­су­дар­ством (или с его со­гла­сия не­ко­то­ры­ми об­ще­ствен­ны­ми организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смыс­ле го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским твор­цом права. По­это­му право вы­ра­жа­ет не про­сто волю народа, а его го­су­дар­ствен­ную волю и вы­сту­па­ет не про­сто регулятором, а особым, го­су­дар­ствен­ным регулятором.

 

(Н. И. Матузов)
33.

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «граж­дан­ское об­ще­ство»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о граж­дан­ском об­ще­стве.

34.

Назовите любые три ос­но­ва­ния расторжения тру­до­во­го договора и про­ил­лю­стри­руй­те примером каж­дое из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

35.

Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это пред­став­ле­ние яв­ля­ет­ся с точки зре­ния со­вре­мен­ных на­уч­ных взглядов: от­но­си­тель­ной ис­ти­ной или заблуждением? По­яс­ни­те свой ответ и при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру за­блуж­де­ния и от­но­си­тель­ной ис­ти­ны в по­зна­нии мира.

36.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Закон предложения и деятельность фирм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

37.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Искусство, религия, философия или наука составляют проявления подлинной человеческой сущности». (Л. Фейербах)

29.2 Экономика: «Реклама — ценный экономический фактор, потому что это самый дешёвый способ продажи товаров, особенно когда последние бесполезны». (С. Левис)

29.3 Социология, социальная психология: «Человек — это нечаянная, прекрасная попытка природы осознать самоё себя». (В. Шукшин)

29.4 Политология: «Демократия — это правление народа, избранное народом и для народа». (А. Линкольн)

29.5 Правоведение: «Самая жестокая тирания — та, которая выступает под сенью законности, под флагом справедливости». (Ш. Монтескьё)