Заголовок: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть 2)
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — обществознание
Вариант № 3063118

ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть 2)

1.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Мас­со­вая куль­ту­ра... от­вле­ка­ет людей от ре­аль­ной жизни, пи­та­ет их вы­мыш­лен­ны­ми кар­ти­на­ми, по­гру­жа­ет об­ще­ство в ле­тар­ги­че­ский сон. Мно­гие со­ци­аль­ные кри­ти­ки при­зы­ва­ют осо­знать па­губ­ную роль мас­со­вой куль­ту­ры и вне­сти кор­рек­ти­вы в её прак­ти­ку.

Куль­тур­фи­ло­со­фы пишут о том, что мас­со­вая куль­ту­ра при­ве­ла к раз­ру­ше­нию лич­но­сти. Лю­бовь изоб­ра­жа­ет­ся стан­дарт­ны­ми спо­со­ба­ми: из­би­тые слова, тра­фа­рет­ные сцены... бес­ко­неч­но много убийств и на­си­лия. Язык мно­гих на­ро­дов ста­но­вит­ся всё гру­бее и при­ми­тив­нее... Че­ло­век стал по­жи­вой ма­ни­пу­ля­ции, он це­ли­ком опу­тан клей­ки­ми грёзами мас­со­вой куль­ту­ры. На­ста­ла пора ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния мас­со­вым со­зна­ни­ем, когда можно ди­ри­жи­ро­вать модой, до­су­гом и по­ве­де­ни­ем людей.

Од­на­ко в осмыс­ле­нии мас­со­вой куль­ту­ры опре­де­ли­лась и дру­гая тен­ден­ция... Ис­сле­до­ва­те­ли также от­ме­ча­ют, что мас­со­вая куль­ту­ра вы­пол­ня­ет в опре­делённом смыс­ле даже по­лез­ную пси­хо­те­ра­пев­ти­че­скую функ­цию в об­ще­стве. Огром­ные пси­хо­ло­ги­че­ские на­груз­ки, ко­то­рые па­да­ют се­год­ня на каж­до­го че­ло­ве­ка, вы­зы­ва­ют у него по­треб­ность от­влечь­ся от ре­аль­но­сти, осво­бо­дить­ся от стрес­сов. И здесь мас­со­вая куль­ту­ра ока­зы­ва­ет­ся не­за­ме­ни­мой.

В усло­ви­ях тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства по­ве­де­ние че­ло­ве­ка ре­гу­ли­ро­ва­лось в ос­нов­ном дей­стви­ем сти­хий­ных эко­но­ми­че­ских сил и тра­ди­ций, а не пря­мым дав­ле­ни­ем со сто­ро­ны со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, ко­то­рые пре­ду­мыш­лен­но стре­ми­лись бы про­ник­нуть в эмо­ци­о­наль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский мир че­ло­ве­ка... В со­вре­мен­ном об­ще­стве воз­ни­ка­ет по­треб­ность в пря­мом ре­гу­ли­ро­ва­нии по­ве­де­ния людей. Мас­со­вое со­зна­ние на­чи­на­ет под­вер­гать­ся всё более мощ­ной и це­ле­на­прав­лен­ной об­ра­бот­ке, при­ни­ма­ю­щей «ин­ду­стри­аль­ные формы». Се­год­ня не обой­тись без развёрну­той «ин­ду­стрии со­зна­ния», цель ко­то­рой за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы до­бить­ся уни­фи­ка­ции ду­хов­ной жизни, стан­дар­ти­за­ции ин­тел­лек­ту­аль­ных ре­ак­ций, дабы удер­жать­ся в рам­ках услож­нив­шей­ся в со­вре­мен­ном об­ще­стве со­ци­аль­ной струк­ту­ры.

 

П. С. Гу­ре­вич

В чём, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, за­клю­ча­ет­ся не­га­тив­ное вли­я­ние мас­со­вой куль­ту­ры на раз­ви­тие от­дель­ных лич­но­стей и об­ще­ства в целом? На­зо­ви­те любые че­ты­ре не­га­тив­ных по­след­ствия.

2.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Мас­со­вая куль­ту­ра... от­вле­ка­ет людей от ре­аль­ной жизни, пи­та­ет их вы­мыш­лен­ны­ми кар­ти­на­ми, по­гру­жа­ет об­ще­ство в ле­тар­ги­че­ский сон. Мно­гие со­ци­аль­ные кри­ти­ки при­зы­ва­ют осо­знать па­губ­ную роль мас­со­вой куль­ту­ры и вне­сти кор­рек­ти­вы в её прак­ти­ку.

Куль­тур­фи­ло­со­фы пишут о том, что мас­со­вая куль­ту­ра при­ве­ла к раз­ру­ше­нию лич­но­сти. Лю­бовь изоб­ра­жа­ет­ся стан­дарт­ны­ми спо­со­ба­ми: из­би­тые слова, тра­фа­рет­ные сцены... бес­ко­неч­но много убийств и на­си­лия. Язык мно­гих на­ро­дов ста­но­вит­ся всё гру­бее и при­ми­тив­нее... Че­ло­век стал по­жи­вой ма­ни­пу­ля­ции, он це­ли­ком опу­тан клей­ки­ми грёзами мас­со­вой куль­ту­ры. На­ста­ла пора ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния мас­со­вым со­зна­ни­ем, когда можно ди­ри­жи­ро­вать модой, до­су­гом и по­ве­де­ни­ем людей.

Од­на­ко в осмыс­ле­нии мас­со­вой куль­ту­ры опре­де­ли­лась и дру­гая тен­ден­ция... Ис­сле­до­ва­те­ли также от­ме­ча­ют, что мас­со­вая куль­ту­ра вы­пол­ня­ет в опре­делённом смыс­ле даже по­лез­ную пси­хо­те­ра­пев­ти­че­скую функ­цию в об­ще­стве. Огром­ные пси­хо­ло­ги­че­ские на­груз­ки, ко­то­рые па­да­ют се­год­ня на каж­до­го че­ло­ве­ка, вы­зы­ва­ют у него по­треб­ность от­влечь­ся от ре­аль­но­сти, осво­бо­дить­ся от стрес­сов. И здесь мас­со­вая куль­ту­ра ока­зы­ва­ет­ся не­за­ме­ни­мой.

В усло­ви­ях тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства по­ве­де­ние че­ло­ве­ка ре­гу­ли­ро­ва­лось в ос­нов­ном дей­стви­ем сти­хий­ных эко­но­ми­че­ских сил и тра­ди­ций, а не пря­мым дав­ле­ни­ем со сто­ро­ны со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, ко­то­рые пре­ду­мыш­лен­но стре­ми­лись бы про­ник­нуть в эмо­ци­о­наль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский мир че­ло­ве­ка... В со­вре­мен­ном об­ще­стве воз­ни­ка­ет по­треб­ность в пря­мом ре­гу­ли­ро­ва­нии по­ве­де­ния людей. Мас­со­вое со­зна­ние на­чи­на­ет под­вер­гать­ся всё более мощ­ной и це­ле­на­прав­лен­ной об­ра­бот­ке, при­ни­ма­ю­щей «ин­ду­стри­аль­ные формы». Се­год­ня не обой­тись без развёрну­той «ин­ду­стрии со­зна­ния», цель ко­то­рой за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы до­бить­ся уни­фи­ка­ции ду­хов­ной жизни, стан­дар­ти­за­ции ин­тел­лек­ту­аль­ных ре­ак­ций, дабы удер­жать­ся в рам­ках услож­нив­шей­ся в со­вре­мен­ном об­ще­стве со­ци­аль­ной струк­ту­ры.

 

П. С. Гу­ре­вич

Какие две тен­ден­ции в осмыс­ле­нии мас­со­вой куль­ту­ры ука­за­ны ав­то­ром? Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, объ­яс­ни­те смысл по­ня­тия «куль­ту­ра» в самом ши­ро­ком смыс­ле.

3.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Мас­со­вая куль­ту­ра... от­вле­ка­ет людей от ре­аль­ной жизни, пи­та­ет их вы­мыш­лен­ны­ми кар­ти­на­ми, по­гру­жа­ет об­ще­ство в ле­тар­ги­че­ский сон. Мно­гие со­ци­аль­ные кри­ти­ки при­зы­ва­ют осо­знать па­губ­ную роль мас­со­вой куль­ту­ры и вне­сти кор­рек­ти­вы в её прак­ти­ку.

Куль­тур­фи­ло­со­фы пишут о том, что мас­со­вая куль­ту­ра при­ве­ла к раз­ру­ше­нию лич­но­сти. Лю­бовь изоб­ра­жа­ет­ся стан­дарт­ны­ми спо­со­ба­ми: из­би­тые слова, тра­фа­рет­ные сцены... бес­ко­неч­но много убийств и на­си­лия. Язык мно­гих на­ро­дов ста­но­вит­ся всё гру­бее и при­ми­тив­нее... Че­ло­век стал по­жи­вой ма­ни­пу­ля­ции, он це­ли­ком опу­тан клей­ки­ми грёзами мас­со­вой куль­ту­ры. На­ста­ла пора ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния мас­со­вым со­зна­ни­ем, когда можно ди­ри­жи­ро­вать модой, до­су­гом и по­ве­де­ни­ем людей.

Од­на­ко в осмыс­ле­нии мас­со­вой куль­ту­ры опре­де­ли­лась и дру­гая тен­ден­ция... Ис­сле­до­ва­те­ли также от­ме­ча­ют, что мас­со­вая куль­ту­ра вы­пол­ня­ет в опре­делённом смыс­ле даже по­лез­ную пси­хо­те­ра­пев­ти­че­скую функ­цию в об­ще­стве. Огром­ные пси­хо­ло­ги­че­ские на­груз­ки, ко­то­рые па­да­ют се­год­ня на каж­до­го че­ло­ве­ка, вы­зы­ва­ют у него по­треб­ность от­влечь­ся от ре­аль­но­сти, осво­бо­дить­ся от стрес­сов. И здесь мас­со­вая куль­ту­ра ока­зы­ва­ет­ся не­за­ме­ни­мой.

В усло­ви­ях тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства по­ве­де­ние че­ло­ве­ка ре­гу­ли­ро­ва­лось в ос­нов­ном дей­стви­ем сти­хий­ных эко­но­ми­че­ских сил и тра­ди­ций, а не пря­мым дав­ле­ни­ем со сто­ро­ны со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, ко­то­рые пре­ду­мыш­лен­но стре­ми­лись бы про­ник­нуть в эмо­ци­о­наль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский мир че­ло­ве­ка... В со­вре­мен­ном об­ще­стве воз­ни­ка­ет по­треб­ность в пря­мом ре­гу­ли­ро­ва­нии по­ве­де­ния людей. Мас­со­вое со­зна­ние на­чи­на­ет под­вер­гать­ся всё более мощ­ной и це­ле­на­прав­лен­ной об­ра­бот­ке, при­ни­ма­ю­щей «ин­ду­стри­аль­ные формы». Се­год­ня не обой­тись без развёрну­той «ин­ду­стрии со­зна­ния», цель ко­то­рой за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы до­бить­ся уни­фи­ка­ции ду­хов­ной жизни, стан­дар­ти­за­ции ин­тел­лек­ту­аль­ных ре­ак­ций, дабы удер­жать­ся в рам­ках услож­нив­шей­ся в со­вре­мен­ном об­ще­стве со­ци­аль­ной струк­ту­ры.

 

П. С. Гу­ре­вич

Опи­ра­ясь на со­дер­жа­ние тек­ста, зна­ния курса и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, ука­жи­те три любые черты (осо­бен­но­сти) мас­со­вой куль­ту­ры как «ин­ду­стрии со­зна­ния».

4.  
i

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Мас­со­вая куль­ту­ра... от­вле­ка­ет людей от ре­аль­ной жизни, пи­та­ет их вы­мыш­лен­ны­ми кар­ти­на­ми, по­гру­жа­ет об­ще­ство в ле­тар­ги­че­ский сон. Мно­гие со­ци­аль­ные кри­ти­ки при­зы­ва­ют осо­знать па­губ­ную роль мас­со­вой куль­ту­ры и вне­сти кор­рек­ти­вы в её прак­ти­ку.

Куль­тур­фи­ло­со­фы пишут о том, что мас­со­вая куль­ту­ра при­ве­ла к раз­ру­ше­нию лич­но­сти. Лю­бовь изоб­ра­жа­ет­ся стан­дарт­ны­ми спо­со­ба­ми: из­би­тые слова, тра­фа­рет­ные сцены... бес­ко­неч­но много убийств и на­си­лия. Язык мно­гих на­ро­дов ста­но­вит­ся всё гру­бее и при­ми­тив­нее... Че­ло­век стал по­жи­вой ма­ни­пу­ля­ции, он це­ли­ком опу­тан клей­ки­ми грёзами мас­со­вой куль­ту­ры. На­ста­ла пора ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния мас­со­вым со­зна­ни­ем, когда можно ди­ри­жи­ро­вать модой, до­су­гом и по­ве­де­ни­ем людей.

Од­на­ко в осмыс­ле­нии мас­со­вой куль­ту­ры опре­де­ли­лась и дру­гая тен­ден­ция... Ис­сле­до­ва­те­ли также от­ме­ча­ют, что мас­со­вая куль­ту­ра вы­пол­ня­ет в опре­делённом смыс­ле даже по­лез­ную пси­хо­те­ра­пев­ти­че­скую функ­цию в об­ще­стве. Огром­ные пси­хо­ло­ги­че­ские на­груз­ки, ко­то­рые па­да­ют се­год­ня на каж­до­го че­ло­ве­ка, вы­зы­ва­ют у него по­треб­ность от­влечь­ся от ре­аль­но­сти, осво­бо­дить­ся от стрес­сов. И здесь мас­со­вая куль­ту­ра ока­зы­ва­ет­ся не­за­ме­ни­мой.

В усло­ви­ях тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства по­ве­де­ние че­ло­ве­ка ре­гу­ли­ро­ва­лось в ос­нов­ном дей­стви­ем сти­хий­ных эко­но­ми­че­ских сил и тра­ди­ций, а не пря­мым дав­ле­ни­ем со сто­ро­ны со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, ко­то­рые пре­ду­мыш­лен­но стре­ми­лись бы про­ник­нуть в эмо­ци­о­наль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский мир че­ло­ве­ка... В со­вре­мен­ном об­ще­стве воз­ни­ка­ет по­треб­ность в пря­мом ре­гу­ли­ро­ва­нии по­ве­де­ния людей. Мас­со­вое со­зна­ние на­чи­на­ет под­вер­гать­ся всё более мощ­ной и це­ле­на­прав­лен­ной об­ра­бот­ке, при­ни­ма­ю­щей «ин­ду­стри­аль­ные формы». Се­год­ня не обой­тись без развёрну­той «ин­ду­стрии со­зна­ния», цель ко­то­рой за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы до­бить­ся уни­фи­ка­ции ду­хов­ной жизни, стан­дар­ти­за­ции ин­тел­лек­ту­аль­ных ре­ак­ций, дабы удер­жать­ся в рам­ках услож­нив­шей­ся в со­вре­мен­ном об­ще­стве со­ци­аль­ной струк­ту­ры.

 

П. С. Гу­ре­вич

Опи­ра­ясь на со­дер­жа­ние тек­ста, опре­де­ли­те, какие три объ­ек­тив­ных фак­то­ра спо­соб­ству­ют рас­ши­ре­нию вли­я­ния мас­со­вой куль­ту­ры в со­вре­мен­ном об­ще­стве.

5.  
i

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния,

1)  рас­крой­те смысл по­ня­тия «фак­то­ры про­из­вод­ства»;

2)  со­ставь­те два пред­ло­же­ния:

− одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об ос­нов­ных фак­то­рах про­из­вод­ства;

− одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность лю­бо­го фак­то­ра про­из­вод­ства.

 

Пред­ло­же­ния долж­ны быть рас­про­странёнными и со­дер­жа­щи­ми кор­рект­ную ин­фор­ма­цию о со­от­вет­ству­ю­щих ас­пек­тах по­ня­тия.

6.  
i

На­зо­ви­те любые три кри­те­рия, опре­де­ля­ю­щих со­ци­аль­ное по­ло­же­ние че­ло­ве­ка, его при­над­леж­ность к той или иной стра­те, и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из них при­ме­ром. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

7.  
i

Фран­цуз­ский фи­ло­соф Ш. Мон­те­с­кьё писал: «Если власть за­ко­но­да­тель­ная и ис­пол­ни­тель­ная будет со­еди­не­на в одном лице или учре­жде­нии, то сво­бо­ды не будет, так как можно опа­сать­ся, что этот мо­нарх или сенат ста­нет со­зда­вать ти­ра­ни­че­ские за­ко­ны для того,к чтобы так же ти­ра­ни­че­ски их при­ме­нять». Какой прин­цип пра­во­во­го го­су­дар­ства вы­дви­нул фи­ло­соф? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те любые дру­гие два прин­ци­па пра­во­во­го го­су­дар­ства.

8.  
i

Пред­ставь­те, что Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по опре­делённой теме. Вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Вам не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить до­клад по теме «Граж­да­нин как субъ­ект по­ли­ти­ки».

Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему «Граж­да­нин как субъ­ект по­ли­ти­ки». Слож­ный план дол­жен со­дер­жать не менее трёх не­по­сред­ствен­но рас­кры­ва­ю­щих тему по су­ще­ству пунк­тов, де­та­ли­зи­ро­ван­ных в под­пунк­тах. Ко­ли­че­ство под­пунк­тов каж­до­го де­та­ли­зи­ро­ван­но­го пунк­та долж­но быть не менее трёх, за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда с точки зре­ния об­ще­ствен­ных наук воз­мож­ны толь­ко два под­пунк­та.

9.  
i

Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний и на его ос­но­ве на­пи­ши­те мини-со­чи­не­ние.

Сфор­му­ли­руй­те по сво­е­му усмот­ре­нию одну или не­сколь­ко ос­нов­ных идей за­тро­ну­той ав­то­ром темы и рас­крой­те её (их) с опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния.

Для рас­кры­тия сфор­му­ли­ро­ван­ной(-ых) Вами ос­нов­ной(-ых) идеи(-й) при­ве­ди­те рас­суж­де­ния и вы­во­ды, ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния (со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния).

Для ил­лю­стра­ции сфор­му­ли­ро­ван­ных Вами ос­нов­ной(-ых) идеи(-й), тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний, рас­суж­де­ний и вы­во­дов при­ве­ди­те не менее двух со­ци­аль­ных фак­тов/при­ме­ров из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков (об­ще­ствен­ной жизни (в том числе по со­об­ще­ни­ям СМИ), лич­но­го со­ци­аль­но­го опыта (вклю­чая в том числе про­чи­тан­ные книги, про­смот­рен­ные ки­но­филь­мы), из раз­лич­ных учеб­ных пред­ме­тов.

Каж­дый при­во­ди­мый факт/при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто и под­твер­ждать обо­зна­чен­ную ос­нов­ную идею, тео­ре­ти­че­ское по­ло­же­ние, рас­суж­де­ние или вывод/ быть с ними явно свя­зан. По сво­е­му со­дер­жа­нию при­ме­ры не долж­ны быть од­но­тип­ны­ми (не долж­ны дуб­ли­ро­вать друг друга).

 

29.1 Фи­ло­со­фия: «Раз­ви­тие об­ще­ства  — про­грес­сив­ный про­цесс, вклю­ча­ю­щий в себя мно­го­об­ра­зие куль­тур и ис­то­ри­че­ских эпох». (И. Гер­дер)

29.2 Эко­но­ми­ка:«Луч­шим по­дар­ком для наших кон­ку­рен­тов будет при­ня­тие не­вер­ных ре­ше­ний о приёме на ра­бо­ту». (Д. При­чард)

29.3 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Про­яв­ле­ни­ем не­до­стат­ков со­ци­а­ли­за­ции яв­ля­ет­ся от­кло­ня­ю­ще­е­ся (де­ви­ант­ное) по­ве­де­ние». (С. С. Алек­се­ев)

29.4 По­ли­то­ло­гия: «Можно об­ма­ны­вать часть на­ро­да всё время и весь народ не­ко­то­рое время, но нель­зя об­ма­ны­вать весь народ всё время». (А. Лин­кольн)

29.5 Пра­во­ве­де­ние: «Суд тво­рит­ся на ос­но­ва­нии твёрдых пра­вил, а не бес­по­ря­доч­но и при­страст­но». (Ч. Бек­ка­риа)